Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический такт на уроке






Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что од­на из причин их — бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способ­ностей юных собеседников. Некоторые учителя считают нормаль­ным такие замечания: «Чего ты ерзаешь, вроде под тобой гвозди?» и т. п. Разгневанный учитель вспоминает в классе, где и с кем на улице видел ученика или ученицу, как они были одеты. С этого нередко начинается конфликт.

Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внима­ние ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникаю­щих у школьников затруднениях) И конечно же, недопустимы реп­лики типа: «Это ни к чему!», '«Садись. Как всегда, ничего не знаешь!» Известны случаи, когда дети-заики забывают о своем недуге на уроках мастера-учителя и цепенеют у бестактного учителя.

Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внима­тельно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии по ходу, прерывающие ответ, нежелательны. Семиклассники говорят, что больше всего мешает отвечать равнодушие учителя, а десятиклассники считают нежелательным, когда учителя слу­шают ответ с превосходством и комментируют его с иронией и сарказмом.

Важен также момент выставления оценки. Иногда педагог так комментирует, что ученикам кажется, будто он недоволен и хо­рошей оценкой: «Ты меня удивил, я вынужден поставить те­бе «4». А ведь должен был искренне радоваться удачному ответу слабого ученика, переживать за него. И это тоже слагаемые ис­кусства общения.

Интересное исследование психологии педагогической оценки было проведено Б. Г. Ананьевым, показавшее, что отсутствие мо­тивированной оценки слабых ответов школьников может привести к тому, что в течение трех месяцев школьник перестает понимать вопросы учителя, из-за неуверенности усваивает привычку пере­спрашивать, молчать при повторных вопросах. Автор доказывает, что отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и носить направляющий перспек­тивный характер, например: «Было бы верно, если было бы вот это указано...», «Не спеши, успеешь».

Самостоятельная работа требует от учителя сочетания контро­ля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за учениками, контролируя каждое их движение. Его отношение к. ученику основано на доверии, его общение доверительно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.