Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опасная ситуация — это условия, в которых создаются возможности возникновения несчастных случаев.






Катастрофанарушения в работе техники, приводящие к несчастным случаям и вызывающие гибель хотя бы одного человека.

Несчастный случай есть функция «опасной ситуации», «нарушений техники безопасности и технологий» и «косвенных обстоятельств».

Например, дорожно-транспортное происшествие, как правило, про­исходит вследствие обгона, сочетающегося с особыми метеоусловия­ми, временем суток, наличием и своеобразным маневром встречного транспорта. Основными причинами неадекватного поведения работ­ника в опасных ситуациях чаще всего бывают, несоблюдение правил безопасности труда, отклонения от нормы в состоянии организма ра­ботающего, плохая организации производственной среды [13, 75, 128].

Под организацией безопасности труда на производстве подразу­мевается широкий круг мероприятий, начиная от закладывающегося уже в процессе проектирования общего усовершенствования техники, технологического процесса и условий труда в целях снижения уровня опасных производственных факторов до организации безопасных условий труда на отдельных рабочих местах. Последнее предпола­гает, в частности, использование индивидуальных средств защиты, обучение безопасной работе и соответствующие контроль, пропаган­ду и воспитание работников.

И до становления психологии безопасности как новой дисциплины в изучении причин несчастных случаев и травматизма на производ­стве всегда в поле внимания ученых были индивидуальные особен­ности человека. Не всегда в научной литературе называются тожде­ственные факторы, не всегда им приписывается сходная роль, но в целом можно говорить о довольно непротиворечивых взаимосвязях внешних и внутренних условий человека.

Начиная с 1930-х гг. во многих независимых отечественных и за­рубежных исследованиях устойчиво фиксируются следующие ин­дивидуально-психологические и физические особенности, связанные с высоким травматизмом работников:

низкие показатели по тестам сенсомоторики у водителей (Майлс Г., 1930), по тестам сенсомоторики и внимания у промышленных рабочих (Шпигель Ю. А., 1932);

чрезмерная самоуверенность, неуважение и недостаточная чувстви­тельность к другим, независимость поведения у водителей (Коуфорд В., 1971); недисциплинированность, независимость, неуваже­ние к авторитетам, эгоцентричность, неаккуратность, отрицательное отношение к работе, критичность по отношению к руководителям,
негативная оценка психологического климата у промышленных рабо­чих (Балинт И., Мурани М., 1968; Керр В., 1957 и др.); «полезависимость» как особенность когнитивного стиля и частота дорожно-транс­портных происшествий у водителей (Гудинаф Д., 1976); ухудшение состояния здоровья, развитие агрессивности, невротизм, худшая сенсомоторика (Котик М. А., 1981).

У женщин травматизм случается статистически реже, чем у мужчин (Элесс Т., 1970). А. И. Колодная (1932) выделилавлияние некоторых социальных качеств на частоту несчастных случаев на железнодорожном транспорте: снижение вза­имного контроля в результате развития доверия работников друг к другу в процессе многолетней работы; влияние поведения одного члена поездной бригады на других; получение одновременно различ­ных указаний.

В 1959 г. X. Гейдрих предложил новое объяснение в развитии тео­рии К. Марбе о наличии у человека готовности и предрасположен­ности к определенным действиям — теорию «домино»: несчастный случай есть следствие цепочки взаимнопорождающих событий (со­циальное положение человека порождает характерные ошибки — ти­пичные опасные ситуации — опасные ситуации — несчастные слу­чаи — травмы как их следствия).

Анализ литературных данных позволяет выявить типичную ста­тистику распределения несчастных случаев, в общем, видимо, под­чиняющуюся «принципу В. Парето» («20%: 80%» — незначительная часть персонала организации дает наибольшую долю несчастных случаев).

