Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень эргатических функций






 

№п/п Разновидность, характеристика функций Результирующее событие, состояние эргатической системы, ее составляющих
     
Функции духовного производства
  Построение идеоло­гии Мысленная картина (ретроспективная, актуальная и прогнозная) существования и развития человека, его сообщества в данных условиях
  Построение ближай­ших перспектив раз­вития сообщества Выделены (осознаны) первостепенные нужды, потребности
  Целеполагание Построен конкретный мысленный образ (система образов) потребного будущего, потребного объекта
  Накопление истинных знаний Известны свойства исходного материала, средств и условий труда, есть знания субъекта, его способ­ности достигнуть цели в разумные сроки
5. Накопление эмоцио­нального опыта Осознано состояние подъема чувств от процесса и успешного результата труда, его ритма, сопровожда­ющих звуков, положительных социальных оценок
  Построение смыслов труда Имеется активная положительная мотивация субъекта труда в период от начала до конца работы
Функции производства упорядоченности социальных процессов
  Построение общест­венных норм, правил Имеются общепризнанные, поддерживаемы чле­нами сообщества представления о должном образе жизни, деятельности, поведении, о необходимости общественно полезной деятельности, о недопусти­мости праздности
  Построение соци­альной коммуника­ции и власти (кратической функции: греч. " кратос" — власть), средств воз­действия на членов сообщества Имеются средства вербального и невербального общения, внешней фиксации целей, стимулы должного поведения, ритуалы, ритуальные дейст­вия, ориентированные на создание должных на­строений, состояний субъектов труда
  Построение страте­гических (общих) планов деятельности У субъекта труда имеется мысленная картина, обобщенно отображающая ход предстоящей работы (как она вообще может быть выполнена, в каком порядке, в каких условиях)
  Построение такти­ческих (оперативных) планов У субъекта труда строится мысленная картина каж­дого очередного предстоящего действия в реально складывающихся и меняющихся условиях (здесь и сейчас)

 

 

  Построение охраны, защиты эротической системы от помех, отклонений, разру­шения У субъекта труда имеется сознание защищенности коллективом, группой от разного род посяга­тельств
Функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания
  Построение жиз­необеспечения субъекта труда У субъекта труда имеются средства существова­ния, нормальные для данного сообщества
  Построение средств стабилизации, вос­становления, разви­тия: а) выбор, построение режима работы б) инструктаж, обу­чение, самообучение в) самоорганизация внутренних средств г) лечение д) ремонтное обслу­живание внешних средств и предметной обстановки труда е) совершенствова­ние эргатической системы Имеются безопасные условия труда, режим труда и отдыха для восстановления и развития дееспо­собности Имеются приращения к знаниям, навыкам, опыту Имеются средства волевой или иной регуляции состояний, поддержания состояния работоспо­собности субъекта труда Оказывается помощь при травмах, ушибах, нару­шениях состояния здоровья субъекта труда Находятся, устанавливаются неисправности предметной части системы и устраняются (замена или правка средства труда, правка или отбра­сывание брака продукта) Возрастает уровень упорядоченности элементов системы сообразно ее целям
Функции материального производства
  Оперативно-гнос­тические: а) " прием" инфор­мации (наблюде­ние, поиск, обнару­жение) б) " переработка" ин­формации (сравне­ние, классифициро­вание, оценка, обоб­щение, запомина­ние, построение прогнозов, промеж­уточных целей) в) Принятие ответ­ственных решений (выбор предмета, условий, средств, способов действия, заключение о до­стижении цели труда, об обращении за помощью) В оперативной памяти субъекта труда есть знания об актуальном, " текущем" состоянии системы Имеются данные для принятия ответственных решений субъектом труда Имеются принятые решения
  Оперативно-практические:   а) организация предметной среды и внешних средств ра­боты; б) организация непосредствен­ ной социальной среды; в) оперативная самоорганиза­ция субъекта труда в конкрет­ной обстановке; г) перемещение предмета и средств труда (транспортная функция) д) приложение физических усилий е) управление средством, пре­ дметом, обстановкой труда ж) взаимодействие средства и предмета труда (технологичес­ кая функция)   Имеется оснащенное рабочее место Установлены контакты и взаимопони­мание субъекта труда с социальным окружением Субъект труда принял и поддерживает рабочую позу, концентрирует внимание на необходимых объектах, регулирует свои движения, состояния Предмету и средствам труда придается необходимое положение, сообщается движение Изменяется состояние объекта труда Состояние объекта трудовой деятель­ности изменяется сообразно цели ее Имеется заданный результат труда    

 

Полагаем, читатель уже отметил для себя, что новое средство деятельности возникает как результат осознания общественной потребности в повышении производительности, эффективности труда и что это средство, предъявляя те или иные требования к человеку, не может не оказывать влияние на его психическое развитие.

