Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Записки старого пиарщика. 3 страница






Нас догнали на танке

Авторитетному Главе района доложили, что согласованный-пересогласованный " кандидат партии власти" в его районе рискует проиграть какому-то безвестному… да вообще черт знает кому! К этому моменту я сам оценивал наши шансы на победу примерно 50/50 - учитывая возможности властей по фальсификации итогов в отдаленных селах и деревнях. Но Главе, видно, этакая рулетка абсолютно не понравилась. Ставился под вопрос его безраздельный контроль над районом! И он начал действовать.
Итак, последняя неделя! Во вторник Главе докладывают, что он может остаться без " своего" депутата в облдуме. В среду Глава заявляется прямиком на заседание окружной избирательной комиссии и устраивает там форменный скандал: орет на членов комиссии, заявляет, что комиссия " непонятно чем занимается", в то время как " некоторые кандидаты" (имеется в виду наш Инженер) только и делает, что нарушает избирательное законодательство. Что ж мы нарушили? Оказывается, в одной из наших газет мы писали о Главе района, не получив на то у него предварительного разрешения!
(Заметим в скобках, что Глава, как представитель исполнительной власти района, вообще, по закону, не имеет ни малейшего отношения к избирательной комиссии по выборам законодательной власти области). Глава не только наорал на членов комиссии, но и пригрозил им всякими карами, если они посмеют " оставить без внимания вопиющие нарушения закона" со стороны нашего кандидата. Не пустые угрозы для членов комиссии, учитывая, что все они - жители района, а Глава - человек с бурным прошлым и хорошей криминальной репутацией…
Дальше - больше. Глава решил, что устных внушений членам комиссии будет недостаточно. И потому в четверг он издает официальный Приказ (с номером, все, как полагается), в котором прямо предписывает окружной избирательной комиссии… лишить регистрации нашего Инженера за допущенные им нарушения! Глава района приказывает избиркому, как ему вести себя с кандидатами! Письменно! И это при том, что комиссия ему никак по закону не подчиняется; это все равно, как если бы Глава придумал на своей территории новые Правила дорожного движения и предписал ГИБДД следить за их соблюдением.
И что происходит дальше, о привыкший к жизни в России читатель? Правильно! В четверг вечером избирком собирается на заседание… и таки снимает с выборов нашего кандидата! Основание - то самое: якобы имел наш кандидат наглость в своих избирательных материалах упоминать Главу того самого района, в котором находится его округ, без его на то высочайшего дозволения. Нарушение, однако!
Сказать, что все мы были шокированы таким решением - не сказать ничего. За годы работы на российских просторах привыкаешь ко многому, но чтоб столкнуться с таким в ближнем Подмосковье… Чувствуешь себя гроссмейстером, при полном одобрении публики получившим " ход конем по голове".
Но, отойдя от шока, мы, естественно, решили бороться. Мы подали в облсуд. И, слегка поостыв, пришли к выводу, что все не так плохо: если в стране еще действует хоть какой-то закон, мы должны выиграть и восстановиться на выборах. Конечно, после произошедшего уже ни в чем уверенности не было, но все же… Суд был назначен на субботу.
Видимо, смутное подозрение в собственной неправоте терзало душу и ретивого Главы. И потому он решил подстраховаться.
В субботу днем облсуд отменил решение окружного избиркома о лишении регистрации нашего кандидата. а в субботу вечером в почтовые ящики всех жителей района (без преувеличения!) был доставлен спецвыпуск районной газеты, финасируемой из муниципального бюджета (в сущности, личной газеты главы). Спецвыпуск больше походил на листовку и целиком был посвящен обличению нашего кандидата, а также перепечатыванию решения комиссии о снятии Инженера с выборов (на вечер субботы уже недействительному). Обличения шли прямо от имени Главы района и были украшены его фотографией.
Пикантных деталей во всем этом было с избытком. " Районка", в обычное время имеющая тираж 15 тыс., по случаю спецвыпуска вышла тиражом 60 тыс. экз. Кроме того, обычный тираж районки продавался в киосках за деньги, а спецвыпуск распространялся бесплатно. Также не совсем было ясно, какие добрые люди взяли на себя труд в выходной день разнести 60 тыс. газеток по большей части почтовых ящиков жителей района, не забыв практически ни одного населенного пункта.
Ну и - совсем уж пустяковая деталь - известно, что за день до выборов любая агитация - как " за", так и " против" - запрещена законом. Забавно ведь, когда государственные законы " на голубом глазу" нарушает государственная же газета…
Глава муниципального образования принял участие в незаконной агитации, пытался управлять работой избирательной комиссии, допустил, чтобы средства муниципального бюджета (или чьи?) использовались опять-таки на ведение незаконной агитации. Неплохо, в общем. Вступил, в общем, в избирательную кампанию по полной программе.
Увы! Избиратель наш от такого напора дрогнул. Мы проиграли выборы. В воскресенье мы взяли раза в 2 меньше, чем рассчитывали. Вся катавасия с вычеркиванием/восстановлением в избирательном бюллетене повредила тщательно выстроенному нами образу вдумчивого, основательного хозяйственника-производственника. Участие в фарсе не добавляет солидности…