Об­ратимся к фактам. Так, на одном из фармакологических предпри­ятий в 1970 г. несчастные случаи были зарегистрированы у 52, 9% из 3 тысяч рабочих, основная же часть их (43, 9%) приходилась на 10, 4% рабочих. В 1971 г. от несчастных случаев пострадало 35, 2% рабочих, причем на долю 8, 36% людей приходилось более половины (51, 3%) всех несчастных случаев (Шугст П., 1973). На автотранспортных предприятиях на 10% водителей приходится от 30 до 70% самых тя­желых несчастных случаев (Хейм Г., 1971). Среди донецких шахте­ров на 8, 1% рабочих за пятилетний период пришлось от 40, 9 до 60, 2% всех несчастных случаев (Гребня В. П., 1975). Примечательно, что около 40% несчастных случаев возникает при выполнении рабочими вспомогательных и подготовительных трудовых операций, составляющих менее 20% объема всех трудовых действий [75].

В исследованиях М. А. Котика [75] на основании корректной ста­тистики выявлен образ «отлично защищенного» от несчастных случаев рабочего: он отличается лучшим по сравнению с остальными рабочими состоянием здоровья, ему присуща большая удовлетворен­ность своим трудом; хорошие условия труда он ценит выше, чем за­работную плату и другие удобства; ему свойственно лучшее отноше­ние к мероприятиям по безопасности труда и в то же время большая критичность оценки работы этой службы.

Образ «плохо защищенного рабочего», имеющего не только большое число полученных травм, но и более частое возникновение в труде опасных ситуаций, характеризуется противоположным симптомокомплексом: у него хуже состояние здоровья, он быстрее устает, ча­ще работает в состоянии усталости и чаще других вынужден напрягаться, чтобы работать безаварийно; боязнь получить повреждение чаще, чем другим, мешает ему работать качественно и безопасно; он более чувствителен к нарушениям трудового процесса, к трудностям, возникающим по ходу работы, к нарушениям межличностных отношений на работе, к домашним неприятностям; плохое настроение бывает у него чаще, чем у других, и у него оно особенно сильно сказывается на безопасности труда.

Однако, при коллективной работе, он меньше других заботится о том, чтобы не нанести травму другому. Как правило, он сменил большое число мест работы и чаще, чем остальные, желает перейти в другую бригаду. Его отличает большая противоречивость в ответах по вопросам безопасности труда. Он чаще остальных отмечает недостатки в организации труда и обеспечении его безопасности и вместе с тем выражает неверие в пользу мероприятии по безопасности труда, нежелание обсуждать эти вопросы, бывать на лекциях на эту тему. При высокой критичности к руково­дству его отличает малая критичность к собственным поступкам. Группу «плохо защищенных из-за плохой подготовки» отличает молодость рабочих, их хорошее здоровье, высокий образовательный уровень. Они имеют наименьший трудовой стаж, самый низкий прак­тический опыт и самые низкие знания по технике безопасности. По остальным качествам они мало отличается от рабочих группы «отлично защищенных».

Данные исследования показали также, что неформальные лидеры имели существенно меньше несчастных случаев, чем «защищенные» рабочие «[75, с. 98-105].

Ряд исследователей отмечают значительное влияние на аварий­ность стажа работы по специальности (первый пик «начало профес­сиональной деятельности по данной специальности» и второй «пик 5 лет»), в то время возраст как независимый фактор в пределах от 16 до 60 лет сказывается на аварийности незначительно. Если первый пик обусловлен недостатком знаний рабочего, его неопытностью, то второй — неосторожностью, невниманием, неиспользованием рабо­чим имеющихся возможностей.

В качестве значимого фактора исследователи часто называют биологический ритм: максимум несчастных случаев случается перед обе­дом и окончанием смены; в четверг и в пятницу [5, 13, 75].

В качестве фактора производственного травматизма многие ис­следователи называют стресс и влияние пережитой ранее опасности, следствием которой в 50-90% случаев являются неврозы, фобии и другие последствия.

Фактором травматизма выступает и степень загруженности ра­ботника. Согласно В. Дибшлагу (1974), нормальная загрузка рабо­чих и их готовность к труду обеспечивается при 40-60%, а в особых случаях кратковременно при 80% от максимальной загрузки. Остав­шиеся 20% составляют резерв, который можно использовать только при крайней необходимости.

