Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое обеспечение ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников в пенитенциарных учреждениях






Обобщение практики органов внутренних дел показывает, что освобождение заложников силой — обоюдоострое оружие, которым надо пользоваться с предельной осторожностью. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что при попытках «силового воздействия» на террористов гибнет и получает ранения около 80% заложников. В качестве альтернативы «силовому воздействию» на террористов относят ведение переговоров.

Анализ функционирования пенитенциарных учреждений также подтверждает, что путем переговоров с преступниками в местах лишения свободы нередко удается склонить их к отказу от преступных намерений, сдаться, освободить потерпевших и, что весьма важно, — сохранить им жизнь. Успешность ведения вынужденных переговоров с преступниками в значительной мере предопределяется знаниями руководителей правоохранительных органов технологии и тактики общения (с учетом правовых, организационных и психологических критериев), позволяющими снизить уровень напряженности и приводящими к компромиссу противоречащие друг другу, интересы и цели противоборствующих сторон.

При получении СООБЩЕНИЯ О ЗАХВАТЕ ЗАЛОЖНИКОВ рекомендуется осуществить следующие первоначальные мероприятия:

1) Установить истинные намерения преступников, причины, побудившие их к террористическим действиям (хотя бы и в самом общем виде), относящиеся к политическим, или иным религиозным особенностям и выявить существование сторонней поддержки (если таковая имеется). В ходе четко спланированных разведывательных действий выяснить: численность, индивидуальные личностные особенности преступников, наличие у них прежних судимостей, возрастные, физические, психические характеристики и иные значимые сведения, а также криминальные и другие связи, способные оказать на преступников положительные или отрицательные воздействия. Не менее важно уточнить конкретные требования, место и характер укрытия преступников и содержания заложников, способы организации террористами охраны и обеспечения своей безопасности.

2) Создать оперативный штаб по проведению операции, закрепить конкретные обязанности за каждым его членом. К работе в составе штаба могут привлекаться прокурор, сотрудники контрразведки, войск спецназа, ОМОНа, специального отдела быстрого реагирования РУОП, военнослужащие внутренних войск, учебных заведений МВД, сотрудники материально-технического и медицинского обеспечения. Также создаются группы захвата, прикрытия, блокирования. В состав группы прикрытия включить снайперов для подавления огнем, в случае необходимости, действий преступников.

3) Создать схему организации управления, оперативной связи и обеспечить реализацию ее в действии.

4) В зависимости от степени опасности, угрожающей жизни и здоровью заложников, местности, времени и других факторов, могущих оказать влияние на обстановку при проведении операции по обезвреживанию преступников и

освобождению захваченных ими лиц, вступить в переговоры с преступниками, применяя различные приемы первоначальных тактических действий.

Практика ведения переговоров показывает, что одним из таких приемов является установление психологического контакта с преступниками с целью склонения их к отказу от противоправных действий путем тактически правильного ведения с ними общения.

С психологической точки зрения желательно, чтобы кандидаты на роль переговорщиков владели навыками самоконтроля и ведения дискуссии в экстремальных условиях, умели анализировать нестандартные ситуации и предложения противоположной стороны, делая правильные выводы из них, принимать самостоятельные решения, обладали эмоциональной устойчивостью и коммуникабельностью.

В этой связи представляется целесообразным создать на уровне МВД, УВД специальные группы ведения переговоров, куда помимо самих переговорщиков привлечь наиболее подготовленных для выполнения данной задачи сотрудников (в том числе психологов, педагогов, аналитиков, представителей оперативных и оперативно-технических подразделений), которые, работая в непосредственном контакте с переговорщиками, должны обеспечивать их всей необходимой информацией, средствами связи, усиления звука, аудио- и видеотехникой и т. д. Несомненно, что в силу сложности задач и реальности угрозы жизни и здоровью группу переговорщиков следует формировать исключительно на добровольных началах.

Одновременно с проведением переговоров ведется оперативная игра, цель которой заключается в психологической «измотке» преступников, взятии инициативы в свои руки. Наиболее целесообразным является всяческое затягивание переговоров. Требования преступников необходимо выполнять максимально медленно, объясняя задержку различными независящими причинами (отсутствие транспорта, необходимость получения разрешения вышестоящего руководства и т. д.). Следует помнить, что это не способ разрешения конфликта, а всего лишь игра, задачами которой является демонстрация преступникам своей психологической устойчивости, нежелание идти на поспешное выполнение выдвигаемых ими требований без предварительного обсуждения, без получения гарантий безопасности заложников и, возможно, без обоюдных уступок. Одним из элементов оперативной игры является замена заложников. В случае замены или освобождения части заложников им следует оказать немедленную медицинскую помощь, если они в ней нуждаются. Затем их необходимо опросить с целью уточнения сведений о преступниках, их намерениях, психическом состоянии, вооружении и др.

Особое внимание следует уделить тому, чтобы изыскать возможность побеседовать в ходе переговоров с заложниками для оценки их психического, физического и морального состояния. Это позволит последним также сохранить психологическую устойчивость, удержаться от необдуманных действий.

