Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жетонная система вознаграждения: пример исследования






Хотя Скиннер не был клиническим психологом, взгляды на оперант-ное научение, которых он придерживался, в значительной мере повлияли на создание методов изменения поведения очень неуравновешенных индиви­дов2. Фактически его подход к изменению или модификации поведения создал новое поколение бихевиоральных терапевтов в США.

Бихевиоральная терапия основана на экспериментальных принци­пах и методах научающе-бихевиоральной теории. Подробное описание этой формы психологической коррекции находится за пределами тема­тики данной книги3. Однако предпосылка, лежащая в основе применения этой терапии на практике, относительно проста — психические расстрой­ства приобретены в результате ошибочного прошлого научения. Не важ­но, насколько саморазрушительным или патологическим может быть поведение человека, бихевиоральный терапевт верит в то, что оно есть ре­зультат влияния окружения, которое подкрепляет и упрочивает его. Сле­довательно, задача, стоящая перед бихевиоральным терапевтом, — точно определить то неподходящее поведение («симптомы»), от которого следу-

1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 358-366, 390-392, 401-409.

2 См.: KazdinA.E. The token economy: A review and evaluation. N. Y.: Plenum, 1977;
Lazarus AA., Fay A. Behavior therapy // T.B. Karasu (Ed.). The psychiatric therapies.
Washington, DC: American Psychiatric Association, 1984.

3 Более полную информацию можно найти у Bellack A.S., Hersen M., Kazdin A.E.
(Eds.). International handbook of behavior modification and behavior therapy. N. Y.: Plenum,
1982.


Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 303

ет избавиться, уточнить желаемое новое поведение и определить режимы подкрепления, которые требуются, чтобы сформировать желаемое пове­дение. Эти задачи выполнимы при условии создания окружения, в кото­ром достижение человеком «хорошей жизни» делается возможным при соблюдении адаптивного или социально желаемого поведения. Таким образом, бихевиоральная терапия — это логическое расширение принци­пов классического и оперантного обусловливания, с помощью которых можно эффективно устранить многие виды плохо адаптированного пове­дения.

Так называемая жетонная система вознаграждения демонстрирует одну из методик, применяемых в бихевиоральной терапии. При жетонной системе вознаграждения люди, обычно госпитализированные взрослые с тяжелыми поведенческими расстройствами, награждаются жетонами (т.е. символическими или вторичными подкреплениями) для поощрения раз­личной желаемой деятельности. Жетон — это просто символический за­менитель, который делает доступным некоторое количество желаемых ве­щей (предметов или действий), вроде пластиковой карточки или оценки. Таким образом, индивиды могут быть награждены за участие в такой по­зитивной деятельности, как уборка своих комнат, самостоятельное пита­ние, завершение рабочего задания или проявление инициативы в разго­воре с другими пациентами и обслуживающим персоналом. Жетоны, ко­торые они получают за участие в такой деятельности, затем обмениваются на разнообразные желаемые побудительные стимулы (например, сладости, сигареты, журналы, билеты в кино, разрешение уходить из больницы). В некоторых программах пациенты могут лишаться жетонов за негативное поведение, такое, как провоцирование драк, эксцентричные действия или уклонение от обязанностей.

Насколько эффективна жетонная система вознаграждения в устране­нии неадаптивного поведения и приобретении здорового, ответственного поведения у людей? Исследование, которое провели Этхоу и Краснер1, дает весьма обнадеживающий ответ. Эти два клинициста сделали первую по­пытку учредить программу жетонного подкрепления в психиатрическом отделении Госпиталя для ветеранов. Ее целью было «изменить аберрантное поведение хронически больных, особенно поведение, считающееся апатич­ным, слишком зависимым, причиняющим ущерб или раздражающим дру­гих»2. Были обследованы 60 человек, средний возраст — 57 лет, которые в среднем провели в госпиталях 22 года. Большинство из них ранее были диагностированы как хронически больные шизофренией, у остальных был поврежден головной мозг.

1 См.: Atthowe J '., Krasner L. Preliminary report on the application of contingent
reinforcement procedures (token economy) on a «chronic» psychiatric ward // Journal of
Abnormal Psychology. 1968. 73. P. 37-42.

2 Там же. Р. 37.



Тема 14. Развитие личности


Исследование продолжалось в течение 20 месяцев и состояло из трех этапов. Первые 6 месяцев были основным, или оперантным периодом, в течение которого исследователи каждый день регистрировали частоту по­явления поведения, подлежащего последовательному подавлению. За этим следовал трехмесячный период формирования, когда пациентов информи­ровали о видах деятельности, которой им следовало заниматься, чтобы по­лучить жетон и «реализовать» его в столовой госпиталя. Наконец, в тече­ние экспериментального периода, продолжавшегося 11 месяцев, пациенты получали жетоны за то, что вели себя желаемым образом — обслуживали себя, посещали занятия, общались с другими или проявляли ответствен­ность. Каждый получал жетон сразу после завершения желаемой деятель­ности, социальное одобрение со стороны персонала выражалось словами «прекрасная работа» или улыбкой.

Анализ результатов показал, что пациенты стали чаще вести себя «нужным» образом, у них повысились инициатива, активность, ответствен­ность и улучшились навыки социального общения. На рис. 1, например, показано, как увеличивалось или уменьшалось участие в групповой дея­тельности в зависимости от уровня жетонного подкрепления. В течение оперантного периода средний недельный коэффициент участия был равен



Введение жетонов


Увеличение ценности жетона


Уменьшение ценности жетона


 


х о







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.