Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация политических консультантов и пиарщиков для потенциального клиента






Понравиться вам -- это их работа, а не случайный эффект. Если у них этополучается хорошо, то остальное может получаться плохо -- нельзя быть профиво всем. Алекс Джей Бакстер Итак, Вы задумались о том, чтобы пойти на выборы или поддержать нужногоВам человека. Даже если Вы не делились этими мыслями ни с одним человеком, будьте готовы -- скоро Вам предстоит встреча с политическими консультантами.Если Вам в голову пришли " выборные мысли", то им они пришли и подавно. Васдавно уже " вычислили" как потенциального кандидата или спонсора. Вы ужеслышали о политических консультантах, а может, даже встречались с ними. УВас есть два диаметрально противоположных мнения. С одной стороны, Вызнаете, что на выборах используются так называемые политические технологии, которые постоянно изменяются и совершенствуются, а владеют этимитехнологиями политические консультанты. И значит, без них -- не обойтись. Сдругой стороны, Вы догадываетесь, что политические консультанты и пиарщики-- это жулики и проходимцы, тем или иным способом покушающиеся на Вашиденьги. В самом деле, когда человек производит чугун или нефть или жепродает вафли и пиво, то он получает деньги заслуженно, а вот когдапиарщики, которые не производят ничего, шикуют в ресторанах и разъезжают наиномарках -- в этом есть что-то неправильное. Поэтому Ваше отношениенастороженное. И хочется, и колется. Поэтому Вы думаете, что главное -- неошибиться. " И правильно думаете", -- скажут Вам все политическиеконсультанты, с которыми Вы будете встречаться. " Вокруг столько шарлатанов, негодяев и халтурщиков, что, слава Богу, что Вы встретили нас! " Вас будут убеждать, рассказывать всевозможные притчи и истории -- вобщем, делать все, чтобы Вы поверили, что наконец-то нашли то, что нужно.Набор риторических приемов и притч тем не менее ограничен. Например, каждыйвторой политический консультант рассказывает историю про Форда (Рокфеллера, Ли Якоку и пр.). Как он якобы обходил свой завод и обнаружил сломанныйстанок. Позвали специалиста, который несколько часов осматривал машину, апотом взял кувалду и ударил по какому-то шурупу. Все сразу заработало." Тысяча долларов", -- назвал цену специалист. -- " За что же? -- изумилсяФорд-Рокфеллер. -- Вы же ничего не сделали, а просите тысячу долларов заодин удар, за минуту работы! " -- " Э, -- отвечает специалист, -- для того, чтобы ударить, я несколько часов осматривал станок, чтобы знать, кудаударить и с какой силой. А до этого всю жизнь учился и набирался опыта". --" Вот слова мудрого человека", -- говорил Форд-Рокфеллер и выплачивал 2000долларов. Эта притча должна иллюстрировать, во-первых, что Вы должнысмириться с тем, что консультанты будут тратить много времени на" предвыборный анализ ситуации", ничего " материального" Вам не давая, и, во-вторых, что гонорары, которые они просят всего лишь за неделю (месяц, тримесяца) работы -- вовсе не так велики, как кажутся: ведь они учились, набирались опыта всю предшествующую жизнь. Ту же мысль должна иллюстрироватьи притча про спортсмена, который, чтобы поставить рекорд, тренировалсяполжизни и который получает огромный гонорар за десять секунд бега илиполтора часа игры. У каждой команды и каждого консультанта есть свой набор подобных притч, загадок и историй, которые должны склонить Вас к сотрудничеству на ихусловиях. Помните, что это фасад, это первое впечатление, это одежка, покоторой Вы их встречаете. Сюда же относятся и пресловутые " рейтинги", количество одержанных побед, рекомендации и другие замаскированные способыхвастовства. Ниже мы будем говорить о том, чего Вам не скажут политическиеконсультанты и пиарщики, но то, что Вы должны знать, если действительнохотите не быть обманутым: обманутым в деньгах или в ожиданиях. Классификация политических консультантов и пиарщиков для потенциальногоклиента Удачи! И лохов побогаче! Тост консультантов Естественно, что классификация не претендует на полноту и научнуюстрогость. Существует масса " смешанных типов", а кроме того, каждыйконсультант так или иначе иногда выступает в какой-нибудь из нижеописанныхипостасей. Кроме того, на рынке консалтинга действуют фирмы, и они чащевсего включают в себя все 15 типов консультантов, хотя есть и такие, которыеспециализируются только в одной области. Классификация в ироничной форме выпячивает достоинства и недостаткикаждого из типов. Недостатки -- не повод вообще не общаться с консультантамии пиарщиками. Недостатки -- продолжение достоинств. Недостатки описаны длятого, чтобы Вы не слишком очаровывались, не ждали от специалистов чуда илитого, на что они не способны и не претендуют. Предупрежден -- значитвооружен.

" Очень знаменитый пиарщик"

Его Вам порекомендует очень солидный человек. Возможно, изадминистрации Президента, возможно, это будет губернатор или руководительФПГ. " Очень знаменитый пиарщик" назначит Вам встречу в элитном клубе илиресторане, возможно, в отеле. Если он выезжает (вылетает) к Вам --приготовьте ему президентский номер. Передвигается обычно на 600-м" Мерседесе" или джипе (особые оригиналы могут ездить и на " Бентли"). Онвооружен сотовым телефоном последней модели (иногда -- спутниковымтелефоном), у него " навороченный" компьютер -- notebook и еще что-нибудь, что должно дать понять клиенту, что он " не первый платит большие деньги". Ободежде и аксессуарах (типа очков, часов) можно не говорить. Все гораздомоднее и дороже, чем у Вас. " Очень знаменитый пиарщик" обязательно расскажетВам, что он вел кампании Ельцина, Путина, Лебедя, Зюганова, всехгубернаторов, а также ряда заграничных президентов. Естественно, что всекампании были успешными. Второе, о чем он Вам обязательно скажет -- это то, что Вы очень правильно сделали, обратившись к профессионалу высокого уровня, потому что сейчас развелось " очень много халтурщиков". Надо платить деньгиза качество, а дешевое хорошим не бывает. И, наконец, он обсудит с Вами всефинансовые вопросы. Потом Вы его увидите еще два-три раза (при передачеследующих траншей денег), а с Вами по работе будет общаться " очень, очень, очень, ну очень профессиональный его помощник", а также " команда"." Помощники" и " команда" принадлежат уже к другим разновидностям пиарщиков(см. ниже). Иногда очень знаменитые пиарщики выступают на семинарах иконференциях, куда их приглашают как свадебных генералов. Иногда онивыступают с комментариями в СМИ. Иногда они даже работают, что выражается втом, что они на пару часов влезают в какую-нибудь кампанию, чтобы рукоймастера поправить ситуацию. Но даже если их советы хороши, то они нереализуются, так как кампании в любом случае идут по инерции. И даже еслиони идут к краху, в них никто ничего не будет менять даже по советузнаменитости.