Как бы партия

Хороший урок для тех, кто верит в могущество политтехнологий. Там, где не работает закон, политтехнологии не страшнее хлопушки.
Но я-то, впрочем, не об этом. Я об СПС. Ведь, как ни смешно, это об ее кандидата местная власть, называя вещи своими именами, вытерла ноги. Причем я до сих пор думаю, что, как ни странно, в тот момент ситуация была СПС как партии исключительно выгодна.
СПС имела все шансы воспользоваться случаем, чтобы заявить о себе как о партии, борющейся с административным произволом; реально показать оппозиционно настроенным избирателям, что власть в борьбе с СПС идет на незаконные методы. Короче, СПС могла бы продемонстрировать, что она жива как партия. Для этого ей всего лишь надо было использовать свой федеральный медийный ресурс, благо предоставился отличный информационный повод.
Букет нарушений, допущенный одичавшим Главой, уж слишком впечатлял. Я до сих пор уверен, что здесь были все основания для возбуждения уголовного дела - по статье о препятствовании волеизъявлению граждан на выборах.
И, более того, СПС была обязана поднять шум. Ведь обмен информацией между чиновниками налажен очень хорошо. Уверен, что случай лихой разборки Главы с моим Инженером в узком кругу областных и муниципальных начальников обсуждался не раз. И наверняка не один из участников посиделок тогда пришел для себя к выводу: если уж после такого СПС просто молча утирается - значит, с ней и с ее кандидатами действительно можно делать что угодно.
СПС не сделала ничего. Вообще ничего. " Умер Максим - ну и хрен с ним! " Говорят, что она якобы ждала каких-то шагов от бедного инженера, который после этих " выборов" чувствовал себя буквально изнасилованным. Но у него пропала малейшая охота лезть на рожон. Да и с деньгами стало туговато.
Справка
На тех выборах в Мособлдуму СПС из почти полусотни выставленных провела 1 (одного) депутата. Это был директор местного градообразующего предприятия - то есть, по всем признакам, из тех " железных" кандидатов, которые должны проходить легко и без малейшего напряжения. " При поддержке" СПС бедняга, как мне рассказывали друзья-пиарщики, буквально в последний момент еле протиснулся в уже почти закрывшуюся дверь областного парламента

Эпизод 7, " Без дезы о ДЕЗе"

