Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ жизни как социально-психологическая категория






Для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения. Это нравы, обычаи и традиции. Единство особенностей жизненных позиций этих групп со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках образа жизни особое значение приобретают интересы, ценности, потребности.

Образ жизни как социально-психологический феномен представляет собой интегративную характеристику человеческой жизни, в которой жизнь индивида и социальной общности предстает как определенная целостность. Сложность и многогранность образа жизни предполагают возможность многих аспектов его изучения и описания. На наш взгляд, при изучении образа жизни необходимо опираться на комплексный, системный подход. Комплексность образа жизни проявляется как единство экономических, социально-психологических, правовых, этнических и других социальных явлений. В связи с чем исследователи указывают, что «категория образа жизни приобретает междисциплинарный характер». Вместе с тем Л.В. Сохань и В.А. Тихонович акцентируют наше внимание на том, что категория «образ жизни» играет большую роль в формировании методологической базы для исследования, ориентирующей на комплексный подход в изучении личности и социальных групп, раскрывает взаимосвязь экономической, социально-политической, семейно-бытовой, духовной сфер общественной жизни.

«Образ жизни» есть именно интегральная, высокого уровня обобщения философско-социологическая категория Понятие «образ жизни», позволяет более четко исследовать переход от отдельного к общему в социальном процессе, от личности к социальной группе и обществу в целом, и наоборот. Изучение человека через целостную систему его жизнедеятельности как субъекта труда, общения, потребления, познания, создает возможность охватить все сферы его жизнедеятельности. Трудности изучения образа жизни вызваны также тем, что это понятие многофункционально.

Как и любая, сложно организованная система, образ жизни имеет определенный перечень элементов, компонентов, что составляет структурную характеристику данной категории и дает нам возможность раскрыть ее содержательную сторону. Вся совокупность структурных характеристик понятия должна быть переведена в систему социально-психологических показателей – критериев образа жизни, исследование которых позволит нам определить специфику образа жизни социальной общности. Поэтому основная проблема любого исследования заключается в определении набора социально-психологических показателей, необходимых и достаточных для адекватного описания понятия, в нашем случае образа жизни руководителей среднего звена.

Как мы уже ранее отмечали, образ жизни охватывает такие стороны человеческого существования как деятельность, отношение субъекта как к самому себе, к своей деятельности, так и к окружающим, что в свою очередь проявляется через систему ценностных ориентаций, коммуникативных установок, стиля общения, мировоззрения и восприятия окружающего мира. Его изучают философия, этика, этнография, социология, психология. Каждая наука трактует данное понятие в рамках своего предмета исследования и выделяет те или иные составляющие категории образа жизни. Нас же интересует трактовка образа жизни данного социологией и психологией, т.к. это соответствует предмету нашего исследования.

Для социологии важно раскрыть прежде всего социальную природу образа жизни, его обусловленность и место в созидательной практике людей. Первоначально категория «образ жизни» получила свое распространение в публицистической литературе на рубеже 60-70-х гг. ХХ века. Образу жизни в отечественной социологии уделялось значительное внимание, и на сегодняшний день существуют достаточное количество работ, посвященных изучению социалистического образа жизни с позиции социологического подхода.

Социология рассматривает общественную жизнь как процесс социального взаимодействия людей, в рамках которого они сотрудничают, противоборствуют с целью своего выживания и создания для себя благоприятных условий жизни, то есть в процессе своей жизни человек не пассивный элемент общества, а наоборот является ее динамической составляющей.

В.И. Толстых определяет образ жизни как «определенный тип поведения, устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга».

Итак, с позиции социологии образ жизни отражает жизненный процесс, который люди осуществляют особым способом, в зависимости от условий материальной жизни, а также этических, географических, исторических особенностей своего бытия и тех интересов, ценностей и целей, которых они по необходимости стремятся достичь.

А.З. Хурамшина в результате анализа различных трактовок понятия «образ жизни» приходит к следующему выводу, что образ жизни – это система различных форм деятельности людей.

Определение, разделяемое большинством социологов, было предложено И.Т. Левыкиным: «Образ жизни – это определенная система входящих в его состав устойчивых и повторяющихся форм деятельности, обладающая внутренним единством».

