Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О развитии субъекта труда






Возрастное развитие человека как субъекта труда можно пред­ставить в виде некоторых этапов. Обозначим их для удобства в терминах, имеющих отношение к видам деятельности.

Допрофессиональное развитие

1. Стадия предъигры (" эпоха раннего детства", по [412]) — от рождения до приблизительно 3 лет, т.е. около 5% времени, если принять за 100% " юридический" цикл развития субъекта трудо­вой деятельности (от рождения до пенсионного возраста в нашей стране).

В это время происходит овладение ребенком (в процессе об­щения с взрослыми, старшими) сенсорно-перцептивными функциями и движениями, речью; усвоение некоторых манипулятивных, соотносящих, орудийных действий с общественно выработанными предметами, важнейших правил поведения и моральных оценок.

2. Стадия игры (" период дошкольного детства" [412]). Интервал примерно от 3 до 7—8 лет; 7% от указанного выше условного цикла развития субъекта деятельности. В этот период происходит овладение ребенком " основными смыслами" человеческой деятельности, межлюдскими отноше­ниями. Осваиваются и соответствующие действия в организуе­мых в той или иной степени взрослыми играх. Игры дошкольни­ков разнообразны — сюжетные, ролевые, символические, кол­лективные игры с правилами, дидактические. Ценные действия дошкольников формируются и в их продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), при выполнении отдель­ных трудовых и учебных заданий. О развитии дошкольника как субъекта труда см. [367—369].

Уже в этот период, в частности, появляются и развиваются на основе развития речи способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляется и развивается (при условии правильного воспитания), соподчине­ние мотивов, развивается способность к волевым усилиям, на­правленным на достижение привлекательных целей. Развивается способность к самооценке.

Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, мо­ральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль де­ятельности, основой развития которого являются типичные формы реагирования ребенка как индивида и личности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом и т.п.) и узнает, что для этого надо будет учиться. Формируется готовность к школьному обуче­нию.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (" период младшего школьного детства" [412]). Интервал от 6 или 7—8 до 11—12 лет;
около 7% от " юридического" цикла развития субъекта труда. В это время интенсивно начинают развиваться способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности, способность действовать " про себя" (воображение, планирование). Происходит освоение новых социальных требований и межлюдских отношений, связанных со школьным режимом дня, включенностью в системы " учитель — ученик" " ученик — соученик", " ученик младшего класса — ученик старшего класса" и т.д.

Происходит дальнейшее усвоение правил и моральных норм поведения (уже не в виде разрозненных фрагментов, а в виде четко сформулированной и развернутой системы требова­ний). Все более активно формируются навыки общественного взаимодействия школьников. Воспитывается чувство личной и групповой ответственности за дело, понятие и чувство долга и другие морально-политические понятия и чувства (коллективизм или индивидуализм, интернационализм и т.д.). Все это — при хорошем воспитании.

Наряду с учением важную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играют труд, общественно полезная деятельность.

Развитие в период " выбора профессии" (проектирования про­фессионального " старта" и жизненного пути)

4. Выделим стадию оптанта, или оптации (осознанной подго­товки к " жизни", к труду, планирования, проектирования про­фессионального жизненного пути; от лат. optatio — желание, избрание). Это начальный период профессионального самоопреде­ления (подробнее см. [169]). В соответствии со сказанным под­растающий человек выступает по отношению, например, к психологу-профконсультанту уже не как учащийся, а как оптант — выбирающий, делающий более или менее самостоятельный и сознательный выбор. Этот период примерно соответствует " эпохе подростничества" и ранней юности. Приблизительность связана с тем, что некоторые дети уже с 15 лет приступают к профессио­нальному обучению, т.е. на основе неполного общего образова­ния переходят в систему среднего специального, профтехнического (" начального", как теперь едва ли удачно его называют) образования. Некоторые же делают это после окончания полной средней школы. В последнем случае учебная деятельность уже в старших классах приобретает смысл подготовки к будущей профессии и становится своего рода учебно-профессиональной. Ин­тервал 11—12— 14—18 лет.

В данный период происходит (при правильно поставленном воспитании) овладение системой социально значимых (для " мира взрослых") ценностных представлений, идеалов («мысленных ожиданий неизведанного будущего"). Выбор — это " изобретение" Его можно " сравнить с созданием произведения искусства" (цит. по: Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М, 1989. С. 319-44).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.