Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрагменты из лекций по истории философии Гегеля






«Рассказывали о нем, что он был очень красив и обладал величественной внешностью, которая сразу привлекала к себе и внушала благоговейное чувство. С этим природным достоинством, с благородным характером и со спокойной манерой держать себя он соединял внешние особенности, благодаря которым он казался таинственным существом, не похожим на других; он носил белые льняные одежды и воздерживался от употребления известных родов пищи…Учреждение Пифагора выросло в союз, обнимавший всего человека и всю его жизнь и долженствовавший сделать своих членов такими же завершенными произведениями искусства, такими же достойными, пластическими натурами, каким был он сам…

Древнее, простое основное положение пифагорейской философии гласит, таким образом, у Аристотеля, «что число есть сущность всех вещей и организация вселенной в ее определениях представляет собою вообще гармоническую систему чисел и их отношений». В каком смысле мы должны понимать это положение?...Где находятся числа? Обитают ли они отдельно в небе идей, отделенные от всего другого пространством? Они не суть непосредственно сами вещи, ибо вещь, субстанция, отнюдь не является числом; тело не имеет с ним никакого сходства. На это мы должны ответить, что пифагорейцы вовсе не разумели под числами то, что понимают под прообразами …Нет, они определенно понимали под числами реальную субстанцию сущего, так что каждая вещь состоит существенно лишь в том, что она имеет в себе единицу и двоицу, равно как и их противоположность и их отношение друг к другу…

Таким образом телесное образуется под руководством чисел, а из последних образуются определенные тела, вода, воздух, огонь и вообще вся вселенная, о которой они говорят, что она устроена гармонично; эта гармония, в свою очередь, состоит лишь в числовых отношениях, конституирующих различные созвучия абсолютной гармонии»[5].

Пифагорейские «Золотые стихи»

Прежде всего бессмертных богов согласно закону

Чти и клятву блюди. Затем героев преславных

И преисподних божеств почитай, обряд исполняя.

Также родителей чти и тех, кто родством тебе близок.

А из чужих в друзья выбирай, кто доблестью лучший.

Кротким внемли словам и делам, идущим на пользу.

С другом не ссорься твоим прегрешения малого ради

Сколько возможно; возможность от долга живет недалече.

Все это помни. Затем приучись обуздывать вот что:

Чрево прежде всего, и сон, и страстную похоть,

Также и гнев. Никогда дурного не делай с другим ты

Или один: всех боле себя самого да стыдишься.

Далее, праведность ты соблюдай в словах ли, в делах ли

И никогда ни в чем не веди себя безрассудно.

Помни, что всем суждено умереть неизбежною смертью:

Все, что сегодня стяжал, утратишь завтра бесследно.

Беды, что волей судеб роковых выпадают на смертных,

Следуя доле своей, всегда выноси без роптаний.

В меру сил оправляйся от них, про себя размышляя:

Добрым людям Судьба не пошлет их слишком уж много.

Много до слуха людского доходит кривых ли, благих ли

Толков. Но ты не смущайся, не дай тебе помешать им.

Хоть бы и ложь на тебя городили какую, спокоен

Будь. Но пуще всего соблюдай, что скажу тебе ниже:

Да не побудит тебя никто ни словом, ни делом

Сделать или сказать, что сам ты дурным почитаешь.

Прежде чем делать, подумай, чтоб глупости часом не вышло:

Вздор говорить или делать негодному свойственно мужу.

Ты же лишь то совершай, о чем пожалеть не придется.

Коль не умеешь чего, не берись, а сперва изучи-ка

Все, что потребно, и жизнь твоя приятнейшей будет.

Здравие тела отнюдь не должно иметь в небреженьи,

Но соблюдать и в питье, и в еде, и в гимнастике меру.

Мерой же то называю, о чем пожалеть не придется.

К жизни простой себя приучай, без роскоши, чистой,

Остерегайся все то совершать, что вызовет зависть.

Трат неуместных беги (так тратит незнающий блага),

Также и скрягой не будь. Во всем наилучшее – мера.

Делай лишь то, что не будет во вред, и загодя думай.

Да не коснется очей твоих сон, смежающий веки,

Прежде чем трижды дневные дела разберешь по порядку:

«В чем погрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?».

Вспомни весь день от и до, и коли содеял дурное,

То укорись, а добрым делам возрадуйся тихо.

Вот что ты должен любить, об этом радеть и трудиться:

Это тебя наведет на след добродетели божьей,

Ей! Клянусь Передавшим нашей душе Четверицу –

Вечной природы исток. Итак, принимайся за дело,

Прежде богов помолив об успехе. Достигнув же это,

Связь ты познаешь бессметных богов и смертного рода,

Как совершается все, какому подвластно закону;

Сколько возможно, познаешь единство всеобщей природы –

Так избежишь безнадежных надежд и все тайны раскроешь.

Беды людские, поймешь ты, по их же свершаются воле,

Их, несчастных, что благ столь близких не замечают

И не слышат, от зла ж избавленье немногие знают.

Так человеческий ум повреждает Мойра: как кубарь,

Носятся взад и вперед, терпя несчетные беды,

Злой не видя сопутницы Распри, вредящей, врожденной,

Кою надобно не разжигать, а бежать, уступая.

Отче Зевс! От скольких бед ты всех бы избавил,

Если бы всем показал, какому року подвластны.

Ты же дерзай, зане божественный род и у смертных,

Вещая коим природа обряды все открывает.

Будучи в них посвящен, достигнешь того, что велю я,

Душу свою исцелишь и спасешь от этих страданий.

Яств не вкушай, о которых сказали мы в «Очищеньях»

И в «Избавленьи души», но все разбери и обдумай,

А браздодержцем поставь над собою благое решенье.

Если же тело покину, в эфир придешь ты свободный,

Станешь богом бессмертным, нетленным, боле не смертным[6].







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.