Наряду с термином «образ жизни» в социологии принято выделять такую категорию как «жизненный мир» человека. Категория «жизненный мир» характеризует сферу объективно обусловленного и субъективно значимого опыта людей, а также систему их непосредственных отношений, детерминированных как естественными различиями, так и социально-психологическими факторами. Образ жизни, в свою очередь характеризует, в какой мере объективно и субъективно значимый опыт индивида, система его отношений реализуется в повседневной деятельности и какова их роль и значение в жизнедеятельности личности.

Одной из характеристик, определяющих содержание жизненного мира человека, являются жизненные стратегии личности. Придерживаясь социологического понимания, Е.А Смирнов определил стратегии поведения как способ сознательного конструирования или поэтапного формирования личностью целостной модели будущей жизни, способ, посредством которого не только обосновываются с точки зрения субъективных и объективных возможностей их осуществления, но и обеспечиваются реальными механизмами и технологиями.

В рамках социологического подхода на личностном уровне принято выделять нормативный и реальный образ жизни. Нормативный эталон представляет собой теоретическую модель, обобщает образ жизни исторически конкретного, зависимого от общественного устройства уклада жизни. Реальный образ жизни складывается в процессе распределения личностью общественных отношений, интериоризации норм, ценностей, способов деятельности, принятых в данном обществе. В результате складывается способ деятельности личности, ее социальные качества и тип поведения.

При рассмотрении структуры образа жизни социология опирается на деятельностный подход, сторонники которого считают, что структурными элементами образа жизни являются формы человеческой жизнедеятельности.

В деятельностном подходе авторы выделяют следующие стороны образа жизни: активные формы жизнедеятельности и пассивные формы. Активные формы жизнедеятельности – это трудовая, общественно-политическая, семейно-бытовая деятельность, деятельность по повышению образования, культуры. Пассивной формой жизнедеятельности является физический отдых.

В общем плане структура образа жизни с позиции деятельностного подхода выглядит следующим образом:

1. Трудовая деятельность (содержание труда, отношение к труду, отношение к профессии, отношение к работе в данных условиях, трудовая активность).

2. Общественно-политическая деятельность (уровень общественно-политических знаний, общественно-политические взгляды и убеждения, участие в общественно-политической жизни).

3. Семейно-бытовая деятельность (семейное положение, репродуктивные установки, отношение к семье как социальному институту, бытовые установки, отношение к состоянию собственного быта).

4. Культурно-досуговая деятельность (установки на здоровый образ жизни, соотношение активного и пассивного отдыха, самообразовательная активность, преобладание различных видов духовных потребностей).

Трудовая деятельность как источник всех материальных и духовных благ оказывает самое непосредственное воздействие на другие сферы деятельности человека.

В свою очередь, Е.П. Савруцкая считает, что деятельностный подход, скорее всего, характеризует формы жизнедеятельности, нежели образ жизни и при этом практически не определяет качественные показатели образа жизни, не раскрывает социальных механизмов связи различных сторон образа жизни и субъекта. Поэтому в основу содержания образа жизни она предлагает принять общественные отношения. Тогда структура образа жизни будет выглядеть следующим образом: конкретно-исторические типы общественных отношений; формы жизнедеятельности, в которых общественные отношения персонифицируются; социальные механизмы организации, закрепления и воспроизведения ведущих черт образа жизни (системы воспитания, средства идеологического и психологического воздействия, традиции, обычаи, обряды, этикеты, системы управления).

На наш взгляд, мнение, высказанное Савруцкой Е.П., дает нам возможность выявить взаимосвязь между конкретным образом жизни индивида и той социальной средой, в которой он живет, позволяет определить, с помощью каких механизмов формируется и воспроизводится тот или иной образ жизни.

Г.Е. Глезерман выделяет следующие структурные компоненты образа жизни: а) условия труда людей; б) условия их быта; в) сложившиеся соотношения между личной и общественной жизнью. Образ жизни включает и нормы, ценности культуры, поскольку они становятся элементами повседневной деятельности людей.

