Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.Б. Ольшанский. Практическая психология для учителей. - С. 217-226






ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ

Рассказывают, что однажды в Переделкино некий остряк оза­дачил писателей вопросом: собака, мол, и дом стережет, и утопаю­щих спасает, и наркотики ищет, и границу охраняет, и эскимосов на себе возит, а жизнь у нее собачья. Иное дело - кошка: даже мышей в наше время не ловит, а живет лучше всех. Почему? Писатели не­сколько растерялись, и только Михаил Михайлович Пришвин бро­сил афоризм: " Что же, сумела себя поставить"

Что и говорить, встречаются иногда некомпетентные педагоги (в своем деле " мышей не ловят"), которые, однако, " умеют себя пос­тавить", используя весьма тривиальные способы манипуляции. " Авторитет подавления" состоит в том, что руководитель демон­стрирует свое превосходство в правах и возможностях и держит подчиненных в постоянном страхе за будущее, " авторитет расстоя­ния основывается на искусственных попытках увеличить социаль­ную дистанцию между собой и подчиненными с целью затруднить критику и усилить свою власть (с прежними друзьями переходят на официальный язык, становятся недоступными, " загадочными"); авторитет педантизма" предполагает громоздкую систему условностей и мелочных традиций, причем их соблюдение становится главным во взаимоотношениях; " авторитет резонерства" достигается бесконечными поучениями и назиданиями даже тогда, когда всем ясна суть происшедшего. Преувеличенное, показное внимание к со­трудникам создает " авторитет подкупа или посула" или " авторитет рубахи-парня'. Ложный авторитет не случайно называют еще и " дешевым" Для того чтобы его завоевать, руководителю не нужно прилагать больших нравственных усилий, заниматься моральным совершенствованием. Однако этот авторитет кратковременный. И обязательно настанет момент, когда всем открывается его " истинная цена". Бернард Шоу сказал: " Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как с ней себя держат". Сколько бы ни пыжился иной педагог, ни кичился своим званием, люди скоро поймут, чего он стоит.

Любая должность авансирует человеку, ее занимающему, определенный уровень уважения. Как сами учителя воспринимают отношение учащихся и их родителей к своей профессии? Вот рас­пределение ответов на один из вопросов анкеты, распространенной в 1990/91 учеб. году среди семисот учителей страны (слайд IV-1). Таблица напоминает, что престиж профессии учителя не очень высок. Важно подчеркнуть, что занимаемая учителем должность предполагает и " само собой разумеющуюся зависимость ученика и " легитимную" власть педагога. Однако, соотношение престижа до­лжности и личного авторитета можно представить в виде весов: на одной чаше - престиж должности, а на другой - авторитет личности. Равновесие весов свидетельствует о правильном соотношении прес­тижа должности и действий педагога по утверждению своего авторитета. Когда чаша весов, где находится престиж должности, пере­вешивает чашу весов, Где находится авторитет личности учителя, то налицо его несоответствие занимаемой должности. Если же на­оборот, личный авторитет руководителя перевешивает престиж его должности, это свидетельствует о наличии у него управленческого запаса прочности, возможности повышения его в должности.

Легитимная власть учителя может быть значительна подкреп­лена " властью эксперта", если он обнаружит перед учащимися яркую индивидуальность. Английский психолог предложил обобще­ние: " При прочих равных условиях человек средних умственных способностей, умеющий играть на пианино или управлять авто­машиной, в потенции обладает большей индивидуальностью, чем человек, не умеющий ни того ни другого" '. Естественно, что у сол­дата несколько иные ценности, чем, скажем, у домохозяйки. " Чему вы могли бы научить ребят помимо вашего предмета преподавания? " - так звучал один из вопросов анкеты, распростра­нявшейся в 1991 г. в Калининграде, Красногорске, Рузе и Щелко­ве. Каждый шестой педагог что-либо предложить оказался не в состоянии. Зато выяснилось, что каждый второй готов выступить инструктором (" экспертом") по приготовлению пищи, каждый третий - шить и вязать, и столько же - со вкусом одеваться. По 20% опрошенных могут научить навыкам ораторского искусства и ту­ризма. Несколько меньше учителей считают себя компетентными в выращивании цветов (овощей) и разбирающимися в искусстве. Каждый восьмой педагог считает себя специалистом по краеве­дению. Танцевать умеет тоже каждый восьмой. И лишь один из двенадцати может научить мастерить (с инструментами), из пят­надцати - музицировать, из шестнадцати - играть в шахматы (шашки). Только один из двенадцати - фотографировать, занимать­ся радиоделом (это столь же редко, как показывать фокусы); один из двадцати пяти - водить автомобиль. Ясно, что каждый ученик сможет наделить своего учителя властью эксперта.

