Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй подход






Психологическая готовность к школьному обучению понимается не как подготовка к существующим формам школьного обучения, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, В.С.Мухина, Л.И.Цеханская и др.).

Специальная подготовка детей к обучению в школе представляет собой формирование у старших дошкольников элементов будущей учебной деятельности: умения ориентироваться на систему правил в работе, сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, умения слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу, контролировать свои действия и соотносить их с действиями партнера.

На специально организованных занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию у старших дошкольников формировали элементы учебной деятельности, предполагая, что таким образом решается проблема психологической готовности к школьному обучению. Воспитатель во время занятий сначала показывала детям образец, например аппликации, которую они должны сделать сами в подарок кому-нибудь из близких родственников. Потом дети вместе с воспитателем рассматривали аппликацию по частям, определяли способ действия и последовательность операций и, приступив к изготовлению поделки, должны были ориентироваться на образец, осуществляя контроль за собственными действиями. Последний этап обучения был связан с оценкой своей деятельности.

Помимо этого, формирование предпосылок к учебной деятельности, по мнению сторонников этого направления, возможно при выполнении рисуночных диктантов, в которых вводятся правила, обязательные для выполнения. Важным является умение выделить учебную задачу, удерживать ее на протяжении работы, запомнить 3–4 правила и строго их соблюдать, осуществляя контроль за своими действиями в процессе работы. В программу подготовки детей к обучению в школе вошли графические диктанты, рисование по клеточкам (Д.Б.Эльконин), рисуночные диктанты (А.Л.Венгер, Л.И.Цеханская).

Исследования, выполненные в рамках этого подхода, внесли существенный вклад в изучение проблемы психологической готовности детей к школьному обучению, однако в действительности компоненты учебной деятельности, являясь ее структурными элементами (единицами), не могут выступать в качестве предпосылок собственного происхождения и развития. Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, предпосылкой благополучного перехода от игровой деятельности к учебной является возникновение качественно нового психологического новообразования, созревающего в рамках ведущей деятельности дошкольного периода развития. Источником развития учебной деятельности является «единое, целостное психологическое новообразование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязи» (Е.Е.Кравцова, 1991, с. 7).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.