Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский коммунизм и революция






Роль Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство. Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа. В этом оригинальность его физиономии. Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике. Только такие люди успевают и побеждают. Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистический аскетизм с хитростью, почти с коварством. В Ленине не было ничего от революционной богемы, которой он терпеть не мог. В этом он противоположен таким людям, как Троцкий или Мартов, лидер левого крыла меньшевиков.

В своей личной жизни Ленин любил порядок и дисциплину, был хороший семьянин, любил сидеть дома и работать, не любил бесконечных споров в кафе, к которым имела такую склонность русская радикальная интеллигенция. В нем не было ничего анархического, и он терпеть не мог анархизма, реакционный характер которого он всегда изобличал. Он терпеть не мог революционной романтики и революционного фразерства. Будучи председателем совета народных комиссаров, вождем советской России, он постоянно изобличал эти черты в коммунистической среде. Он громил коммунистическое чванство и коммунистическое вранье. Он восставал против «детской болезни левизны» в коммунистической партии. В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов. Он призывает к элементарным вещам, к труду, к дисциплине, к ответственности, к знанию и к учению, к положительному строительству, а не к одному разрушению, он громит революционное фразерство, обличает анархические наклонности, он совершает настоящие заклинания над бездной. И он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем. В этом есть черта сходства с Петром.

Целью Ленина, которую он преследовал с необычайной последовательностью, было создание сильной партии, представляющей хорошо организованное и железно-дисциплинированное меньшинство, опирающееся на цельное революционно-марксистское миросозерцание. Партия должна иметь доктрину, в которой ничего нельзя изменить, и она должна готовить диктатуру над всей полнотой жизни. Сама организация партии, крайне централизованная, была уже диктатурой в малых размерах. Каждый член партии был подчинен этой диктатуре центра. Большевистская партия, которую в течение многих лет создавал Ленин, должна была дать образец грядущей организации всей России. И Россия действительно была организована по образцу организации большевистской партии. Вся Россия, весь русский народ оказался подчиненным не только диктатуре коммунистической партии, ее центральному органу, но и доктрине коммунистического диктатора в своей мысли и своей совести. Ленин отрицал свободу внутри партии, и это отрицание свободы было перенесено на всю Россию. Ленин мог начертать план организации коммунистического государства и осуществить его. Как это парадоксально ни звучит, но большевизм есть третье явление русской великодержавности, русского империализма, – первым явлением было московское царство, вторым явлением петровская империя. Большевизм – за сильное, централизованное государство. Произошло соединение воли к социальной правде с волей к государственному могуществу, и вторая воля оказалась сильнее. Большевизм вошел в русскую жизнь, как в высшей степени милитаризованная сила. Но старое русское государство всегда было милитаризованным. Проблема власти была основной у Ленина и у всех следовавших за ним. Это отличало большевиков от всех других революционеров И они создали полицейское государство, по способам управления очень похожее на старое русское государство. Но организовать власть, подчинить себе рабоче-крестьянские массы нельзя одной силой оружия, чистым насилием. Нужна целостная доктрина, целостное миросозерцание, нужны скрепляющие символы. В Московском царстве и в империи народ держался единством религиозных верований. Новая единая вера для народных масс должна быть выражена в элементарных символах. По-русски трансформированный марксизм оказался для этого вполне пригодным. Ленин всегда был антиэволюционистом и в сущности был и антидемократом, что сказалось на молодой коммунистической философии. Будучи материалистом, Ленин совсем не был релятивистом и ненавидел релятивизм и скептицизм, как порождение буржуазного духа. Ленин – абсолютист, он верит в абсолютную истину. Материализму очень трудно построить теорию познания, допускающую абсолютную истину, но Ленина это не беспокоит. Его невероятная наивность в философии определяется его целостной революционной волей. Абсолютную истину утверждает не познание, не мышление, а напряженная революционная воля. И он хочет подобрать людей этой напряженной революционной воли. Тоталитарный марксизм, диалектический марксизм есть абсолютная истина. Эта абсолютная истина есть орудие революции и организации диктатуры. Но учение, обосновывающее тоталитарную доктрину, охватывающую всю полноту жизни – не только политику и экономику, но и мысль, и сознание, и все творчество культуры – может быть лишь предметом веры.

Вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм. В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера. Все эти черты всегда были свойственны русской революционной и даже просто радикальной интеллигенции. Если остатки старой интеллигенции, не примкнувшей к большевизму, не узнали своих собственных черт в тех, против кого они восстали, то это историческая аберрация, потеря памяти от эмоциональной реакции. Старая революционная интеллигенция просто не думала о том, какой она будет, когда получит власть, она привыкла воспринимать себя безвластной и угнетенной, и властность и угнетательство показалось ей порождением совершенно другого, чуждого ей типа, в то время как то было и их порождением. В этом парадокс исхода русской интеллигенции, ее трансформирования после победоносной революции. Часть ее превратилась в коммунистов и приспособила свою психику к новым условиям, другая же часть ее не приняла социалистической революции, забыв свое прошлое. Новый душевный тип, призванный к господству в революции, поставляется из рабоче-крестьянской среды, он прошел через дисциплину военную и партийную. Новые люди, пришедшие снизу, были чужды традициям русской культуры, их отцы и деды были безграмотны, лишены всякой культуры и жили исключительно верой. Народ в прошлом чувствовал неправду социального строя, основанного на угнетении и эксплуатации трудящихся, но он кротко и смиренно нес свою страдальческую долю. Но наступил час, когда он не пожелал больше терпеть, и весь строй души народной перевернулся. Это типический процесс. Кротость и смиренность может перейти в свирепость и разъяренность. Ленин не мог бы осуществить своего плана революции и захвата власти без переворота в душе народа. Переворот этот был так велик, что народ, живший иррациональными верованиями и покорный иррациональной судьбе, вдруг почти помешался на рационализации всей жизни, поверил в возможность рационализации без всякого иррационального остатка, поверил в машину вместо Бога. Русский народ из периода теллурического, когда он жил под мистической властью земли, перешел в период технический, когда он поверил во всемогущество машины и по старому инстинкту стал относиться к машине как к тотему. Такие переключения возможны в душе народа.

