Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и жизнь






<...> Философия, как известное рассудительное (рефлек­тирующее) познание, есть всегда дело личного разума. Напротив, в других сферах общечеловеческой деятельности личный разум, отдельное лицо играет роль более страдательную: действует род.

<...> Философское познание есть заведомо действие лично­го разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуаль­ного сознания. Субъект философии есть по преимуществу еди­ничное я как познающее.

<...> Философия в смысле мировоззрения есть мировоз­зрение отдельных лиц. Общее мировоззрение народов и племен всегда имеет религиозный, а не философский характер, и пото­му, пока все отдельные лица живут общей духовной жизнью на­рода, философия как самостоятельное и верховное воззрение не­возможна: умственная деятельность лиц вполне определяется на­родными верованиями. Это ясно a priori и несомненно истори­чески. Итак, философия возникает только тогда, когда для от­дельного мыслящего лица вера народа перестает быть его соб­ственной верой, теряет для него значение внутреннего безотчет­ного убеждения, из начала жизни становится только предметом мышления; философия начинается, когда мыслящее лицо отде­ляет свое мышление от общей веры, противополагает его этой вере как внешнему.

Соловьев B.C. Кризис западной философии (Против позитивистов) // Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 2.

М., 1990. С. 5-6.


Первый вопрос, на который должна ответить всякая филосо­фия, имеющая притязание на общий интерес, есть вопрос о цели существования. Если бы наше существование было постоянным блаженством, то такой вопрос не мог бы возникнуть: блаженное существование было бы само себе целью и не требовало бы ника­кого объяснения. Но так как на самом деле блаженство суще­ствует более в воображении, действительность же есть ряд боль­ших и мелких мучений и в самом счастливом случае — постоян­ная смена тяжелого труда и гнетущей скуки, с одной стороны, и исчезающих иллюзий — с другой, то совершенно естественно является вопрос: для чего все это, какая цель этой жизни? Каж­дому мыслящему человеку является этот вопрос первоначально как личный, как вопрос о цели его собственного существования. Но так как, с одной стороны, все мыслящие существа находятся приблизительно в одинаковом положении относительно этого вопроса и так как, с другой стороны, каждое из них может суще­ствовать только вместе с другими, так что цель его жизни нераз­рывно связана с жизненною целью всех остальных, то личный вопрос необходимо превращается в вопрос общий: спрашивает­ся — какая цель человеческого существования вообще, для чего, на какой конец существует человечество? Общая и последняя цель требуется нашим сознанием, ибо очевидно, что достоинство час­тных и ближайших целей человеческой жизни может определяться только их отношением к той общей и последней цели, для кото­рой они служат средствами; таким образом, если отнять эту по­следнюю, то и ближайшие наши цели потеряют всю свою цену и значение, и для человека останутся только непосредственные побуждения низшей, животной природы.

Если мы, оставляя зыбкую почву людских мнений, обратим­ся к объективному исследованию нашего вопроса, то прежде все­го должны привести к ясному сознанию, что мыслится в самом понятии всеобщая цель человечества. Это понятие необходимо предполагает другое, именно понятие развития, и, утверждая, что человечество имеет общую цель своего существования, мы должны признать, что око развивается; ибо, если бы история не была развитием, а только сменой явлений, связанных между со­бою лишь внешним образом, тогда, очевидно, нельзя было бы говорить ни о какой общей цели.

Понятие развития с начала настоящего столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление. Это не значит, од-


нако, чтобы логическое содержание этой идеи стало вполне яс­ным для общего сознания; напротив, это содержание является весьма смутным и неопределенным не только для полуобразо­ванной толпы, толкующей вкось и вкривь о развитии, но даже иногда и для ученых и quasi философов, употребляющих это по­нятие в своих теоретических построениях. Поэтому нам следует рассмотреть, что, собственно, содержится в понятии развития, что им предполагается. <...>