Выборы «муниципальных советников» - экзотическое дело для пиарщика. Не потому, что этих советников редко или мало выбирают. Нет, выбирают-то их весьма регулярно все последние 10 лет, и в огромных количествах: в Москве чуть ли не 80 районов, в каждом по Муниципальному собранию, в собрании – 10-12 советников (впрочем, с этого года они называются «районные депутаты»). На круг получается немало – больше, чем депутатов в Госдуме.
Другое дело, что прежде выбираться в эти самые районные депутаты народ предпочитал самостоятельно, без привлечения профессионалов. Так сказать, в порядке самодеятельности. Видно, «навар» с мандата районного депутата ожидался жидкий, мало кому нужный, и тратиться еще и на пиарщиков дураков не находилось.
Но в этом году – прорвало! Нашлись солидные заказчики, сказали – помогите, родные, очень хотим, чтобы москвичи не ошиблись в выборе! И – списочек аж из 11 человек представили. Хорошо, что все в одном районе. Выборы аж через месяц… Ну, отчего ж не помочь?
Любопытно было знакомиться с ситуацией. Все ж, как-никак, родной город, а что я знал об этих самых советниках? Да ничего. Что они делают, зачем нужны? Никто этого не знает. Порасспросил знакомых, - так некоторые даже и вовсе никогда не слышали об их существовании. Такая вот «незаметная власть». Прямо как в Швейцарии. 10 лет их выбирают, но никто о них ничего не знает. Интересно!
Спрашивается, как же агитировать народ голосовать за депутатов в совершенно неведомый орган власти? Задачка не для среднего ума.
Может быть, провести для начала разъяснительную работу с населением? Рассказать народу, что такое Муниципальное Собрание, чем занимается, насколько важна его деятельность; потом медленно подвести его к мысли, что для работы в таком ответственном органе нужны и люди особые, подходящие, проверенные… А потом раз! И предъявить списочек этих самых людей?
Чем не план кампании? Все в нем хорошо, за исключением некоторых моментов. Во-первых, время. Один месяц на все про всё, включая исследование ситуации. Что тут объяснишь? В школе таблицу умножения – и ту полгода проходят. Во-вторых, что еще важнее, НИКОМУ ЭТО НЕ ИНТЕРЕСНО. С этим мы уже сталкивались, к примеру, когда я на Украине в шахтерском городке агитировал за кандидатов «партии власти» в облсовет (См. «Записки», Эпизод №4). Казалось бы – то нищие шахтеры, а то – гордые москали. Ан поди ж ты – везде одна петрушка. Не верит замордованный постсоветский народ в МАЛЫЕ ОРГАНЫ (власти, разумеется). Масштабом его еще можно как-то пронять – Президент там, Губернатор, Депутат всея Руси (то есть Государственной Думы). А местные Советы или там Собрания? «Подождите, молодой человек! Женщина, это ж вас напрямую касается! Мужчина, куда же вы? Эй, гражданин! Послушайте! Я еще о полномочиях не расска…»
Никого вокруг. Одинокий агитатор уныло бредет прочь в быстро сгущающихся московских сумерках.
Вы думаете, я сейчас начну пылко обличать невежественных сограждан, повторяя что-то вроде пушкинского «Мы ленивы и нелюбопытны»? А то и, чего доброго, ради красного словца вверну более хлесткое, хотя и менее знаменитое цветаевское «Вина черни не в том, что она не знает, а в том, что она не желает знать»?
Ни боже мой! Народ, как обычно, прав. Знать-то о муниципальных советниках (или как, бишь, их там нынче кличут?) В САМОМ ДЕЛЕ совершенно необязательно. Абсолютно декоративный орган т.н. «власти». Ни денег у него, ни полномочий. Нет, мы, конечно, нашим «11 смелым» быстренько сварганили общую Программу на полтора газетных разворота – закачаешься. «Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через 4 года…» И т.д. В этом духе. «Мы ничего не можем, но помыслы у нас – добрые». Правда, первую часть данного высказывания мы опустили, чтобы зря не травмировать немногочисленных любителей сказок.
Единственное, кому Местный Орган нужен – так это реальной власти в Городе. Они-то и попросили обеспечить, чтобы в состав вошли ИХ люди, а не праздные болтуны и самозванцы.
Значит, опять надо было продвигать наших «веселых ребят» не на сознательном, а, так сказать, на ПОДсознательном уровне. Опять Украина! К тому же и в этот раз в Москве – те же экзотические, но уже знакомые нам многомандатные округа. Что ж, опять мантры?