" Специалист" (эксперт)

Носит обычный костюм, светлую сорочку и галстук. Как правило, в очках.Главная примета -- язык. Вы не поймете 50% из того, что он сообщает.Рейтинг, коэффициент, сегмент, имиджевая составляющая, фактор, целеваягруппа, ведущий электорат, информационный повод -- это самые понятные слова. Главная же сложность состоит не в том, как понять слова, а в том, какпонять связь между отдельными предложениями и что в конце концов со всемэтим делать. Но Вам скажут, что и " не нужно ничего понимать, доверьтесьспециалисту". Еще Вам скажут, что прежде чем что-либо делать, нужно " научноисследовать ситуацию", а это " очень дорого". Это будут фокус-группы, соцопросы разных видов, маркетинговые и имиджевые исследования, контент-анализы и Бог еще знает что. Компьютер " специалиста" (а он -- егонепременный спутник) будет Вам выдавать сотни и тысячи страниц отчетов. Кконцу кампании этих отчетов у Вас будет столько, что Вы сможете осчастливитьими любой пункт приема макулатуры. Правда, Вам скажут, что отчеты " страшносекретные", " страшно научные" и " страшно дорогие". Доклады, аналитическиезаписки, меморандумы, концепции и тому прочее -- основной продуктдеятельности " специалистов". (Как правило, это бывшие ученые). Разговариватьс людьми, вести агитацию и собственно кампанию придется, скорее всего, Вамсамим или другим видам пиарщиков и консультантов, так как процесс" предварительного изучения ситуации" затянется до конца кампании. " Специалисты" бывают разных видов (в зависимости от полученного имипредварительного образования). Как правило, это " социолог", " психолог", " политолог", " стратег" и " специалист по организационному развитию". " Стратег" повесит на стене большой кусок ватмана, на котором подневно ипонедельно будет расписана вся кампания вплоть до дня победы. Он будеттребовать, чтобы штаб неукоснительно соблюдал все сроки, и будет страшнозлиться, если что-то сорвется и сработает принцип падающего домино и весьграфик и медиа-план полетят в тартарары. Ничего, он перепишет график ивнесет в него коррективы. А через неделю перепишет еще раз. Чем ближе финиш, тем чаще будет корректироваться график. Потом " стратег" поймет, что этобессмысленное занятие, плюнет на все и будет со стороны наблюдать за хаосом. " Социолог" замучит Вас бесконечными " корреляциями" и " сегментамиэлектората", он предоставит Вам больше всего " полезной информации". Но Вы судивлением обнаружите, что все, о чем он Вам расскажет, Вы и так знали. Вы итак знали, что Х -- самый популярный политик, а Y -- наоборот, что за Z --голосуют в основном женщины, а за Х -- мужчины. Но если это Вам покажетсяслишком простым, Вам еще скажут, что " 10%, склонных голосовать за Х, вслучае отсутствия Y, ни в коем случае не проголосуют за Z, притом, что изэтих 10% -- 4% -- мужчины, пенсионеры с доходами ниже прожиточногоминимума". Таких фактов Вы, конечно, не знали, но что с этим делать, Вы тожене знаете. Не знает этого и " социолог". Он Вас переадресует к " политологу". " Политолог" -- это, в отличие от " стратега ", аналитик того, что ужепроизошло. Он " крепок задним умом". Он постоянно ошибается в шансах напобеду и поражение, постоянно ошибается в прогнозах, но если факт ужесовершился, он тысячью способов объяснит, почему это было так, а не иначе." Политолог" -- это человек, который знает все про все выборы, начиная современ афинской демократии. Данные, предоставленные " социологом", он будетсравнивать с уже известным ему случаем из древней или новейшей истории." Политолог" посмотрит на данные " социолога" и с сожалением скажет, что " еслибы у нас была ситуация, как в прошлом году в N-ской области, то событияразвивались бы так-то, а поскольку у нас все похоже на М-скую область в этомгоду -- то стоит ожидать другого". " Политолог" расскажет Вам, что победитьна выборах Вы сможете, если будете говорить народу то, что говорил другой(успешный) кандидат в сходной ситуации. Ему наплевать, что Вы совсем несогласны с " другим кандидатом" из другой области. Вам скажут, что " раз этилозунги сработали там -- сработают и здесь". Вам вручат Вашу " речь" и набор" слоганов" и передадут " психологу". " Психолог" должен Вас заставить полюбить эту речь и эти слоганы, атакже научить общаться с людьми, журналистами, вселить в Вас уверенность впобеде. " Психолог" Вам сразу не понравится, так как Вам не очень приятночувствовать себя подопытным кроликом, и Вы его будете терпеть до концавыборов. В конце Вам скажут, что " Вы стали другим человеком", а " психолог" будет гордиться своей работой. Неважно, что ничего не изменилось. Вы простоиз-за частой практики выступлений стали чуть-чуть уверенней, что произошлобы и без " психолога". " Специалист по организационному развитию" -- это нечто среднее междупсихологом и менеджером. Он работает не с индивидом, а со штабом иликомандой. Как правило, это бывший специалист по " деловым играм", модным вначале 90-х. Сегодня в арсенале этого специалиста еще сотня тренингов. Онзаставит Вас и членов штаба бегать паровозиком, прыгать по столам, разговаривать со стулом, кричать петухом, ржать как лошадь. И все это Вампридется делать, так как это воспитывает " дух команды", Вашу " креативность", " лидерские качества" и многое другое, без чего Вам не победить. Вас всевремя будет мучить один вопрос: неужели Наполеон или Черчилль, Рузвельт илиЛенин, Мао Дзэ-дун или Ким Ир Сен тоже претерпели такие издевательства? Илибез этого можно обойтись? Вообще, после общения со " специалистами" у Вас сложится впечатление, что Вы " все сделали сами" или что " Вы могли бы обойтись без них", или что" надо было платить меньше". Но это -- Ваша иллюзия.