Мощным источником авторитета является референтная власть. Модно и со вкусом одевающаяся учительница оказывает большее влияние на школьниц, чем " синий чулок". В театральном училище известный режиссер, мастер, становится кумиром своей студии. То­лько не надо думать, будто тут просто " работает имя". В книге " Латерна магика" известнейший режиссер театра и кино Ингмар Берг­ман беспредельно искренне рассказывает о себе и своей работе, о чувствах, которые вызывают у него подчиненные или воспитанники - актеры театра. Тот, который явился в туфлях на высоком каблуке, хотя прекрасно знает, что ему придется целый день бегать по лест­ницам на сцене. Или та, которая отдуваясь врывается каждый раз в зал с опозданием ровно на одну минуту, растрепанная, расхристан­ная, нагруженная сумками и пакетами. Его раздражают актриса, за­бывшая рабочий экземпляр пьесы, и ее вечное ожидание двух важ­ных телефонных разговоров. Да и сам он в плохом состоянии - не­спокоен, переутомлен, протестует желудок, болит правое бедро, боль не отпускает ни на минуту, омерзение влажной тряпкой обвола­кивает душу.


" По мне, однако, ничего не видно. Позволить личным пробле­мам взять вверх во время работы - служебное преступление. Я обя­зан во что бы то ни стало сохранить ровное, деятельное настро­ение... Я не бываю просто человеком со своими личными заботами"

Обратим внимание на самоконтроль, самообладание и подчерк­нем слова Бергмана: "...я не бываю просто человеком".

А теперь воспользуемся материалами нашего исследования школ г. Москвы в 1988 г. Вот как распределялись мнения при за­вершении неоконченного предложения: " Учителя - это..." (слайд IV-1, Б).

Как видно из таблицы, большинство не разделяют мнения И. Бергмана, считают, что учитель " просто человек". Конечно, человек. Но не снижение ли в этой фразе требований к Учителю?

Сопоставим приведенные данные с таблицей В слайда IV-1, построенной на материалах того же исследования. Здесь непосред­ственно затрагивается обсуждаемая проблема. Из таблицы видно, что лишь отдельные педагоги в наших школах пользуются безус­ловным авторитетом.

Заслуживают серьезнейшего изучения опыт этих людей, вся их жизнь. Справедливо сказано, что " поведение учителя в классе является продолжением его поведения вне стен школы, поскольку отношение к обучению и учащимся в принципе отражает его подход вообще к людям и различным жизненным ситуациям".

Еще древние уловили закономерность: " Врачу сообщают авто­ритет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других

Изучая аттитюды учащихся по отношению к учителю, группа американских ученых выделила три группы терминальных ценностей. Во-первых, это компетентность учителя. Оценивая ее, дети решают, насколько он знает свой предмет, знает, о чем говорит". Во-вторых, они оценивают честность и справедливость учителя. И, в-третьих, важна его заинтересованность в детях. Ребята прекрасно знают, кому можно рассказать о своих бедах, кто заступится, помо­жет.

Р. Берне формулирует четыре инструментальные ценности - правила общения педагога с детьми: 1) уделяйте внимание всем учащимся, равномерно распределяя между ними свое внимание и время; 2) найдите возможность для личного контакта с каждым учащимся демонстрируя, что принимаете его, проявляете к нему интерес; 3) хвалите учащихся справедливо (" Подлинная доброта учителя состоит в том, чтобы быть с учащимися предельно искренним"); 4) учитывайте индивидуальные особенности учащихся.