Образ жизни как социологическая категория раскрывается в содержании таких понятий, как «качество жизни», «стиль жизни», «уровень жизни». Для развернутой характеристики содержания образа жизни в социологии используются также понятия «черта», «форма», «принцип», «ценность», которые обозначают его качественные особенности. Чтобы показать, как, во имя чего живут и действуют конкретные люди, надо выявить всю совокупность этих особенностей их общечеловеческую ценность.

Поскольку В.И. Толстых считает, что любой образ жизни определяется совокупностью условий той общественно-экономической формацией в рамках которой он возникает, то в соответствие с этим он выдвигает следующие условия, формирующие специфические черты образа жизни: 1) социально-экономические (способ производства, общественная форма труда, классовая структура и господствующая идеология); 2) культурная среда, характеризующая степень господства людей над природой и своими собственными отношениями, уровень наличных условий для всестороннего развития личности; 3) естественные (географические, биологические и пр.) факторы, оказывающие большее или меньшее влияние на жизнедеятельность людей.

В свою очередь, А.П. Митракас выделил с позиции социологического подхода следующие критерии образа жизни: мера включенности социальной общности в различные виды жизнедеятельности и динамическая устойчивость времяпрепровождения. Первый критерий оценивается в показателях, выражающих воздействие на выделенные типы внешних объективных факторов (среды обитания), характеризующих объективные свойства самих представителей типов (социально-демографические, социально-культурные характеристики), показатели, отражающие комплекс субъективных факторов (ценностные ориентации, мотивы). Показателями второго критерия являются условия организации и проведения свободного времени, структура свободного времени.

В.И. Бегинин, Г.В. Дыльнов, В.А. Шаболин выделяют в качестве одного из критериев образа жизни общественные силы и возможности субъекта образа жизни, которые измеряются через такие показатели, как материально-технические средства, средства жизнеобеспечения, потенциал общественных сил и их распределение, способ организации общественных сил, реальные возможности включения и участия трудящихся; вторым критерием является вовлеченность ресурсов субъекта образа жизни в жизненный процесс, измеряющийся фактическим использованием общественных сил, в специфике участия членов общества в овладении и использовании общественных сил, в направленности общественной практики жизнедеятельности людей.

На основе анализа исследований И.Т. Левыкиным были определены следующие интегральные показатели образа жизни: 1) общественная активность, проявляемая субъектом во всех сферах деятельности; 2) культура образа жизни, воплощенная в деятельность, поведение и общение; 3) социальное благополучие как единство уровня и качества жизни.

Что же касается психологического подхода к рассмотрению понятия «образа жизни», то его следует охарактеризовать как результат взаимодействия человека с окружающим его миром, отражающей специфику личности и ее взаимоотношений главным образом с социальной средой. Что позволяет рассматривать в единстве внутренние и внешние, индивидуальные и социальные, физиологические и психические условия, влияющие на формирование образа жизни индивида.

М. Такала определяет образ жизни как систему деятельностей, характеризующую людей, живущих в определенных условиях. Б.Г. Ананьев характеризует образ жизни как комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических и т.д.). В этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребления, социальные институции, средства массовой коммуникации и сами люди, объединенные в различные общности. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности.

По образу жизни можно определить, как люди живут, какими действиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности и интересы, идеалы, содержание общения и какие цели они при этом преследуют.

Таким образом, психология рассматривает образ жизни не только с позиции деятельности человека в обществе, но и исходит из его личностных аспектов, которые играют важную роль в жизнедеятельности индивида в целом.

Если в социологии принято выделять такой термин, как «жизненный мир», для характеристики социокультурного измерения человеческой жизни вообще, то в психологической науке выделяют такое понятие, как «жизненный путь» личности. Жизненный путь личности выступает как процесс развития конкретного человека в качестве субъекта сознательного конструирования собственной жизни. Вследствие чего возникает вопрос: жизненный путь личности и образ жизни человека - это равнозначные понятия или нет, и если нет, то в какой мере они соотносятся?

В рамках общепсихологических исследований жизненного пути следует выделить работы Б.Г. Ананьева, И.С. Кона и С.Л. Рубинштейна.