Если же подлежащим развитию не может быть ни безуслов­но простая субстанция, ни механическое внешнее соединение эле­ментов, то им может быть только единое существо, содержащее в себе множественность элементов, внутренне между собою свя­занных, то есть живой организм. Действительно, развиваться в собственном смысле этого слова могут только организмы, что и составляет их существенное отличие от остальной природы. Но не всякие изменения в организме образуют его развитие. Такие изменения, в которых определяющее значение принадлежит вне­шним, чуждым самому организму деятелям, может влиять на внешний ход развития, задерживать его или и совсем прекра­щать, разрушая его субъект, но они не могут войти в содержание самого развития: в него входят только такие изменения, которые имеют свой корень или источник в самом развивающемся суще­стве, из него самого вытекают и только для своего окончательно­го проявления, для своей полной реализации нуждаются во внеш­нем воздействии. Материал развития и побуждающее начало его реализации даются извне, но это побуждающее начало может действовать, очевидно, лишь сообразно с собственною природой организма, то есть оно определяется в своем действии воздей­ствием этого организма, и точно так же материал развития, что­бы стать таковым, должен уподобиться (ассимилироваться) са­мому организму, то есть принять его основные формы, должен быть обработан деятельностию самого организма для органичес­ких целей, так что способ и содержание развития определяются изнутри самим развивающимся существом. <... >

Ряд изменений без известной исходной точки и продол­жающийся без конца, не имея никакой определенной цели, не есть развитие, ибо каждый член такого ряда за отсутствием об­щего начала, определяющего его относительное значение, не мог бы быть определенным моментом развития, а оставался бы только безразличным изменением. Если, как было сказано, понятие цели


предполагает понятие развития, то точно так же последнее необ­ходимо требует первого. Следовательно, развитие есть такой ряд имманентных изменений органического существа, который идет от известного начала и направляется к известной опреде­ленной цели: таково развитие всякого организма; бесконечное же развитие есть просто бессмыслица. <... > Итак, мы должны пред­положить три общие необходимые момента всякого развития, а именно: известное первичное состояние, от которого оно зачина­ется; другое известное состояние, которое есть его цель, и ряд промежуточных состояний, как переход или посредство, ибо если бы не было последовательного и постепенного перехода от пер­вого к последнему, то они сливались бы в одно, и мы не имели бы никакого развития, а только одно безразличное состояние. Общая формула, выражающая эти три момента, есть закон раз­вития. Определив закон развития, мы определим и цель его. Не то чтобы закон и цель были одно и то же, но знание первого дает и знание второй: так, зная закон, по которому развивается расте­ние, мы знаем и цель этого развития — плодоношение — как последний момент прогрессивного изменения, которое опреде­ляется тем законом.

Если развитие есть процесс имманентный, пользующийся внешними данными только как возбуждением и как материа­лом, то все определяющие начала и составные элементы разви­тия должны находиться уже в первоначальном состоянии орга­низма — в его зародыше. Это фактически доказывается тем, что из семени известного растения или из эмбриона известного животного никакими средствами невозможно произвести ниче­го иного, кроме этого определенного вида растения или живот­ного. Итак, первоначальное состояние организма, или его заро­дыш, по своим образующим элементам есть уже целый орга­низм, и если, таким образом, различие между зародышем и вполне развитым организмом не может заключаться в разности самих образующих начал и элементов, то оно, очевидно, долж­но находиться в разности их состояния или расположения. И если в развитом организме составные его элементы и формы расположены таким образом, что каждый из них имеет свое определенное место и назначение, то первоначальное, или за­родышевое, состояние представляет противоположный харак­тер: в нем составные формы и элементы организма еще не име­ют своего строго определенного места и назначения — другими


словами, они смешаны, индифферентны; их различие представ­ляется невыразившимся, скрытым, существующим только по­тенциально, они не выделились, не проявили своей особеннос­ти, не обособились. Таким образом, развитие должно состоять собственно в выделении или обособлении образующих форм и элементов организма ввиду их нового, уже вполне органичес­кого соединения. Если, в самом деле, в развитие не должны привходить извне новые составные формы и элементы, то оно, очевидно, может состоять только в изменении состояния или расположения уже существующих элементов. Первое состояние есть смешение или внешнее единство; здесь члены организма связаны между собою чисто внешним образом. В третьем, со­вершенном состоянии они связаны между собою внутренне и свободно по особенности своего собственного назначения, под­держивают и восполняют друг друга в силу своей внутренней солидарности; но это предполагает их предшествовавшее выде­ление или обособление, ибо они не могли бы войти во внутрен­нее свободное единство как самостоятельные члены организма, если бы прежде не получили эту самостоятельность через обо­собление при выделении, что и составляет второй главный мо­мент развития. Не трудно показать необходимость перехода от второго к третьему состоянию. Обособление каждого образую­щего элемента неразрывно связано со стремлением исключить все остальные, уничтожить их как самостоятельное или сде­лать их своим материалом, а так как это стремление одинаково присуще каждому из элементов, то они и уравновешивают друг друга. Но простое равновесие было бы возможно только в том случае, если бы все образующие элементы были совершенно одинаковы, а этого в организме быть не может. В самом деле, при совершенной одинаковости элементов каждый мог бы по­лучить от всех других только то, что сам уже имеет, причем не было бы решительно никакого основания к их тесному внут­реннему соединению, возможна была бы только чисто механи­ческая случайная связь, образующая агрегат, а не организм (так, соединение одинаковых песчинок образует кучу песка, случай­ное единство которой распадается от всякого внешнего действия); таким образом, в организме каждый член его имеет необходи­мое свое различие или особенность, а вследствие этого простое равновесие необходимо приводит здесь к такому состоянию, в котором каждый элемент уравновешивает все остальные не как


