Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Исследование ассоциативной силы вербальных стимулов






Под степенью осмысленности — а в более общем виде — под «ассоциативной силой» бессмысленного вербального стимула под­разумевают относительную частоту возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении этого стимула группе испытуемых.. Для определения ассоциативной силы бессмысленных вербальных стимулов применялось несколько методов. Мы ограничимся указа­нием лишь на один из них3.

Методика, использованная Глейзом (1928) при стандартизации слогов и Уитмером (1935) при стандартизации триграмм соглас­ных, состояла в том, что группе испытуемых предъявлялся ряд стимулов, при этом испытуемых просили кратко объяснить, какие ассоциации вызывает у них каждый стимул. Время предъявления различных стимулов сохранялось почти постоянным (2—3 с у Глей-за, 4 с у Уитмера), так же как и длительность интервалов между двумя последовательными стимулами. Определяемая таким метр-дом ассоциативная сила стимула х будет равняться количеству ис­пытуемых (%), ассоциировавших в ходе эксперимента этот стимул со словом или предложением: ассоциативная сила стимула, ассо­циированного всеми испытуемыми, будет равна 100%, а сти­мула, не вызвавшего ассоциаций ни у одного испытуемого, будет равна 0% 4.


 


Осмысленность материала, научение и память

Эббингауз считал, что заучивание осмысленного материала может исказить результаты экспериментов по памяти. Поэтому он подобрал «бессмысленный» вербальный материал — «бессмыслен-


3 Отметим, что существует совершенно определенное соотношение между полу­
ченной с помощью этих методов ассоциативной силой вербальных стимулов и
частотой употребления этих стимулов в словах языка (Андервуд и Шульц,
1960).

4 Другой метод, использованный Ноблом (1952), основан на том, что данный
вербальный стимул (слово языка или бессмысленный слог) обладает тем
большей ассоциативной силой, чем большее число ассоциативных ответов он
вызывает в определенную единицу времени. Критический обзор по этому
вопросу можно найти в работе Андервуда и Шульца (1960).

 

17—957







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.