Весь район нашей деятельности был разбит на три округа – по 4 мандата в каждом. В первом округе «наших» оказалось трое, в оставшихся – по 4. Кандидаты, на счастье, попались вполне «проходные» по сфере деятельности: учителя, преподаватель Военной Академии, директор школы, главврач, начальник детского досугового центра, Глава Совета Ветеранов, пара начальников Благотворительных фондов... Никаких тебе бизнесменов и коммерсантов, столь ненавистных простому народу.
Опасения мне внушили только двое: женщина – Глава Совета ветеранов района; как-никак, а ей уже было за 80 (!). И еще один кандидат из того же 3 округа – мужчина с роскошными усами, похожий на Тараса Бульбу, но, увы, с очень опасной должностью – начальник ДЕЗ (некогда ЖЭК) района. Насчет старушки меня заказчики успокоили: мол, годами не вышла, зато все пенсионеры будут за нее горой; а пенсионеры у нас, как всем известно – страшная электоральная сила! За ЖЭКовца и заказчики всерьез опасались; район-то старый, гнилого жилья – море, народ к ЖКХ известно как относится. Прокатить супостатов – самое милое дело. Сам Главный Заказчик был вообще искренне убежден, что любой вверенный ему районный москвич как видит словцо из трех букв – ЖЭК, ДЕЗ, ЖКХ – так сразу звереет. Моментально!
Но, с другой стороны – уж очень заманчиво было для заказчика такого нужного человека еще и депутатством снабдить! Не шибко он верил, что это возможно, но на нас надеялся – что мы электорат как-то заболтаем, отведем ему глаза, сумеем выдать «заклейменного» ЖЭКом за кого-то другого, белого и пушистого…
Ну я, как уже догадались мои самые преданные читатели, работаю всегда по шаблону. Поэтому, естественно, и в этот раз решил продвигать свой «взвод» при помощи «запоминательных стишков», или, в просторечии, мантр. Идея простая: большая часть москвичей никого из кандидатов в «Муниципальное Собрание» не знает и знать не желает, резонно полагая, что никакой пользы от них все равно не дождешься. Очевидно, что подавляющая часть избирателей придет на участок, НЕ ИМЕЯ твердого намерения голосовать за какого-то конкретного кандидата в Муниципальное Собрание. Это и вообще особенность нашего избирателя – очень многие норовят «принять решение непосредственно на избирательном участке». Почему? Думаю, наши люди вообще не очень-то любят РЕШАТЬ.
Однако, проголосовать «дорогие мои москвичи» как-то должны, поэтому им надо знать про СВОИХ (т.е. наших) кандидатов главное – их фамилии. На это им и укажут «мантры». Быстро мы создали три «избирательных блока» - по числу избирательных округов. С названиями блоков решили не мудрить – назвали их «по фамилиям». Так образовался блок №1 – Феклова-Бодров-Стоялко, блок №2 – Панина-Козловский-Мандрин-Иванова, блок № 3 – Машурина-Пегина-Станичников-Хазарова.
Почему не общий список? Потому что нельзя перегружать нашего избирателя ЛИШНЕЙ информацией. Он и так отвел под сведения о муниципальных выборах самый малый участок своего мозга, какой-то ничтожный пыльный чулан в дальнем углу над мозжечком. Чуть перегрузить его – и, не дай бог, выпадет НУЖНАЯ нам фамилия. Как ее потом вкладывать обратно? Нет, пусть избиратель с Первого округа знает только своих, а со Второго - своих…
Задачу объединения мы решили по-другому: все листовки по всем трем округам мы делали в одних цветах (бело-черно-синих), в одном формате, шрифтах и дизайне. Райончик-то у нас небольшой: пошел избиратель в гости к старому другу, дорогу перешел – и незаметно для себя очутился в другом округе. А у старого друга на двери подъезда такая же листовочка висит, тоже со стишками. Читать он ее, может, и не станет, разве что подсознание отметит, мимолетно удивится: листовочка та же, а фамилии другие; значит, ИХ много? ОНИ везде?
А для закрепления – лозунг у всех трех «блоков» был одинаковый: «Вместе мы – сила!» Идеальный, на мой взгляд, лозунг для многомандатного округа. Хорошее словцо «вместе» играет значениями: с одной стороны, «вместе» кандидат и избиратель, с другой – «вместе» четверо кандидатов.
Незнакомые люди, которые почему-то хотят избраться в какое-то неведомое Муни… Ц… в общем, в Собрание какое-то (или Совет?), оказывается, как-то связаны со всем его районом. Все кругом избирают именно ЭТИХ! Делаем ставку на конформизм избирателя? Она далеко не всегда оправдана – если не понимать уточненный закон социальной психологии: человек особо склонен к конформизму (принятию мнения большинства) в НЕВАЖНЫХ для себя вопросах! (Думаю, кстати, что именно этим в первую очередь объясняется грандиозный успех массированной рекламной кампании «ЕдРа» на последних парламентских выборах… Но чу! Мы тут говорим о муниципалах!)

