Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь к совершенному поведению






В последние годы Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения1. Концепция самоэффектив­ности относится к умению людей осознавать свои способности выстраи­вать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации. С точки зрения Бандуры, самоэффективность, или осознанная способность справиться со специфическими ситуациями, влияет на несколько аспек­тов психосоциального функционирования. То, как человек оценивает собст­венную эффективность, определяет для него расширение или ограничение возможности выбора деятельности, усилия, которые ему придется при­ложить для преодоления препятствий и фрустраций, настойчивость, с ко­торой он будет решать какую-то задачу. Короче говоря, самооценка эф­фективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание по­ведения и возникновение эмоций.

По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испы­тывающие серьезные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, вы­сокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и, таким образом, способствует самоуважению. На­против, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обыч­но приводит к неудаче и, таким образом, снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложны­ми или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внима­ние своим личным недостаткам и постоянно изнурять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности. Бандура говорит, что те, кто счи­тает себя «неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мо­тивацию и мешает выстраивать поведение»2. Напротив, люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достиже­нии своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предавать­ся самокритике. Как замечает Бандура, «те, кто обладает сознанием высо­кой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий,

1 См.: Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior change //
Psychological Review. 1977. 84. P. 191-215; Bandura A. Human agency in social cognitive
theory // American Psychologist. 1989. 44. P. 1175-1184; Bandura A. Regulation of cognitive
processes through perceived self-efficacy // Developmental Psychology. 1989. 25. P. 729-735.

2 Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy //
Developmental Psychology. 1989. 25. P. 729.


314 Тема 14. Развитие личности

обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем»1.

Бандура2 предположил, что приобретение самоэффективности мо­жет происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации): способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убежде­ния и состояния физического (эмоционального) возбуждения. Рассмот­рим каждый из этих четырех факторов.

1. Способность выстроить поведение. Бандура утверждает, что наи­
более важным источником эффективности является прошлый опыт ус­
пеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов. Попросту гово­
ря, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие
неудачи порождают низкие ожидания. Эстрадный артист, которого вдруг
обуял страх перед выступлением, может сказать себе, что он уже высту­
пал много раз без каких-либо происшествий и конечно сумеет сделать это
опять. С другой стороны, люди, страдающие от неуверенности в своей спо­
собности выступать перед аудиторией из-за неудачи в прошлом, могут
прийти к заключению, что им это просто не дано. Конечно, если человеку
с низкой самоэффективностью дать какой-то стимул сделать то, чего он
боится, самоэффективность будет усиливаться.

2. Косвенный опыт. Хотя и не столь действенный, как фактическое
прошлое поведение, косвенный опыт также может быть источником вы­
сокой самоэффективности. Т.е. наблюдение за другими людьми, успешно
выстраивающими поведение, может вселить в человека надежду на само­
эффективность и уверенность, что с подобной деятельностью вполне мож­
но справиться. Студенты, которые боятся задавать вопросы в большом
классе, могут, например, изменить прогноз эффективности с «я не могу
сделать это» на «возможно, я смогу», если они были свидетелями того, как
их товарищи задавали вопросы без катастрофических последствий для
себя. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие столь же
компетентные люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчи­
вые попытки, это, по всей вероятности, ухудшит его прогноз собственной
способности выполнить подобные действия.

3. Вербальное убеждение. Эффективность может также быть дос­
тигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает
способностями, необходимыми для достижения цели. Возьмем мать, ко­
торая уверяет дочь, что она может справиться с трудным предметом в
школе. Вербальная поддержка не просто помогает дочери поверить, что
ей по силам «сделать это», но и может способствовать развитию навыков
учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успеху. Конечно,

1 См.: Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy //
Developmental Psychology. 1989. 25. P. 729.

2 См.: Bandura A. Human agency in social cognitive theory // American Psychologist.
1989. 44. P. 1175-1184; Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived
self-efficacy // Developmental Psychology. 1989. 25. P. 729-735.


Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 315

такая уверенность может с легкостью исчезнуть, если фактические успе­хи в освоении трудного предмета не соответствуют ожидаемому резуль­тату. Более того, вербальное воздействие на ребенка, который пытается до­биться какого-то результата, должно быть в рамках его реальных возмож­ностей и способностей. Если не следовать этому правилу, то попытка помочь, возможно, напротив, подорвет веру в родителя и оставит ребенка с пониженным прогнозом эффективности. Бандура выдвигает гипотезу о том, что сила вербального убеждения ограничивается осознаваемым ста­тусом и авторитетом убеждающего. Терапевт может убедить чересчур полного пациента поменьше есть и побольше заниматься физическими упражнениями; но тот же самый терапевт вряд ли сможет убедить кли­ента в том, что тот способен влезть на Эверест.

4. Эмоциональный подъем. И наконец, так как люди сверяют уро­вень эффективности с уровнем эмоционального напряжения перед лицом стрессовых или угрожающих ситуаций, любой способ, понижающий воз­буждение, повысит прогноз эффективности. Человек, испытывающий не­уверенность при общении с женщинами, может почувствовать, как его сер­дце начинает ускоренно биться и ладони становятся мокрыми, когда он звонит женщине, назначая ей свидание. Если он относит эти физиологи­ческие реакции к тревоге, он может решить, что слишком нервничает, чтобы вынести все это. Если, однако, он замечает, что вполне спокоен, на­бирая номер, то может решить, что он более эффективен, чем полагал. Как видно из данного примера, люди с большей вероятностью добиваются ус­пеха, если они не напряжены и эмоционально спокойны. <...>

Самоэффективность:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.