Нередко возникает предложение использовать в качестве посредника при ведении переговоров с преступниками одного из заложников, однако, в силу ряда причин, наиболее перспективным следует признать направление для переговоров опытного сотрудника органов внутренних дел. Он может быть даже известен преступникам и потому у него имеется неплохой шанс добиться от них больших уступок.

Кроме того, он может лично убедиться в безопасности заложников, одновременно получая возможность осмотреть убежище преступников, выяснить систему охраны заложников, распределение ролей между правонарушителями (кто лидер группы, кто ведет наблюдение за перемещениями сотрудников правоохранительных органов, кто охраняет заложников, вооруженность, устойчивость самой группы, наличие разногласий среди преступников и т. д.). Между тем переговорщику, особенно на начальном этапе, следует вести себя крайне осмотрительно, не злоупотреблять появившимися у него разведывательными возможностями. В противном случае он сам рискует оказаться заложником.

Ведя переговоры, обговаривая возможности разрешения ситуации путем различного рода компромиссов, нельзя впадать в крайности. Например, недопустима открытая демонстрация силы, которая может побудить преступников на необходимость ответной агрессивности с целью заставить правоохранительные органы отказаться от мысли освободить заложников силовыми методами.

Тем не менее, у преступников не должна возникнуть мысль о слабости и нерешительности руководителей специальной операции, поскольку при таком варианте требования преступников станут более жесткими. Это в свою очередь затруднит ведение переговоров, создаст дополнительную опасность жизни и здоровью заложников, вполне возможно, при такой тактике террористы могут применить жесткие меры физического или психического воздействия для ускорения принятия желательного для них решения.

На данном этапе ведения переговоров можно взять на себя дополнительную инициативу, например, путем внесения контрпредложений, организации психологического воздействия на лиц, захвативших заложников, что одновременно снижает их активность. В результате они начинают пересматривать свои планы, обсуждать встречные предложения. Это приводит к смене тактики действий, корректировке первоначальных планов и требований. В подобной ситуации бывает проще установить истинные намерения преступников, следовательно, выработать наиболее адекватные формы и методы действий личного состава по освобождению заложников. Другой способ удержать преступников от насилия — максимально долго сохранять у них надежду на то, что их требования могут быть выполненными.

Не следует вступать в первичный этап переговорного процесса представителям вышестоящих органов МВД, УВД, суда, прокуратуры, иных ведомств и органов власти. Это, во-первых, снижает престиж территориальных органов и сил правопорядка. Во-вторых, нейтрализует возможности затягивания времени, например мотивируя необходимостью согласования требований террористов с вышестоящим руководством, которое «находится на совещании... в пути... в отъезде...» и т. д.

Наиболее деликатным, и в то же время опасным, является требование преступников о предоставлении им спиртных напитков и наркотиков. Элементарное решение, казалось бы заключается в удовлетворении требований в обмен на освобождение заложников, поскольку состояние опьянения делает поведение

террористов менее контролируемым. Рассчитывать на столь простое решение вряд ли приходится во всех случаях. Тем не менее известны факты, когда спиртное и наркотики все же поступали к террористам главным образом для того, чтобы провести операцию по освобождению заложников непосредственно в момент передачи либо сразу после того, как они начали оказывать свое действие. Подобная операция весьма рискованна и должна учитывать расчет сил и средств, времени проведения, знание психологии каждого преступника.

Главной целью развертываемой во время переговоров оперативной игры является обеспечение быстрого и эффективного проведения специальной операции по освобождению заложников. Ее план и сценарий прежде всего включают следующие действия и мероприятия:

 

- демонстрация равнодушного отношения к судьбе заложников;

- затягивание выполнения отдельных требований преступников;

- передача преступникам имитационного либо неисправного оружия и боеприпасов, технических средств (в целях уменьшения риска раскрытия обмана указанная акция возможна лишь непосредственно перед началом операции по обезвреживанию преступников и освобождению заложников), водки, продуктов, наркотиков и т. п. с усыпляющими, успокаивающими средствами;

- выяснение наиболее удобных подходов к месту укрытия преступников и проникновения в него;

- диагностика состояния террористов путем использования подставных лиц;

- демонстрация заправки горючим поданного по требованию террористов автотранспорта, посадки летательных аппаратов;

- демонстративный вывод замеченных преступниками сил и средств.

Психологически оправдано перед началом операции по освобождению заложников и захвату преступников усиление активности ведения переговоров либо оперативной игры с целью достижения максимальной внезапности действий.