Характер русской революции был таков, она произошла в столь своеобразных условиях, что идеологически ей мог соответствовать лишь очень трансформированный марксизм и именно в сторону противоположную детерминизму. Марксизмом пользовались, чтобы доказать невозможность в России пролетарской социалистической революции. Если действительно экономика детерминирует весь социальный процесс, то в экономически отсталой России нужно еще ждать развития капиталистической индустрии и можно рассчитывать лишь на буржуазную, а не пролетарскую революцию. Таков голос социалистического детерминизма. Но русская революция пошла путем, свидетельствующим о том, что не все детерминировано экономикой. И вот в советской России появилась новая философия марксизма-ленинизма. Она продолжает считать себя марксистской философией, но марксистской философией эпохи пролетарских революций. Маркс жил еще в недрах буржуазного капиталистического общества, в котором действительно все было детерминировано экономикой и не раскрывалась свобода. Но Маркс и Энгельс учили, что произойдет скачек из царства необходимости в царство свободы и только тогда начнется настоящая история, в которой человек – социальный, конечно, человек – не будет детерминирован экономикой, но будет сам детерминировать экономику. Для русских коммунистов это время наступило, таково их самочувствие. Они сознали себя уже в царстве свободы, они не в капиталистическом мире, они в стихии пролетарских революций, которой еще не знал Маркс. И они не определяются экономикой, не зависят от необходимости капиталистического развития, они сами своей революционной активностью определяют, как хотят, экономику. Они чувствуют в себе силу революционной активностью изменить не только Россию, но и весь мир. И молодая советская философия пытается дать новое истолкование диалектическому материализму. Основной категорией для нее является категория самодвижения.

Источник движения лежит внутри, а не в толчке извне, идущем от внешней среды, как думает механический материализм. Материи присуща настоящая свобода, в ее недрах есть источник активности, изменяющей среду. На материю переносятся свойства духа – свобода, активность, разум, т. е. происходит спиритуализация материи. В советской философской и социалистической литературе постоянно повторяется, что главное не «производительные силы», т. е. экономическое развитие, а «производственные отношения», т. е. борьба классов и революционная активность пролетариата. Революционная активность пролетариата есть самодвижение, она не зависит от среды, от экономики, она переделывает среду и определяет по-своему экономику. Хотят построить философию активизма, для которой материализм механический и экономический очень неблагоприятны. Философия активизма – прометеевская, титаническая философия – есть, конечно, философия духа, а не философия материалистическая. Но о духе запрещено говорить в советской философии, материализм остается священным символом. Поэтому материи нужно придать характер активного духа, что и пытаются сделать, насилуя логику и философскую терминологию. Материализм незаметно превратился в своеобразный идеализм и спиритуализм. Уже у самого Маркса, особенно раннего Маркса, как мы уже говорили, учение об иллюзиях овеществления людей в капитализме давало основание для такого обращения. Диалектический материализм есть нелепое словосочетание. Материи, состоящей из столкновения атомов, не может быть присуща диалектика. Диалектика предполагает существование Логоса, смысла, раскрывающегося в диалектическом развитии, диалектика может быть присуща лишь мысли и духу, а не материи. Диалектический материализм принужден верить в Логос самой материи, в смысл раскрывающийся в развитии материальных производительных сил, т. е. в рациональность иррациональных процессов. Советская философия есть государственная ортодоксальная философия, она обличает и отлучает еретиков. Ортодоксия заключается в утверждении диалектического материализма, генеральной линии в философии. Ереси являются или утверждением материи с исчезновением диалектики, или утверждением диалектики с исчезновением материи.

Нужно утверждать диалектику, которая, продолжая утверждать материализм, и есть революционная, актуалистическая философия. Логически это невозможно, но психологически это необходимо. Ортодоксальный диалектический материализм, признающий возможность самодвижения, свободы революционного пролетариата, декретирован центральным комитетом коммунистической партии. Таково свойство диктатуры миросозерцания и основанного на ней авторитарного строя. Советская философия есть философия социального титанизма. Титаном является в ней не индивидуум, а социальный коллектив. Он всемогущ. Для него не обязательны даже законы природы, неизменность которых объявляется достоянием буржуазной науки и философии. Советская философия противоположна просветительному материализму XVIII века. Все определяется для нее не просветлением мысли, не светом разума, а экзальтацией воли, революционной титанической воли. Философия должна не познавать только мир, но переделать мир, создавать новый мир. Выделение теоретической мысли в особую сферу, создание касты ученых и академиков есть достояние буржуазного мира. Теоретический разум должен быть соединен с практическим разумом. Философская работа должна быть соединена с трудом, с социальным строительством, должна его обслуживать. Советская философия входит в пятилетний план. Истина, и при том абсолютная истина, познается лишь в активности, в борьбе, в труде.

Философия титанизма предполагает изменение в понимании свободы. Марксизм-ленинизм, или диалектический материализм эпохи пролетарских революций, соответствует новому пониманию свободы. И действительно коммунистическое понимание свободы очень отличается от обычных пониманий. Поэтому русские коммунисты искренно возмущаются, когда им говорят, что в советской России нет свободы. Рассказывают такой случай. Один советский молодой человек приехал на несколько месяцев во Францию, чтобы вернуться потом обратно в советскую Россию. К концу его пребывания его спросили, какое у него осталось впечатление от Франции. Он ответил: «В этой стране нет свободы». Его собеседник с удивлением ему возражает: «Что вы говорите, Франция – страна свободы, каждый свободен думать, что хочет, и делать, что хочет, это у вас нет никакой свободы». Тогда молодой человек изложил свое понимание свободы: во Франции нет свободы, и советский молодой человек в ней задыхался потому, что в ней невозможно изменять жизнь, строить новую жизнь; так называемая свобода в ней такова, что все остается неизменным, каждый день похож на предшествующий, можно свергать каждую неделю министерства, но ничего от этого не меняется. Поэтому человеку, приехавшему из России, во Франции скучно. В советской же, коммунистической России есть настоящая свобода, потому что каждый день можно изменять жизнь России и даже всего мира, можно все перестраивать, один день не походит на другой. Каждый молодой человек чувствует себя строителем нового мира.

