Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Загадка процесса






Я хотел бы взять вас вместе с собой в путешествие, посвященное ис­следованию. Предметом путешествия, целью поиска является задача уз­нать что-то о процессе психотерапии, о процессе, в котором происходит изменение личности. Я хотел бы предупредить вас, что цель еще не дос­тигнута, и кажется, что экспедиция продвинулась в джунглях только все­го на несколько коротких миль. Однако возможно, если я смогу взять вас с собой, вам захочется открыть новые полезные дороги к дальнейшему продвижению.

Мне кажется, что причины, побудившие меня участвовать в таком поиске, очень просты. Так же как многие психологи интересовались инва­риантными качествами личности — неизменяющимися аспектами интел­лекта, темперамента, структуры личности, — так и меня в течение долгого времени интересовали инвариантные качества изменений личности. Изме­няется ли личность и поведение? Что общего в этих изменениях? Что об­щего в условиях, предшествующих этим изменениям?

Наиболее важным является вопрос: какой процесс лежит в основе изменений?

До недавних пор в большинстве случаев мы старались изучить этот процесс, выявляя его последствия. Например, у нас имеется много фак­тов относительно изменений, происходящих в восприятии себя и других. Мы не только измеряли эти изменения после всего курса психотерапии, но и выборочно во время него. Однако даже последний вид изменений не дает ключа к познанию процесса. Изучение результатов отдельных отрез­ков психотерапии — это всего лишь измерение результатов, не дающее знаний относительно того, как происходит изменение.

Размышляя над проблемой понимания этого процесса, я пришел к выводу о том, как мало объективных исследований в любой области име­ет дело с изучением процесса. Объективное исследование препарирует застывшее мгновение, чтобы снабдить нас точной картиной внутренних отношений, существующих в настоящий момент. Но наше понимание те­кущего момента обычно достигается с помощью теоретических форму-


478 Тема 14, Развитие личности

лировок, часто дополняемых там, где это возможно, клиническим на­блюдением за процессом; независимо от того, относится ли это к процес­су ферментации, кровообращения или процессу расщепления атома. По­этому я стал осознавать, что, возможно, слишком надеюсь на то, что про­цедура исследования может пролить свет непосредственно на процесс изменения личности. Возможно, это может сделать только теория.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.