Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продуктивно-мыслительная составляющая образовательного события






Данная гуманитарная способность заключается в том, что человек не поглощает готовую информацию, готовое знание, а стремится вырабатывать свой собственный угол зрения на любые происходящие вокруг него процессы и события, стремится вырабатывать свое собственное, индивидуальное понимание, собственное знание о мире и поступающей к нему информации.

Примерные вопросы для наблюдения и обсуждения образовательного события по данному параметру:

· В какой мере учитель готов видеть психологические детали детского поведения на уроке? Готов ли строить урок, отталкиваясь от этих деталей, а не от заранее приготовленной урочной схемы?

· В какой мере на уроке присутствуют и предъявляются субъективные мнения и позиции учеников?

· В какой мере субъективный взгляд (мнение, точка зрения) ученика может становиться организующим центром урока как такового или же его содержание определяется только содержанием учебника?

· Насколько учитель инициирует и поддерживает работу субъективного наблюдения и выработки собственного знания о предмете?

· В какой мере приветствуется способность ребенка видеть неожиданные детали в изучаемом предмете?

· Ценно ли для учителя проявление оригинальности и независимости детского мышления?

· Насколько учитель заинтересован в том, чтобы ребенок строил собственную систему наблюдений и порождал собственное знание? Какие задания, предполагающие собственную деятельность ученика, он дает?

· В какой мере на уроке моделируются проблемные ситуации, стимулирующие собственное мышление как учителя, так и учеников?

 

 


[1] Чурилов И.И Развитие и кризис традиционной системы образования и пути его преодоления И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ. Из книги: “Гуманитаризация естественнонаучного образования»” (Серия: “Новое содержание школьного образования: культурно-философские основания”). Пермь: ЗУУНЦ, 1997. 69 с.

[2] К.Г.Юнг Конфликты детской души, М.: Канон+, 1997, с.186–192, 151–160

[3] Эрих Фромм Человеческая ситуация.– М.: Смысл, 1995, с.229-239

 

[4] Эрих Фромм Психоанализ и этика.– М.: Республика, 1993, с.25-29, 116-135.

[5] А.Маслоу Новые рубежи человеческой природы М.: Смысл, 1999.

[6] К.Роджерс, Дж.Фрейберг Свобода учиться, М.: Смысл, 2002, с.90-97, 297-306, 341-346,

[7] Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. С. 147.

[8] Л.С.Выготский Собр.соч. т.;, М.: Педагогика, 1984, с.244-268

[9] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М.: МГУ, 1981, с.509-518

[10] Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1989. С. 60-77.

 

[11] В.В.Давыдов Теория развивающего обучения.–М.: Интор, 1996, с.94–123

[12] ВП, 1996, № 5, с.38-50.

 

[13] Вопросы психологии 1992, №3, с. 7-13

[14] Психологическая наука и образование, 1997, №2

[15] Из кн.: Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО; АНО " Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева", 2003. https://vtk.interro.ru

 

[16] «Вестник» №7, январь 2000, с.5-17

 

[17] Д.Б.Эльконин Избранные психологических труды М., 1989.

[18] Вестник …….с.4-

[19] Вопросы психологии, 2000, №3, с. 143–145

[20] Вопросы психологии 1988, №3, с. 20 -29

[21] Вестник, 2003, №11.

[22] Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001

[23] Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1995, с. 285-295.

 

[24] Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)» под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Москва, 1966

 

[25] Вопросы психологии №5. 1998, Стр.69-8

 

[26]

[27] Вестник, 2000, №7

[28] Психологическая наука и образование 1998, №3-4

[29]

[30] Стратегия модернизации содержания общего образования // Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: 2001. – с.14

[31] Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования: начальная, основная школа (второй рабочий вариант) // Редактор-составитель А.Г.Аркадьев.- М., 2002.- 272с.

[32] По данным Международной Ассоциации " Развивающее обучение" на 1 января 1999 года в классах развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова использование в своей работе учебных программ данной системы было следующее: русский язык (программа В.В.Репкина и др.) - 92 % классов; математика (программы В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова и др., Э.И.Александровой, А.М.Захаровой) - 74%; литература как предмет эстетического цикла (программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской) - 54%; естествознание (программа Е.В. Чудиновой, Е.В. Букваревой) - 34%; изобразительное искусство и художественный труд (программа Ю.А. Полуянова) - 12%; музыка (элементарное музыцирование) (программа Л.В.Виноградова) - 4%.

 

[33] Воронцов А.Б., Цукерман Г.А. Рекомендации по организации перехода ребенка от одной ступени к другой: из начальной школы в основную// Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. - М., 2001.- с.11-12

[34] Данный этап школьного образования (подростковая школа) в настоящее время находится в стадии формирующего эксперимента силами лаборатории развивающего обучения Психологического института РАО и сети Экспериментальной площадки Международной Ассоциации " Развивающее обучение" (научный руководитель Б.Д.Эльконин)

[35] Существуют и другие научные школы и направления изучения подросткового возраста: Ш.Бюллер, В.Штерн, Э.Шпрангер, К.Хорни, М.Кле, Лж.Каган, А.Хюстон, Р.Берне, Ж.Пиаже, И.С.Кон.

[36] Важное уточнение в скобках - подростковая школа. На наш взгляд, подростковая школа более точное название, т.к. в прямую указывает на возраст ребенка, а следовательно и сама школа в этой ситуации должна работать на возраст. Термин " основная школа" неудачен. Во-первых, сразу возникает вопрос: " А остальные ступени образования - не основные? ". И, во-вторых, нет указания на возраст. И это симптоматично. Наша современная школа действительно вне возрастная.

[37] В.В.Давыдов. Теория развивающего обучения.– М.: Интор, 199с.– с.143

[38] К.Н.Поливанова. Проектирование подростковой школы.

[39] Последние два этапа школьного образования в рамках сети Экспериментальной площадки МАРО это ближайшая перспектива. Пока проектная работа в этом направлении проводится исключительно силами отдельных школ развивающего обучения (гимназия №1 г.Красноярска; школа № 114 г. Самары, гимназия № 46 г. Перми, школы № 1133 и 1277 г. Москвы). Поэтому мы можем только указать гипотетически основные направления построения образовательного пространства, опираясь на отдельные теоретические разработки по данным возрастам и существующую практику в этом направлении.

[40] Поливанова К.Н. Кризисы психического развития: соотношение взрослого и детского действия, педагогика и психология возрастных кризисов / Педагогика развития: соотношение учения и обучения: Мат.7-1 научно-практической конференции.- Красноярск, 2000. - с.30-37.

[41] Сергоманов П.П. К вопросу о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте / сб. Педагогика развития: соотношение учения и обучения: Материалы 7-й научно-практической конференции. - Красноярск, 2000. - с.59-64.

[42] ВП 2001, №4

[43] С.Л. Братченко. Введение в гуманитаргную экспертизу образования. М.: 1999.

 

[44] Введение в гуманитарную экспертизу образования, М.: Смысл, 1999, 47-86






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.