Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические механизмы формирования межличностных отношений






До сих пор речь шла о простейших психикофизиологических механизмах генезиса межличностных отношений. Но отношения часто возникают на основе нескольких механизмов, что усложняет их анализ. Усложнение происходит и за счет сложности самих потребностей и специфики их удовлетворения в условиях социальной жизни. Учитывая большую роль социального фактора, усложняющего процесс удовлетворения человеческих потребностей, вторую группу механизмов формирования межличностных отношений назовем социально-психологическими механизмами. Большинство из них связано с удовлетворением аффилиативных потребностей личности.

Эта потребность занимает среди других потребностей человека особое место. Она социальна по своей природе - ориентирована на ценности, изначально содержащиеся в другом человеке. Это - потребность в духовно-эмоциональном единстве с окружающими людьми, в их симпатии, любви, признании, в принадлежности к группе подобных себе лиц, в их одобрении, доверии, в общении с ними.

По выражению К.Д.Ушинского, у людей есть «стремление к общественному существованию», «потребность общественности», удовлетворение которых обеспечивает «родовое и общественное существование организмов».

Как мы видим, предметы этой потребности разнообразны. Их отличает также большой динамизм: проявления симпатии, уважения, согласия со стороны других сильно меняются и зависят во многом от личности и поведения самого субъекта. Хорошие отношения и солидарность окружающих никому не гарантированы. Очень разнообразны и психологические последствия удовлетворения этих потребностей.

На основе аффилиативных потребностей происходит формирование межличностных отношений по пяти основным механизмам: «ответного отношения» («бумеранга»), «отождествления» («созвучия»), «социально-ценностного опосредования», «сопереживания» и «катализа».

1. «Бумеранг». Этот механизм проявляется в том, что человек часто симпатизирует и привязывается к тем людям, которые сами относятся к нему с симпатией, выражают любовь, ласку, уважение, одобрение, похвалу, положительно оценивают наши действия и поступки, личность в целом. Как показали исследования, проведенные в общеобразовательных школах, этот механизм имеет главное значение в формировании отношений учащихся к педагогам. Ученики, как правило, привязываются к тем учителям, которые доброжелательны, тактичны, отзывчивы.

2. «Созвучие» - является другой формой проявления аффилиативной потребности. Механизм его действия следующий. Когда мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения, интересы людей созвучны, сходны, тождественны, это эмоционально сближает их, вызывает тяготение друг к другу. На этом основано чувство родства, близости, укрепляющее взаимное доверие и симпатию.

«Эталон» - еще одна форма проявления потребности в духовном единении с группой. Человек оценивает другую личность через призму оценочных эталонов, которые сложились в его сознании под влиянием общественного мнения, особенно - ближайшего социального окружения, референтной группы. Эталоны влияют и на критерии и нормы самооценки, имеющие питающие корни во внешней оценке. Если у преподавателя ярко выражены качества, отвечающие таким эталонам, это возвышает его в глазах других, внушает ему уважение. В основе «эталона» лежат прежде всего два психофизиологических механизма - ассоциация и перенос. Общественная оценка устойчиво связывается в нашем сознании по закону ассоциации с определенными качествами личности, стандартами поведения. Мы с уважением относимся к таким качествам другого человека, которыми могли бы гордиться сами, а презираем то, что считаем для себя унизительным и постыдным. Как известно, гордость и стыд - это психологические продукты общественной оценки действий и поступков людей, возвышения или принижения достоинства личности в глазах окружающих.

Как показали наши исследования, отношение к человеку как к авторитету уходит своими корнями к психологическому механизму социального «дефицита».

Нет сомнений в том, что уважение связано с социальной оценкой («эталон»). В этом смысле авторитет действительно связан с существующим и в социальном окружении нормами и ценностями. Но такое объяснение является слишком общим и далеко не полным: если какое-то ценное качество есть у всех или у многих людей, мы на него даже внимания не обращаем. Мы высоко ценим только дефицитные в обществе качества, которые выражены у данной личности значительно ярче, чем у других людей, особенно - у представителей данной социальной общности.

«Эталон» и «дефицит» - близкие по природе механизмы: и тот, и другой определяют уважение (или признание) к личности со стороны окружающих.

«Катализ». Разновидностью аффилиативной потребности, объединяющей преимущественно мужчин и женщин, является сексуальная потребность, порождающая половую любовь - одну из самых могущественных конъюнктивных, объединяющих чувств.