В серьезном социально-психологическом исследовании автори­тет определяется как " оценка репутации человека, связанная в осознании окружающих с решением содействовать ему в реализации его целей. Это содействие и выражается в добровольном отказе от некоторых своих прав в его пользу, то есть в пользу того дела, которое он делает. В нашей культуре на авторитет руководителя работа­ют прежде всего его " служение" делу, его «бескорыстие», даже " жертвенность", то что " он делает не свое, т. е. неличноё дело". Это дело наше общее, а следовательно, мы обязаны ему содействовать. Поэтому мы все " придерживаем" свои личные дела, " пропускаем его вперед". Это " культурный архитип".

Иллюстрацией к сказанному могут послужить наблюдения вы­дающегося педагога В. Н. Сорока-Росинского, послужившего прооб­разом для знаменитого Викниксора из " Республики Шкид". В школе социально-индивидуального воспитания им. Достоевского ра­ботало немало " породистых" воспитателей - из редкой породы учителей-артистов, которые в истории эллинской педагогики носи­ли название " вдохновителей". Рассказывая о тех, кто пользовался у воспитанников безграничным авторитетом, автор вспоминает как исключение преподавателя природоведения, которого учащи­еся не любили. Ему часто дерзили, сами не зная почему. А причина была в том, что если первые служили своему делу, " то А. М. был практик, делец и предпочитал, чтобы природоведение служило ему: он мечтал о месте где-нибудь в вузе и усиленно работал в этом направлении.

Понять природу авторитета руководителя иногда помогает " теория обмена": наличие богатых ресурсов у руководителя, щед­рая растрата их на пользу дела оборачиваются, в конечном счете, обогащением ресурсами рядовых членов группы. Р. Л. Кричёвский (может быть, желая подчеркнуть, что вид ресурсов, очень значи­мый для одного, может не обладать никакой ценностью для другого) предпочитает говорить о " ценностном" обмене. < Имеет место, - пи­шет он, - двоякая связь между ценностным вкладом руководителя и его авторитетом: 1) непосредственная, в системе " руководитель - подчиненный", предполагающая ценностный вклад руководителя относительно группы как целого, следствием чего является рост удовлетворенности индивидов различными аспектами жизни кол­лектива, что, в свою очередь, ведет к увеличению авторитета руководителя. Человек, вступивший на руководящую должность, до­лжен убедить людей в том, что он и только он приведет сот­рудников к успеху. Такой и в самом деле похож на актера: чтобы убедить зрителей, он мобилизует весь запас имеющихся у него средств, и тут уже все зависит от одаренности.

К сожалению, подчиненные директору учителя не могут читать его мысли, как не могут и учащиеся читать мысли учителя. Они считаются не с его намерениями, и не с его видением ситуации, и даже не с фактами, а со своей интерпретацией этих фактов. Отсюда возможные недоразумения, например снижение авторитета учите­ля в исследовавшемся нами районе. Ниже показано, как различно воспринимают там конфликты учителя с учеником педагоги и уча­щиеся (слайд IV-2).

На слайде видно, что больше половины учителей расценивают свое поведение как благожелательное в отношении к ученикам, в то время как больше половины учеников воспринимают его как не­справедливое. Следует напомнить, что задача учителя - облегчить учащимся восприятие его как личности, сделать понятным и приемлемым свое поведение.

Может возникнуть дилемма: действие или впечатление - и однозначного ответа на все случаи дать невозможно. Иногда прихо­дится драматизировать свое поведение, чтобы сделать невидимые издержки видимыми. Идеализация сводится к тому, чтобы свои достоинства показать гораздо полнее, чем они есть на самом деле, установить положительный баланс способностей (" долго, но зато какое качество! "), недостаткам придать форму простительных сла­бостей и скрывать действия, не соответствующие стереотипу поло­жительного руководителя (" грязную работу" ведь приходилось де­лать каждому)... О многом уже было сказано выше в связи с " самопрезентацией" педагога. Справедливо заметил мудрец: " Умение се­бя покапать многое восполняет, многое искупает, всему придает второе бытие, особенно когда способности соответствуют"

 

Тема: Контрольно-оценочная деятельность учителя – 1.

План:

1. Контрольно-оценочная деятельность: определение, виды, функции.

2. Структура контрольно-оценочного акта.

3. Виды и функции контрольно-оценочных актов.

4. Виды оценки на уроке.

Литература:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.