Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О разделении труда в государстве






...Справедливость, считаем мы, бывает свойственна отдельному человеку, но бывает, что и целому государству.

- Конечно.

- А ведь государство больше отдельного человека?

- Больше.

- Так в том что больше, вероятно, и справедливость имеет большие размеры, и ее легче там изучить. Поэтому мы сперва исследуем, что такое справедливость в государствах, а затем... рассмотрим ее в отдельном человеке.

- Государство, - сказал я - возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается...

...Таким образом, человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства.

...Как видите, его создают наши потребности. А первая и самая большая потребность - это добыча пищи. Вторая потребность - жилье, третья - одежда, и так далее...

...Каким образом государство может обеспечить себя всем этим: не так ли, что кто-нибудь будет земледельцем, другой строителем, третий - ткачом. И не добавить ли нам к этому сапожника и еще кого-нибудь из тех, кто обслуживает телесные наши нужды?

- Конечно.

- Самое меньшее, государству необходимо состоять из четырех или пяти человек.

...Должен ли каждый выполнять свою работу с расчетом на всех? Например, земледелец, хотя он один, должен ли выращивать хлеб на четверых, тратить вчетверо больше времени и трудов и уделять другим от того, что он произвел, или же, не заботясь о них, он должен производить лишь четвертую долю этого хлеба, только для самого себя, и тратить на это лишь четвертую часть своего времени, а остальные три его части употребить на постройку дома, изготовление одежды, обуви и не хлопотать о других, а производить все своими силами и лишь для себя?

- Пожалуй, Сократ, - сказал Адимант, - первое будет легче, чем это.

- Здесь не ничего странного, клянусь Зевсом. Я еще раньше обратил внимание на твои слова, что люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, так что они имеют различные способности к тому или, иному делу. Разве не таково твое мнение?

- Да, таково.

- Так что же? Кто лучше работает - тот, кто владеет многими искусствами или же только одним?

- Тот, кто владеет одним.

... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучшей легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы.

- Несомненно.

- Так как вот, Адимант, для обеспечения того, о чем мы говорили, потребуется больше чем четыре члена государства. Ведь земледелец, вероятно, если нужна хорошая соха, не сам будет изготовлять ее для себя, или мотыгу и прочие земледельческие орудия. В свою очередь и домостроитель - ему тоже потребуется многое. Подобным же образом и ткач, и сапожник. Не так ли?

- Это правда.

- Плотники, кузнецы и разные такие мастера, если их включить в наше маленькое государство, сделают его многолюдным... Все же оно не будет слишком большим, даже если мы к ним добавим волопасов, овчаров и прочих пастухов, чтобы у земледельцев были валы для пахоты, у домостроителей вместе с земледельцами - подъяремные животные для перевозки грузов, а у ткачей и сапожников - кожа и шерсть.

- Но и немалым будет государство, где все это есть.

- Но разместить такое государство в местности, где не понадобится ввоза, почти что невозможно.

- Невозможно.

- Значит, вдобавок понадобятся еще и люди для доставки того, что требуется, из другой страны... Нашей общине понадобится больше земледельцев и разных ремесленников... А если это будет морская торговля, то вдобавок потребуется еще и немало людей, знающих морское дело... Как будут они передавать друг другу все то, что каждый производит внутри самого государства? Ведь ради того мы и основали государство, чтобы люди вступили в общение.

- Очевидно, они будут продавать и покупать... Из этого у нас возникнет рынок и монета - знак обмена... Если земледелец или кто другой из ремесленников, доставив на рынок то, что он производит, придет не в одно и то же время с теми, кому нужно произвести с ним обмен, неужели же но, сидя на рынке, будет терять время, нужное ему для работы?

- Вовсе нет, - сказал Адимант. - Найдутся ведь люди, которые, видя это, предложат ему свои услуги. В благоустроенных государствах это, пожалуй, самые слабые телом и непригодные ни к какой другой работе. Они там, на рынке, только того и дожидаются, чтобы за деньги приобрести что-нибудь у тех. кому нужно сбывать свое, и опять-таки обменять это на деньги с теми, кому нужно что-то купить.

- Из-за этой потребности появляются у нас в городе мелкие торговцы. Разве не назовем мы так посредников по купле и продаже, которые засели на рынке? А тех, кто странствует по городам, мы назовем купцами.

- Чтобы у нас успешнее шло сапожное дело, мы запретили сапожнику даже пытаться стать земледельцем, или ткачом, или домостроителем; также точно и всякому другому мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам, этим он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое, и достигнет успеха, если не упустит время. Д разве не важно хорошее выполнение всего, что относится к военному делу? Или оно настолько легко, что земледелец, сапожник, любой другой ремесленник может быть вместе с тем и воином? Прилично играть в шашки или в кости никто не научится, если не занимается этим с детства, а играл так, между прочим. Неужели же стоит только взять щит или другое оружие и запастись военным снаряжением - и сразу станешь способен сражаться? Никакое орудие только от того, что оно очутилось у кого-либо в руках, не сделает его сразу мастером или атлетом и будет бесполезно, если человек не умеет с ним обращаться и недостаточно упражнялся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.