Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебная и предметно-манипулятивная деятельность






Учебную деятельность постоянно смешивают с предметно-манипулятивной деятельностью, ведущей в развитии детей первых трех лет жизни [15], [17]. Еще в раннем детстве ребенок начинает учиться у взрослого разнообразным действиям с орудиями и знаками, основная особенность которых состоит в том, что " на предмете не написана ни его общественная функция, ни способ его рационального использования" [15; 6]. Открыть способ действия с любым человеческим орудием и знаком ребенок не в состоянии без образцов действия, которыми он овладевает лишь в совместном действии со взрослым - носителем этих образцов. Способом предметно-манипулятивного сотрудничества ребенка и взрослого является имитация, или действие по образцу. Формула этого типа сотрудничества: " Делай вместе со мной, а теперь делай сам, но так же, как я ". В отличие от годовалого ребенка первоклассник уже способен к отсроченной имитации с опорой на речевую инструкцию. Шести-семилетний ребенок - имитатор виртуозный, способный воспроизводить тончайшие особенности образца, но еще не способный выделять в образце существенное, - то что надо имитировать, и несущественное, - то, что можно и должно делать по-своему.

Такое глобальное, нерасчлененное, контекстуальное воспроизведение учительских образцов действия, а главное, сама склонность к подражательности порождают особый тип школьников, которые чрезвычайно старательны и исполнительны, хорошо действуют по инструкции, но теряются в ситуации собственно учебной, когда учитель не дает никаких образцов решения новой задачи, но побуждает детей к поиску самостоятельных решений, к высказыванию предположений. Вместо того чтобы действовать по-своему, дети с гипертрофированной склонностью к подражанию начинают инициировать ту помощь взрослого, в которой нуждаются. Они подзывают учителя и трогательно, по-детски жалуются на свою беспомощность: " У меня не получается... Я не знаю, что надо делать... Покажите, как решать... " Иными словами, эти дети добровольно отказываются от самостоятельного поиска и просят взрослого дать готовый образец или инструкцию, которую они охотно выполнят. Умения и навыки у таких детей формируются успешно, но каждая новая задача снова и снова ставит их в тупик. Если эта тенденция к подражательности не преодолена в ходе школьного обучения, то у ученика не сформируется умение учиться - самостоятельно ставить и решать новые задачи.

Основным средством преодоления репродуктивных тенденций и перевода в учебную деятельность детей, ориентированных прежде всего на выполнение правил, на послушание и подражание, является систематическая организация совместной работы учеников, проходящей в относительной независимости от взрослого - носителя образцов [13]. При этом оптимальным содержанием совместной учебной работы детей являются нерешаемые или недоопределенные задачи. " Напишите ответ там, где это возможно. Если вы не можете решить задачу, спросите меня о том, что поможет вам ее решить. Но каждая группа имеет право задать мне лишь один вопрос", - говорит учитель первоклассникам и предлагает им задания такого типа:

А=Б А=Б

С< Б С< Б

___ ___

А? С А? С

" Как решить второй пример? " - спросит у учителя ребенок, ориентированный на репродуктивное действие и запрашивающий образец для подражания. В совместном действии детей гораздо чаще, чем в индивидуальном, возникает иного рода обращение к учителю: " Б больше С или меньше? " - ради этого вопроса и затевалась вся работа. Когда ученик умеет запросить у учителя недостающие данные, он сделал первый шаг к умению отделять известное от неизвестного и формулировать вопрос относительно неизвестного. Такой запрос недостающего знания разительно отличается от жалобы ребенка-подражателя, указывающего взрослому на границу своих возможностей: " Я сам(а) не могу. Покажите, что надо делать! " Теперь ребенок сообщает учителю гораздо более оптимистичную и самостоятельную мысль, в которой содержится не только указание на границу возможностей ребенка, но и предположение о том, что находится за этой границей, - гипотеза о неизвестном: " У меня получится, если я узнаю то-то и то-то".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.