Итак – хорошие однотипные листовочки, расклеенные буквально на каждом подъезде. Хороший общий лозунг. Хорошо, если и мантры под стать? Извольте!
Первый округ.


За чистоту и за порядок,
За красоту в районном Парке
Муниципальные советники
Феклова, Бодров, Стоялко!

Пускай болтают злые сплетники
От них – не холодно, не жарко!
Вперед, муниципальные советники –
Феклова, Бодров, Стоялко!

 

Второй округ.
Здесь родился, не побоюсь этого слова, истинный шедевр жанра. Обратите внимание на нижеследующее четверостишие – в нем удалось дать страждущим избирателям всю НЕОБХОДИМУЮ информацию и никакой ЛИШНЕЙ (что тоже очень важно).

В Муниципальное Собрание
Района нашего родного
Мы выберем команду – Панина,
Козловский, Мандрин, Иванова!

Со стишками по Третьему округу вышла самая интересная история.


Жилью районному – ветхому, старому –
Помогут наладить починку
Машурина, Пегина и Хазарова…
Плюс главный жилищник
Станичников!

А разгильдяям и бюрократам
Небо покажут с овчинку
Машурина, Пегина и Хазарова…
Плюс главный жилищник
Станичников!


Эти стихи поначалу вызвали самое активное неприятие и даже страх со стороны Заказчика. Они настоятельно попросили меня убрать слово «жилищник» и заменить его любым другим – хоть «друг детей», хоть «добрый товарищ», хоть даже «отличный организатор». Не возражал бы заказчик и против того, чтобы мы попытались каким-то образом вообще перестроить стишок, дабы затерять нашего непутевого казака Станичникова за широкими женскими спинами и хоть так протащить его в светлый депутатский рай. В любом случае заказчик был уверен, что раскрыть перед избирателем специализацию Станичникова – это значит обречь его на неминуемый «провал».
Мне пришлось подробно разъяснить свою позицию и буквально «продавить» свое «вредительское» решение.
А решение действительно было непростым. Но я попросил заказчика представить себе ситуацию: вот наш избиратель явился на избирательный участок. Вот он вглядывается в свой бюллетень и «по наитию» находит там смутно знакомые фамилии, в том числе и нашего Станичникова. Что он делает дальше? Ставит в нужном месте «галочку»? Нет! Он читает информацию, размещенную рядом с выбранными им фамилиями! Так… врач… так… учитель… так… ЧТО?! НАЧАЛЬНИК ДЕЗА?!!
Вот он, самый скользкий момент! Избиратель, просто реагирующий на фамилию, прочтет НЕУДОБНУЮ для себя информацию и неминуемо начнет задавать себе вопросы – а почему, собственно, я собрался голосовать за начальника ДЕЗа? Т.е. случится самое страшное – наш избиратель выйдет из своего полусомнамбулического состояния и тут уж обязательно поймет, что, собственно, никаких аргументов «за» у него нет. А «против», наоборот, есть! И – прости-прощай, г-н Станичников…
Что же делать? Мы не можем убрать эту информацию из бюллетеня – и, значит, она будет висеть над Станичниковым буквально дамокловым мечом. Единственный выход – снять элемент неожиданности, пусть это и рискованно. Избирателя надо просто приучить к мысли, что Станичников работает в ЖКХ, что это просто у него такая особенность. Есть рыжие, есть полные, а наш вот – работает в ЖКХ.
И здесь в нашу пользу именно тот факт, что избиратель ДУМАТЬ о кандидатах отказывается категорически. Значит, сведения о «жилищнике Станичникове» он затвердит НЕКРИТИЧЕСКИ, машинально…
Давайте еще раз прокрутим, уже с учетом обработки «мантрами»: вот избиратель берет бюллетень; вот морщится, выискивая «нужные» фамилии; вот просматривает данные о профессии… так… учитель… так… врач… так… начальник ДЕЗа… (стойка).. ах, да, «жилищник»… так…
Фу! Проехали!
Вот так наш Станичников остался жилищником даже в жанре поэтического (точнее, политического) творчества. Может быть, он хотел бы другого, но что поделать! Не всем быть героями-любовниками!