Так С.Л. Рубинштейн определяет жизненный путь, как движение человека к высшим, более совершенным формам жизни, к лучшим проявлениям человеческой сущности. Жизненный путь он рассматривал, с одной стороны, как целостное образование в жизни индивида, а с другой стороны, как некая последовательность определенных этапов, которые он проходит на протяжении своей жизни, отвечая на вопросы: Кем я был? Что я сделал? Кем я стал? В свою очередь Б.Г. Ананьев считал, что жизненный путь человека в обществе это его социальная биография, и он выступает основной формой развития личностных свойств индивида.

Как уже ранее отмечалось, одной из составляющих (в социологическом понимании) жизненного мира являются жизненные стратегии личности. Следует отметить, что в психологии принято использовать аналог социологического понимания жизненных стратегий индивида – «жизненные планы», которые характеризуются как система образов воображения, представляющая собой мысленную картину (проект) предстоящего жизненного пути.

Иными словами, жизненный путь человека выступает как некий процесс, протекающий в течение всей жизни человека, в ходе которой личность стремиться достичь некой совершенной модели жизни. А жизненные планы - это своего рода комплекс действий, которые необходимо реализовать для достижения этого идеала. В данном случае психологию интересуют индивидуальные траектории жизни, а социология большое значение придает социальным институтам в формировании завершенной модели жизненного пути.

Что же касается соотношения образа жизни и жизненного пути, то следует заметить, что образ жизни - это результат взаимодействия индивида с окружающей средой. Жизненный путь – это своего рода движение человека к достижению идеальной формы жизни. К тому же жизненный путь характеризуется как последовательный ряд сменяющих друг друга образов и стилей жизни.

Исходя из всего вышесказанного, следует рассмотреть структуру жизненного пути.

В психологии жизненного пути известна лишь схема структурной организации, предложенная К.А. Абульхановой. «В качестве основных единиц изучения жизненного пути мы выделяем не события или ситуации, - пишет она, - а три взаимосвязанные структуры: жизненную позицию, жизненную линию и смысл жизни или концепцию жизни». В качестве динамических аспектов жизни и временных структур человека К.А. Абульханова выделила жизненные перспективы личности.

В структуру жизненных стратегий, также преложенной К.А. Абульхановой, входят ценности (как выражение духовно-ценностного потенциала будущей жизни), цель жизни (как способ удержания и реализации достигнутой жизненной позиции).

Образ жизни является относительно стабильной структурой, которая хоть и подвержена изменениям, но по большей части определяет достаточно устойчивую направленность жизнедеятельности индивида, его личностные особенности и отношения. При этом все компоненты психологических образований, определяющие образ жизни личности, взаимообусловлены, взаимосвязаны и представляют собой своеобразную иерархическую структуру, непосредственно связанную с индивидуальным смыслом жизни.

А. Маслоу относит стремление искать смысл жизни к высшим потребностям; оно является первичным человеческим побуждением. Для С.Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни – «быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь». Б.С. Братусь размышляет о смысле жизни как насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека.

Таким образом, определяя содержание смысла жизни, исследователи характеризуют его как позитивное влияние на человека и становление его личности. Так, человек, утратив смысл своей жизни, может деградировать как личность. Но вместе с тем, рассматривая смыл жизни как психологический феномен необходимо отметить его многозначность и двоякую роль, то есть обретение человеком смысла жизни не гарантирует позитивное становление личности.

Касаясь вопроса о структуре образа жизни с точки зрения психологического подхода, то, по мнению Б.А. Классова, она представляет собой системное образование и включает в себя следующие составляющие:

- подсознательное программирование личности (психологическая запрограммированность), природная предрасположенность к деятельности и поведению;

- индивидуальный опыт (знания, умения, навыки, привычки, стереотипы поведения);

- потребностно-мотивационная и смысловая сфера личности;

- система социальных отношений;

- духовно-нравственная сфера личности (идеалы, жизненные ценности установки и этические нормы поведения, стремление к совершенству)

Б.А. Классов в качестве категорий образа жизни выделяет три аспекта: физиологический, социальный и психологический. С точки зрения психологической науки образ жизни оценивается с позиции следующих критериев: влияние убеждений, установок личности на определенный вид ее активности; усвоение личностью социальной информации и на ее основе формирование привычек и стратегий поведения; специфика потребностно-мотивационной обусловленности целенаправленного поведения личности и мера ее вовлеченности в систему социальных отношений; стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности.