одна единица против других единиц, ей равных, а сообразно своему внутреннему характеру и значению. <... >

Должно заметить, что безразличие первого момента есть толь­ко относительное: абсолютного безразличия не может быть в организме ни в каком его состоянии. Особенности образующих частей существуют и в первом моменте развития, но связанные, подавленные элементом единства, которому здесь принадлежит исключительная актуальность. Во втором моменте, напротив, эта актуальность переходит на сторону отдельных членов и сам пре­жний элемент единства является лишь как один из многих чле­нов (так, например, католическая церковь, которая в начале сред­них веков была исключительно актуальным элементом единства, стала в новейшее время лишь одним из членов в общем организ­ме цивилизации); связующее же единство всех частей во втором моменте является лишь как отвлеченная сила или общий закон, который получает живую действительность и становится конк­ретной целостью в третьем моменте.

Таков общий закон всякого развития. <... > Слово «философия», как известно, не имеет одного точно определенного значения, но употребляется во многих весьма меж­ду собой различных смыслах. Прежде всего мы встречаемся с двумя главными, равно друг от друга отличающимися понятия­ми о философии: по первому философия есть только теория, есть дело только школы; по второму она есть более чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже и школы. По первому понятию философия относится исключительно к позна­вательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоре­тическое, но также нравственное и эстетическое значение, нахо­дясь во внутреннем взаимодействии с сферами творчества и прак­тической деятельности, хотя и различаясь от них. Для филосо­фии, соответствующей первому понятию, — для философии школы — от человека требуется только развитой до известной степени ум, обогащенный некоторыми познаниями и освобож­денный от вульгарных предрассудков; для философии, соответ­ствующей второму понятию, — для философии жизни — требу­ется, кроме того, особенное направление воли, т. е. особенное нравственное настроение, и еще художественное чувство и смысл, сила воображения, или фантазии. Первая философия, занимаясь


исключительно теоретическими вопросами, не имеет никакой прямой внутренней связи с жизнью личной и общественной, вто­рая философия стремится стать образующею и управляющею силой этой жизни.

Спрашивается, какая из этих двух философий есть истинная? И та и другая имеют одинаковое притязание на познание истины, но самое это слово понимается ими совершенно различно: для одной оно имеет только отвлеченно-теоретическое значение, для другой — живое, существенное. Если для разрешения нашего вопроса мы обратимся к этимологии слова «философия», то по­лучим ответ в пользу живой философии. Очевидно, название «любомудрие», то есть любовь к мудрости (таков смысл гречес­кого слова «философия»), не может применяться к отвлеченной теоретической науке. Под мудростью разумеется не только пол­нота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя цель­ность духа. Таким образом, слово «философия» означает стрем­ление к духовной цельности человеческого существа — в таком смысле оно первоначально и употреблялось. <... >

Логика философская занимается не процессом мышления в его общих субъективных формах как эмпирически данных, а объективным характером этого мышления как познающего. Воп­рос о познании есть, очевидно, вопрос об отношении познающе­го к познаваемому, или, говоря определеннее, об отношении субъективных форм нашего ума к независимой от них действи­тельности, которая через них познается. Здесь мы прежде всего встречаем логику критическую, которая принимает эти два ко­ренные фактора нашего познания как безусловно самостоятель­ные относительно друг друга, без всякой внутренней необходи­мой связи между собою. <...>

Предмет всякой философии есть действительный мир, как внешний, так и внутренний. Но данным собственно философии этот мир может быть не в частных своих образах, явлениях и эмпирических законах (в таком смысле он есть данное только положительной науки), а в своей общности. Если частные явле­ния и законы суть, как это несомненно, различные образы бы­тия, то общность их есть само бытие. Все существующее имеет между собою общего, именно что оно есть, то есть бытие.

Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Там же. С. 140-145, 179-180, 215, 217-218.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.