Степень опасности труда зависит от режима работы, определяющего возможности использования индивидуальных ресурсов человека. На­пример, Е. А. Милерян (1974) в труде оператора выделил четыре ос­новных режима работы, которые присущи многим видам труда:

1) учебно-тренировочный режим, в котором трудовые задачи реша­ются условно, а у рабочего отсутствует ответственность, прису­щая реальным условиям труда (например, шофер, оператор, кур­сант на тренажере);

2) минимальный режим, связанныйс решением наиболее простых задач в благоприятных условиях при невысокой цене ошибок (во­ждение автомобиля в хорошую погоду по широкому свободному шоссе, выполнение серии стандартных работ токарем, фрезеров­щиком);

3) оптимальный режим, наиболее типичный для данного вида труда и отличающийся большой продолжительностью, широким исполь­зованием навыков и умений, требующий внимания, собранности, при котором используется примерно 40-60% ресурсов организма
(вождение автомобиля в условиях оживленного дорожного дви­жения, штатные условия в работе оператора, диспетчера);

4 ) экстремальный режим, который возникает вследствие значитель­ного усложнения задач, возрастания внешних ограничений, суще­ственного снижения внутренних возможностей, появления опас­ностей, высокой цены ошибки и пр., когда человек без высокой волевой регуляции и использования психофизиологическим ре­зервов уже не может удовлетворительно справляться с выполне­нием трудовых функций (шофер в случае неожиданного отказа в ходовой части машины, в сложной дорожной ситуации, а также в чрезмерно спокойных условиях труда, когда становится трудно бороть­ся с воздействием монотонности).

В каждом из режимов проявляются типичные ошибки. Например, в учебно- тренировочном режиме ошибки связаны преимущест­венно с мотивационной сферой, недостаточным объемом знаний и навыков. Попадая в опасную (аварийную) ситуацию, человек обыч­но сталкивается с экстремальным режимом, когда успешность дея­тельности преимущественно определяется волевой саморегуляцией, эмоциональной устойчивостью, опытом, стабильностью рабочих на­выков.

И. Балинт и М. Мурани [ 13| выделяют две группы факторов пред­расположенности человека к опасности — временные и постоянные и соответствующие категории ошибок. К первой из них можно отно­сить ошибки при выполнении относительно безопасной работы, когда человек создает опасную ситуацию своими неправильными действиями (токарь начинает работать при снятом защитном кожухе, после выключения станка рукой останавливает вращающуюся деталь и т. п.). Ко второй категории — ошибки, которые возникают вследст­вие того, что работник не смог решить сложную задачу (не смог свое­временно отреагировать, не смог добиться требуемой точности и т. п.).

К постоянным факторам относят: особенности темперамента и высшей нервной деятельности (невротизм, инертность, слабость); функциональные изменения в организме (сердечно-сосудистые за­болевания, функциональные расстройства нервной системы и др.); недостатки органов чувств (прежде всего зрения и слуха); функцио­нальные нарушения связи между сенсорными и моторными процес­сами, пристрастие к алкоголю и наркотикам [13, 43, 75, 78, 92, 131 и др.]. К временным — неопытность, неосторожность, нестабильность трудовых навыков, утомление (физическое, эмоциональное и др.), переутомление, влияние биологических ритмов, атмосферных и кос­мических явлений [5, 15, 75].

Учитывая структуру мотивов труда, повышение его безопасности должно идти по пути материального и морального стимулирования безопасной работы, а не только посредством наказаний и устраше­ний [75].

Можно выделить три основных подхода к анализу несчастных случаев: клинический (монографический), статистический и моделирова­ние.

Разностороннее изучение внешних и внутренних обстоятельств, отдельно или в их сочетании выступающих причиной неправильных действий человека, изучение биографии, изучение документов пред­почтительно проводить по схеме, повышающей достоверность выво­дов монографического подхода. Так, например, Г. М. Зараковский и В. И. Медведев предлагают схему анализа ошибок оператора, состоя­щую из пяти этапов:

1)место ошибки в структуре деятельности;

2)внешнее проявление ошибки;

3)последствия;

4)характер отображения ошибки в сознании оператора;

5)причины ошибки.

