Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуриев, Цывинский: Черный предвыборный рынок






Сколько черного нала уйдет на предстоящие выборы в Государственную думу?

Сергей Гуриев
Олег Цывинский
Vedomosti.ru

25.10.2011, 00: 14

Сколько черного нала уйдет на предстоящие выборы в Государственную думу? Какая сумма контрактов на государственные поставки пойдет компаниям, «финансирующим» выборы? По определению рынок взяток, откатов и распилов непрозрачен, но на многие вопросы можно получить ответы из недавнего исследования (https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm? abstract_id=1946806) Максима Миронова и Екатерины Журавской региональных выборов в период 1999-2004 гг. Если экстраполировать их результаты на предстоящие выборы, то можно оценить и коррупционные затраты на выборы (около $700 млн), и дополнительные доходы от них для предприятий, «финансирующих» выборы (около $2 млрд).

По оценкам авторов исследования, в среднем российском регионе предприятия «финансировали» выборы на $2, 5 млн. В целом по стране это дает сумму более чем в $200 млн. Компании, которые заносили черный нал на выборы, получали в год, следующий за выборами, дополнительных (!) контрактов на государственные закупки на сумму более $700 млн. Если учесть долларовую инфляцию цен в России и ослабление позиции партии власти с 2004 г., то общая сумма нала и распила на предстоящих выборах будет значительно выше. Кто получит основные доходы от «финансирования» выборов? Скорее всего, та партия (или партии), которая имеет основное влияние при распределении государственных заказов.

Миронов и Журавская используют «базу банковских проводок» — базу данных расчетно-кассовых центров (РКЦ) ЦБ, которую теперь можно приобрести в интернете. Эта база содержит все платежи между юридическими лицами, включая так называемые «фирмы-однодневки» (это название не вполне точно: как показано в другой работе Максима Миронова, о которой писал журнал SmartMoney (https://www.vedomosti.ru/smartmoney/article/2006/07/24/1006), средняя фирма, используемая для ухода от налога, существует не один день или даже квартал, а больше года).

Авторы начинают исследование с установления фирм-однодневок по ряду критериев: минимальный объем уплаченных налогов; значительно более высокий приток средств, чем выплат; всего один сотрудник (при этом получающий минимальную заработную плату). Таких компаний в их базе данных почти 100 000. А «нормальных» фирм — 166 000. Из них авторы выбирают около 52 000 предприятий с выручкой более $1 млн (доходы которых — это примерно 80% российской экономики). Из них около 32 000 предприятий хотя бы однажды пользовались услугами однодневок в течение года до и года после выборов. Авторы также отдельно рассматривают 25 000 предприятий с выручкой более $1 млн, у которых совпадают юридический и физический адреса (это 42% доходов всех компаний в российской экономике). Авторы изучили 129 эпизодов выборов губернаторов в 87 из 89 российских регионов (за исключением Дагестана и Чечни) в период 1999-2004 гг. Всего авторы изучили 2, 4 млн индивидуальных наблюдений. Поэтому статистически значимость их результатов очень высока.

Основной интерес авторов — не переводы денег однодневкам сами по себе, а изменение этих потоков вокруг даты выборов, а также влияние этих потоков на госзаказы для этих предприятий. Оказывается, что в период от четырех недель до даты выборов и до четырех недель после предприятия, которые получали и не получали госзаказы, ведут себя совершенно по-разному. Увеличение выплат фирмам-однодневкам в период выборов компаниями, не связанными с госзакупками, статистически незначимо. Те же компании, которые хоть как-нибудь зависят от госзакупок (доход от госзакупок составляет не менее 5% их выручки), значительно увеличивают выплаты фирмам-однодневкам начиная с 3-й недели до выборов. В период вне выборов (т. е. вне окна плюс-минус 4 недели) разница в выплатах между компаниями с госзакупками и без также незначима. Кроме того, в период выборов не увеличиваются и выплаты предприятиями по-белому (за исключением предприятий СМИ и полиграфии). Другими словами, увеличение выплат во время выборов происходит через черную кассу.

Какова величина черной кассы? В среднем по региону каждое из 81 предприятий, получающих госконтракты, переводит $30 800 на фирмы-однодневки в период выборов, или $2, 5 млн на регион. Если умножить эту сумму на 85 регионов, то как раз и получается $212 млн по стране в целом (исключая Дагестан и Чечню).

Если предположить, что с 2004 г. «процент» коррупционных услуг в российском ВВП не изменился с ростом экономики, и учесть, что экономика за это время выросла в долларах в 3, 2 раза, то и сумму в $212 млн можно смело умножать на три, так что самая консервативная оценка издержек избирательной кампании в 2011 г. составит $675 млн.

Каков доход от финансирования черной кассы выборов для самих предприятий? В среднем предприятие, потратившее $30 800, получает дополнительный доход в $100 000 от государственных контрактов. Другими словами, на каждый потраченный доллар компания получает более трех долларов дохода. Даже если учесть расходы на выполнение госзаказа, финансирование выборов — это, пожалуй, один из самых рентабельных видов бизнеса в России; конечно, если компания входит в число приближенных к кормушке 7000 предприятий (81 предприятие в каждом из 85 регионов).