При изучении образа жизни личности М. Такала выделил две различные концептуальные модели: первая включает взаимодействие черт личности и ситуаций, причем ситуация рассматривается как внутренняя иерархическая система. Вторая модель более «функциоаналистическая»: образ жизни индивида оценивается в терминах условий жизни, деятельностей, целей и их взаимодействия.

Итак, в результате содержательного анализа категорий образа жизни с позиции социологического и психологического подходов, мы видим необходимость использования комплексного анализа в изучении данной категории. Соответственно, для полной и детальной характеристики следует принимать во внимание теоретические положения обеих наук и исходить из социально-психологического подхода в понимании специфики образа жизни различных социальных общностей.

Категория «образ жизни» как социальное явление общественного бытия получила свое распространение в 60-70 гг. ХХ века. И лишь позднее, в 90-е гг. ХХ века, данная категория стала изучаться как социально-психологическое явление общественной жизни.

Под образом жизни в социальной психологии понимается устоявшиеся, типичные формы жизнедеятельности личной и гражданской сферы, единство общественных предписаний и интимной сферы сознания, нравственного выбора и ценностных ориентаций. Каждой социальной группе присущ свой образ жизни, отражающий специфику данной группы и ее место в системе общественных отношений. Б.Ф. Ломов подчеркивал, что образ жизни - это своего рода социальные функции индивида, «обеспечивающие формирование, трансформацию и закрепление свойств, которые образуют его психологический склад».

Б.Д. Парыгин акцентирует внимание на том, что образ жизни – это прежде всего социально-психологическая категория. «С одной стороны образ жизни представляет собой не столько характеристику индивидуально-неповторимого в способах психологической жизнедеятельности, сколько указание на элементы достаточно массовидного и, следовательно, стереотипного эталона в человеческом поведении, существование и самоутверждение в определенных конкретно исторических условиях. С другой стороны, феномен «образа жизни» всегда несет на себе печать не только всеобщности, но и специфичности и даже индивидуальной неповторимости, в той мере, в какой он связан со своеобразием человеческих судеб, способов самовыражения и самоутверждения весьма конкретных и достаточно различных индивидов».

Б. Ф. Ломов, говоря о важности социально-психологической стороны образа жизни, подчеркивал: «…когда говорится об образе жизни определенного человека, то имеется в виду не только то, что и как он делает, но и то, с кем и как он общается, к кому и как он относится. К тому же образ жизни – это не статичная модель жизнедеятельности, он развивается и в процессе этого развития происходит смена его детерминант, а соответственно и системно образующих характеристик». Являясь результатом интеграции разнообразных сфер жизни индивида, его деятельности и отношений, образ жизни, как отмечает М.Г. Рогов, «с одной стороны достаточно стереотипен для конкретных групп людей (школьники, студенты, взрослые и др.), а с другой стороны индивидуален, ибо связан с их индивидуально - психологическими особенностями, способами самовыражения и самоутверждения».

В рамках социально-психологического анализа образ жизни рассматривается, как соответствующая система устойчивых способов организации людьми своей жизнедеятельности, активности в системе определенных общественных отношений. Формирование образа жизни личности происходит при определенном жизненном укладе, принятом в данном обществе или социальной группе, и проявляется в социальных установках и в системе ценностей, соответствующих данному укладу жизни. В процессе формирования личности складывается и направленность ее образа жизни. Направленность образа жизни закрепляется в системе жизненных ценностей индивида, что в свою очередь позволяет выделить жизненные ценности личности в отдельный критерий образа жизни.

Г.П. Предвечный и Ю.А. Шерковин выделили следующие социально-психологические характеристики образа жизни: 1) распределение и особенности проявления социальной активности индивида; 2) потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения и деятельности; 3) обычаи и привычки, как типичные социальные нормы отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, политической жизни и быта.