Мир стал пластичен, и из него можно лепить новые формы. Именно это более всего соблазняет молодежь. Каждый себя чувствует участником общего дела, имеющего мировое значение. Жизнь поглощена не борьбой за свое собственное существование, а борьбой за переустройство мира. Тут свобода понимается не как свобода выбора, не как свобода повернуть направо или налево, а как активное изменение жизни, как акт, совершаемый не индивидуальным, а социальным человеком, после того, как выбор сделан. Свобода выбора раздваивает и ослабляет энергию. Настоящая созидательная свобода наступает после того, как выбор сделан и человек движется в определенном направлении. Только такая свобода, свобода коллективного строительства жизни в генеральной линии коммунистической партии, и признается в советской России. Именно эта свобода оказывается актуальной и революционной. Французская свобода консервативна, она мешает социальному переустройству общества, она свелась к тому, что каждый хочет, чтобы его оставили в покое. Свободу нужно, конечно, понимать и как творческую энергию, как акт изменяющий мир. Но если исключительно так понимать свободу и не видеть того, что внутренне предшествует такому акту, такой реализации творческой энергии, то неизбежно – отрицание свободы совести, свободы мысли. И мы видим, что в русском коммунистическом царстве совершенно отрицается свобода совести и мысли. Понятие свободы относится исключительно к коллективному, а не личному сознанию. Личность не имеет свободы по отношению к социальному коллективу, она не имеет личной совести и личного сознания. Для личности свобода заключается в исключительной ее приспособленности к коллективу. Но личность, приспособившаяся и слившаяся с коллективом, получает огромную свободу в отношении ко всему остальному миру. Свобода совести – и прежде всего религиозной совести – предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает. á Для коммунизмаñ царство кесаря и царство Божье совпадают и отожествляются. Поэтому в коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Революционная коммунистическая мораль неизбежно оказывается беспощадной к живому конкретному человеку, к ближнему. Индивидуальный человек рассматривается как кирпич, нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство.

В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с христианством понимание жизни каждого человека как служения сверхличной цели, как служения не себе, а великому целому. Но эта верная идея искажается отрицанием самостоятельной ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее духовной свободы. В коммунизме есть также верная идея, что человек призван в соединении с другими людьми регулировать и организовывать социальную и космическую жизнь. Но в русском коммунизме эта идея, нашедшая себе самое радикальное выражение у христианского мыслителя Н. Федорова, приняла почти маниакальные формы и превращает человека в орудие и средство революции. Все эти извращения определяются не столько социально-экономической системой коммунизма, сколько его ложным духом. Свобода духа отрицается не экономикой, которая бессильна в отношении к духу, а духом же, духом, враждебным свободе. Воинствующий духоборческий материализм коммунизма есть явление духа, а не материи, есть ложная направленность духа. Коммунистическая экономика сама по себе может быть нейтральна. Это коммунистическая религия, а не экономика, враждебна христианству, духу, свободе. Правда и ложь так перемешены в коммунизме именно потому, что коммунизм есть не только социальный феномен, но и феномен духовный. В идее бесклассового, трудового общества, в котором каждый работает для других и для всех, для сверхличной цели, не заключается отрицания Бога, духа, свободы и даже наоборот, эта идея более согласна с христианством, чем идея, на которой основано буржуазное капиталистическое общество. Но соединение этой идеи с ложным миросозерцанием, отрицающим дух и свободу, ведет к роковым результатам. Именно религиозный характер коммунизма, именно религия коммунизма и делает его антирелигиозным и антихристианским. Коммунистическое общество и государство претендуют быть тоталитарными. Но это и есть основная ложь. Тоталитарным может быть лишь царство Божье, царство кесаря всегда частично. Весь мир идет к ликвидации старых капиталистических обществ, к преодолению духа, их вдохновлявшего. Движение к социализму – к социализму понимаемому в широком, не доктринерском смысле – есть мировое явление. Этот мировой перелом к новому обществу, образ которого еще не ясен, совершается через переходные стадии. Такой переходной стадией является то, что называют связанным, регулированным, государственным капитализмом. Это тяжелый процесс, сопровождающийся абсолютизацией государства. В советской России этой стадии, которая не есть еще социализм, очень благоприятствуют старые традиции абсолютного государства. В том, что происходит в советской России, есть много элементарного, элементарного цивилизирования рабоче-крестьянских масс, выходящих из состояния безграмотности. В этом нет ничего специфически коммунистического. Но процесс цивилизирования совершается через замену для масс символики религиозно-христианской символикой марксистско-коммунистической. Ненормальным, болезненным является то, что приобщение масс к цивилизации происходит при совершенном разгроме старой русской интеллигенции. Революция, о которой интеллигенция всегда мечтала, оказалась для нее концом. Это определилось древним расколом русской истории, вековым расколом интеллигенции и народа, а также бессовестной демагогией, через которую победили русские коммунисты. Но это привело к тому, что оказался страшный недостаток интеллигентских сил. Русский коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды, русской идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы. Но русский коммунизм более связан с русскими традициями, чем это обычно о нем думают, традициями не только хорошими, но и очень плохими.

 


[1] Характеристику исторических типов культуры смотрите также в таблице в конце статьи.

 

[2] Крон – всепоглощающее время (хронос время).

[3] Зевс – римский Юпитер.

[4] Богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага.

[5] Великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы – Церерой.

[6] У римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.

[7] У римлян греческим богиням Гере, Артемиде, Афродите и Афине соответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва.

[8] У римлян – Вулкан.

[9] У римлян – грации.

[10] У римлян парки.

[11] У римлян – Фортуна.

[12] Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а «загробную жизнь» – несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида.

[13] Отсюда выражение: «кануло в Лету», т. е. забыто навсегда.

[14] Асфодел – дикий тюльпан.

[15] Иначе – Цербер.

[16] Аполлон – один из древнейших богов Греции. В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее. Во всем древнем мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания.

[17] Древнегреческий струнный музыкальный инструмент, подобный лире.

[18] Богиня памяти.

[19] Афина (у римлян Минерва) – одна из наиболее почитаемых богинь Греции. Афина – хранительница городов. С ростом греческой культуры Афина стала также и покровительницей науки.