Анализ многочисленных фактов позволяет заключить, что человек становится любимым при условии, если ему удается вызвать к себе у представителя противоположного пола положительные чувства другого, «неполового» происхождения - чувства, порождаемые действием одного или нескольких описанных нами механизмов («бумеранга», «созвучия», «дефицита» и др.). Эти чувства играют как бы роль катализаторов и указателей, направляющих половое чувство к определенной личности. В качестве катализатора часто выступает красота (лица, фигуры, всего внешнего облика).

В чувстве красоты проявляется эстетическое отношение, а не сексуальное. Но она помогает «пристать» половой энергии на носителе красоты. В других случаях роль катализатора могут сыграть чувства симпатии и духовного родства, возникающие по механизму «бумеранга» или «созвучия». Известно, что нередко любовь «просыпается» в ответ на любовь другого человека или разгорается на почве духовной близости мужчины и женщины.

В формировании межличностных отношений большое значение имеют не только аффилиативные, но и другие потребности, особенно устремления разных модальностей. В условиях социальной жизни они направлены преимущественно на поливалентные ценности, значимые для удовлетворения многих потребностей.

«Содействие». Содействие, оказанное другому в осуществлении его актуальных устремлений, в преодолении ценностных и операционных барьеров вызывает с его стороны положительные чувства к содействующему субъекту. Люди, радующие нас, обычно становятся привлекательными. А те, кто противодействует нашим устремлениям, вызывая огорчения и гнев, порой начинают казаться монстрами. В данном случае речь идет о волевом опосредовании отношений - эмоциональные реакции возникают при содействии или противодействии осуществлению эмоционально-волевых устремлений, т.е. конативных форм проявления потребностей.

Если кто-то нам оказывает сопротивление, мешает нашим намерениям, мы можем интерпретировать это как проявление недоброжелательности. Это вызывает не просто огорчение, а специфические социальные чувства - гнев, раздражение, обиду, вражду, которые всегда обращены к людям. Во-вторых, наши эмоциональные реакции на тормозящие барьеры опосредованы социальными нормами. Мы гневаемся обычно тогда, когда нам мешают несправедливо, незаконно. Нормативно опосредованы и чувства радости, благодарности и т.д. В-третьих, эмоциональные реакции на «содействие-противодействие» зависят и от механизма сравнения (мы особенно благодарны человеку, помогающему больше, чем другие), от депривации (хороша помощь, оказанная в трудную минуту), и т.д.

В действиях педагога «содействие» чаще всего проявляется в знании предмета и умении ясно и доступно объяснять материал, помочь облегчить учащимся процесс усвоения знаний, а также в определенном уровне требовательности.

«Упорядочение». В любой социальной общности взаимопонимание и контакт достигаются лишь при условии упорядочения взаимодействия людей на нормативной основе. Если нет единой нормы, четкого правила, то каждый действует лишь по личному усмотрению и постоянно «натыкается» на интересы других, не содействует, а мешает продвижению их к цели. Вот почему там, где нет ясных и четких правил поведения, где они не соблюдаются, людей обычно раздирают противоречия и конфликты. Только стабильный порядок, соблюдение норм взаимодействия и общения могут обеспечить хорошие межличностные отношения.

«Интерес». Обычно нам интересны люди, которые служат источниками разнообразной, а прежде всего новой информации, новых впечатлений. Интересные личности не только много знают, но и владеют искусством увлекательно говорить, шутить, часто ведут себя неожиданно. Интересны и люди, обладающие чувством юмора, живые, эмоциональные, энергичные, нетривиальные. Истоки интереса связаны с познавательной потребностью и с проявлением эмоциогенной динамизирующей тенденции. Человек, который ведет себя рутинно и постоянно говорит трюизмы, быстро нагоняет на нас скуку.

«Красота». Как известно, отношение к человеку зависит и от его внешности, эстетических качеств. Психологические механизмы формирования эстетических чувств изучены недостаточно, в том числе - чувства красоты человека. Особенно сильное эмоциональное воздействие на межличностные отношения оказывают человеческие лица. Одни из них поражают своей красотой, а другие отталкивают. Каждый объект, скажем, нос, губы, подбородок, скулы, имеет разнообразные формы. Все они фиксируются в наших представлениях. Но наиболее прочно запечатлеваются повторяющиеся формы: они как бы «задалбливаются» глубоко и крепко. Так возникает обобщенное модельное представление об объекте, отражающее его наиболее часто встречающиеся, наиболее типичные, инвариантные очертания - субъективный стандарт. Главное здесь состоит в том, что стандарт выполняет очень важную функцию - функцию мерила: все другие объекты данного класса (скажем, овалы лица) в процессе восприятия сопоставляются со стандартом. Субъективно кажется «правильным», «красивым» только то, что более или менее походит на стандарт, соответствует норме (проявление стабилизирующей тенденции - приятно то, что способствует сохранению стереотипа).