" Кавээнщик"

Это " творческая личность", человек с повышенными " креативнымиспособностями". Он, как правило, причудливо одет, все время куда-тоторопится, вскакивает, жестикулирует и очень быстро говорит. Все выступленияначинаются словами: " А давайте сделаем..." Продолжения могут бытьразличными: "...такой-то ролик", "...такую-то листовку", "...такой-топлакат", "...такую-то акцию". Все это будет предлагаться вне всякой связи спланом, с Вашими желаниями и возможностями, вне всякой связи с другимиидеями и данными исследований. " Кавээнщик" просто " фонтанирует идеями".Поначалу Вас это очарует, а через некоторое время Вы начнете от негопрятаться. Сам " кавээнщик" тоже перейдет в атаку. Он будет распускать слухио том, что Вы " тупой", " бестолковый консерватор", что Вы " зарубаете всетворческие идеи", что Вы " не даете работать". Поэтому Вам придется на свойстрах и риск реализовать хотя бы 30% того, что предлагают Вам " кавээнщики".Как только же Вам действительно понадобится уникальная творческая идея, " кавээнщик" как назло куда-то запропастится, и Вы будете его искать, удивляясь сами себе. Но таковы творческие личности! По образованию" кавээнщик" может быть кем угодно, но, как правило, это журналист. У негонапрочь отсутствуют стратегическое мышление и глубокие знания (особенно вполитике, праве и экономике). Как правило, " кавээнщиков" много в рекламных ипиар-агентствах. Они считают, что главная задача -- произвести эффект." Главное, чтоб о Вас узнали и заговорили". Это их лозунг. Этого онидобьются. Насчет достижения целей кампании -- это вопрос. Но " кавээнщик" скажет, что Вам " не повезло" или выигрышу помешали " форс-мажорныеобстоятельства". Ну и, конечно, виноваты Вы сами, потому что " зарубили" столько " гениальных идей".

" Идеолог"

У него есть целостное мировоззрение, включающее ответы на всеэкономические, политические, социальные, религиозные, этические иэстетические вопросы. В каких бы выборах он ни участвовал и в каком быкачестве (иногда он работает за главного консультанта, иногда пишетпрограмму, иногда он -- просто журналист-райтер), он всегда стараетсяпротолкнуть свою любимую " идеологию", он всегда служит своим принципам иидеалам, какими бы далекими от жизни и от ситуации они ни были. Он простоуверен, что если какая-то книжка (или несколько) в свое время покорила его, то она покорит и всех остальных. Вопрос только в том, чтобы донести эти идеидо всех (но на это есть менеджеры и журналисты). Вы не узнаете своихвзглядов в его изложении. Если " идеолог" " левый", он будет делать из вас" левого", ругающего приватизацию и разгул демократии. Если он " нацбол", онобязательно ввернет что-нибудь, разжигающее национальную рознь, если ондемократ (это чаще всего), вы будете проповедовать " либеральные ценности", даже если ваша кампания идет в " красном поясе". Бывают" идеологи-общечеловеки", которые просто рассуждают в терминах " добра и зла".Бывают те, кто помешан на какой-нибудь специфической идее спасения России(спектр простирается от религиозного фундаментализма до технократическогоэйкуменизма). " Идеологи" -- достаточно умные люди (не всякий способенуместить в голове целое мировоззрение и еще уметь его популярнопропагандировать), и поэтому они пользуются авторитетом и у кандидата, и увсей команды (если только это не носители другой идеологии -- в этом случаенеминуемы конфликты, борьба идей перерастает в борьбу личностей). Нужнотолько помнить мудрое предостережение -- бойтесь человека, который прочиталв жизни одну книгу (книги по одной теме или одного автора, книги содноименными мыслями). Реальная коммуникация богаче любой одностороннейидеологии. На выборах, конечно, не нужно предлагать людям что-товсестороннее. Как правило, раскручивается несколько тем. Хорошо, если нужныетемы совпадают с воззрениями идеолога. А если нет? Тогда вы будете " нестичушь", далекую от жизни, не интересную избирателю. Это не значит, чтоконсультант должен быть обязательно беспринципным. Скорее, он должен бытьмногопринципным или мультиидеологичным. Он должен уметь выступать нафашистском митинге лучше самого заядлого фашиста, он должен уметь такпоговорить с Гайдаром и Чубайсом, что они не просто посчитают его за" своего", но еще и позаимствуют глубокие мысли. А " идеолог", о котором идетречь, умеет только то, во что верит. Есть идеологи, которые якобы ни во чтоне верят, и поэтому готовы быть хоть фашистами, хоть коммунистами, хотьлибералами, но цинизм и скептицизм -- это тоже идеология. Ирония и цинизмдавно уже навязываются современной властью в качестве модели поведения дляинтеллектуала. Пусть лучше зубоскальствует, считает власть, чем, как раньше, ведет толпу на баррикады, и интеллигент, якобы презирающий политику, послушно выполняет глубинную установку.

" Статский советник"