А дня голосования я ждал с особым волнением. Все ж не всегда удается проводить такие многоходовки, да еще на таком смутном «подсознательном» материале!
В итоге в Собрание прошло 10 человек из 11 «заказанных». Станичников в своем округе расположился на почетном третьем месте, т.е. получил даже некоторый запас (в Собрание проходило четыре первых кандидата). Где же был прокол?
«Убита» была Машурина – та самая бабушка 81 одного года от роду, Глава Совета Ветеранов. Не помогла ставка на пенсионеров – явка на те выборы была слишком большой, ведь они были совмещены с президентскими. Для нее оказалось фатальным, что данные о возрасте кандидата также вписываются непосредственно в бюллетень – как и данные о занимаемой должности.
Я так и вижу среднестатистического избирателя по этому злосчастному округу. Вот он, заговоренный, находит фамилию нашей Машуриной, вот, безразлично шевеля губами, читает ее должность – Председатель Совета Ветеранов. Вот скашивает глаз влево: 1923 г. рождения… Хм, это сколько ж ей нынче? Ого! Неужто 81 год?!.....
Жалко старушку. Но что тут можно было сделать?

Эпизод 8. " Старый грузинский анекдот"

С коммунистами на выборах бодаться – занятие не из простых. Это вам любой пиарщик скажет. Особенно, если дело происходит в регионах так называемого «красного пояса». Победить можно, конечно – но сколько возни, сколько нервов! Причем вся беда в том, что собственно «пиаром» коммунисты, как правило, вовсе и не занимаются. Нет у них ни полиграфии нормальной, ни слоганов запоминающихся, да и в так называемой «независимой прессе» их не больно-то привечают, не говоря уж про телевидение, куда им вообще в большинстве случаев заказан. Так что общаться с народом им приходится в основном посредством черно-белых листовок на жуткой бумаге, да редких встреч с избирателями, на которые в основном собираются озлобленные пенсионеры.

И тем не менее вплоть до последнего времени – т.е. до победы всепобеждающего учения «Единой России» – коммунисты неизменно собирали на выборах свои 20-25-30% голосов, которые – особенно при низкой явке – в некоторых случаях вполне позволяли им даже бороться за победу. Свой дисциплинированный избиратель, которому в бюллетене ничего не нужно, кроме заветных четырех букв КПРФ – это страшная сила. Иной раз мне даже казалось, что все прочие политические силы на нашем политическом… гм! ландшафте – это не более чем этакие легкие и прозрачные облачка пара, которые постоянно летают, трансформируются, перемешиваются между собой; иногда раздуваются (в основном нашими стараниями), иногда с шумом лопаются (опять же не без нашего участия), покрывая все окружающее слоем весьма неаппетитных брызг; и только коммунисты лежат на пути мрачным и плотным комом – то ли глины, то ли грязи. Это уж, как говорится, в зависимости от настроения наблюдателя…