Ввиду того, что черты человеческого лица, его экспрессия имеют большое значение в общении, они закрепляются в памяти вплоть до мельчайших нюансов. Именно поэтому мы так тонко дифференцируем людей - для нас не существует совершенно одинаковых лиц. Своих знакомых и близких мы ни с кем не спутаем. Эта точность ведет к тому, что малейшие отклонения от нормы улавливаются нами и вызывают определенный эмоциональный дискомфорт. Так, нос может выглядеть некрасивым по многим причинам: слишком длинный или короткий, широкий или узкий, острый или тупой, как «картошка».

Примечательно то, что нормативных моделей каждой черты человеческой внешности может быть несколько. По нашим данным, среди россиян, проживающих в центральной части европейской территории, почти одинаково часто встречаются три типа профиля носа: прямой, слегка курносый и чуть выгнутый (есть еще " волнистые", " горбатые", бугристые и др.). Эти же профили оцениваются респондентами как наиболее красивые.

Из сказанного следует, что формы человеческого лица не содержат в себе красоты как имманентного свойства. Реакция на форму -это не безусловно-рефлекторная реакция. Она связана с корковыми представлениями, с процессом формирования, функционирования и ломки динамического стереотипа - зрительных, слуховых и других образов. Говоря иначе, нас «делают» красивыми или некрасивыми окружающие люди - поскольку нормативные модели формируются в результате восприятия и запечатления в нашей психике повторяющихся, наиболее типичных и распространенных черт других людей. Описанный механизм легко объясняет и различия в эталонах красоты у разных народов.

«Вклад». Чем больше энергии мы отдаем ради благополучия других, тем привлекательнее и дороже они становятся для нас, тем больше мы их любим. Родительская любовь во многом питается именно из этого источника: мать и отец затрачивают очень много сил для воспитания своего ребенка. А вот дети любят их не столь горячо. Сколько нежности, сколько бескорыстной помощи получают они от своих родителей! Казалось бы, должны быть бесконечно привязаны к ним. А вот в действительности сильнее любит та сторона, которая больше дает, а не та, которая поглощает чужие заботы. Разумеется, здесь имеет значение и сознание кровного родства со своим ребенком (механизм «созвучия»).

Как известно, ученики, много лет проучившиеся у одного и того же педагога, становятся для него эмоционально близкими, будто это родные. Учитель вложил в них слишком много интеллектуальных и нравственных сил. По этой же причине больше любит свою школу тот ученик, который ремонтировал ее, оборудовал учебные кабинеты, своими руками сделал приборы, наглядные пособия, растил деревья в школьном саду.

Возможно, что действие «вклада» тоже объясняется разными механизмами. Делая другим добро, мы часто приписываем им добрые чувства к нам, благодарность в ответ на нашу доброту или услуги («бумеранг»). «Вкладывая» себя в другого человека мы видим в нем как-бы частицу своего " я", в результате чего себялюбие переносится как-бы и на него. А делая людям зло, мы приписываем им негативные качества и тем самым оправдываем свою агрессивность. Отсюда - неприязнь к своим жертвам, к тем людям, перед кем мы виноваты.

Роль и значение различных механизмов в формировании межличностных отношений зависит от ситуации: с одной стороны, от особенностей взаимодействующих личностей, а с другой - от условий взаимодействия, что во многом определяется спецификой совместной деятельности и ролевой позиции субъекта. Так, при интенсивном деловом взаимодействии, вытекающем из общности деятельности и разделения труда, возрастает значение механизмов «содействия-противодействия» и «упорядочения».

Для приведения в действие механизмов формирования человеческих отношений необходима одна обязательная предпосылка. Это - общение, взаимодействие, продолжительность контактов. Редкие кратковременные контакты не позволяют установить прочные и глубокие отношения. А при длительном отсутствии взаимодействия отношения гаснут.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.