Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оливер Вильямсон




...

 

Оливер Вильямсон, американский экономист, начал свою трудовую жизнь проектным инженером в правительственной службе Соединенных Штатов, но вскоре перешел на академическую работу в университетах Стенфорда и Карнеги-Меллона. Его карьера прошла через ведущие американские университеты, и в 1983 году он стал профессором экономики, права и организации в Йельском университете.

Вильямсон исследует основы обычных вопросов о том, что такое организации, и как их представители ведут себя. Он спрашивает, почему они вообще существуют. Почему организации? Он отвечает, что они понижают стоимость сделок. Он видит общество как сеть сделок – контрактов в самом широком смысле этого слова – и предполагает, что «парадигма сделки» дает причины для образования организаций. Этими причинами не являются ни размер (т.е., экономия на масштабах, которая предлагалась для объяснения больших организаций), ни технологии большого масштаба, а стоимость информации о сделках. Размеры и технологии важны не сами по себе, а из-за их требований к информации.

Каждая из множества происходящих в обществе повторяющихся сделок может быть осуществлена как на рынке, так и внутри организации. Какой вид сделок осуществляется, зависит от имеющейся информации и стоимости получения добавочной информации для участвующих сторон. Так, если потребности в информации изменяются, сделки могут происходить в большей степени на рынке или внутри организации.

Большинство сделок имеет тенденцию концентрироваться внутри организации, и исследования Вильямсона относятся преимущественно к изменениям в этом направлении. Дело в том, что он, в основном, имел дело с обществом движущимся таким путем. Но если в начальной точке было общество с преобладанием центрального планирования и нерыночных сделок, то соответствующее направление анализа может касаться изучения смещения сделок из организаций в рынок. Анализ стоимости сделок может ответить на вопрос «Почему не организации?» так же, как и на вопрос «Почему организации?».

Точка зрения Вильямсона объединяет экономику рынка с теорией организаций в виде формальной экономики. Он с нетерпением ожидает осуществления возможности окончательного сочетания размеров структуры рынка и размеров внутренней структуры организаций. Рынки и иерархии альтернативные возможности проведения сделок. Так, сделки осуществляются внутри иерархических структур организации, когда режим рынка больше не эффективен. Например, слияние или поглощение образуют внутри одной организации договаривающиеся стороны, чьи сделки будут теперь регулироваться внутренними правилами иерархии.

Или организации создаются для взаимодействия в рамках их бизнеса, что с другой стороны может быть сделано путем договоренностей отдельных сторон между собой об условиях рынка. Какой режим подходит зависит от степени информационных коллизий. Это имеет место, когда “истинные основополагающие обстоятельства” известны одной или нескольким сторонам, но не всем. Когда между сторонами нет полного доверия, те, кому не хватает информации, могут добиться паритета только за счет убыточной цены, которая может быть чрезмерно высокой. Так покупатель может быть не уверен, будет ли качество на требуемом уровне, будут ли поставки осуществляться вовремя, или насколько предлагаемая цена выше, чем следовало бы платить. Это может быть потому, что ни он, ни продавец не имеют адекватной информации по данному вопросу; или даже при наличии покупатель может ей не доверять, так как продавец интерпретирует информацию с точки зрения заинтересованности в продаже.


...

Рынок является наиболее действенным видом осуществления сделок, когда вся необходимая информация распространяется сторонами за соответствующую плату, и эта единственная существенная черта является достаточной. Сделки лучше происходят в иерархии, где очень многое требуется узнать, могут быть “квазиморальные” элементы, т. к. иерархия проводит сделки неодинаково информированных сторон при определенной степени контроля.

Сделки будут смещаться из рынка в иерархию фирмы при сильных информационных коллизиях, т. е. когда неопределенность и деструктивность присущие сделкам, становятся слишком большими для приемлемого определения цен. В этом случае преимущества иерархии становятся наибольшими.

Во-первых, расширяются границы рациональности. Хотя рациональность каждой из сторон внутри организации остается еще ограниченной, специализация позволяет каждой из сторон иметь дело с частью общей проблемы, достаточно маленькой для понимания. Результаты их работы сводятся вместе ответственными за принятие решения на вершине. Больше информации обменивается и может быть затребовано для передачи из рук в руки. Общая нумерация системы кодирования и профессиональный жаргон уменьшают стоимость коммуникации.

Во-вторых, каждая подсекция организации может иметь дело с определенным аспектом неопределенности – сложности ситуации, что делает управляемой проблему, которая может быть в целом слишком сложной. По мере развития ситуации можно уделить внимание отдельным ее сторонам. Решения, которые иначе были бы слишком сложны, могут быть разделены на небольшие последовательные шаги.


...

В-третьих, иерархия сдерживает оппортунизм. Оплата, продвижение и методы контроля обеспечивают работу сторон для достижения общих целей. Доверие может не быть полным, но становится значительно больше. Стороны не могут сами использовать полученные ими результаты, и сделанное ими может быть более эффективно проверено и оценено.

При возникновении разногласий, они могут быть разрешены на вышестоящих уровнях иерархии.

В-четвертых, при небольшом числе сторон, когда они действуют оппортунистически, иерархия может мешать сделкам.

В общем, организация более близка к достижению паритета в информации и содействует возникновению квазиморали и взаимных обязательств, которые выше жестких экономических обязательств. Что препятствует иерархиям в осуществлении большего числа сделок? Ограничения начинаются, когда фирмы становятся больше и расширяется вертикальная интеграция между ними. Цели групп и организаций начинают перевешивать общие цели. Увеличение числа специалистов по системам управления для противодействия этим тенденциям становится все более дорогим. Цены ниже уровня поощряют использование существующих способов работы, даже если теперь они неприемлемы и следует начинать заново. Координация и общая цель утрачивают свое значение.

Эти цены возрастают в унитарной структуре иерархии (У-форма), когда высшее руководство одной большой организации пытается контролировать сделки, происходящие внутри нее. Это вымирающая форма среди больших американских корпораций. Для эффективности такой формы организации требуется наличие генерального общего руководства, осуществляющего стратегическое планирование.

Руководство может использовать мультидивизионную структуру как минирынок капитала, на котором фонды эффективнее движутся в направлении более прибыльного использования, чем на внешнем рынке капитала. Это возможно, потому что внутри фирмы доступна более полная информация о ней. Но если высшее руководство будет вовлечено в повседневные операции вовлечения, стоимость информации возрастет, что приведет к «искаженным М-формам».

Если переход от искаженных М-форм не может быть достигнут и стоимость информации останется высокой, более привлекательными становятся рыночные сделки. В конце концов, это относительная стоимость избежания информационных коллизий, которые определяют, каким образом осуществляются сделки: через рынок или внутри организаций.

Библиография

Williamson, O.E., Marcets hierarties: Analysis and Antitrust Implications, Free Press, 1975

Williamson, O.E., Economic organization, Wheattsheaf Books, 1986


 

...

...

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал