Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет психологии воспитания и обучения






Раздел 1. Педагогическая психология, как отрасль психологической науки.

 

Р.С. Немов

ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Печатается по изданию: Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогическихучебных заведений. В 3 кн., Книга 2. М., 2000 г. 608 с.

 

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

 

Воспитание и обучение входят в содержание педагогия деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным.

Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее, оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей активности различны.

Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.

Различны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувствами и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Воспитание и обучение человека в той или иной степени являются предметом исследования в разных науках: философии, социологи, истории, педагогике, психологии. В философской литературе вопросы воспитания рассматриваются под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт, здесь выясняется место системы воспитания и обучения в обществе. Социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные и обучающие функции и являются частью системы образования. Историческая проблематика образования охватывает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но более всего, конечно, с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология. Педагогика традиционно рассматривает цели и задачи обучения и воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике. Предметом педагогических исследований является также общее и актуальное содержание образований.

Что же касается личности ученика, индивидуальных психологических особенностей учителя, взаимоотношений между учителем, воспитателем и ребенком, то в педагогике они редко становятся предметом специального внимательного и детального изучения. Особенности учащегося, межличностные аспекты образования входят, скорее, в сферу интересов педагогических психологов, имеющих дело с психологическими аспектами обучения и воспитания детей. В психологических аспектах образования заключены восприятие и принятие детьми разного возраста учебно-воспитательных воздействий, соответствие этих воздействий законам развития интеллекта и личности ребенка, установление оптимальных взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, учителями и учащимися.

Особое внимание при изучении процессов обучения и воспитания психологи обращают на содержание учебных предметов и цели воспитательных воздействий с точки зрения эффективности и возможности их достижения. Психологов интересует развивающий эффект любого обучения и воспитания. Опираясь на данные своей науки психолог устанавливает, что, как и в какой последовательности необходимо передавать детям, чтобы максимизировать учебно-воспитательный результат. Эту задачу решают, в частности психологические теории и концепции научения...

Важным психолого-педагогическим аспектом обучения и воспитания является правильная оценка его результатов, определение того, что и насколько действительно изменилось у ребенка, влиянием применяемых методов, содержания и средств обучения и воспитания.

В жизни воспитание должно иметь приоритет или, по крайней мере, идти в ногу с обучением, так как в ходе воспитания у ребенка складываются те черты личности, мотивы, интересы, потребности, без которых успешное обучение невозможно. Это, например, ответственность, аккуратность, работоспособность. Многие из проблем, с которыми сталкивается школа в обучении детей, связаны недостаточной личностной развитостью детей, т. е. их невоспитанностью. Те дети, которые плохо учатся, часто являются личностно-психологически не подготовленными к сознательному обучению, но не страдают отсутствием необходимых интелектуально-познавательных задатков или способностей. Одной важнейших задач педагогической психологии становится определения тех качеств личности ребенка, от наличия которых непосредственно зависят успехи в обучении, и разработка средств и методов их воспитания через опережающее личностное развитие.

Анализ возрастных личностных и когнитивных особенностей детей …. показывает, каждом возрасте обучение и воспитание детей имеет свои особенности, и по необходимости оно должно строиться по-разному, с учетом этих особенностей. То, что подходит для подростков и старших школьников, вероятно, не вполне годится для дошкольников и детей младшего школьного возраста. То, что может дать эффект в дошкольном и в младшем школьном возрасте,, не будет иметь того же результата в средних и старших к школы. Поэтому следующая задача педагогической психологии сотоит в том, чтобы выработать научно обоснованные рекомендации по учету возрастных особенностей детей при определении целей, держания и методов обучения и воспитания с расчетом на то, чтобы обеспечить максимально быстрое продвижение детей разного возраста в психологическом развитии.

Большую помощь школе в решении всех перечисленных выше психолого-педагогических задач может оказать психологическая служба в системе образования, начало созданию которой, в нашей стране было положено во второй половине 90-х годов текущего столетия.

Психологическая служба - это особая структура, состоящая основном из профессиональных психологов-практиков и охватывающая всю систему образования: от детских садов до высших учебных заведений и всех ее участников: детей и родителей, учителей, воспитателей, руководящих работников системы образования.

Психологи, работающие в психологической службе, осуществляют психодиагностику, проводят психологическое консультирование и решают психокоррекционные задачи.

Психологическое консультирование включает дачу в устной или письменной форме советов и рекомендаций психолого-педагогического плана всем участникам образовательного процесса по вопросам обучения и воспитания.

Психокоррекция предполагает прямое воздействие практического психолога на детей, учителей, родителей с целью изменения их поведения и психологии таким образом, чтобы лучше развивать детей, эффективно реализовывать учебно-воспитательные цели.

Задачи и структура психологической службы, средства и методы психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, также входят в предмет педагогической психологии, если они примеряются в сфере образования.

Особую область исследований в педагогической психологии составляет психология учителя. Здесь речь идет о том, какими общими и специфическими профессиональными качествами должны обладать педагоги для того, чтобы хорошо обучать детей и чтобы на их личном примере могли развиваться как личности дети.

Специальную тему внутри этой проблематики составляют содержание и методы психологической подготовки педагогов в высших учебных заведениях, а также родителей и руководителей образования в системе психолого-педагогического всеобуча. Частный, но важный вопрос - профессиональный отбор кандидатов на должность учителя или воспитателя, определение тех индивидуальных качеств личости, которые должны способствовать успешности педагогической деятельности или, напротив, препятствовать ей, служить противопоказанием к занятиям педагогической работой. Здесь речь о построении профессиограммы учителя и воспитателя, что входит в сферу интересов педагогических психологов.

Еще одна задача этой области знаний состоит в том, чтобы развивать научные основы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по наиболее перспективным направлениям науки и практики.

Учитель должен уметь правильно оценивать достижения детей, реагировать на их успехи и неудачи таким образом, чтобы стимулировать ребенка к психологическому развитию, к достижению дальнейших успехов и избеганию возможных неудач. Соответствующие знания, умения и навыки объединяются понятием «педагогическая оценка», разработка психологических основ которой, также включается в сферу педагогической психологии. Здесь, в частность рассматриваются такие вопросы, как разница между отметкой и оценко, а также возрастные и ситуативно-специфические способы педагогического оценивания детей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.