Может быть, госконтракты уходят к наиболее производительным фирмам? Это не так. Авторы показывают, что в среднем госконтракты значительного размера достаются не более, а менее производительным компаниям. Более того, чем выше уровень коррупции в регионе (например, по данным Transparency International), тем более неэффективны те предприятия, которые получают госконтракты.

Сумма в $675 млн, которая будет потрачена на манипулирование выборами в Госдуму, может показаться нереалистично большой. С другой стороны, эта сумма всего лишь в несколько раз превышает расходы на служебные автомобили класса люкс для российских чиновников в период 2007-2009 гг. (по данным депутата от «Справедливой России» Геннадия Гудкова).

Сотни миллионов долларов черной кассы и дополнительные миллиарды долларов на госзакупки «заносящим» компаниям — это абстрактные цифры для большинства избирателей. Попробуем выразить эти цифры в более практичных величинах. ЦИК утвердил количество избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Госдумы шестого созыва в размере около 112 млн, то есть на каждого потенциального избирателя будет потрачено около 200 руб. Более того, каждый потенциальный избиратель «подарит» дополнительных госконтрактов на 600 руб. для компаний, приносящих черную кассу. Другими словами, на выборах 4 декабря 2011 г. каждый (!) потенциальный избиратель подарит партии (или партиям) «черной кассы и госзакупок» 800 руб.

Авторы — ректор Российской экономической школы; профессор Йельского университета и Российской экономической школы

Опубликовано по адресу: www.vedomosti.ru/newsline/news/1401813/biznes_na_vyborah

 

 


[1] Как указывается в главе Роберта Френдберга, технологии политического консультирования впервые были использованы в Калифорнии в 1933 г., когда Клем Уайтекер и Леона Бакстер объединили свои усилия для провала кампании Pacific Gas & Electric Co на референдуме. После референдума Уайтекер и Бакстер создали собственную фирму Campaigns Inc., которая первой применила процедуры, ставшие ныне обычными.

 

[2] Эта книга, и сегодня являющаяся лучшим справочником по раннему периоду нашего бизнеса, сыграла главную роль в моем решении стать политическим консультантом.

 

[3] Предварительная встреча для выдвижения и поддержки кандидата на вы­борах. — (Прим. ред.)

 

[4][1] Тарабукин Н.И. Искусство дня. М., 1925. С.9–10.

[5][2] Тугенхольд Я. Указ. соч. С.349.

[6][3] Там же. С.348.

[7][4] Там же.

[8][5] Охочинский В.К. Плакат Вып.1. Развитие и применение. Л., 1926. С.77.

[9][6] Пенькова Е. М. Ох уж этот шрифт // Журналист. 1993., №5. С.44.

[10][7] Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997. С.136.

[11][8] Борьба за массы в трех революциях России. Пролетариат и средние городские слои. М., 1981. С.120.

[12][9] См.: Блажнов Е.А. Указ. соч. С.47; Самый короткий путь к власти. Таганрог, 1995. С.118.

[13][10] Liberation, 29 march 1995.

[14][11] См. напр.: Гринберг Т.Э. Политическая реклама портрет лидера. М., 1995.

[15][12] См. напр.: Жмыриков. Указ. соч. С.89–90.

[16][13] Почепцов Г.Г. Указ. соч. С.128.

[17][14] См. напр.: Ковлер А.И. Указ. соч.; Самый короткий путь к власти. Таганрог, 1995.

[18][15] Гофман В. Слово оратора. Л., 1932. С.82.

[19][16] Флоренский П.А. Собр. соч. Т 2. М., 1990. С.237.

[20][17] Ривз Р. Указ. соч. С.57.

[21][18] Самый короткий путь к власти. С.139–145.

[22][19] Самый короткий путь к власти. С.144.

[23][20] Цит. по: Ковлер А.И. Указ. соч. С.32.

[24][21] Московичи С. Век толп. М., 1996. С.283.

[25][22] См. напр.: Самый короткий путь к власти. Таганрог, 1995; Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995; Леонтьев А.А. Психология речевого общения. Дисс. д-ра психологич. наук. М., 1974. и др.

[26][23] Жмыриков А.Н. Указ. соч. С.84.

[27][24] Там же С.89.

[28][25] См. напр.: Берн Э. Игры в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.; Жмыриков А.Н. Указ. соч. С.62.

[29][26] Феофанов О.А. Природа социальных иллюзии и механизмы их формирования в буржуазном обществе Автореф. дисс. д-ра философ наук. М., 1982. С.54.

[30][27] См. напр.: Самый короткий путь к власти. Сб. современных технологий проведения политических кампаний. Таганрог, 1995.; Жмыриков А.Н. Указ. соч.

[31][28] Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997. С.23.

[32][29] Ковлер А.И. Указ.соч. С.40.

[33][30] Там же.

[34][31] Там же.

[35][32] Там же С.41–42.

[36][33] Winter D The personalities of Bush and Gorbachev procedures portraits and policy // Political Psychology. 1991. №2.

[37] Ньют Гингрич (Newt Gingrich) – лидер республиканского большинства в сенате США.

[38] И.Л. Викентьев. " Приемы рекламы и public relations". Санкт-Петербург, " Издательский дом " Бизнес-Пресса", 1999.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.