Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. Хьелл, Д. Зиглер






НАСИЛИЕ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ: МОДЕЛИ АГРЕССИИ В КАЖДОЙ ГОСТИНОЙ1

Очевидно, что не все научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, люди могут научиться неже­лательным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопере­живания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем. Давно предполагалось, что насилие, демонстрируемое в средствах массовой ин­формации, особенно по телевидению, негативно влияет на зрителей.

Начиная с лабораторных исследований, предпринятых Бандурой и его коллегами в 1960-х годах2, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды, к которым исследователи неоднократно обращались3, показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к: 1) увеличению агрессивности поведения; 2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4) формированию образа социальной реальности, на котором основывают­ся многие из таких действий. Давайте более подробно остановимся на этих влияниях.

1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 397-401.

2 См.: Bandura A. Influence of model's reinforcement contingencies on the acquisition
of imitative responses // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. 1. P. 589-595;
Bandura A., Ross D., Ross S. Imitation of film-mediated aggressive models // Journal of
Abnormal and Social Psychology. 1963. 66. P. 3-11.

3 См.: Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // M. Von Cranach, K. Foppa,
W. LePenies, D. Ploog (Eds.). Human ethology: Claims and limits of a new discipline.
Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1979; Eron L.D., Huesmann L.R. The role of
television in the development of prosocial and antisocial behavior // D. Olweus, M. Radke-
Yarrow, J. Block (Eds.). Development of antisocial and prosocial behavior. Orlando, FL:
Academic Press, 1985; Geen R.G., Thomas S.L. The immediate effects of media violence on
behavior // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 7-28.


Хьелл Л,, Зиглер Д. Насилие по телевидению: модели агрессии 251

Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонст­рируемое в кино, способствует агрессивному поведению, получено из лабо­раторных исследований. Обычно испытуемые смотрели фрагмент програм­мы либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающей, но без показа на­силия. Затем им давали возможность выразить агрессию по отношению к другому человеку, чаще при помощи регулируемого электрического разря­да, который, как они знали, будет болезненным. Хотя были случайные ис­ключения1, исследователи обычно обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессив­но, чем те, кто видел программу без демонстрации насилия2. Хотя такое ис­следование очень наглядно, у него есть некоторые серьезные ограничения. Воздействие сохраняется в течение краткого промежутка времени и дей­ствия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред дру­гому человеку, далеки от реальной жизни (например, нажатие кнопки для электрического разряда). Следовательно, уместно спросить, насколько су­щественна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при помощи этих исследований, для повседневной жизни.

Чтобы ответить на этот вопрос, несколько ученых провели полевые исследования по измерению влияния демонстрации насилия в различные периоды времени вне лабораторных условий3. Среди этих лонгитюдных статистических исследований наиболее достойна внимания работа Ирона и его коллег4. В 1960 г. они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в полуаграрном город­ке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые поведенчес­кие и личностные характеристики этих детей, а также собрали данные об

1 См.: Freedman J.L. Television violence and aggression: A rejoinder // Psychological
Bulletin. 1986. 100. P. 372-378.

2 См.: Friedrich-Cofer L., Huston A.C. Television violence and aggression: The debate
continues // Psychological Bulletin. 1986. 100. P. 364-371; Geen R.G. Aggression and
television violence // R.G. Geen, E.I. Donnerstein (Eds.). Aggression: Theoretical and
empirical reviews: Vol. 2. Issues in research. N. Y.: Academic Press, 1983; Geen R.G., Tho­
mas S.L.
The immediate effects of media violence on behavior // Journal of Social Issues.
1986. 42. P. 7-28; Huesmann L.R., Malamuth N.M. Media violence and antisocial behavior:
An overview // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 1-6.

3 См.: Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a
developing behaviorism // American Psychologist. 1987. 42. P. 425-442; Hicks D. Effects
of co-observer's sanctions and adult presence on imitative aggression // Child Development.
1968. 39. P. 303-309; Leyens J., Camino L., Parke R., Berkowltz L. Effects of movie violence
on aggression in a field setting as a function of group dominance and cohesion // Journal of
Personality and Social Psychology. 1975. 32. P. 346-360; Singer J.L., Singer D.G. Television,
imagination, and aggression: A study of preschoolers. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1981.

4 См.: Eron L.D. Prescription for reduction of aggression // American Psychologist.
1980. 35. P. 244-252; Eron L.D., Huesmann L.R., Lefkowitz MM., Walder L.O. Does television
cause aggression? // American Psychologist. 1972. 27. P. 253-263; Eron L.D., Huesmann L.R..
Debow E., Romanoff R., Yarmel P.
Aggression and its correlates over 22 years // D. Crowell,
I. Evans, С O'Donnell (Eds.). Childhood aggression and violence: Source of influence, prevention
and control. N. Y.: Plenum, 1987.