[20] Гермес (у римлян Меркурий) – один из древнейших богов Греции; был первоначально богом – покровителем стад, его изображали иногда с бараном на руках. В гомеровском эпосе Гермес прежде всего посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Гермес – покровитель путешественников, торговли. Кроме того, покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики. Позднее – бог магии и астрологии.

[21] Арес (у римлян Марс) – бог войны, несущий гибель и разрушение, древнегреческий идеал храброго воина. Он сравнительно с другими богами Греции пользовался меньшим почетом. Это сказывается и в том, что сам бог Зевс, по словам греков, недолюбливает своего сына Ареса, постоянно затевающего раздоры, губящего людей и радующегося, когда во время битвы рекой льется людская кровь.

[22] Афродита (у римлян Венера) – первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, повидимому, и богиней моря. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог войны Арес – муж Афродиты. Бог любви Эрот (Амур) – ее сын.

[23] Бог страстной любви

[24] Гефест (у римлян Вулкан) – первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

[25] Менады – спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады – то же, что и вакханки.

[26] Тирс – палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

[27] Тимпан – ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

[28] Миф о том, как Прометей был прикован по повелению Зевса к скале, изложен по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Эсхил рассказывает о том, как Зевс, правящий всем миром в качестве жестокого тирана, наказывает восставшего против него титана Прометея. Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму; этим Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников – олимпийских богов. Но главная вина Прометея та, что он не хочет открыть Зевсу тайну, от кого родится у Зевса сын, который будет могущественнее его и свергнет его с престола.

[29] Ахилл

[30] Геракл (у римлян Геркулес) – величайший герой Греции. Первоначально он считался солнечным богом, разящим своими не знающими промаха стрелами все темное и злое, богом, исцеляющим и посылающим болезни. Он имел много общего с богом Аполлоном. Но Геракл – бог и герой, встречающийся не только у греков; подобных героев-богов мы знаем много. Эти герои ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали, подобно Гераклу. Поэты всех времен постоянно пользовались мифами о Геракле; их внимание привлекали подвиги и страдания, которые выпали на долю Геракла. В звездную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским названием Геркулеса) на небе, так как его именем называется одно из созвездий, а рядом с созвездием Геркулеса мы видим созвездие Гидры, той чудовищной многоголовой гидры, которую убил Геракл.

[31] Город на берегу Арголийского залива в Арголиде.

[32] Область на северо-западе Пелопоннеса.

[33] Олимпийские игры – важнейшее из общегреческих празднеств, во время которого объявлялся во всей Греции всеобщий мир. За несколько месяцев до игр по всей Греции и греческим колониям рассылались послы, приглашавшие на игры в Олимпию. Игры справлялись раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также в беге колесниц. Победители на играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почетом. Греки вели летосчисление по олимпийским играм, считая первыми происходившие в 776 г. до н..э. Существовали олимпийские игры до 393 г. н. э., когда они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Через 30 лет император Феодосии II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили олимпийские игры. Они обратились в развалины и постепенно были занесены песком реки Алфея. Только раскопки, производившиеся на месте Олимпии в XIX в. н. э., главным образом с 1875 и по 1881 г., дали нам возможность получить точное представление о былой Олимпии и об олимпийских играх.

[34] Мыс, южная оконечность Пелопоннеса.

[35] Миф о Дедале и Икаре указывает на то, что уже в глубокой древности люди стали думать о том, как овладеть способом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Характерно, что величайшим достижением мифического художника Дедала считались не его статуи и воздвигнутые им здания, а именно сделанные им крылья. Миф о Дедале создался в Афинах – важнейшем центре торговли, промышленности, искусства и науки древней Греции.

[36] Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросоми берегомМалой Азии.

[37] Тесей – величайший герой Афин, имеющий много общего с Гераклом. Тесей – герой военно-родовой аристократии, а затем герой правящей афинской аристократии землевладельцев, которая приписывала создание всего древнего государственного строя Афин Тесею. Ему приписывалось прежде всего разделение населения на три класса: «эвпатридов», или благородных, «геоморов», или земледельцев, и «демиургов», или ремесленников, и предоставление исключительного права на замещение должностей одним благородным. Рассказывали, что во время Марафонской битвы (490 г. до н.э.), в которой греки одержали победу над персами, многие афиняне якобы видели Тесея в шлеме с копьем и щитом, идущего впереди боевого строя афинян.

[38] Тэнар (теперь мыс Матапан) находится на юге Пелопоннеса.

[39] Горы в Средней Греции, между Аттикой и Беотией.

[40] á Конфликт между Антигоной и Креонтом лег в основу драмы Софокла «Антигона».ñ

[41] á Представление о происхождении рода от растения или животного называется тотемизмом. Иногда тотемизм рассматривается как вид фетишизма, иногда – как самостоятельный тип первобытного мировоззрения.ñ

[42] á Преанимизм буквально означает «пред-анимизм».ñ

[43] á Дэ – проявление дао в определенной вещи; «душа», или закон, вещи.ñ

[44] á Ян и инь – две противоположеные силы, формирующие все сущее; ян – светлое, мужское начало, инь – темное, женское.ñ

[45] á Третьим началом является «ци» – мельчайшая телесная частица, в которой овеществляется дао. Ци наполнена либо силой ян, либо силой инь.ñ

[46] á Принцип меры («золотой середины») пронизывает не только учение Конфуция, но и всю китайскую культуру.ñ

[47] á Термином «уважительность» в тексте передается ключевая в конфуцианском учении о морали категория «жень». Эту категорию обычно переводят словом «человеколюбие», что, на наш взгляд, не очень правильно. Человеколюбие обычно понимается в ракурсе христианского учения о любви. Понимаемое так, оно предъявляет обладающему им человеку гораздо большие требования, чем китайское «жень». Требование не делать другому зла (так Конфуций поясняет «жень») выражает смысл всего лишь уважения, а не любви.ñ

[48] á Здесь еще раз видно, что конфуцианское «жень» не предполагает любви, поскольку любовь требовала бы отвечать на зло прощением, а не наказанием (справедливостью).ñ

[49] á Дао – религиозно-философская категория в китайской культуре, означающая мировой порядок, волю божественного неба.ñ

