Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение детей общению и взаимодействию с людьми






Стиль и методы руководства детскими группами и коллекти­вами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управле­нии детскими группами и коллективами ставится задача обуче­ния и воспитания у детей умений и навыков группового взаи­модействия. Существуют и возрастные особенности руководст­ва детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии и обеспечивающие преемственность в развитии со­ответствующих коммуникативных умений. Выясним, каковы осо­бенности педагогического руководства детскими группами и кол­лективами с учетом общих задач обучения и воспитания, а затем ответим на вопрос о специфике руководства объединениями детей разного возраста, начиная от раннего дошкольного и кон­чая старшим школьным возрастом.

Практически организуя работу детских групп и коллективов, педагог должен преследовать следующие цели:

1. Научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязан­ности.

2. Научить детей быть руководителями в групповой деятель­ности.

3. Научить детей подчиняться заданным правилам совмест­ной работы, быть также и хорошими исполнителями.

4. Научить детей умело общаться друг с другом, устанавли­вать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.

5. Научить детей создавать в группе эмоционально благо­приятные личные взаимоотношения.

6. Научить каждого ребенка быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели; в то же самое время не ущемлять интересов других членов группы.

7. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться са­мим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.

8. Научить детей снимать конфликты в сфере личных и де­ловых межличностных отношений.

Обучение правильному распределению обязанностей пред­полагает проведение систематической разъяснительной рабо­ты, направленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллек­тивная деятельность, построенная на основе разделения функ­ций, их специализации и кооперации, координации усилий чле­нов группы, является прогрессивной. При правильной органи­зации такая работа идет на пользу всем без исключения людям, порождая значительный материальный выигрыш, обеспечивая социальную и моральную поддержку и способствуя развитию каждого как личности. Это происходит тогда, когда группа или коллектив не доминируют над личностью, не ущемляют ее ин­тересов и не подавляют ее. Следует особо подчеркнуть значи­мость каждой роли в группе для развития индивида как лично­сти, необходимость ролевой взаимозаменяемости, при которой каждый имеет право и возможность побывать в различных со­циально-психологических ролях. Результатом такой работы дол­жно стать научение детей самостоятельному распределению обя­занностей в группе, решение этой задачи без вмешательства взрослых.

Две самые важные роли, которые встречаются практически во всех организованных группах детского типа, — это роли ру­ководителя и исполнителей. Их выполнению в первую очередь необходимо обучить детей. Ребенку прежде всего нужно пока­зать, как собрать детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них хорошо понял и принял свою роль. Следующий этап обучения преследует цель усвое­ния функций по координации, контролю совместной деятель­ности, подведению ее итогов. Сначала взрослому нужно нау­чить ребенка подчиняться ему, а затем — своим товарищам, причем необходимо следить за тем, чтобы от внешнего контро­ля за своей деятельностью ребенок постепенно переходил к внут­реннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обя­занностей в присутствии других людей к добросовестному их исполнению наедине с самим собой. Не менее важно своевременно научить детей подчиняться другим и быть хорошими исполнителями своих обязанностей внутри социальной груп­пы. Важным моментом обучения исполнительской деятельно­сти является научение следованию заданным в группе или кол­лективах правилам поведения. Большую пользу в этом плане ребенку может принести включение его в групповую работу, предполагающую строгое следование различным правилам, варьирование время от времени самого характера этих правил, действующих в группе.

Обучение деловому общению с целью поддержания эффективного взаимодействия предполагает развитие у ребенка умения менять стратегию и тактику внутригруппового поведения в зависимости от ситуации и особенностей партнера по совмест­ной деятельности, гибко приспосабливаться к нему. Для этого ребенок должен быть готов взять на себя разные роли в группе, а при необходимости — обязанности товарищей по деятельно­сти, научиться действовать решительно, быстро и уверенно в любой ситуации.

