Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ






 

Структура экскурсионных ресурсов включает следующие подразделения: подтипы, компоненты или классы, элементы или виды ресурсов. Экскурсионные ресурсы в зависимости от времени их создания делятся на две большие группы: памятники наследия и экскурсионные ресурсы настоящего времени. К экскурсионным ресурсам настоящего времени относятся объекты-ресурсы созданные не ранее 40-50 лет назад.

Выделяют пять подтипов экскурсионных ресурсов: культурно-исторические (историко-культурные), социально-культурные, социальные, этнографические и археологические ресурсы. Культурно-исторические, этнографические и археологические ресурсы относятся к памятникам наследия, но к наследию относится также большая часть социально-культурных и социальных ресурсов. Суть в том, что эти последние два подтипа подразделяются на памятники наследия и ресурсы настоящего. Поэтому с учетом особенностей структуры социально-культурных и социальных ресурсов можно сделать вывод, что экскурсионные ресурсы делятся на семь подтипов: археологические, этнографические и культурно-исторические ресурсы - представлены исключительно памятниками наследия, а также социальные и социально-культурные ресурсы, которые представлены, как памятниками наследия, так и объектами экскурсионного характера настоящего времени. Каждый из подтипов имеет, в свою очередь, достаточно сложную структуру, изучение которой, а также усвоение основных понятий и терминов – основные задачи курса Туристское ресурсоведение. Особое внимание следует уделить социально-культурным ресурсам.

Главным аспектом в этом понятии является слово социально-, т. е. присутствует указание на определенный социум, социальную общность людей связанных между собой одной единой системой этнической или национальной культуры.

Социально-культурные ресурсы – совокупность памятников исторического наследия и объектов культуры настоящего времени, которые созданы в традициях определенного народа, с помощью средств профессионально-образной системы типичной для прошлого и настоящего только данной страны или народа и соответственно отличающих культуру одной страны или народа от любой другой. Поэтому не случайно, что внимание на этот подтип экскурсионных ресурсов обращено и в последней редакции Закона о туризме.

В отличие от социально-культурных ресурсов, культурно-исторические ресурсы – это памятники наследия созданные в рамках единых мировых, международных, культурных традиций. Образно говоря, культурно-исторические ресурсы – это демонстрация достижений общего, объединяющего людей разных стран и народов культурного, в том числе художественного процесса, а социально-культурные ресурсы – это проявление в культуре особенного, характерного только для определенного народа. В Европе памятники культурно-исторического наследия группируются по художественным стилям, т. к. развитие процесса художественного творчества шло в соответствии с динамикой смены художественных стилей практически во всех странах, у преобладающего большинства народов. В странах Азии и Африки развитие процесса художественного творчества в огромной степени было связано с влиянием одной из двух мировых религий: ислама или буддизма, поэтому большинство памятников наследия создано в рамках исламского или буддийского церковных канонов. К памятникам социально-культурного наследия относятся памятники фольклора, в том числе зодчества, и традиционного национального искусства. Например, кремли или русские усадьбы – непреходящие свидетельства особенностей русской культуры.

Отнесение наиболее значительных объектов художественной культуры настоящего времени (зданий, сооружений, явлений и событий) к социально-культурным ресурсам следствие абберации близости. Изучение художественного процесса настоящего времени вследствие временной близости позволяет выявить наиболее яркие отличия народов, стран друг от друга; общее, закономерное видится только с определенного расстояния. Поэтому для того, чтобы понять, какие памятники в действительности являются частью мирового культурного процесса, необходим определенный, значительный отрезок исторического времени, отделяющий прошлое от настоящего. Такая переоценка ценностей неоднократно происходила и происходит в сознании людей и системе понятий по прошествию определенного отрезка времени. После такой очередной переоценки часть объектов включается в состав культурно-исторического наследия, другая – в состав социально-культурного наследия.

Выявление, составление характеристик и оценка отдельных объектов социально-культурных ресурсов настоящего не представляет сложности, как для студентов, так и для практических работников – сотрудников турфирм. Причина – специфика состава и структуры социально-культурных ресурсов настоящего. Для наглядности приведем список основных компонентов социально-культурных ресурсов настоящего:

-художественные учреждения,

-учреждения культа (церковные учреждения),

-учреждения индустрий досуга и развлечений,

-учреждения науки и образования,

-художественные промыслы и ремесла,

-творческие (художественные) коллективы,

-выдающиеся деятели в мире художественной культуры,

-значительные или выдающиеся произведения современного искусства (архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыки, театра),

-значительные произведения современного фольклора,

-выдающиеся события и явления в современной культуре страны.

Даже «беглый взгляд» на приведенный список позволяет установить, что практически почти все компоненты списка участники: субъекты или объекты современного культурного, творческого процесса.

Иное дело умение различать объекты культурно-исторического и социально-культурного наследия. Для того чтобы представить сложность задачи достаточно привести списки компонентов/классов в составе обоих подтипов наследия.

Культурно-историческое наследие включает памятники:

-античности,

-культовой архитектуры, монументальной скульптуры и живописи,

-светской архитектуры (в том числе производственной), монументальной скульптуры и живописи,

-ландшафтной архитектуры и монументальной ландшафтной скульптуры,

-уникальные произведения (исторические шедевры) камерной скульптуры и живописи, произведения декоративно-прикладного и церковного искусства,

-имеющие историческую ценность средства производства,

-музейные экспозиции прошлых исторических эпох,

-мемориальные комплексы, созданные в прошлые исторические эпохи,

-сохранившиеся и/или реконструированные международные исторические праздники, ритуалы, обряды и пр.

Социально-культурное наследие включает памятники:

-культовой архитектуры, монументальной скульптуры и живописи,

-светской архитектуры (в том числе производственной), монументальной скульптуры и живописи,

-ландшафтной архитектуры и монументальной ландшафтной скульптуры,

-уникальные произведения (исторические шедевры) камерной скульптуры и живописи, произведения декоративно-прикладного и церковного искусства,

-уникальные произведения народного творчества данного народа,

-имеющие историческую национальную или этническую ценность средства производства,

-музейные экспозиции прошлых исторических эпох, имеющие национальное значение,

-мемориальные комплексы, созданные в прошлые исторические эпохи, посвященные людям или событиям национального значения,

-сохранившиеся и/или реконструированные национальные или этнические исторические праздники, ритуалы, обряды и пр.

Сравнение структур культурно-исторического и социально-культурного наследия выявляет значительные черты сходства, отличие состоит лишь в наполнении, т. е. специфических чертах рассматриваемых компонентов. Так, например, культовые или военные сооружения создавались людьми на протяжении сотен веков, но если эти объекты являются результатом мастеров народного творчества, то отличия между ними от страны к стране очень велики, а если это произведения определенного художественного стиля или церковного канона, то общих черт несравненно больше чем различий. Для того чтобы отличать объекты разных подтипов необходимо глубоко и полно знать культуру своего народа, своей страны и уметь применять свои знания на практике.

При создании или формировании въездных, познавательных туров в любой стране внимание уделяется именно социально-культурным ресурсам, т. к. отправляясь в другую страну, туристы, в первую очередь, хотят познакомиться с особенностями ее культуры, специфическими чертами художественного творчества данного народа, т. е. с тем, что отличает данных народ от других. Поэтому на изучение социально-культурных ресурсов следует уделить принципиально большее время в учебном процессе, т. к. знание своей культуры, художественного творчества своего народа, своей страны – одна из основных задач курса Туристское ресурсоведение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.