[50] á Т.е. от императора.ñ

[51] á Т.е. каждый должен выполнять функцию, отведенную ему в установленном общественном порядке. Осознание этой функции и возведение ее в привычку осуществляется посредством ритуала.ñ

[52] á Порядок в государстве устанавливается и поддерживается словом. Если слова (имена) перестают соответствовать сути того, что они обозначают, то становятся бессильными. Поэтому, если такое несоответствие обнаружилось, имена надо исправить.ñ

[53] á Брахман – божественное духовное начало, разлитое в природе.ñ

[54] á Атман – сущность чего-либо; проявление Брахмана в виде мировой формообразующей силы, «души» отдельных вещей и мира; также индивидуализация Брахмана в человеке. Иногда тождественен Брахману.ñ

[55] á Прошедшее, настоящее, будущее.ñ

[56] á Индра – один из верховных древнеиндийских богов, бог грома и молнии.ñ

[57] á Иногда произносят «Ом».ñ

[58] á Этот текст входит в состав одной из упанишад. В основе «Сказания о Начикете» лежит легенда о набожном священнике – брахмане, который отправил в качестве жертвы своего сына (Начикету) богу смерти Яме. Яма поучает Начикету.ñ

[59] á Т.е. под власть смерти.ñ

[60] á Здесь атман понимается как индивидуализация Брахмана в человеке, как человеческая душа.ñ

[61] á Брахманы и кшатрии – высшие касты (каста жрецов и каста воинов).ñ

[62] á Самсара – круговорот жизни и смерти, в котором душа перевоплощается из одного тела в другое. Мысль о необходомости выхода из самсары получит развитие в буддизме.ñ

[63] á Друджевцы – приверженцы Друджа. Друдж – отрицательная сила мироздания, ложь, несправедливость.ñ

[64] á Артовцы – приверженцы Арты. Арта (Аша) – мировой порядок, правда, справедливость.ñ

[65] Прообраз свободного выбора между Добром и Злом, который в жизни делает человек.

[66] á Дэвы – силы зла; злые боги или демоны. Противостоят ахурам – силам добра.ñ

[67] á Армайти – богиня благочестия и мирной пастушеской жизни.ñ

[68] Т.е. в Ад.

[69] Душа Быка – божество-покровитель стад, с которым «воссоединяются» души всех быков и коров, закланных при жертвоприношении. á Это представление имеет корни в тотемизме.ñ

[70] á Айшма – сила разнузданности и буйства, противопоставляемая набожному Послушанию, проявляющаяся в основном в набегах кочевников и связанными с этими набегами бедствиями.ñ

[71] á Ахуры – силы добра; добрые боги или демоны. Противостоят дэвам.ñ

[72] á Зороастризм запрещает сжигать покойников, т. к. это оскверняло бы огонь – священную стихию Ахура-Мазды.ñ

[73] Названы три ступени Парадиза (Рая) – Хумат-Парадиз, Хухт-Парадиз и Хваршт-Парадиз, которые вместе с упоминаемым в конце строфы Домом Хвалы соответствуют четырём сферам мироздания в зороастрийской космологии – сфере звезд, сфере Луны, сфере Солнца и царству «бесконечного света» Ахура-Мазды. Точно так же четырем сферам мироздания соответствуют (противопоставляются) и четыре ступени ада, упоминаемые в á рассказе о грешной душеñ.

[74] Т. е. в Доме Хвалы.

[75] á Т.е. наиболее качественного масла.ñ

[76] á Учение о сотворении мира называется космогонией.ñ Разные теологические á (религиозные)ñ центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов – созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех богословских концепций являлась только идея об Изначальном Хаосе. Локальные божества – покровители городов или номов – считались творцами мира только в пределах своих культовых центров; каждый из таких богов обычно отождествлялся с каким-либо богом, почитаемым во всей стране.

á В тексте приводится сказание, возникшее в Гелиополе.ñ Политическим центром государства Гелиополь никогда не был, однако имел значение важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных á солнечныхñ богов. Космогоническая версия Гелиополя была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона – особенно популярными во всей стране.

[77] В оригинале текст построен на созвучии имён «Шу» и «Тефнут» и соответственно слов «выплюнуть» и «изрыгнуть» – мотив творения Словом.

[78] Характерный пример отождествления богов: Тефнут, богиня влаги, в данным случае отождествляется с богиней правды и мирового порядка Маат.

[79] Ка – «двойник», одна из пяти «душ»-сущностей человека или бога. Подробно см. в гл. «Души» египтянина.

[80] á Египтяне отождествляли разных богов, считали их ипостасями друг друга. Бог Атум отождествлялся с богом Ра (первоначально – богом Солнца). Ра-Атум – бог Солнца, Творец, Владыка, повелитель богов, мира, людей, Всего Сущего.ñ

[81] á Дуат – подземное Царство мертвых.ñ

[82] á Тот – бог луны, мудрости и письма. Часто изображался в виде человека с головой птицы ибиса. По функциям подобен греческому Гермесу.ñ

[83] á Танис – город в Дельте Нила.ñ

[84] á Анубис – один из богов Царства мертвых. Изображался в виде человека с головой шакала.ñ

[85] á По-видимому, Око Хора, воскреснув, получило такую же магическую силу, как и Солнечное Око (Око Ра); иногда у египтян отождествлялось с Солнечным Оком. Око Хора получило также название «Око Уаджет». «Уаджет» значит Зеленое, т.е. воскресшее после смерти (как природа весной).ñ

[86] á Египтяне понимали воскрешение не как возвращение к земной жизни, а как получение возможности активного существования в Дуате – Царстве мертвых.ñ

[87] Уннефер – «Существо прекрасное» – наиболее распространенный эпитет Осириса, от которого, в частности, произошло имя Онуфрий.

[88] Т. е. людей – «скот Ра».

[89] Картуш – замкнутая овалообразная линия, которой при письме обводили имя фараона; по-видимому, одно из назначений картуша было – защитить имя фараона от злых сих. Предполагается, что первоначально картуши были круглыми и символизировали Солнце.

[90] Созвучие имён богов было одной их самых частых причин их отождествления.

[91] Интересное предположение высказывает А. Большаков: как реально существующий «двойник» человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий» в сознании других людей; произнесённое же имя как раз и оживляет образ в памяти. «Складывается впечатление, что у каждого человека, у каждого неживого предмета есть свой Ка; в таком случае рядом с миром, в котором живут люди, существует мир Ка, являющийся его точной и полной копией, мир-двойник – картина захватывающая, приближающаяся по существу к философской системе Платона». (Большаков А. О. Представление о двойнике в Египте Старого царства//Вестник древней истории. 1987. № 2. С. 3–36.)

[92] В некоторых современных арабских деревнях до сих пор сохранился обычай: в доме, где умер человек, ставить на окно кувшин с водой (чтоб отлетающая душа могла омыться).

[93] «Уже á древниеñ магические тексты á египтянñ обнаруживают две тенденции: с одной стороны, царственному покойнику гарантируется спокойное существование в его гробнице, с другой – его душе (Ба) и его двойнику (Ка) предоставляется возможность покинуть гробницу, сблизиться с великими богами и пребывать в их обществе в потустороннем мире. Эти две диаметрально противоположные, даже взаимоисключающие тенденции сосуществуют на протяжении всей истории египетской религии. Более того, с течением времени они сливаются в единое, внутренне противоречивое целое. Первая тенденция, проявлявшаяся в ритуальных заботах о жизни умершего в гробнице, – древнейшая; постепенно на неё наслаиваются более поздние воззрения на судьбы Ба и Ка вне гробницы, в таинственных сферах потустороннего мира, в непосредственной близости к великим богам.» (Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976. С. 204–205.)

[94] á Парасхит – вскрыватель трупов перед мумификацией.ñ

[95] á Люди, участвующие в похоронном ритуале, отождествляли себя с определенными богами.ñ

[96] á На раннем этапе египетской историиñ с Осирисом отождествлялся фараон, á затемñ – любой умерший египтянин. К его имени автоматически добавлялось имя Осириса: напр., какой-нибудь Рахотеп становился Осирис-Рахотеп.

[97] á Скарабей – навозный жук, считавшийся священным животным.ñ Существовало поверие, что скарабей обладает способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла и помогающие воскреснуть после смерти.

[98] á Ему ñ – Осирису, т. е. умершему, отождествленному с Осирисом. á Сначала умерший обращается к Осирису. Потом, при обращении к Ра, уже отождествляет себя с Осирисом и говорит о себе в третьем лице.ñ

[99] á Чертог назывался так потому, что у его порога умерший должен был исповедоваться дважды: перед Великим и перед Малым собранием (Энеадой) богов.ñ

[100] á Око-Ра и Око-Хора (Око-Уаджет).ñ

[101] Отчего греховное сердце должно было быть легче (или тяжелей) пера Маат, строго говоря, неизвестно, есть только гипотезы. Так, например, ряд египтологов придерживается мнения (разделяемого и автором), что Весы служили для загробных судей своеобразным «детектором лжи»: взвешивание сердца производилось не после «Исповеди отрицания» и второй оправдательной речи, а одновременно с ними – на протяжении всего допроса сердце покоилось на чаше Весов, и если умерший оказывался виновным в каком-либо из преступлений, то, едва он начинал клятвенно утверждать обратное, стрелка немедленно отклонялась.

Автору представляется, что древнеегипетское мифическое действо взвешивания сердца символически выражает духовный смысл исповеди как таковой, смысл, одинаковый, по-видимому, во всех религиях, независимо от различий внешней атрибутики исповедального обряда.

Давно замечено, что человек, совершив противоречащий морали поступок, невольно (этот процесс бессознателен) ищет, а значит и находит, оправдание, суть которого обычно сводится к тому, что поступок был вынужден обстоятельствами, а не совершен свободной волей. Рассказывая о таком поступке или вспоминая о нём, человек испытывает потребность привести оправдывающие его доводы; если же у него отсутствует такая возможность, им сразу овладевает некое внутреннее беспокойство, неудобство. В художественной литературе множество раз описано, как в такой ситуации хочется «отвести глаза», «сменить тему разговора» и т. п. Обряд же исповеди как раз и не допускает всякого рода оправданий – только «да будет слово ваше: „да, да", „нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф., 5; 37). Таким образом, убедивший себя в собственной безгрешности человек, заявив о своей безгрешности (раскаянии) вслух и будучи лишён возможности что бы то ни было добавить, сразу почувствует это самое внутреннее неудобство – «сердце изобличит ложь», и стрелка Весов отклонится.

[102] á Персть – земля. Почтить перстью – похоронить.ñ

[103] á Умершие находятся в распоряжении подземных богов. Антигона предпочитает исполнить волю этих богов, исполнив похоронный обряд.ñ

[104] Дирка – река на запад от Фив.

[105] á Хор напоминает о событиях, предшествующих действию драмы. После изгнания слепого Эдипа, власть в Фивах захватил сын Эдипа Этеокл. Он не стал делиться властью с братом Полиником и изгнал его. Полиник нашел пристанище у царя Аргоса Адраста. Под началом Адраста в Аргосе было собрано войско для похода против Фив. Во главе войска стояли семь героев, среди которых был и Полиник. Так он хотел вернуть себе власть в Фивах. Аргосское войско потерпело поражение. Во время битвы Полиник вступил в единоборство со своим братом Этеоклом, которое закончилось гибелью обоих.ñ

[106] á Султан – украшение из перьев на головном уборе.ñ

[107] á Крепость имела семь ворот. Каждые ворота атаковались отрядом, возглавляемым одним из героев.ñ

[108] á По легенде родоначальниками Фив были войны, возникшие из зубов змея. Основатель Фив – Кадм убил священного змея, посвященного богу войны Аресу, и посеял в землю змеинные зубы. Из земли выросли войны, которые построили вместе с Кадмом крепость Фивы.ñ

[109] á Необорный – непоборимый.ñ

[110] á Перун – молния.ñ

[111] á Имеется в виду один из семерых героев – Капаней, на щите которого был изображен нагой герой с факелом в руках. При штурме Капаней смог забраться на крепостную стену, но тут же был убит молнией.ñ

[112] á Ристание – состязание. Фивы славились соревнованиями колесниц.ñ

[113] á Тризна – поминовение усопших.ñ

[114] á Возлияние – культовое действие, при котором на землю лилось вино, приносимое в жертву подземным богам.ñ

[115]... раскаленное держать в руках железо... – в доказательство невиновности.