Пример о каменном рубиле мы использовали в предшествую­щем разделе из дидактических (учебных) соображений (на про­стой модели легче начинать думать о сложных вещах). Но выде­ленный перечень эргатических функций может рассматриваться как исходная ориентировочная программа рассмотрения функций в любом труде — и оператора автоматизированной системы управ­ления производством, и участника деловых переговоров, и ар­тиста цирка.

Нет концептуальных (понятийных, теоретических) ограни­чений и к применению этого перечня для анализа, скажем, орга­низаторского, научного или художественного труда. Ведь в любом труде есть и субъект, и предмет, и средство, и среда, и, конечно, цель.

В ходе применения указанного перечня к частным случаям творчески работающими специалистами он должен и неизбежно будет обогащаться, детализироваться, деформироваться. Его пункты могут получать соответствующее все более содержатель­ное истолкование.

С научной точки зрения применение единой программы для изучения разных видов труда является важным. И не в связи с культивированием огульного подхода к разным работникам, а в связи с тем, что применение такой программы может способство­вать дифференцированному видению труда и трудящегося. Оно может способствовать выделению явлений мастерства, неповто­римого стиля деятельности, может также способствовать отделе­нию существенного от случайного при анализе разных трудовых процессов.

Приведенный перечень эргатических функций, используе­мый в качестве основы программы изучения деятельности, помо­жет не упустить те ее стороны, которые, на первый взгляд, могут показаться в данной работе невыраженными. Это важно при рас­смотрении малознакомой для психолога или руководителя дея­тельности, новой или относимой в порядке традиционного пред­рассудка к категории бессодержательного, " физического", " не­интересного" и пр. труда. Такого рода ситуации случаются в практике профконсультации, организации труда, расстановки кадров, улаживания трудовых конфликтов.

 

Упражнение.

Ниже представлена последовательность этапов развития в нашей стране профессии тракториста [98; 95 — 98]. Опираясь на приведенный в данном разделе (табл. 1) перечень эргатических функций и Вашу общекультурную осведомленность, припишите каждому этапу развития профессии тракториста подходящие функции.

О (" Нулевой этап"). С незапамятных времен до 20-х гг. XX в. существовали занятия — " профессии" — крестьянина-земледель­ца (хлебороба, плодоовощевода) и кузнеца.

В 20-е гг. с появлением нескольких сотен тракторов воз­никли профессии тракториста рулевого и ремонтного рабочего-кузнеца (последняя — на базе сельского кузнеца).

В 30-е гг. с увеличением тяговой мощности тракторов и ширины захвата прицепных машин (плугов, косилок и т.д.) воз­никла специальность (профессия) прицепщика. Тракторист — за рулем, прицепщик — на тракторном плуге, например; в этом случае прицепщика в просторечии называли " плугарь".

В 40-е гг. профессия прицепщика преобразовалась в такие: комбайнер прицепного комбайна, прицепщик (обычный), се­яльщик, машинист свеклоуборочного комбайна, машинист кар­тофелеуборочного комбайна, машинист силосоуборочного ком­байна.

С появлением значительного количества и колесных, и гусе­ничных тракторов профессия тракториста-рулевого расчленилась на две: тракторист колесного трактора и тракторист гусеничного трактора. А поскольку появилась потребность в тракторах-тяга­чах в промышленности, строительстве, возникла профессия тракториста-водителя.

С усложнением устройства тракторов и возрастанием их коли­чества как в сельском хозяйстве, так и в промышленности про­фессия ремонтного рабочего расчленилась на следующие: слесарь по ремонту ходовой части трактора, слесарь по ремонту системы питания, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту гидравлической системы, электрогазосварщик, шли­фовщик, токарь, кузнец.

В 50-е гг. с появлением тракторов, оборудованных гидрав­лической системой для " навешивания" к трактору сельскохозяй­ственных машин (не прицепных, а навесных, управляемых из кабины тракториста), стала отмирать профессия прицепщика. Работу по управлению навесным орудием (плугом, культивато­ром и др.) стал исполнять тракторист, который стал вместе с тем трактористом-машинистом. Происходит и процесс слияния про­фессий тракториста колесных и тракториста гусеничных тракто­ров. Поскольку трактор с навесными орудиями позволяет фактически выполнять трактористу разные и многие функции (полевод­ческие, садоводческие, по заготовке кормов), профессия тракто­риста-машиниста преобразуется в профессию тракториста-ма­шиниста широкого профиля.

В 60-е и последующие годы в связи с усложнением техники появляется ряд профессий — мастер-наладчик, слесарь-налад­чик, мастер—диагност сельскохозяйственной техники. Ведение работ на научной основе и интенсификация хозяйства привели к тому, что появились специализации трактористов: тракторист-машинист-полевод, тракторист-машинист овощевод, тракто­ристмашинист-садовод.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.