Словом, коммунист – неудобный соперник на любых выборах, любого уровня. Так вот можете ли вы себе представить, что был в моей богатой избирательной практике случай, когда я не то что не обрадовался, узнав, что соперник-коммунист вот-вот снимет свою кандидатуру – нет, вместе со всей командой на протяжении многих недель (!) прикладывал все возможные и невозможные усилия для того, чтобы убедить и даже заставить коммуниста непременно ОСТАТЬСЯ в гонке, ни в коем случае не выбывать из борьбы с НАШИМ кандидатом?!

А ведь так было! В такой странной ситуации мы все оказались благодаря чрезвычайно высокому «антирейтингу» нашего клиента, Мэра одного подмосковного городка. Я уже описывал ту нашу кампанию в эпизоде данных «Записок» под нумером 2. Помните, «Утиная охота»? Где я рассказывал, как мы «подстрелили на взлете» Директора крупного городского завода, который иначе легко победил бы нашего клиента-Мэра, сумевшего завоевать стойкую нелюбовь значительной части горожан? У нашего клиента был очень большой анти-рейтинг (более 50%) и совсем маленький рейтинг; проще говоря, каждый второй горожанин ни за что не хотел бы вновь увидеть на посту нашего Мэра, а согласился бы хоть рассмотреть такую возможность на момент начала нами кампании хорошо если каждый шестой…

Конечно, «подстрелив» главного потенциального конкурента (см. Эпизод №2), мы вовсе не избавились от всех проблем. Что и неудивительно: имея текущий рейтинг на уровне 15% и «резерв роста» от силы процентов в 10, от проблем в ходе кампании не избавишься никогда. Тут уж не только буквально каждый «свой» голос на вес золота, но и надо неустанно заботиться о том, чтобы «чужие» голоса раздробились как можно равномерней. Это мощного и уверенного в себе лидера можно «вести», не особо заботясь о «чужих», по принципу «нам бы свои голоса набрать, а о всех прочих маргиналах пусть у конкурентов голова болит!» А тут, как заботливой мамаше, приходится во все глаза следить – как бы Петеньке не досталось больше, чем Ванечке! Т.е. как бы кандидат А не отобрал бы много голосов у кандидата Б!

Беда в том, что у нашего злосчастного Мэра врагов оказалось слишком много. Не только собственное население, не только злые, как с цепи сорвавшиеся, журналисты оппозиционных городских газет, не только некоторые весьма влиятельные местные магнаты; его, к нашему огромному сожалению, невзлюбила также и областная администрация. Причем, увы, было за что: не разобравшись, наш мэр во время губернаторских выборов поддержал «неправильного» кандидата – то есть совсем не того, который в итоге победил. Затаил губернатор на нашего Мэра с тех пор «грубость», и на предстоящих выборах городского головы решил во что бы то ни стало с ним посчитаться…

А с Мэром-то и считаться особо не надо; понятно же, что для его гарантированного провала и нужно всего-то – создать какую-никакую коалицию из конкурентов, сложить их, пусть и не очень великие электораты – и все! Даже 30% легко побьют наши максимальные 25; до такой нехитрой логики даже в обладминистрации сумели «допетрить». А допетрив, приступили к делу.

И вот, разведка донесла, что эмиссары из области зачастили в наш городок, причем чаще всего их видят… у главного городского коммуниста! У несгибаемого борца с буржуазным засильем, почетного пенсионера, бывшего первого секретаря горкома КПСС… ну, назовем его, к примеру, Зайцевым. Т. Е. товарищем Зайцевым, конечно же!