[116] á Струг – деревянное судно.ñ

[117] á Пажить – поле.ñ

[118] á Орхестра – круглая площадка в центре театра, на которой происходило действие драмы.ñ

[119] Старший сын Креонта погиб при осаде Фив.

[120]... к родственному Зевсу... – к Зевсу, покровителю кровно-родственной связи.

[121] á Коммос – пропеваемый лирический диалог.ñ

[122] Гостья с фригийских гор... – Ниоба, дочь Тантала, потеряв всех своих детей, окаменела от горя, и только из глаз ее продолжали литься слезы. В таком виде она была перенесена богами на вершину горы Сипил в Лидии, где ее окаменевшее тело секут дожди и засыпает снег.

[123] Негу брака познал... – имеется в виду женитьба Полиника на Аргии, дочери Адраста, которая дала ему возможность собрать войско против родного города.

[124] á Креонт не хочет непосредственно убивать Антигону, чтобы не осквернять себя пролитием родственной крови. По его замыслу Антигона, закрытая в гробнице, умрет, яко бы, не насильственной, а естественной смертью. ñ

[125] И Данае-красе... – Аргосскому царю Акрисию была предсказана смерть от руки внука. Поэтому он заключил свою, еще незамужнюю дочь Данаю в окованную медью башню. Сюда, однако, под видом золотого дождя проник Зевс, оплодотворивший Данаю.

[126] Сын Дрианта, Ликург... – Оказал сопротивление культу Диониса и был за это заключен в расселину скалы, с которой сросся.

[127] á Вакханки – служительницы культа Диониса.ñ

[128] Там, где в каменных Врат... мареве... – Финей, царь Салмидесса (на западном берегу Босфора) имел двух сыновей (братьев-Финидов) от первой жены Клеопатры, которую он впоследствии заточил в тюрьму; а его вторая жена (лихая...мачеха) ослепила пасынков и заточила в склеп. á Судьба Клеопатры и ее сыновей подобна доле Антигоны.ñ

[129] Вела она... род... – Отцом Клеопатры был бог северного ветра Борей, матерью – афинская царевна Орифия, похищенная Бореем.

[130] Вьюг отцовских стая... – северные вихри; Бореада – Клеопатра, дочь Борея.

[131] á Предсказание делалось по полету и крикам птицы.ñ

[132] á Тук – жир.ñ

[133] Сарды – в VI веке до н.э. столица сказочно богатого лидийского царя Креза.

[134] Электр – у греков так назывался сплав золота и серебра, а также янтарь.

[135] á Креонт смог спасти Фивы в минувшей войне потому, что по совету Тиресия принес в жертву богам своего старшего сына.ñ

[136] á Стогна – улица, площадь.ñ

[137] Многозванный. – Точнее «многоименный», т.е. пользующийся почитанием в различных культах и под разными именами. Речь идет о Дионисе, зачатом от Зевса фиванской царевной Семелой (Кадмейской девой).

[138] Молнии сын... – Вняв просьбе Семелы, Зевс явился ей во всем своем величии, держа в руках огненоносные перуны, от которых загорелась спальня Семелы и сама она погибла в огне. Недоношенного ребенка Зевс вырвал из чрева Семелы и зашил себе в бедро, где он и доносил его до положенного срока.

[139] Тобой Италия полна... – Южное и западное поборежье Италии с давних времен было опоясано древнегреческими колониями.

[140]... сев... змеиный... – Богатыри, выросшие из зубов дракона, убитого Кадмом.

[141]... скалы двуглавой... – Парнаса.

[142] Касталии ключ... – Протекает у подножья Парнаса близ Дельфов.

[143] á Кимвал – древний музыкальный инструмент в виде двух металлических тарелок.ñ

[144] á Ниса – гора в греции.ñ

[145] К царю теней и к девственной Гекате... – Креонт провинился перед владыкой царства мертвых (Аидом) тем, что не отдал принадлежащего тому покойника, а перед покровительницей перекрестков Гекатой («распутий бдительной богиней») – тем, что разносимые хищными зверями и птицами куски мертвой плоти осквернили дороги и придорожные алтари.

[146]á Мегарей – старший сын Креонта, принесший себя в жертву ради победы.ñ

[147] á Книги Бытие и Исход – две первые книги Библии – являются составной частью Моисеева Пятикнижия. В Пятикнижие излагается закон (завет), данный Богом человеку. Поэтому оно образует идейный фундамент всего Ветхого Завета. Религиозная традиция приписывает авторство большинства текстов Пятикнижия самому Моисею. Вероятный временной диапазон появления этих текстов: конец II – перв. половина I тысячелетия до н.э.ñ

[148] á Видимо, речь идет о двух первоначалах мироздания – духовном (небо) и материальном (земля). Духовное начало представлялось царством ангелов.ñ

[149] á Материальный мир представлял собой неоформленную хаотичную массу – первичную воду.ñ

[150] á Здесь твердь – видимый небесный свод, держащий звезды.ñ

[151] á Небесный свод разделил материальный хаос на две области. В одной будет находится планета Земля, в другой – остальная Вселенная.ñ

[152] á В первой главе уже упоминалось о создании человека. Здесь же дается более подробный рассказ.ñ

[153] á Ева – от еврейского Хавва – жизнь.ñ

[154] á Видимо, еще до убийства Авеля Каин женился на одной из своих сестер, о которых в Библии впрямую ничего не упоминается.ñ

[155] á... призывать имя Господа... – поклоняться Богуñ

[156] á Сыны Божии – видимо, благочестивые потомки Сифа.ñ

[157] á... дочерей человеческих... – видимо, представительниц грешного рода Каина.ñ

[158] á Такой срок Бог дал людям для исправления.ñ

[159] á Бог дает запрет на употребление крови животных, аргументируя тем, что в крови находится душа.ñ

[160] á Выйдя из гористой местности Армении, потомки Ноя поселились в Месопотамии (на месте будущего Вавилона).ñ

[161] á В Месопотамии в верховьях Евфрата.ñ

[162] á Лот – племянник Аврама.ñ

[163] á В Палестину.ñ

[164] á Искушал – испытывал.ñ

[165] Иегова-ире – Господь усмотрит.