Социально-психологический анализ образа жизни призван выявить механизмы саморегуляции субъекта, связаные с его отношением к условиям жизни и деятельности, с его потребностями и жизненными ориентациями, а также с его отношением к социальным нормам. И в данном случае, как считает В.А. Ядов, образ жизни может быть рассмотрен по ряду критериев. Одним из таких критериев является сферы деятельности – производственная, общественно-политическая, семейно-бытовая, сферы потребления (потребление материальных и духовных благ). Следующим критерием является качество и интенсивность деятельности, проявляющаяся на уровне реальной активности и продуктивности, в субъективной значимости (мера вовлеченности субъекта в деятельность), в гармоничности – дисгармоничности. Свободе – несвободе в выборе способов и целей деятельности. Третьим критерием являются стилевые особенности – ритмика, доминантность различных видов деятельности, их пространственно временная локализация.

«Качество жизни» как один из критериев образа жизни выделяется Б.Д. Парыгиным и представляет собой степень духовной удовлетворенности человека условиями и характером своей жизнедеятельности и непосредственно связан с экономической характеристикой «уровня жизни», измеряемого количеством и качеством материальных благ, которыми владеет человек. Наличие социально-экономического базиса определяет уровень духовной удовлетворенности человека своей жизнедеятельностью. Поэтому удовлетворенность личности результатом своей жизнедеятельности выступает в качестве существенного показателя образа жизни. В тоже время, подчеркивает Б.Д. Парыгин, уровень материальной обеспеченности не гарантирует духовной сбалансированности человека, оптимальности его образа жизни в целом.

Л.В. Сохань и В.А. Тихонович в свою очередь в рамках социально-психологического анализа выделяют следующие критерии и показатели образа жизни: «К первой группе относится содержание условий социальной жизнедеятельности людей, измеряющиеся в таких показателях как, социально-психологические аспекты общественных отношений, социально-психологический и моральный климат, социальные ценности и нормы, традиции, обычаи. Вторую группу составляют социально-психологические характеристики самой жизнедеятельности, характеризующиеся через такие показатели как цель, смысл, ценности жизни; различные формы социальной деятельности, предпочтительные формы проведения свободного времени; особенности неформальной группы, характер увлечений человека, поведение его в быту. Третья группа рассматривает отношения субъекта образа жизни к условиям и характеру своей жизнедеятельности, показателями которой являются ожидания, притязания субъекта образа жизни, его оценки условий и содержания своей жизнедеятельности, мера удовлетворенности ими».

Таким образом, многие исследователи в качестве критериев образа жизни выделяют включенность личности в различные формы социальной активности; социально-психологические аспекты общественных отношений, социальные ценности, нормы поведения; удовлетворенность личности различными сторонами образа жизни. В дальнейшем мы будем опираться на выше изложенные критерии образа жизни при построении методологического аппарата нашего исследования.

Описывая структуру образа жизни, исходя из социально-психологического подхода, необходимо привести структурную характеристику образа жизни предложенную А.И. Сухова, который выделил следующие ее компоненты:

- аксиологический, то есть ценностный, нормативный, означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения.

- конативный или поведенческий, выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации.

- когнитивный связан с содержанием картины мира, познавательных стереотипов.

- коммуникативный, связан с включенностью человека в систему социальных связей, а также с состоянием активного словарного запаса различных социальных групп, их лингвистическими способностями.

Итак, понятие «образ жизни» на наш взгляд является социально-психологической категорией, несмотря на то, что данный термин в большей степени разрабатывался в рамках социологической науки. Основание для этого утверждения дают нам следующие факты: 1) образ жизни это не только устойчивые и повторяющиеся формы деятельности, но и определенные общественные отношения, отражающиеся в специфике системы коммуникаций, потребностей, мотивов и ценностных ориентаций личности.

2) образ жизни обусловлен не только исторической формацией и видоизменяется с изменением общественного строя, но и носит отпечаток индивидуальных особенностей самой личности.

3) образ жизни отражает в себе не только социально-экономические условия жизни определенной социальной общности, но и уровень духовно-нравственного развития самой личности принадлежащей к данной социальной группе.

Как уже было ранее замечено, образ жизни социальной группы представляет собой то общее, что объединяет образы жизни ее членов. Представители одной социальной группы будут обладать сходными особенностями образа жизни, однако при этом образ жизни каждой отдельной личности будет иметь свои индивидуальные черты. Так как руководители представляют собой специфическую социальную общность, следовательно, можно предположить, что они обладают и специфичным образом жизни, отличным от образа жизни других социальных групп.

 

 

Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.