Важным условием хорошего делового взаимодействия явля­ются благоприятные личные взаимоотношения членов группы. Поэтому детей необходимо также учить устанавливать хорошие личные контакты, располагать к себе людей, создавать и под­держивать у них хорошее настроение. Это требует усвоения деть­ми приемов эмоционально благоприятного межличностного об­щения.

Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ре­бенка способности оставаться и в коллективе свободной, незави­симой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «Я» за счет свободы и подавлении личностей в других людях, нарушая их интересы. Практическое решение данной пробле­мы иногда осложнено тем, что не каждый взрослый человек в состоянии вести себя так, как положено, готов стать примером и образцом для подражания со стороны детей.

В совместной деятельности у людей нередко возникают споры, дискуссии, противоречия во взглядах, могущие, если их своевременно не снять, перерасти в конфликт, завести совме­стную деятельность в тупик. Имея в виду природную импуль­сивность детей, их эмоциональную экспансивность и несдер­жанность, неумение контролировать свои действия и поступки, важно как можно раньше научить детей следовать определенным правилам в спорах и дискуссиях — таким, которые предупрежда­ют возникновение конфликтных и тупиковых ситуаций в совместной деятельности. Таковы общие цели психолого-педаго­гической работы с детскими группами и коллективами. Обсу­дим теперь возможность их практической реализации в работе с детьми разного возраста.

Мы знаем, что первый явно выраженный интерес к сверст­никам дети начинают проявлять уже в раннем возрасте. Начи­ная с этого времени у них уже можно воспитывать полезные формы группового поведения, обучать необходимым коммуни­кативным умениям и навыкам. Что же касается усвоения деть­ми ролевых форм поведения, то оно может стать эффективным начиная примерно с дошкольного возраста, когда у детей впер­вые появляются сюжетно-ролевые игры. Важно не просто на­блюдать за тем, как естественно развивается этот процесс, но и разумно им управлять, вводя новые сюжеты и изменяя правила взаимодействия. В старшем дошкольном возрасте у детей впол­не могут воспитываться навыки организаторской и исполни­тельской деятельности, самостоятельность в распределении ро­лей, прав и обязанностей.

Младший школьный возраст в социально-психологическом, воспитательном отношении был до сих пор своеобразным «бе­лым пятном». Психологи и педагоги много рассуждали на тему о том, как обучать детей этого возраста и строить их учебную деятельность, но мало представляли воспитание личности в данном возрасте, особенно в групповых условиях. Между тем умелое управление детскими группами и коллективами может дать весомые воспитательные результаты. В младшем школь­ном возрасте можно и нужно, например, обучать детей гибко­сти общения с целью поддержания эффективного делового вза­имодействия друг с другом. Этот же возраст вполне подходит для формирования у детей умения устанавливать и поддержи­вать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми. В это время можно научить ребенка быть независи­мым, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же самое время уважать интересы других.

Можно предположить, что младшим школьникам вполне до­ступно элементарное научение в сфере ведения споров и дискуссий, включая способность слушать и понимать других, пре­дупреждать и устранять конфликты в межличностных отноше­ниях. Словом, этот возраст обладает значительными, далеко еще не полностью исследованными и использованными на практи­ке резервами психического и поведенческого развития детей. Одной из причин того, почему подростки и многие старшеклассники не умеют общаться, почему взрослым совместно с ними бывает так трудно решать различного рода задачи, явля­ется то, что этому детей в младшем школьном возрасте никто специально не учит.

Подростковый возраст можно рассматривать как время окон­чательного оформления коммуникативных умений и навыков. В эти годы перед детьми необходимо ставить настоящие дело­вые задачи, подобные тем, которые стоят перед группами и кол­лективами взрослых людей. Руководить детскими группами в старшем школьном возрасте должны наиболее опытные, пси­хологически компетентные учителя и воспитатели, хорошо вла­деющие методикой и техникой ведения различных видов психокоррекционной работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.