252 Тема 14. Развитие личности

их родителях и домашнем окружении. Основным открытием этого на­чального исследования было то, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наи­более агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возра­сте 8 лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Они обнаружи­ли, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, т.е. на­блюдалась стабильность в агрессивном поведение на протяжении 10 лет. Более поразительным, однако, было открытие, что дети, считающиеся аг­рессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали вни­мание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрес­сивен1. Фактически, единственным наилучшим предсказателем мужской агрессии в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по дру­гим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, кото­рые они предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте2.

Не так давно Ирон и его коллеги3 сообщили о втором исследовании свыше 400 индивидов из той же группы, которым к этому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было ста­бильным на протяжении всего времени, прошедшего от предыдущего об­следования, а наиболее агрессивные дети не только имели неприятности с законом, но также были более жестоки со своими женами и детьми 22 года спустя. Более того, исследователи обнаружили значительную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в се­рьезном преступлении в возрасте 30 лет (рис. 1). Следовательно, тяжесть уголовных преступлений, совершенных в возрасте 30 лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые были просмотрены в восьмилетнем возрасте. Ирон признает, однако, что статистическая природа его исследования, построенного на вычислении корреляции, не позволяет говорить о каких-то определенных причинно-следственных отношениях4.

1 См.: Lefkowitz M.M., Eron L.D., Walder L.O., Huesmann L.R. Growing up to be violent.
N. Y.: Pergamon Press, 1977.

2 См.: Eron L.D. Prescription for reduction of aggression // American Psychologist.
1980. 35. P. 244-252.

3 См.: Eron L.D., Huesmann L.R., Debow E., Romanoff R., Yarmel P. Aggression and its
correlates over 22 years // D. Crowell, I. Evans, C. O'Donnell (Eds.). Childhood aggression
and violence: Source of influence, prevention and control. N. Y.: Plenum, 1987.

4 См.: Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a
developing behaviorism // American Psychologist. 1987. 42. P. 425-442.


Хьелл А., Зиглер Д. Насилие по телевидению: модели агрессии



 



Мужчины

35 30

25 |

20 15


Женщины

X


Низкая Средняя Высокая Низкая Средняя Высокая

Частота просмотра телепередач

Рис. 1. Тяжесть уголовных действий в возрасте 30 лет как

функция от частоты просмотра телевизионных передач в

возрасте 8 лет (Адаптировано из Eron, Huesmann, 1985)

Тем не менее исследования показывают, что экспозиция насилия может снизить собственный контроль человека над агрессивными пос­тупками. Например, Берковиц1 обнаружил, что мальчики-подростки, ви­девшие, как в фильме кого-то сильно били, потом меньше сдерживали желание ударить человека, похожего на жертву из фильма. Чтобы объяс­нить эти данные, Берковиц2 предположил, что наблюдение насилия стимулирует у наблюдателя агрессивное поведение, активизируя мысли, связанные с насилием, чувства и воспоминания. Подтверждением этого мнения служит и тот факт, что видеоигры, агрессивно направленные, уси­ливают чувство враждебности и тревоги в группе студентов коллежда3.

Экспериментальное подтверждение того, что неоднократный прос­мотр насилия делает наблюдателей безразличными к насилию в будущем, можно найти в нескольких работах4. В исследовании, проведенном Тома-

1 См.: Berkowitz L. The effects of observing violence // Scientific American. February.
1964. P. 35-41.

2 См.: Berkowitz L. Some effects of thoughts on anti- and prosocial influences of media
events: A cognitive-neoassociation analysis // Psychological Bulletin. 1984. 95. P. 140-427.

3 См.: Anderson С A., Ford CM. Affect of the game player: short-term effects of highly
and mildly aggressive video games // Personality and Social Psychology Bulletin. 1986. 12.
P. 390-402.

4 См.: Cline V.B., Croft R.G., Courrier S. Desensitization of children to television violence
// Journal of Personality and Social Psychology. 1973. 27. P. 360-365; Geen R.G. Behavioral
and physiological reactions to observed violence: Effects of prior exposure to aggressive
stimuli // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. 40. P. 868-875; Thomas M.H.,
Horton R.W., Lippincott E.C., brahman H.S.
Desensitization to portrayals of real-life aggression
as a function of exposure to television violence // Journal of Personality and Social Psychology.
1977. 35. P. 450-458.


254 Тема 14. Развитие личности

сом и соавторами1, у испытуемых регистрировали изменение эмоциональ­ного состояния (по кожно-гальванической реакции) во время просмотра видезаписи либо телевизионной программы с элементами насилия, либо захватывающего чемпионата по волейболу. Было обнаружено, что обе запи­си в равной степени вызывают эмоциональный подъем. Затем, во время второго этапа исследования, испытуемые сталкивались с ситуацией, которая для них выглядела как реальная конфронтация, заканчивающаяся физи­ческим насилием и порчей имущества. Как и предполагали исследовате­ли, те, кто смотрел телевизионные программы с насилием, реагировали на агрессию менее эмоционально, чем остальные. Очевидно, просмотр телеви­зионных программ насилия сделал этих испытуемых менее восприимчи­выми к случаям насилия в «реальной жизни».