Это человек, занимающий должность шефа " департамента по связям собщественностью" или " департамента информации", или главы" информационно-аналитического отдела" в администрации района, города, области, фирмы, корпорации, холдинга и т. д. Уровень подготовки этогочеловека, как правило, ниже, чем у вольного политконсультанта. На свободномрынке он не способен конкурировать в силу серости и бездарности. Именнопоэтому он соглашается работать на " постоянной основе", на какой-либодолжности, на которую чаще всего попадает по знакомству или случайно.Вольного консультанта на " зарплату в фирме" или " чиновничий оклад" пряникомне заманишь. (Исключения составляют случаи, когда руководитель настольковерит в профессионализм консультанта, что соглашается платить ему ту сумму, которую он попросит, то есть такую же, какую бы тот заработал на " вольныххлебах" -- такие случаи известны.) Чтобы было понятнее, приведем простойпример из мира юриспруденции, который является разновидностью консалтинга.Когда Вам нужно сделать какую-нибудь рутинную работу или получить пустяковуюконсультацию, Вы обращаетесь к своему корпоративному юристу. Но когда у Вассложное дело или когда Вам надо выиграть важный процесс, Вы идете кзнаменитым адвокатам. Почему? Почему Вы это вдруг перестаете доверять своемуродному юристу, почему вдруг начинаете сомневаться в его компетенции? Потомучто в душе Вы знаете, что такое корпоративный юрист. Абсолютно то же самоеприменимо к политконсалтингу и пиару. " Статский советник" понимает, что не он украшает должность, а должностьукрашает его. Он понимает, что без своего места он ничего не значит, и стем, что у него есть в голове, его никуда не возьмут. Поэтому главныйпринцип его существования -- это борьба за это место. Это, во-первых, борьбас коллегами внутри администрации и корпорации за " доступ к телу начальника, а во-вторых, борьба с вольными консультантами и их возможным влиянием." Статский советник" -- страшный интриган. Доносительство, клевета -- егоглавное оружие. По отношению к начальнику он демонстрирует " личнуюпреданность" и всегда держит " нос по ветру", следя за изменениями мнений инастроением шефа. Всех вольных политконсультантов и пиарщиков онпрофессионально ненавидит, как дворовый пес ненавидит волков. Поэтому он безустали лает, как только у двора появляется " чужой". В то же время " статский советник" завидует вольным консультантам.Завидует их опыту (они в кампаниях участвуют постоянно, а он -- раз внесколько лет: сравните боксера, который выходит на ринг раз в нескольколет, а об остальном судит по телерепортажам с профессиональным боксером, дерущимся каждый день). Завидует их таланту и, главное, завидует ихзаработку. Это последнее обстоятельство вынуждает его скрепя сердце идти насделки с вольными консультантами по принципу " отката". " Статский советник" обещает одной из конкурирующих групп консультантов или одному из них, чтобудет лоббировать его интересы у шефа или же, если ему доверен бюджет, чточасть денег пойдет по определенному каналу. За это консультант возвращаетчасть денег или часть полученного в результате лоббирования барыша" статскому советнику". Такой легкий заработок развращает " статскогосоветника", и он вскоре только тем и занимается, что торгует своимилоббистскими возможностями. На тех же, с кем он не договорился, онпродолжает лаять. По поведению " статского советника" Вы можете всегдаопределить, с кем он в доле и чьего влияния он боится. Если он упорносоветует Вам таких-то консультантов, значит, у них есть тайный договор, еслиупорно критикует кого-то, значит, видит в нем действительно серьезногоконсультанта -- противника, на фоне которого его творческая импотенциястановится очевидной. Ради справедливости надо сказать, что частовозможности " статских советников" не реализуются, потому что они связаны с" иерархией". Они не проявляют себя на полную катушку, так как над всемдовлеет шеф. Когда же такого давления нет, " статские советники" могутдемонстрировать чудеса консалтинга. Ниже мы еще приведем примеры, подтверждающие это.

" Лидер"

Он же " topless manager". Как правило, он возглавляет фирму, агентство, какое-либо СМИ или группу консультантов. Или же является членом этой группы, участвующим во всех переговорах с клиентом. Как правило, это бывший илидействующий депутат какого-либо уровня, бывший комсомольский работник, бывший топ-менеджер фирмы или чиновник администрации. Короче говоря, человекс повадками начальника, с лидерской харизмой и навыками топ-менеджера. Извсех консультантов он больше всего похож на Вас, то есть на клиента. Онговорит с Вами на одном языке, на равных. Ко всему подходит по-деловому, спрагматизмом. Он обсуждает то, в чем собственно Вы и разбираетесь --финансовые и организационные вопросы. Но в отличие от " очень знаменитогопиарщика" он не исчезнет, чтобы оставить работать других, как только Вызаключите контракт. Он останется до конца кампании (с редкими отлучками) ибудет руководить вверенным ему участком. Тopless manager старается во всемпоходить на начальника, директора, топ-менеджера. За образец он может взятькак старого " красного директора", который проводит совещания в 6 утра иразговаривает только матом, так и современного продвинутого вице-президентазападного типа, который распределяет зоны ответственности, учитываетпотенциал роста сотрудников и т. д. Но в любом случае он будет делать то, что свойственно всем начальникам. Он будет бороться за свой авторитет и непотерпит дискредитации даже от самого талантливого подчиненного. Он будетсоздавать враждующие и конкурирующие группировки (по принципу " разделяй ивластвуй"), будет стремиться получать информацию из разных источников. Онбудет хвалить, критиковать и награждать подчиненных и обязательно --контролировать. Он замучит всех планами, должностными обязанностями, инструкциями, отчетами о проделанной работе, сметами и финансовыми отчетами." Хороший" topless manager способен создать такой бюрократический аппарат ибумагооборот, что структура начнет работать только на собственноевоспроизводство согласно законам Паркинсона. Он выстраивает такую жесткую исложную пирамиду, что в ней теряется собственно сама кампания. Он вроде быруководит, но руководит непонятно чем, руководит структурой или иллюзиейструктуры, а не собственно электоральными коммуникациями. Поэтому, чембольше заорганизованность, тем больше бардака. Этот бардак усугубляется ещеи применением " маленьких хитростей" topless manager. Например, зная, чтокакое-то задание должно быть выполнено к 10-му числу, он говоритподчиненным, что нужно все сделать к 5-му. В итоге возникает " советскийаврал". Потом он отправляет " продукт" на " переделку", зная, что есть запасвремени. Люди резонно возражают, что если бы они знали о сроках заранее, онибы сделали все лучше, и тех недостатков, из-за которых все отправили впеределку, не было бы. В итоге -- злость, нервозность. Подчиненные уверены, что их руководитель ничего не понимает в том, что происходит. Что он не top, а topless manager. Не лучше получается и с " демократично ориентированным" руководителем. Без дисциплины каждый начинает делать все, что считает нужным(а люди-то все творческие и все, конечно же, знают, как надо делать выборы).В результате -- кто идет в лес, кто -- по дрова. И должность топ-менеджерастановится чуть ли не номинальной. Периодически он появляется с разного родаинспекциями, чем веселит своих подчиненных, так как демонстрирует им наивноеи отдаленное представление о текущей ситуации и о способах, какими его можнообмануть, втереть очки. Ввиду того, что topless manager, а это manager без topа или один tорбез managementа -- главный принцип отношения к подчиненным -- этоклассическое " награждение непричастных и наказание невиновных". Причемпоследних всегда больше, чем первых. Всегда кто-то что-то не сделал или недоделал. Поэтому деньги (зарплаты, премии, деньги на проект по смете) всегдаидут с задержкой для большинства подчиненных. Платить деньги topless managerне любит больше всего на свете. Он использует все возможные виды отсрочек ипропустит подчиненных через все виды унижения, прежде чем выдаст хоть рубль.Кроме того, зарплата, о которой он договаривался с работниками, будетурезана из-за всевозможных штрафов, взысканий и рекламаций. Во времяпредварительного разговора о зарплате topless manager обязательно будетзаманивать работника " грядущей перспективой", " стабильностью": " Да, сейчасты получаешь мало, зато потом!..." Естественно, ничего от этого менеджераработник не получит. Он получит от другого, когда наберется опыта и уйдет изэтой " команды". Тopless manager действует просто: он набирает новичковподешевле и за перспективу выжимает их как лимон, а потом... они самиуходят, а topless manager ищет новых новичков. Те же, кто пройдет через всештрафы и недоплаты, унижения и испытания, становятся " любимчиками". Тoplessmanager больше всего на свете любит разговоры о " верности", " приверженностифирме", " доверии" и т.п. Под этими терминами он понимает приверженность иверность себе. Он постоянно подозревает среди своих сотрудников шпионов ипредателей. А " любимчиков" заставляет " стучать" на других членов команды. Для чего взимаются все эти штрафы, возникают " недоплаты" в обмен наперспективу, разоблачается " предательство" и т.п.? Только для того, чтобыразница между суммой, которую заплатил клиент, и суммой, которую получилиисполнители проекта, была как можно больше. На эту разницу живет (и неплохоживет) topless manager. Он имеет квартиры, машины и лучшие курортыпару-тройку раз в год. Тогда как " негры" -подчиненные работают " заперспективу" и " верность фирме" в поте лица. Иногда кажется, что toplessmanager -- всего лишь паразит-посредник. Но попробуйте обойтись без него исамим найти исполнителей на разные направления в кампании -- Вы потеряете ивремя, и деньги. Главное достоинство topless managerа, как ни странно, вдругом -- являясь профессиональным " разводилой", он насквозь видит всехдругих " разводил" и жуликов (см. остальные 14 типов) и ни одного из них кВашей кампании он не допустит (а если допустит, то сам их " разведет", " кинет" и на них заработает). Этого качества лишены исполнители, которыми" руководит" topless manager. И это качество оправдывает все вышеописанныенедостатки собственно management-а.