И этот обстоятельство, безусловно, не могло нас не встревожить. И не только встревожить – впору было и приуныть! Подмосковье в начале века было несомненно «красным»; скажем, депутатом Госдумы от округа, включавшего и наш город, был в то время член КПРФ. То есть 15, а то и все 20% коммунист в нашем городе имел гарантированно, можно сказать, не вставая с дивана. И вот нам сообщают, что посланцы губернатора сулят коммунисту Зайцеву золотые горы, лишь бы он «всего лишь» за недельку до выборов снял свою кандидатуру в пользу того, на кого ему укажут его «добрые друзья» со Старой Площади! И, конечно же, чтоб призвал своих сторонников проголосовать за этого «человечка». Кто будет «человечком», мы тоже узнали быстро: выбор Губернатора оказался довольно затейлив – «человечком»-джокером должен был оказаться… директор городского рынка! Да еще и по фамилии Южный! Мда-а…

Ход лихой! Получалось, что мы всей своей тщательной работой по «равномеризации» городского электорального пространства играли на руку ловкачам из обладминистрации, чью благосклонность сумел каким-то образом обеспечить для себя директор рынка! Ведь директор, добавив к своим 12-15% «коммунистические», почти гарантированно обходил всех, в том числе и нас!

Но Зайцев-то каков?! Какой цинизм – отдать золотой пенсионерский электорат в лапы жадному торгашу! Как будто мало их, " рыночников проклятых", по указанию Партии сажали при Советской власти! К сожалению, по всему выходило, что Зайцев вполне мог на это пойти. Был он человек сильно пожилой, пьющий, к коммунистическим идеалам преданный без всякого, надо сказать, фанатизма. В обладминистрации же, по нашим сведениям, уже вообще считали его у себя «в кармане». Магия Старой Площади, не иначе…

Мелькнуло, впрочем, интересное контрпредложение. Вроде бы были какие-то намеки, какие-то возможности… Поднапрягшись, можно было бы попытаться… перехватить коммуниста у областного начальства! А что? Область далеко, а мэрия близко. Кто лучше знает нужды и чаяния простого горожанина? Почему бы, короче, не убедить Зайцева, что если уж и «сниматься», то лучше в пользу Мэра? Т.е. в нашу пользу?

Но, поразмышляв над этим, мы были вынуждены и от этого отказаться. Слишком опасно! Директор рынка – еще туда-сюда, а вот наш Мэр – это, к сожалению, для городских «красных» было что-то вроде красной тряпки для быка. Почему? А потому что действующая власть! Потому что еще на предыдущих выборах наш Мэр «победил» того же Зайцева весьма сомнительно, и кто-кто, а именно сторонники КПРФ в городе об этом не забыли!
Поэтому нельзя было нам оставлять коммунистический электорат «бесхозным». Ну никак нельзя! Ни ЗА нас, ни – тем более – против! Единственный шанс был – оставить его «под Зайцевым»; чтоб он зажал своих «красных» под собой, как в горшке, И НЕ ДАЛ НИ С КЕМ СЛОЖИТЬСЯ!

А значит – надо было любой ценой ЗАСТАВИТЬ Зайцева остаться в борьбе! Сделать так, чтобы никакие «пряники» и «кнуты», которые ему посулит область, не компенсировали для него ПОТЕРЮ ЛИЦА. Есть такое выражение, пришедшее к нам, как говорят, из Японии. Мол, для истинного самурая нет ничего страшнее, нежели чем «потерять лицо» - то есть оказаться в постыдном и неловком положении, несовместимым с его статусом.

Но, казалось бы: где самураи, а где коммунисты? Коммунистическая мораль – это, как известно, не самурайский Кодекс чести. И все же… Все же мы посчитали, что не может Зайцев быть совсем гуттаперчевым! Коммунист все ж, не комсомолец. Всю жизнь в городе прожил, руководил им даже, ячейкой своей рулит по сей день. Массу людей в городе лично знает, и они его знают. Кто там, в обладминистрации? Там как раз все, как на подбор – комсомольцы да бывшие военные. «Делай раз!» да «цена вопроса» - только это и понимают. Циники, мать их! Ишь, чего удумали – коммуниста с директором рынка «сливать». Скажи им про самураев да «потерю лица» - небось, только пальцем у виска покрутят, в лучшем случае…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.