Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде.






 

Уже отмечалось выше, что известный философ и социолог Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного до­стоинства как «первичное благо», которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учи­тывать при построении справедливого общества. Само чувство собственного достоинства (по Дж. Ролзу) включает два основ­ных аспекта. Во-первых, «ощущение человеком своей собствен­ной значимости, его твердое убеждение в том, что его концеп­ция собственного блага, жизненного плана заслуживает реали­зации». Во-вторых, уверенность в собственных способностях, по­скольку во власти человека выполнить собственные намерения» [26, с. 385].

Таким образом, достойным может считать себя только тот че­ловек, который «уверен в собственных способностях» и готов ре­ализовать свою концепцию блага, т. е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет в реальном обществе и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей есть свои «концепции блага», которые часто вступают друг с другом в неизбежные противоречия. Если взять за основу ту точку зрения, что все люди должны в равной степени любить друг друга, то это окажется заведомым самообманом, ибо на такое способен лишь Господь Бог, отмечает Дж. Ролз. Поэтому необходимо искать но­вые подходы. В частности, Дж. Ролз предлагает свою концепцию «справедливости как честности».

Только в «справедливом обществе», отмечает Дж. Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т. е. «договориться» и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в «справедливом обществе» неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. Причем неизбеж­ными становятся уступки и в самом главном — в чувстве соб­ственного достоинства. Но только в этом случае, уступая даже в столь важном для себя, человек и общество получают гораздо боль­ший выигрыш — стабильность всего этого общества и его даль­нейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для са­мореализации каждого отдельного члена такого общества. Есте­ственно, все это имеет прямое отношение и к трудовой деятель­ности, где как раз и происходит основная самореализация лично­сти.

И именно здесь человек превращается из «отдельно взятого индивида» в подлинную личность, сопричастную общественным интересам, и у человека появляется то, что «поздний» А.Адлер называл «чувством сопричастности с обществом» и к чему призы­вал стремиться. На самом деле, человек, ориентированный на интересы общества (а еще лучше — культуры), не столько «теря­ет» свое достоинство в неизбежных уступках интересам других людей, сколько возвышает его. В данном случае можно говорить, что достоинство проходит настоящую проверку — проверку зна­чимости цели и смысла, ради которых человек живет и может вообще считать или не считать себя Личностью. А самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обще­ству в целом.

Самореализация в труде, понимаемая как стремление утвер­дить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливо­сти, реально сталкивается с серьезными трудностями. Например, с такими.

Готово ли общество справедливо оценивать вклад каждого че­ловека в общее благосостояние? Мы считаем, что пока не готово.

Готов ли конкретный человек, понимая, что его труд часто по справедливости не оценивается, тем не менее, добровольно и твор­чески реализовать свои лучшие таланты в труде? Мы считаем, что реально таких людей очень немного, и их воспринимают как «по­чти святых» или как дураков.

Есть ли на данный момент единство в понимании того, что «достойно» и «недостойно»? Если бы такое понимание на уров­не общественного сознания было, то многим людям проще ста­ло бы ориентироваться на истинные ценности культуры и соот­ветственно проще реализовывать себя в культуре в качестве пол­ноценных субъектов. Но пока даже многие ведущие деятели со­временной культуры сильно запутались в этих вопросах, что про­является в постоянно сменяющих друг друга «кризисах культу­ры». И если самой культуре эти кризисы помогают в рефлексии своих проблем, то неподготовленному обывателю это сильно ос­ложняет проблемы личностного и профессионального самооп­ределения. Особенно остро эти проблемы стоят в современной России, где немалая часть так называемой творческой интелли­генции уже сумела продемонстрировать свою приверженность луч­шим идеалам справедливости и собственного достоинства. По это­му поводу известный отечественный драматург В. Розов с сожа­лением писал: «Я не люблю интеллигентский холуяж. Откровен­ный холуяж, который я заметил еще на первом сборище в Бет-ховенском зале в Кремле на встрече президента с представите­лями творческой интеллигенции. Я тогда выступил в " Правде", и больше меня на подобные холуяжи не приглашали» [25, с. 6]. Еще раньше известный писатель-антифашист говорил о том, что «мечта рабов — рынок, где можно покупать себе господ» и т. п.

Таким образом, проблема человеческого достоинства вновь может лишь быть обозначена теперь уже в контексте самореализа­ции человека в трудовой деятельности, но само решение данной проблемы во многом еще представляется делом самого человека.

А зависит это от того, насколько он сам воспримет возможности своей профессиональной деятельности в качестве условия для полноценного личностного развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.