" Интриган"

Он же " тайный советник". Человек в неприметной одежде и вообще" неприметный" и " посредственный". Он будет молчать на заседаниях штаба, акогда говорит, то делает это тихо, лениво, тщательно подбирая слова. Восновном его речи путаны, двусмысленны, полны намеков и инсинуаций. Являясьсамым никчемным и бездарным членом команды, в открытом споре он проигрывает, поэтому стремится при всяком удачном случае уединиться с Вами в Вашемкабинете (или на свежем воздухе, так как кабинет, по его мнению, прослушивают). С его точки зрения, все члены штаба -- шпионы из чужоголагеря и люди, ворующие Ваши деньги. Он, он один стоит на страже Вашихинтересов. Он сообщает Вам штабные сплетни, рассказывает, кто с кемконтактирует или спит, почему тому или другому нельзя доверять (доверятьможно только ему). " Интриган" не брезгует прямой клеветой и наветом. Онспособен " выжить" любого члена команды. Он все время рассказывает Вам освоих " связях" в ФАПСИ и ФСБ, об " агентах", имена которых он Вам " назвать неможет из соображений секретности". Он сообщает Вам о грядущих покушениях, озаседаниях в других штабах. Периодически просит деньги на " покупкуинформации". Если " кавээнщик" -- это шизофреник, то " интриган" -- параноик.Из любой фразы любого человека " интриган" способен высчитать, " сколько денегон украл" и " сколько информации он слил врагам". " Интриган" все время предлагает Вам схемы коалиций с влиятельнымилюдьми и схемы разрушений коалиций. С этими надо подружиться, этих надопоссорить, надо провести переговоры, надо кого-то " подставить" или " кинуть". Главное для " интригана" -- это " сидеть" у Вас " на ушах". Как идетпроект и чем он закончится -- ему наплевать. Если все хорошо, то он намекамидаст публике понять, что " ему известно больше, чем всем остальным" и победа-- его заслуга. Если все плохо -- это из-за воров, предателей, шпионов и" прослушки". А ведь он предупреждал!

" Лохотронщик"

Он, как правило, хорошо одет и хорошо воспитан. С первых минут общениявызывает симпатию. Его беспокоит то же, что и Вас, -- Ваши достоинства. Вы-- недооценены. Вы -- заслуживаете большего (власти, статуса, известности, богатства). Вам нужно срочно попасть в круг " звезд", и он готов этоустроить. " Лохотронщик" предлагает Вам сразу несколько проектов. Например, Вам нужно встречаться с кем-то из министров или депутатов Государственнойдумы (лидеров фракции) и заручиться их поддержкой. Встречу он организует (занемалую сумму). Можно устроить встречу с Горбачевым, Кобзоном, Пугачевой, Лебедем, с главным раввином России, патриархом, Папой Римским, ПрезидентомКлинтоном, со всем американским конгрессом. Ничего, что потом, когда Вызаплатите, что-то " сорвется" и не получится, и вместо Клинтона Вывстретитесь всего лишь с представителем госдепартамента, а вместо Кобзона --всего лишь с группой " На-на". Человек предполагает, а Бог располагает...Ничего... Получится в следующий раз! Для чего эти встречи? Для фотографии вгазетах, для шума, для того, чтобы люди видели, что Вы -- фигура самого" звездного масштаба". Главный признак того, что Вас разводит " политлохотронщик", -- он Васторопит. Он знает, что суммы, которые он " заряжает", после раздумий любомупокажутся огромными. Подумав, любой понимает, что 20 тысяч долларов за " фотос Пугачевой" -- это дорого и эффект в любой кампании от такого фото -- непросчитываем. Поэтому " лохотронщик" внушает: " Это закрытый президентскийклуб, в него попадают только избранные люди, бывшие и нынешние министры, банкиры и олигархи. Вступительный взнос -- 5000$ и потом каждый месяц -- по500$. Наше счастье, что Черномырдин (который, оказывается, президент этогоклуба) уехал в отпуск и можно подписать новый членский билет у секретаря". У каждого " лохотронщика" свой набор " звезд", которыми они торгуют (взависимости от связей). Кроме " звезд" торгуют и " мероприятиями". Вамговорят: " На следующей неделе будет конгресс в защиту детей. Там будетпремьер-министр. Вы будете в первом ряду, и к тому же я устрою, чтобы Вамдали слово -- на три минуты. Это мы заснимем на камеру и потом покажем этототрывок по Вашему ТВ. Вы и премьер на одном совещании. К тому же Вы -- " задетей". Правда, придется перечислить 10000$ в фонд организаторов. И еще Вамдадут красивый диплом в рамочке, свидетельствующий, что Вы " член всемирнойорганизации защиты детей". Представляете? Все это можно написать вбиографии, в буклете, в газете! " Мероприятий подобного рода по всему мирупроходят тысячи. И " лохотронщики" -агенты рыщут повсюду, чтобы найти" спонсоров". Правда, после второго -- третьего знакомства со " звездой" или посещения" мероприятия" Вам это дело разонравится, но поначалу Вы будете польщены.Голод тщеславия быстро удовлетворяется и сменяется неприятным чувством того, что Вас " надули". Единственное, что останется: воспоминания о приятнойпоездке в Москву или за границу, диплом в рамочке или фотография со" звездой".

