Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудности и волнения поиска






Вам может показаться странным, что я так много рассказываю о личных переживаниях, через которые прошел в поисках некоторых про­стых и, я уверен, неадекватных формулировок. Это происходит потому, что я чувствую, что 9/10 исследования всегда скрыто под водой и перед нами предстает лишь верхушка айсберга, которая и вводит нас в заблуждение. Только иногда кто-то вроде Муни1 действительно описывает свой иссле­довательский метод таким, как он существует у индивида. Я тоже хотел бы раскрыть особенности целостного исследования так, как оно проте­кало у меня, а не просто его обезличенную часть.

Конечно, я хотел бы более полно разделить с вами то возбуждение и тот упадок духа, которые я чувствовал во время этой попытки понять процесс. Я хотел бы рассказать вам о моем новом открытии — о том, как чувства «охватывают» клиента. Слово «охватывает» часто употреб­ляется ими. Клиент говорит о чем-то важном, когда — бац! И он «охва­чен» чувством, не чем-то, имеющим имя, название, а просто ощущением, которое должно быть тщательно изучено, прежде чем его можно будет как-то назвать. Как говорит один клиент:

1 См.: Mooney R.L. The researcher himself // Research for curriculum improvement. Nat'l Educ. Ass'n, 1957. Chap. 7; Mooney R.L. Problems in the development of research men // Educ. Research Bull. № 30. P. 141-150.


480 Тема 14. Развитие личности

«Это — чувство, которое меня охватило, я даже не знаю, с чем оно связано». Меня поражала частота таких случаев.

Другое, что меня заинтересовало, — это множество способов, с по­мощью которых клиенты действительно приближаются к своим чув­ствам. Чувства «бьют ключом», они «просачиваются». Клиент также раз­решает себе «спуститься» к своему чувству, часто с осторожностью и страхом: «Я хочу пройти в это чувство. Вы можете как бы видеть, как трудно подобраться к нему действительно близко».

Как показали естественные наблюдения, для клиента имеет большое значение точность обозначения. Ему нужно только точное слово, кото­рое бы описало для него испытываемое им чувство. Ничто приблизитель­ное не подходит. И это, конечно, делается, чтобы лучше понять самих себя, так как для другого человека любое из нескольких слов одинаково хоро­шо раскроет его значение.

Я также научился ценить то, что я называю «моментами движе­ния», — моменты, когда кажется, что изменение действительно происхо­дит. Далее я постараюсь описать эти моменты с их довольно-таки явны­ми физиологическими составляющими.

Мне также хотелось бы упомянуть о глубоком чувстве отчаяния, которое иногда у меня было во время безыскусственных блужданий в не­вероятной сложности психотерапевтических отношений. Неудивительно, что мы пытаемся приблизиться к психотерапии, используя множество косных предубеждений. Мы чувствуем, что должны ее упорядочить. Едва ли мы осмелимся надеяться, что можем найти упорядоченность в ней самой.

Я встретился в работе над этой проблемой с личными открытиями, разочарованиями и замешательством. Из них и возникли более правиль­ные представления, о которых я хотел бы сейчас рассказать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.