При проведении переговоров и оперативной игры с террористами целесообразно использовать следующие организационно-тактические и психологические приемы воздействия:

- не вступать в переговоры с преступниками без точного диагноза экстремальной ситуации и без всякого плана;

- не начинать самим и не поручать ведение переговоров лицам, в тех случаях если вы либо они по каким-то причинам не заслужили доверия у преступников или имели прямое отношение к фактам и событиям, послужившим поводом для захвата заложников;

- обязательно учитывайте принадлежность преступников к определенной субкультуре, ибо для некоторых, например, «вора в законе» сдаться равносильно смерти;

- подбирая людей для ведения переговоров, желательно исходить из того, что имеющие равный социальный статус индивиды быстрее находят взаимоприемлемые решения;

- субъект, вступающий в переговоры, не должен обладать внешними признаками, вызывающими агрессивность, раздражительность или нервозность преступников (это касается возраста, пола, внешности и т. д);

- при выборе метода переговоров с преступниками следует учитывать, что он должен привести к разумному компромиссу, если такой вообще возможно, но не должен приводить к эскалации конфликта до такой степени, чтобы произошло убийство заложников;

- находить положительные моменты в каждом действии и высказывании преступников, не унижать их, находить пути, используя которые, Вы можете их переиграть;

- держать в своих руках инициативу: даже тогда, когда Вы ожидаете негативной реакции преступников, следует продолжать предпринимать активные конструктивные действия по разрешению в желаемом направлении;

- при сокращении своих требований до минимума никогда не уступать в главном. Вы не можете выполнить требований, нарушающих закон, но вы можете выполнить условия, если они обусловлены крайней необходимостью - сохранения жизни заложников;

- сохранять мужество и уверенность в себе, ибо потерять уверенность — значит потерпеть поражение;

- следовать принципу «кто прав, тот и силен», а не «кто силен, тот прав»;

- подавлять в себе слепую ненависть к преступникам, ибо в каждом из них есть частица добра, как в каждом из нас есть частица зла;

- говорить преступникам правду, тогда «вам не нужно ничего больше придумывать»;

- слишком большой период по затягивание переговоров может увеличивать риск гибели заложников, поэтому затяжка времени обязательно должна сопровождаться определенными уступками преступникам (предоставление денег, водки, средств индивидуальной защиты и т. д.) и одновременном развертыванием сил и средств для оперативного (немедленного) их захвата и нейтрализации;

- по мере возможности необходимо позволять преступникам «выпустить пар», так как это один из эффективных методов справиться с негативными

эмоциями;

- соглашайтесь и настаивайте на непосредственных контактах с преступниками, ибо переговоры «лицом к лицу» чаще дают положительный результат. Но в то же время желательно избегать переговоров одновременно с несколькими преступниками и в присутствии посторонних лиц. Помните о русской пословице что «на миру и смерть красна»;

- не реагировать на оскорбления и другие эмоциональные проявления преступников, иначе потеряете самоконтроль и «свое лицо»;

- в ходе переговоров не акцентировать внимание на личности преступника. Делайте ставку на предмет переговоров и на их результат, уступать преступникам можно только тогда, когда от них получаете взамен адекватные уступки;

- важно всегда внимательно слушать преступников и показывать, что Вы их услышали и поняли однозначно то, что ими было сказано. Это «самая дешевая уступка», которую можно сделать преступникам, не опасаясь, что она будет использована против вас и заложников;

- говорить так, чтобы до преступников доходил смысл сказанного. Это позволяет ясно осознать, что они могут ситуацию оценивать по-иному и принять

адекватные решения. Не давать преступникам пустых обещаний. Можно допускать обман и ложь во имя спасения жизней только тогда, когда созрели все условия для эффективного и немедленного захвата террористов;

- вести переговоры конкретно, но гибко;

- бережно и разумно использовать отведенное для переговоров время, проявлять выдержку и контроль над ситуацией;

- избегать во время переговоров демонстрации силы, тем более, что преступники хорошо знают ваши возможности и не раз испытывали на себе ее действие;

- по мере необходимости привлекать к переговорам родных и близких преступников, а также осужденных или лиц, заключенных под стражу, являющихся в преступной среде авторитетом;

- избегать устанавливать для преступников предельных ультимативных сроков выполнения требований, поскольку это может вызвать у них ожесточенное сопротивление. Они и так понимают, что находятся в ловушке, из которой выбраться весьма сложно;

- начинать повторные переговоры с преступниками желательно лишь спустя некоторое время, когда они успокоятся и придут в себя;

- учитывать, что переговоры с лицами, захватившими заложников - это гуманное, но исключительно трудное дело, которое по плечу только подготовленному и с психологической и профессиональной точки зрения сотруднику.

Если в процессе анализа переговорного процесса будет установлено, что диалог становится бесперспективным либо может быть сорван, то, не прекращая его, руководитель операции должен дать указание на разработку плана и сценария оперативной игры. Суть ее состоит в том, чтобы путем осуществления определенных действий или мероприятий ввести преступников в заблуждение относительно времени и способов воздействия на них и возможного удовлетворения выдвинутых ими требований.

В заключение отметим, что неприемлемыми с правовой и нравственной точек зрения являются требования передачи преступникам оружия и боеприпасов к нему, взрывных, сильнодействующих отравляющих, бактериологических веществ и освобождения преступников вне правовых процедур, так как эти требования противоречат условиям, составляющим суть института крайней необходимости.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.