" Торговец чудесами"

Он рассчитывает на тех, кто очень любит 100%-ной гарантии. И судовольствием их предоставляет. Если Вам очень нужна победа -- Вы легкопопадете ему в лапы. " Торговец чудесами" расскажет Вам, что Вы " наивныйчеловек", если всерьез верите, что выборы делаются с помощью обычныхлистовок, агитаторов и т.п. На самом деле есть секретные технологии, доступные немногим. Он приведет в пример несколько кампаний, где побеждалите, на кого никто не ставил. Как им это удалось? А все дело не в том, какпроголосовали, а в том, как " подсчитали". Есть, оказывается, способ так" корректировать" результат выборов, что никто этого не заметит, никакиенаблюдатели. Кроме того, он предложит использовать " секретную обороннуютехнологию зомбирования населения" с помощью 25-го кадра или " секретногошифра в листовках", или с помощью subliminal message на аудионосителях.Конечно, психотропное оружие стоит дорого. Например, нанесение специальногослоя на аудиопленку для записи кодирующих сигналов может стоить аж 50000$.Зато все избиратели, прослушав этот ролик как зомби в кабинке дляголосования, поставят крестик напротив Вашей фамилии. Для большей достоверности " торговец чудесами" предложит Вам такуюсхему: Вы даете 50 тысяч, а если победы не будет -- он их Вам возвращает. Онничем не рискует. Проиграете -- он вернет деньги (в лучшем случае), выиграете (благодаря собственным усилиям и усилиям команды) -- он оставитденьги себе и запишет победу в свой " актив". Если Вы победите, он попроситВас в следующий раз позвонить и порекомендовать другому кандидату-жертве, которого он найдет. Набор " чудес" бесконечен. Никто не знает, с чем придет к Вам очередной" торговец". Может быть, это будет простое демпинговое предложение сделатькампанию за в три раза меньшую сумму, чем предлагают все другиеконсультанты. Это всегда очень заманчиво, тем более что люди говорят с такойуверенностью в голосе! Но помните, 100%-ную гарантию, по мнению О. Бендера, дает только Госстрах.

" Работорговец"

Как только Вы станете кандидатом, " работорговец" обязательно появитсярядом с Вами. Он скажет, что может гарантированно обеспечить Вам " минимумстолько-то тысяч голосов". За счет чего? За счет тех, кто голосует поприказу. За счет воинских частей или СИЗО, милиции или членов какой-либопартии, работающих в МПС или работающих на каком-то заводе, членовкакой-либо партии или членов какого-либо движения, объединения, общественнойорганизации или национального меньшинства, проживающего на компактнойтерритории. На худой конец, он может сказать, что у него уже есть сеть изготовых голосовать людей, созданная по принципу пирамиды или multi-levelmarketinga. Или же он готов создать Вам такую сеть. Все выше названныекатегории людей, по его мнению, бездушные рабы, голоса которых находятся вподчинении " работорговца" или людей, с ним тесно связанных. Естественно, чтобы эти рабы построились и рядами шли на участки, нужна финансоваяподпитка. Известны случаи, когда особо умные " работорговцы" брали скандидата до миллиона долларов за то, что все железнодорожники или всеэлдэпээровцы, все военные или все члены " партии пенсионеров" проголосовализа него на губернаторских выборах. На самом деле рабы остались в далекойантичности, но если Вы верите, что перед Вами Цезарь, пусть даже районногомасштаба, Вы купитесь на его заманчивое предложение. Проконтролироватьголосование Вам не удастся, а " работорговец" после Вашей победы все поставитсебе в заслугу. Если же Вы проиграете -- не беда. Он на следующих выборахпридет к другому кандидату. Лидеры " общества слепых" или " союзов ветеранов", региональные представители партии, бывшие высокие военные или милицейскиечины -- профессиональные " работорговцы". Одну и ту же структуру оничастенько " продают" всем кандидатам сразу. Рядовые " рабы", естественно, ни очем не знают. А если они и получили приказ голосовать " за такого-то", то, скорее всего, в душе посылают своего " начальника", " лидера" по известному вРоссии адресу. Хорошо бы и Вам последовать их примеру, когда к Вам заявится" работорговец".

" Дорогой курьер"

