Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства воздействия на предметную ситуацию.






1) Применяемые в социальных системах (система средств массовой информации, специально построенная информация, обращенная к людям, мегафон, сирена, группы специально подготовленных людей — скажем, боевые подразделения в работе военачальника, специализированные группы, подчиненные руково­дителю любого рода).

2) Применяемые в природных, технических системах

• ручные (молоток, топор, коловорот);

• механизированные (пневматический молоток, электрическая дрель);

• машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер);

• автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, дрожжерастительный аппарат, робототехнологичес­кий комплекс).

Внешние функциональные средства труда

3. Выразительные средства поведения, речи человека как субъ­екта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера, диктора — интонации речи, позы, жесты, выражение лица).

4. Организм человека как субъекта труда, его некоторые систе­мы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста бале­та, акробата).

Внутренние функциональные средства труда

5. Невербальные (мысленные образцы объектов, процессов, их признаков, наглядные мысленные схемы-планы познаватель­ных и исполнительных процессов).

6. Вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессио­нальные " заповеди", последовательности самоинструкций, рас­познающие и разрешающие алгоритмы).

Внутренние средства могут быть и общезначимыми, и инди­видуально своеобразными, уникальными, что является одним из важных условий профессионального мастерства.

Поскольку трудовая деятельность не может осуществляться без внутренних средств, наиболее общезначимые из них отобра­жаются в нормативной, инструктивно-методической документа­ции, характеризующей тот или иной трудовой пост. И внутрен­ними средствами, заданными в такого рода документации, нужно и важно овладевать так же, как и средствами внешними. Например, что значит владеть методикой преподавания того или иного предмета? Это значит владеть сложнейшей системой внут­ренних средств, выбирать их сообразно ситуациям, целям препо­давательской работы и умело использовать; наряду с этим методи­ка может и " лежать на столе" в виде соответствующей книги. Сходным образом дело обстоит в любом труде.

В работе каждого профессионала фактически используется Целая система внешних и внутренних средств. Существует определенная непростая зависимость между составом тех и других — чем меньше при прочих равных условиях выражены внешние средства и чем они проще технически, тем более сложной оказы­вается система средств внутренних, тем более высокие требова­ния предъявляются к ней и, следовательно, к квалификации работника. И наоборот, весьма сложные автоматизированные или автоматические средства труда могут настолько высвобождать человека от трудовых функций, что он мог бы сидеть " сложа руки" (т.е. практически может быть заменен работником с более простым арсеналом внутренних средств).

Система обязанностей субъекта труда, характеризующая тот или иной трудовой пост, задает, предписывает основные формы активности (функции) трудящегося. Понятие " эргатическая функция" было рассмотрено в разделах 1.4. и 1.5. Здесь мы лишь обратим внимание на то, что прежде чем перечень обязанностей появится в нормативной документации, в инструкциях, сопро­вождающих трудовой пост, должна быть проведена специальная работа. Этот перечень нужно научно спроектировать примени­тельно к конкретной ситуации. А для этого обязательно нужно получить эмпирические данные на основе изучения реальных работников на соответствующих (хотя бы модельных, пробных) трудовых постах. Проблема выделения, описания реальных, а не надуманных систем функций профессионалов — важнейшее условие совершенствования профессионального образования, начальной адаптации начинающих работников, а следовательно, и условие повышения эффективности, качества, производительности труда.

Система прав, характеризующих трудовой пост, имеет, как и предыдущие его подсистемы, объективную и субъективную формы существования. Основы законодательства страны о труде, а также нормативные документы, принятые в развитие соответствующих законоположений, определяют права работни­ка в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей повышения профессиональной квалифика­ции, форм участия в управлении жизнью предприятия, учрежде­ния. В нормативных актах (хотя бы в их основных положениях и общем " духе") должен ориентироваться каждый специалист и должен знать, где он может получить более специальную юриди­ческую помощь по вопросам труда. В этом поможет для начала доступная каждому литература по правовым вопросам. Здесь же мы обратим внимание на одно психологическое обстоятельство. Существует закономерная зависимость между заинтересованнос­тью работника, его активностью, с одной стороны, и уровнем нормативной регламентации его деятельности — с другой. А именно, чем меньше функций предоставляется работнику выполнять по его замыслу и разумению, тем менее привлекательным при прочих равных условиях становится для него труд. Если человек профессионально подготовлен, значит, есть круг вопро­сов, задач, которые он вправе решать самостоятельно. Это труд­но оспаривать. Но следует признать, что практически случается, что совершенно необходимая " зона самостоятельности" отнюдь не бывает очерчена с достаточной ясностью, даже если " теорети­чески" (т.е. в письменной должностной инструкции) она и опи­сана. Ретивый или слишком тревожный, " беспокойный" руково­дитель, " сующий нос" в дела подчиненных и по делу, и по наивному властолюбию, по излишней " общительности" или из-за желания показать, что и он " не сидит без дела", может неволь­но повлиять отрицательно на их мотивацию к труду. Излишняя нормативная (казалось бы, из самых добрых намерений) регла­ментация труда — враг для дела повышения активности, инициа­тивы трудящихся.

Среда как компонент эргатической системы не сводится к зримой обстановке на рабочем месте. Основные компоненты среды: социально-контактные, информационные, витальные, включающие, в свою очередь, соматические (тело субъекта как нечто внешнее по отношению к его сознанию) и предметные (производственно-технические, физико-химические, биолого-гигенические).

Вопрос о среде, т.е. о системе, которую по отношению к человеку можно считать объемлющей, имеет многостороннее зна­чение, выходящее за пределы собственно психологии труда (в частности, эколого-психологическое и методологическое). Так, в частности, пытаясь найти объяснение наблюдаемым явлениям, прийти к их пониманию, ответить на вопрос " почему? ", психо­логи, следуя некоторым стереотипам отчасти детского, отчасти естественно-научного мышления, иногда пытаются, так сказать, " разламывать игрушку". А именно, идут к деталям, частностям, субсистемам. Но ведь даже игрушку, скажем, куклу с закрываю­щимися глазами, нельзя понять и объяснить только ее внутрен­ней механикой. В самом деле — почему это кукла, а не игрушеч­ный гранатомет и не электрический стул? Почему она из пласт­массы, а не из металла и пр.? Эти и многие другие вопросы проясняются только при рассмотрении тех объемлющих систем, в которых возник и в которые включен рассматриваемый объект.

Указанное общее положение полностью относится и к рас­смотрению психики, в частности человека как субъекта труда. Рассмотрим структуру среды чуть подробнее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.