[166] á Израиль – народ, происшедший от Израиля (Иакова).ñ

[167] á Аарон – брат Моисея.ñ

[168] á Кумир – идол, изваяние.ñ

[169] Т. е. перед судьями.

[170] á Вено – приданое.ñ

[171] á В жертву Богу приносились хлеб («начатки гумна») и виноград («начатки точила»), а Бог отдавал их священникам для пропитания.ñ

[172] á Первого мальчика в семье евреи посвящали Богу.ñ

[173] á Эта книга Ветхого Завета появилась, вероятно, в середине I тысячелетия до н.э. Она передает рассуждения израильско-иудейского царя Соломона, жившего в X веке до н.э. и славившегося необычайной мудростью. Он скрывается за псевдонимом Екклесиаст.ñ

[174] á Эта и следующие книги Библии входят в Новый Завет. Евангелие в переводе с греческого – благовествование. Оно содержит повествование о жизни и проповедях Иисуса Христа. В Новом Завете таких повествований четыре. Они образуют идейную основу Нового Завета. Данное Евангелие написано одним из ближайших учеников Христа – Матфеем в середине I века н.э.ñ

[175] á Т. е. потомок Давида – израильского царя.ñ

[176] á Иудея – область в Южной Палестине. На ее территории некогда существовало Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. С середины I в. до. н. э. Иудея находится под покровительством Рима, но сохраняет относительную самостоятельность и управляется своим царем. С начала I в. н. э. – провинция Рима.ñ

[177] Волхвы – мудрецы.

[178] á Книжники – класс лиц, посвятивших себя изачению и истолкованию Иудейского закона.ñ

[179] á Галилея – область в Северной Палестине.ñ

[180] á Фарисеи – представители религиозного течения иудаизма, существовавшего в Иудее на рубеже старой и новой эры. Развивали идею о загробной жизни. Настаивали на строгом соблюдении предписаний религии, отличались показным благочестием.ñ

[181] á Саддукеи – представители религиозно-политического объединения высших слоев жречества в Иудее на рубеже старой и новой эры. Противостояли новым идеям в иудаизме, в частности – идее загробной жизни.ñ

[182] Которою веют хлеб.

[183] á Взалкать – сильно захотеть (устар.)ñ

[184] Пустой человек.

[185] Верховное судилище.

[186] á Мытари – сборщики налогов.ñ

[187] Богатству.

[188] á Сотник был язычником, а не иудеем, и тем ценнее еге обращение к Христу.ñ

[189] Из пещер, где погребали.

[190] á Смысл притч об одеждах и мехах, по-видимому, следующий. Новая вера (в Христа) требует и нового отношения к посту.ñ

[191] Мелкая монета.

[192] á Иисус, видимо, хочет сказать, что нет согласованности между людьми и мнения их переменчивы.ñ

[193] á Т.е. делами.ñ

[194] á Вретище – грубая одежда.ñ

[195] á Т. е. с книжниками и фарисеями.ñ

[196] á Речь идет об Ироде Антипе, сыне Ирода – царя Иудеи, избившего младенцев в Вифлееме. Ирод Антипа правил Галилеей.ñ

[197] á Вёдро – летняя сухая и ясная погода.ñ

[198] Камень.

[199] Две драхмы – определенная дань на храм.

[200] Четыре драхмы.

[201] á В обновленном бытии.ñ

[202] Спасение.

[203] á Иродиане – члены иудейской партии, преданной дому Ирода.ñ

[204] á То же, что книжник.ñ

[205] Повязки на лбу и на руках со словами из закона.

[206] Вес серебра.

[207] á Пасха – праздник, посвященный исходу евреев из Египта.ñ

[208] á Праздничное блюдо.ñ

[209] á Равви – учитель.ñ

[210] Верховное судилище.

[211] á Понтий Пилат – римский правитель (прокуратор) Иудеи.ñ

[212] á Претория – резиденция Пилата.ñ

[213] Полотном.

[214] á Этот и следующий текст написаны в жанре послания. В I веке н.э. христианство распространялось по Римской империи. В разных ее частях (в т.ч. в Риме и в Коринфе) образовывались христианские общины. В своих посланиях (письмах) этим общинам апостолы (ученики Христа) растолковывали христианскую идею. В Новый Завет включены четырнадцать посланий апостола Павла. Главы двух из них представлены в хрестоматии.ñ

[215] á Авва – отец.ñ

[216] á Кимвал – древний музыкальный инструмент в виде двух металлических тарелок.ñ

[217] Прежде всякого времени, от вечности.

[218] á Бог творит мир Словом, которым и является Иисус Христос.ñ

[219] á Воплотившись в человеке, Иисус все же сохраняет в себе всю бесконечную сущность Бога.ñ

[220] á Одесную – справа.ñ

[221] á Со вторым пришествием Христа человеческая история завершится, мертвые воскреснут и все люди будут подлежать Божьему суду.ñ

[222] á В католической догматике признается исхождение Духа Святого и от Сына.ñ

[223] á Вечной жизни в царстве Божьем, с которым после Божьего суда сольется царство человеческое.ñ

[224] Дерзай мыслить (лат.).

[225] Природное несовершеннолетие (лат.).

[226] á Кант имеет в виду Фридриха II, короля Пруссии, который покровительствовал науке и искусству.ñ

[227] Цезарь не выше ученых мужей (лат.).

[228] á Кант опять имеет в виду Фридриха II.ñ

[229] á Этос – принцип поведения, жизненная установка.ñ

[230] á Успех человека в труде, в бизнесе протестанты считают свидетельством того, что этот человек избран Богом к спасению.ñ

[231] á Дионисическим (дионисийским) Ф. Ницше называл отрицающее, хаотичное начало человеческого духа.ñ

 

[232] á Теллургический – связанный с землей.ñ

[233] á Аполлоническим Ф. Ницше называл утверждающее, оформляющее начало человеческого духа.ñ

 

[234]á Аксиологический – ценностный. Аксиология – наука о ценностях.ñ

[235] á Н. Бердяев, как и некоторые другие философы-идеалисты, в конце ХIХ века разделял экономические взгляды марксизма.ñ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.