Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль работы — почерк организатора






В советской психологии разработаны довольно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководи­телей, анализируется техника их общения с членами коллектива. Учитель — тоже руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие. Рассмотрим вкратце три основных стиля руководства, обращая внимание на вторую сторону общения — взаи­модействий. Образные названия их («разящие стрелы», «возвращающийся бумеранг» и «плывущий плот») даны в книге А. Н. Лутошкина «Как вести за собой».

Авторитарный стиль («разящие стрелы»), учитель единолично определяет направление деятельности группы указывает, кто с кем должен сидеть, работать, Пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаи­модействия— приказ, указание, инструкция, выводы, даже ред­кая благодарность звучит как команда а то и как оскорбление: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя такого». Обна­ружив ошибку, такой учитель высмеивает виновного чаще веет не объясняя, как ее можно исправить. В его отсутствие работа за­медляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»). Прояв­ляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, под­ключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании; каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, " учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; по­ощряет активность, развивает инициативу. Основные способы об­щения у такого учителя — просьба, совет, информация.

Либеральный стиль («плывущий плот») — анархический, по­пустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь кол­лектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает фор­мально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям'' Фактически самоустраняется от ответственности за про­исходящее.

Об авторитете тут речи не может быть.

Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности и создает крайне не­благоприятный психологический климат. При таком стиле задер­живается становление коллективистских качеств". По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики.

У школьников возникает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.

Авторитарность в общении многолика, часто искусно маскиру­ется, оставаясь, в сущности, бездушно-бюрократическим админист­рированием, может проявляться как скрытая, опосредованная, по­рождающая насилие изнутри. (См.: Азаров Ю. П. Искусство вос­питывать.)

Лучший стиль руководства—демократичный. Хотя количест­венные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитар­ном, но желание работать не иссякает и в отсутствие руководи­теля. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответ­ственности, гордость за свой коллектив. -Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже. Что касается ^авторитаризма, то он питается недостаточной зрелостью педагога, его нравственной и политической невоспитан­ностью, Обусловливается низким уровнем культуры педагога, пре­небрежением индивидуальными особенностями детей, игнорирова­нием принципа самодеятельности организации детской жизни.

Преодоление авторитарного стиля руководства связано со ста­новлением в коллективе высоконравственных отношений, подлин­ной культуры общения, основанной на гуманных позициях педа­гога, на развитии подлинного самоуправления в сочетании с педа­гогическим руководством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.