Он же -- " дельтапланерист". Тоже, как и " лохотронщик", -- человек сосвязями. Но если первый ловит Вас на тщеславии и говорит о том, что егопредложения " эксклюзивны", " только для Вас" и так далее, то " дорогой курьер" использует более широкую палитру чувств. Это может быть Ваше тщеславие, желание кому-нибудь отомстить, необходимость разместить какую-то информацию(а в кампании без этого никак). " Дорогой курьер" говорит о том, что Вы --никто, что с Вами никогда ни одна " звезда" не станет разговаривать. Ни одинжурналист ничего про Вас не напишет. Ни одна газета не напечатает. Ни одинканал не покажет. К счастью, есть он, бывший журналист, знающий всех " звездэфира" и " рыцарей" пера. Он может лично попросить разместить какой-томатериал о Вас или нужной Вам теме (например компромат) в некоторых СМИ.Естественно, что он рекомендует Вам только те СМИ, где у него есть" знакомые" и где он имеет " откаты". Ему неважно, что какой-то канал никто несмотрит, а газета читается другой целевой группой. Он не имеет представленияо медиа-планировании. Его интересует только " его величество откат". Откатбывает достигает 50% от всей суммы. Поэтому плата за то, что он отнесетнужный Вам материал из Вашего офиса до офиса редакции -- поистинекоролевская. " Дорогой курьер" называет себя пиарщиком и ему наплевать, чтона Западе, где родился пиар, " кодексы чести пиарщиков" запрещают иметьпиарщику какие-либо контакты с журналистами. Это так же, как нельзя мужу ижене быть судьей и адвокатом. Дело пиарщика -- создавать информационныеповоды, причем настолько интересные, что журналисты сами без оплаты ихосветят. " Заказные статьи", без повода или с надуманным поводом, получилиназвание " черного пиара" (то есть проплаченного черным налом -- без ведомаредактора). Потом, в силу недоразумения, " черным пиаром" стали называтьдискредитирующую информацию. На самом деле " черным пиаром" может быть (ичаще всего бывает) именно " позитивная информация" -- какая-нибудь скучнаяхвалебная статья о " себе любимом". И журналисты, и читатели сразу распознаютпроплаченные материалы. Их эффект -- нулевой. Гораздо дешевле те деньги, которые Вы тратите на " дорогого курьера" и на склонного к " джинсе" журналиста, вгрохать в создание интересного информационного повода. И о немнапишут гораздо интереснее и в большем количестве СМИ. Впрочем, " дорогойкурьер" -- не обязательно журналист, и носить деньги он может не обязательнов СМИ. Есть те, кто " по блату" договаривается с рекламными агентствами, ссалонами красоты, визажистами и пр. Он " посредничает" между клиентом ифирмой, зарабатывая свою разницу, так называемую " дельту". Все, что онпредлагает клиенту, в цене уже содержит эту заложенную и спланированнуюдельту. Отсюда и другое название " дорогого курьера" -- " дельтапланерист".

" Официант"

Главные принципы " официанта" -- это " чего изволите? " и " главное, чтобыклиент был доволен". Непонятно, почему он называется " консультантом", потомучто никаких советов и консультаций он не дает. У " официанта" есть меню, состоящее из красивых листовок, красочных буклетов и плакатов, а также набормероприятий. Вы для него индеец, который радуется бисеру и цветным бумажкам.И он с удовольствием отдает их Вам за скучные зеленые бумажки с изображениемамериканских президентов. Поэтому " официант" стремится Вам предложить самыекрасивые макеты на дорогой бумаге, с тиснением, с шелкографией и Бог ещезнает с чем. Но меню -- это не обязательно, " официант" с удовольствиемпримет и Ваш индивидуальный заказ. Что бы Вы ни захотели увидеть -- он всеисполнит в лучшем виде. Он не будет Вам объяснять, что " не стоит делатьгазету на 16 полосах, рассказывающую о Вашей программе, так как программуникто не читает", он не будет доказывать, что " дорогой цветной буклет вдепрессивном округе вызовет раздражение у населения". Если Вы сказалисделать -- он сделает. Он не будет спорить. Вы за все сами отвечаете, а онотвечает только за качество исполнения, за сроки, за доставку. Если Вы самичто-нибудь понимаете в выборах, " официант" -- человек полезный. А если нет-- Ваши ошибки он не исправит, а поможет их совершить. Но все потенциальныекандидаты считают, что они прекрасно знают, что нужно делать на выборах вчастности и в рекламе вообще. Поэтому " официант" -- самая частая ловушка длякандидата. Он, конечно, гораздо приятнее любого другого консультанта, который с Вами спорит, вечно Вами не доволен, указывает " что" и " как" Вамделать. Как правило, " официанты" происходят из рекламных агентств, которые вРоссии лепят не тот образ фирмы, который хотят видеть клиенты илипокупатели, а тот образ фирмы, который хочет видеть ее хозяин. Но если быхозяева всегда были правы, то фирмы бы не разорялись, а выборы бы непроигрывались. Как и всякий " официант" -- наш друг любит " чаевые". Это когдавместо 5723 долларов, которых стоит печать буклета, Вы платите 6 или 7тысяч. Если же " чаевых" Вы не даете -- не волнуйтесь, Вас уже обсчитали иего 5-10 процентов " за услуги" уже заложены в смету. Причем " поймать" егоневозможно. Вы звоните в типографию и спрашиваете, сколько стоит печатьбуклета, а Вам говорят, что в прайс-листе цена -- 10 рублей штука, но насамом деле " официант" с ними договорился на 9 рублей, а оставшийся рублей они тот, с кем он договорился, делят по-братски. Кроме того, Вас могутобмануть на толщине, плотности бумаги, на качестве краски и многих другихтехнологических вещах. Так что даже и не пытайтесь выяснять, а лучше сразусмиритесь с ценой, которую просит " официант", или же отказывайтесь, если онне по карману, подобно тому, как Вы действуете в ресторане: Вы не считаете, " сколько это действительно стоит", Вы просто обедаете там или нет.

" Новичок-выпускничок"

