Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие нормы. Здоровье и ценности






Понятие «нормальный» до такой степени емкое, что впору счесть его совершенно бессмысленным. Мне кажется, настало время определиться с тем, что же все-таки подразумевает психология и психиатрия, говоря о «норме», и найти для этого более подходящие термины. В этой главе я попытаюсь предпринять попытку такого рода.

Нам известны статистические, культурно-релятивистские и меди­ко-биологические определения нормы, однако такого рода определения следует отнести к разряду формальных, чисто корпоративных определе­ний, не применимых в повседневной жизни. Однако сегодня вопрос о норме имеет не только профессиональное звучание. Сегодня это не толь­ко и не столько профессиональный вопрос, сколько проблема общечело­веческого размаха. Каждый из нас задавался вопросом о норме, каждый спрашивал себя и других: «Что считать нормальным?», и каждый раз имел в виду нечто вполне определенное. Для большинства людей это ценностный вопрос, вопрос о том, что такое хорошо и что такое плохо, что должно беспокоить человека, чего он должен стыдиться и чем он может гордиться. Даже профессионалы, находясь за стенами своего кабинета, мыслят именно в этих, общечеловеческих категориях. О тех понятиях, что вынесены в заголовок данной главы, я хочу порассуждать как с про­фессиональной, так и с общечеловеческой точки зрения. Мне кажется, что очень многие специалисты поступают именно так, хотя не все гото­вы признаться в этом открыто. Мы слишком озабочены поиском фор-


Масло/ А [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 445

мального определения нормы, слишком много спорим о том, что следу­ет считать нормальным, а что — ненормальным, и при этом забываем, что в сознании большинства людей понятие нормы уже имеет вполне конкретное содержание. В своей психотерапевтической практике я, на­пример, всегда пытаюсь соразмерить понятие нормы с масштабом и осо­бенностями конкретного клиента, всегда стараюсь отрешиться от узко­профессионального взгляда на проблему. Если мать спрашивает меня, нормален ли ее ребенок, я понимаю, что на самом деле ее интересует, следует ли ей беспокоиться, нужно ли ей пытаться изменить поведение ребенка или оставить все как есть. Точно так же я интерпретирую воп­росы студентов о нормальности или ненормальности тех или иных форм сексуального поведения — как правило, я отвечаю: «Здесь есть о чем беспокоиться» или: «Не беспокойтесь об этом».

Я думаю, нарастающий интерес психоаналитиков, психиатров и пси­хологов к данной проблеме вызван постепенным осознанием того факта, что вопрос о норме является важнейшим ценностным вопросом. Так, на­пример, Эрих Фромм считает нормальным то, что идет на благо человеку, что делает его лучше. Эта же мысль все чаще звучит в работах других ав­торов. В такого рода размышлениях мне видится начало новой психологии, психологии ценностей, науки, которая не будет исполнять роль прислуж­ницы в университетских курсах философии и психиатрии, но станет прак­тическим руководством в обыденной жизни каждого человека.

По большому счету, сегодня психология призвана сделать то, что за тысячи лет так и не удалось сделать официальной религии. Психология творит новую концепцию, которая будет рассматривать человека в его вза­имосвязи с собственной человеческой природой, с другими людьми, с об­ществом и средой; психология должна предложить людям новую, чело­веческую систему отсчета, приняв которую люди поймут, что должно вы­зывать у них стыд и вину, а чего стыдиться не стоит. Другими словами, сегодня мы приступаем к созданию новой гуманистической этики. Мне хотелось бы, чтобы все, что будет сказано мной ниже, было воспринято как развитие этой основной мысли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.