Несчастные случаи обычно являются следствием не единичных, а целого ряда обстоятельств. Пример из практики: «...при работе на циркулярной пиле произошел тяжелый несчастный случай, в резуль­тате которого у плотника были ампутированы три пальца левой руки....Было установлено, что рабочий в предшествовавшие происшест­вию день и ночь был на свадьбе и после бессонной ночи в нетрезвом состоянии приступил к работе. Изучение биографии пострадавшего показало, что он имел специальное образование и почти трехлетний стаж работы. Однако... после окончания профессионально-техниче­ского училища он работал плотником всего три месяца, после чего два года служил в армии и лишь за несколько месяцев до происшест­вия возобновил работу по специальности....Рабочий был левшой. (Оборудование сконструировано в расчете на рабочих с ведущей пра­вой рукой.)...Если в нормальном состоянии при слабых трудовых навыках он еще мог за счет внимания, осмотрительности работать успешно и безопасно, то после бессонной ночи, в состоянии опьяне­ния это явилось для него уже непосильной задачей» [75, с. 300].

Статистический подход предполагает анализ более ограниченно­го числа, но строго стандартизованных «переменных» — характери­стик, связанных с несчастным случаем. Эффективность метода опи­рается на объем статистического массива данных по всем изучаемым показателям. Главное достоинство статистического подхода — про­гнозирующая способность, которую не обеспечивают клинические методы.

Моделирование (поведения человека, безопасности деятельности, надежности систем) предполагает абстрактных символов, математических уравнений для описания функции. В одних моделях посредством наблюдений выявляют действия, признающиеся опасными; определяется средний удельный вес этих действии в деятельности рабочих, процент рабочих, допускающих опасное поведение, и т. п. В других проводится наблюдение за оборудованием, его использованием в разных режимах. На основе собранных данных в соответствии с основными задачами строятся математические модели.

Например, в строительстве несчастные случаи могут описываться в виде линейной функции от ряда условий работы организации, (объема выполненных работ, возраста работников, выработки на одного рабочего, текучести кадров, зарплаты и т. д.); несчастные случаи в шахте — как функция нескольких десятков вероятностей отдельных событий (вероятности обрушения породы, вероятности нахождения человека в опасной зоне, вероятности образования навеса породы и т. д.) [75]. Преимущества метода моделирования — это изучение прогнозирование, а также предупреждение несчастных случаев на производстве. Развитие вычислительной техники и математической статистики постоянно расширяют возможности моделирования.

Важнейшей задачей безопасности труда является предупрежде­ние об опасности — об отдельных внешних условиях, ей сопутствующих (в каких задачах, действиях, операциях, в какие дни месяца, недели, на каком часу работы наиболее вероятны ошибки, ведущие к несчастным случаям). Наиболее простыми средствами решения этой задачи могут быть особая окраска элементов оборудования, плакаты, предупреждения, вывешиваемые на рабочих местах, непосредственно в опасных зонах. Эффективным методом решения задачи может быть предложенная Л. Шлезингером (1971) «актуализация предпо­сылок». Метод нацелен на выявление обстоятельств, которые приве­ли к возникновению опасных ситуаций, не завершившихся несчастными случаями. Если обстоятельства зафиксированных несчастных случаев обычно разносторонне изучаются, анализируются, по ним делаются соответствующие выводы, то опасные ситуации, которые не привели к тяжелым последствиям, обычно остаются неизученны­ми; работники, в них попадающие, склонны их замалчивать, опаса­ясь санкций руководства, потери авторитета среди коллег. Действенным средством решения задачи безопасности труда могут быть также предупреждения об «опасных точках» — метеоусловиях (около половины несчастных случаев в промышленности и более трети на транспорте приходятся на время прохождения погодных фронтов плюс-минус 4 часа), космических явлениях (фазы Луны, активность Солнца), а также социальных ритмах (в частности, день выдачи зар­платы, измененная рабочая неделя) [5, 13, 75).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.