Он же -- яппи. Его можно узнать по тому, с какой гордостью онпроизносит фразу о том, что он " занимается public relations", в вузе, который он (она) только что закончил, это была самая модная специальность.Его арсенал -- это прописные истины из переведенных западных учебников порекламе, маркетингу и пиару. К месту и не к месту он козыряет почерпнутойоттуда терминологией. Конечно, " новичок" будет выдавать себя за опытногоконсультанта и пиарщика, но через несколько дней Вы его легко расколете.Дело в том, что если ему удалось поработать в какой-нибудь фирме илипоучаствовать в кампании, он то и дело будет приводить примеры из этогоскудного опыта. " Когда мы были в N-ске, то там очень хорошо сработало то-тои то-то". На следующий день -- опять всплывает этот N-ск. Потом снова иснова. Или же: " Банк X сделал чудесную пиар-кампанию. Они использовали..." Через месяц этот банк Вам будет сниться во сне. С малым опытом связана ещеодна особенность " новичка" -- он верит в приметы. Бессознательно онстремится воспроизвести все, что было в первой победной кампании: те желюди, некоторые из которых, видимо, приносят удачу, те же песни, те жесобытия и масса других примет, которые может найти извращенный ум. К 25-йкампании, когда все приметы перепутаются, это пройдет. Еще одна примета --отношение ко всем коллегам и консультантам как к конкурентам. Если этосоциологи -- то " плохие, так как неправильно делают выборку", если психологи-- то " пользуются устаревшими методиками". И вообще -- все все делают нетак, как учили в вузе. А значит -- неправильно. Специальности политологии, рекламы и пиар -- достаточно молодые. Поэтому те, кто успел их получить, считают, что они получили " свежее" новое образование, а все пиарщикистаршего поколения (которые закончили вуз по другим специальностям и пришлив пиар после преподавательской, журналистской, научной работы) -- это людивторого сорта: " Будущее -- за молодыми! " Лозунг, безусловно, правильный, ноу молодых он почему-то постепенно подменяется принципом: " Настоящее -- замолодыми! " Это они забывают, как забывают и то, что учебники, по которым ониучились, перевели и написали именно опытные пиарщики (они же -- читают имлекции). Вообще, опытные консультанты относятся друг к другу с уважением(несмотря на то, что часто воюют друг против друга), а задиратьсясвойственно именно " новичкам". Задиристость -- это отношение к коллегам истаршему поколению. К начальству (которое они прямо-таки вынуждены терпеть)у них есть еще и другие вопросы -- финансовые. " Новички" (даже если это неяппи, не выпускники, а просто люди, недавно начавшие работать в кампаниях)уверены, что им вечно недоплачивают и что все начальники на нихпаразитируют. Они уверены, что только они реально делают всю работу, тогдакак шеф " всего лишь нашел заказ". Они считают себя во всем талантливее иумнее, единственное, чего у них нет -- имени, чтобы самим находить клиентов.При первой же возможности " новички" сами выходят напрямую на клиента исообщают ему страшную тайну: всю работу делают они, а " главный" -- простопаразит и посредник, и поэтому лучше платить напрямую. Ни в коем случае неподдавайтесь! Вас могут покорить энергия, напор, с которыми новоявленныйяппи берется за дело. Но вспомните свою молодость и сколько ошибок Вы в нейсделали, и Вы сможете занять по отношению к яппи правильную позицию.

" Менеджер -- тред-юнионист"

Это рабочая лошадка любой кампании. Именно он будет руководить сетьюагитаторов, разносчиков, расклейщиков. Он будет заниматься офисами, шоферами, вечно стонущими о ценах на бензин и запчасти. Он имеет своипредставления об идеологии, стратегии и тактике выборной кампании. Онсчитает, что начальники все делают максимально неправильно, и, если бы емудали порулить, то уж он бы показал, где раки зимуют. Начальников" тред-юнионист" ненавидит по определению, так как считает их паразитами, сидящими на его горбу. Он медленно копит злобу, которая прорывается время отвремени в бунтах, скандалах и требованиях повысить зарплату в самыйкритический момент. Пока же все идет нормально, менеджер в штабе непоявляется. У него и без этого много дел. Выслушивать всех доверенных лиц, агитаторов-добровольцев, сумасшедших сторонников кандидата -- на это нехватит никаких нервов, времени и здоровья, а ведь каждый поклейщик листовокимеет свое мнение. Каждый агитатор общается с народом, а народ просит" передать наверх, что и как надо делать". " Менеджер", конечно, в основномпропускает все мимо ушей, но чувство вины за то, что он " выслушал и непередал", и за то, что он посылает людей работать и в зной, и в пургу, гложет его постоянно. Поэтому, общаясь с руководителями кампании, он встаетна сторону своих подчиненных и на сторону избирателей. Как " тред-юнионист", профсоюзный лидер, он защищает интересы людей, которым " недоплачивают", которым приходится " в дождь и в снег клеить эти дурацкие листовки". Конечно, в этом есть и свой корыстный интерес. Чем больше он из Вас выбьет денег навсяческих агитаторов, тем больше сможет " приписать", так как ни кандидат, нируководители кампании никогда не смогут проверить, было агитаторов 230 или233. " Слуга -- царю, отец -- солдатам" -- вот самое краткое определение" менеджера -- тред-юниониста". Не судите его слишком строго за то, что онпотихоньку " крысит" деньги. За его адский труд он должен получать больше, чем какой-нибудь " дорогой курьер" или " лохотронщик". Ведь именно он побываетво всех самых захолустных районах, он будет общаться с бомжами, организуя" досрочное голосование" за Вас, именно ему в уши льются все народные стоны.Нет ничего удивительного в том, что " менеджер -- " тред-юнионист" любитвыпить. Разве выдержишь такое без бутылки?!

" Общечеловек-тусовщик"

Единственный тип, который не принимает никакого участия собственно ввыборной кампании. Эти люди -- завсегдатаи всех выставок, семинаров, конференций, посвященных выборам, рекламе, пиару. Они прочитали все книжки, знают обо всех выборах, знакомы со всеми знаменитостями политконсалтинга ипиара, на " дружеской ноге" со всеми политиками и звездами эстрады и эфира.Они вечно сплетничают о том, кто что " выиграл" и " проиграл", все при этомпутая и совершенно не зная реальной ситуации. Кстати, именно они большейчастью и выступают на этих конференциях, а также их устроителями (илипомощниками устроителей). Они живут на гранты, полученные от западныхфондов, либо на комиссионные, полученные от сводничества. Гранты даются, какправило, под какую-нибудь " общечеловеческую" проблематику, поэтому главнымитемами их болтовни и выступлений являются пресловутые проблемы " черныхтехнологий", " честных выборов", " фальсификаций данных голосования", а такжеобсуждения " кодексов чести" пиарщиков, консультантов, журналистов, рекламщиков. Кроме всего прочего, они издают различные бюллетени, журналы иведут on-line -- проекты. Там тоже обсуждаются выше названныепсевдопроблемы. " Общечеловеки" в каком-то смысле милые, но бесполезные люди.Они никогда не примкнут к кампании кандидата, который имеет меньше чем99%-ный шанс на выигрыш. По ним, как по крысам, бегущим с корабля, можноопределить, что у Вас появились проблемы. Зато, когда Вы устроите банкет илифуршет по случаю победы, Вы поразитесь, " как много людей на Вас работало".Не вздумайте выказать им свое пренебрежение. " Тусовщики-общечеловеки" любят" толерантность", вежливость, воспитанность, цивилизованность. Если Вассочтут грубияном, некультурным, неморальным и так далее, они стольконасплетничают, что в их " среду" Вам хода уже не будет. Но для серьезныхлюдей эти сплетни не имеют никакого значения, а " любовь тусовки" сновавернется сразу же после следующей победы.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.