Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форме следов.






В отношении этого вида самадхи существует одна неправильная

концепция, созданная интеллектуалами. Нам следует четко пони-

мать, что всякое углубление сампраджнята самадхи сопряжено с

состоянием асампраджнята самадхи и что последняя не есть нир-

биджа самадхи. Асампраджнята самадхи принадлежит к категории

сабиджа самадхи. Нирбиджа самадхи является самым высоким ти-

пом, и поэтому обе: и сампраджнята, и асампраджнята — есть раз-

новидности сабиджа самадхи.

Когда духовный последователь выходит из области дхьяны и

входит в самадхи, это особое состояние известно как витарка сам-

праджнята. Если совершенствоваться в ней, далее следует асам-

праджнята. Следующая стадия — это вичара сампраджнята, за ко-

торой снова следует асампраджнята. Подобное происходит и с

ананда и асмита самадхи. Асмита сампраджнята самадхи в конеч-

ном итоге достигает вершины в нирбиджа самадхи.

Вернемся к сутре. Вирам значит останавливание или соверше-

ние полной остановки. Пратьяя — это содержание ума. Наше со-

знание имеет нечто, на чем оно пребывает в течение концентра-

ции. Эта поддержка, которая может быть символом или опреде-

ленной идеей, грубой или тонкой, и называется пратьяей. Когда

__________вы медитируете на АУМ, форма АУМа для ума является пратьяей.

Аналогично и с другими символами. Иногда утверждается, что не-

обходимо отсутствие символа, так как высшее бытие бесформен-

но. Но это только одна из разновидностей теологической и фило-

софской путаницы, созданной интеллектуалами. Действительно

Бог, или высшее бытие, не имеет формы или образа, но в течение

процесса медитации последователь должен иметь нечто, на чем его

ум может покоиться. Различие между сампраджнята и асампрадж-

нята поэтому проясняется Патанджали.

В асампраджнята самадхи нет осознания какого-либо симво-

ла. Это называется вирама пратьяя — прекращение осознавания

символа. Но простое отсутствие символа не означает, [что это]

асампраджнята. В асампраджняте за этим [прекращением осо-

знавания символа] следует некое динамическое состояние созна-

ния. Это состояние лайя, которое приходит между витаркой и ви-

чарой, вичарой и анандой и т.д., не свободно от самскар. Здесь

сознание не статично, хотя символ и отсутствует. В самом проте-

кании состояния лайя существует скрытый динамизм, называе-

мый самскара. Когда самскара полностью заканчивается, созна-

ние совершенно прекращается. Это состояние есть нирбиджа,

потому что нет более необходимости в сознании. Таким образом,

асампраджнята обладает двумя определенными характеристика-

ми: первая — отбрасывание пратьяи и вторая — присутствие сам-

скары.

Этому состоянию предшествует практика. Практика включает

состояние витарки, вичары и т. д. В витарка самадхи последователь

сознателен к какому-либо объекту без осознавания чего-либо еще.

Когда эта практика продолжительна, осознание этого символа —

пратьяя также прекращается и это есть состояние лайя. Из этого

состояния лайи последователь или восходит к следующему более

высокому состоянию, или может возвратиться снова в состояние

осознавания символа. Может даже случиться, что он вернется в со-

стояние дхьяны или дхараны. Состояние асампраджняты похоже

на состояние ниродхи. Из него можно или подняться в более глу-

бокое состояние сознания, или вернуться назад в более грубое со-

стояние. Это очень важно.

Необходимо заметить, что когда вы вступаете в состояние ви-

тарка, личная сознательная сила воли перестает функционировать

и вся сфера деятельности удерживается самскарами. Это то дина-

мическое сознание, которое продвигает последователя дальше, и

оно же снова переносит его назад в состояние дхьяны, дхараны и

викшепы.

Слово самскара может быть переведено как скрытые или дрем-

лющие отпечатки, или прошлые впечатления. Возможно, это не

совсем правильное значение. Самскара это семя, которое дает

жизнь состоянию сампраджнята самадхи. После этого состояния

семя иссякает, давая [возможность] появится нирбиджа самадхи.

Нирбиджа — совсем не состояние сознания. Это состояние, ли-

шенное осознавания, лишенное сознания. Согласно йоге, созна-

ние или осознание существует в форме движения или вибрации.

Оно включает в себя и спокойствие. Таким образом, асампраджня-

та самадхи, в соответствии с этой сутрой, наступает тогда, когда

остается только самскара, а осознание объекта отбрасывается бла-

годаря практике (абхьясе).

Необходимо прояснить заблуждение, распространенное среди

ученых, которые не практикуют самадхи, а рассматривают его ин-

теллектуально. Заблуждение заключается в убеждении, что [самад-

хи наступает, когда] объектное осознание или [осознание] самска-

ры в конце концов отбрасывается. В действительности это не сов-

сем так. Сознание объекта не исчезает совершенно; оно только ме-

няет слои нашего прошлого опыта. Обычное восприятие символа

происходит сквозь эти слои, но когда посредством практики они

растворяются, объект может быть виден совершенно ясно.

Вот что происходит, когда ученик следует от витарки к вичаре и

т. д. В дхаране объект появляется в виде некоего сформированного

образца грубого сознания*. В дхьяне существует образец сконцен-

трированного сознания. В витарка-самадхи — образец сознания за

пределами ментальности, в вичаре — образец созерцательного со-

знания**, в ананде — это образец [осознания] блаженства и т. д., но

пратьяя сохраняется до конца. Она отбрасывается только кратко-

временно; тогда она называется вирама пратьяя. В асампраджнята

самадхи пратьяя или осознание символа отбрасывается, но [отсут-

ствие содержания сознания] очень кратковременно. Оно опять са-

мовосстанавливается, но не в прежнем качестве. Состояние осо-

* Под грубым сознанием имеется в виду сознание, воспринимающее с помо-

щью органов чувств, т.е. грубые объекты. (Прим. пер.)

** Под созерцательным сознанием имеется в виду сознание, содержанием

которого являются объекты, не воспринимаемые с помощью органов чувств, т.е.

тонкие. (Прим. пер.)

знания теперь может быть либо тоньше, либо грубее. Асампрадж-

нята самадхи — это не непрерывное состояние. Это только проме-

жуточное состояние, в котором сознание пытается выйти за свои

пределы [и перейти] на другой план. Это подобно тому, как чело-

век выходит из машины и садится в самолет. Это кратковременный

период пересадки из одного транспорта в другой.

Витарку или другие стадии, равно как и стадии асампраджняты,

приходилось испытывать, можно сказать, большинству практиков.

Единственная трудность заключается в том, что эти стадии неста-

бильны, они неустойчивы. Поэтому никогда не следует [просто]

отказываться от объекта или символа, чем бы он ни был: крестом,

шива лингамом или любым другим подходящим объектом. Следу-

ет с помощью продолжительной практики идти к более глубоким

состояниям до тех пор, пока, наконец, не будет достигнуто состо-

яние асампраджняты. Но это в действительности чрезвычайно

трудно.

Сутра 19: Прошлые заслуги, необходимые для

асампраджнята самадхи

Bhavapratyayo videhaprakritilaya̱ na̱ m

Bhavapratyayah — рождение есть основание;

videha — освобожденные от тела йоги;

prakritilaya̱ na̱ m — йоги, которые слиты с пракрити.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.