Влияет ли также просмотр телевизионных художественных передач на наше восприятие реальности? Гербнер и его сотрудники2 утверждают, что потенциально любые передачи могут оказывать такое действие. Обслед­ование подростков и взрослых показало, что люди, смотрящие телевизор как минимум 4 часа в день, более уязвимы для агрессии со стороны дру­гих и считают мир более опасным, чем те, кто проводит у телевизора 2 часа или меньше. В то же время является несомненным фактом, что сообщения о насилии оказывают большое влияние на возникновение у людей страхов. Например, Хит3 классифицировал газетные отчеты о разбойных нападе­ниях по категориям случайности (отсутствие очевидной мотивации), сен­сационности (странные и жуткие подробности), местоположения (около дома или далеко). Затем читателей газет опросили, какие чувства у них возникают по поводу тех или иных сообщений. Когда люди читают о мест­ных преступлениях, они бывают напуганы больше, если преступление клас­сифицируется как случайное (немотивированное) и в сообщении приво­дятся сенсационные подробности, чем в случае, когда ни один из этих фак­торов не выделен в газетном отчете. И напротив, когда люди читают о преступлениях в других районах, они меньше боятся, если мотивы были случайными и сообщаются сенсационные подробности. Таким образом, оказывается, что люди могут защитить себя по крайней мере против неко­торых атак насилия в средствах массовой информации. Географическая от­даленность создает чувство психологической безопасности, и они могут от­рицать свою собственную уязвимость и возможность стать жертвой.

1 См.: Thomas M.H., Horton R.W., Lippincott Е.С., Drabman R.S. Desensitization to
portrayals of real-life aggression as a function of exposure to television violence // Journal
of Personality and Social Psychology. 1977. 35. P. 450-458.

2 См.: Gerbner G., Gross L. The scary world of TV's heavy viewer // Psychology Today.
April. 1976. P. 41-44, 89; Gerbner G., Gross L.. Morgan M., Signorielli N. Living with television:
The dynamics of the cultivation process // J. Bryant, D. Zillman (Eds.). Perspectives on
media effects. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1986.

3 См.: Heath L. Impact of newspaper crime reports on fear of crime: Multi-methodological
investigation // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. 47. P. 263-276.


Хьелл Л., Зиглер Д Насилие по телевидению: модели агрессии 255

Потенциальные долговременные последствия насилия, исходящего из средств массовой информации, трудно представить себе. Рассмотрим толь­ко несколько фактов, касающихся просмотра телевизионных передач. Не­давние исследования показали, что средний десятилетний ребенок в США проводит больше времени перед телевизором, чем в классе1, и это положе­ние не меняется уже больше 20 лет2. Фактически средний американский ребенок проводит у телевизора около 30 часов в неделю. Какое же социаль­ное поведение моделируется у них в результате такого немыслимого погло­щения телевизионных программ? В Соединенных Штатах, начиная с 1967 года Гербнер и соавторы3 проводили оценку развлекательных программ для детей, демонстрирующихся в самое удобное время суток в будние дни и утром в субботу. Они обнаружили, что зрители сыты по горло постоян­ным насилием. А именно, в программах, идущих в самое удобное время, в среднем демонстрируется 5 актов насилия в час; в утренних субботних программах для детей — около 20 в час. Отчет Национального института психического здоровья (National Institute of Mental Health, 1982) содержит данные, что к 16-летнему возрасту средний телевизионный зритель вероят­но видел около 13 000 убийств и множество других актов насилия. Судя по этой статистике, мы можем смело сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению действительно содействует, по крайней мере косвенно, агрес­сии, что прямо ведет к межличностным проблемам. Более того, статисти­ческие и экспериментальные исследования (приведенные выше) позволяют сделать вывод, что просмотр насилия по телевидению снижает чувствитель­ность зрителей к агрессии, ослабляет сдерживающие агрессию силы и из­меняет их восприятие действительности.

Если мы допустим, что насилие в средствах массовой информации может увеличить вероятность агрессивных поступков, особенно среди мо­лодых зрителей, какие шаги мы можем предпринять против агрессивного поведения? Бандура дал много рекомендаций4. Он предложил, например, чтобы на личном уровне родители моделировали неагрессивные формы поведения для своих детей, поощряли неагрессивное поведение. К этой идее стоит прислушаться, так как Бандура полагает, что в повседневной жизни

1 См.: Tangney J.P., Feshbach S. Children's television viewing frequency: Individual
differences and demographic correlates // Personality and Social Psychology Bulletin. 1988.
14. P. 145-158.

2 См.: Liebert R.M., Sprafkin J. The early window. Elmsford. N.Y.: Pergamon Press,
1988.

3 См.: Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. The «mainstreaming» of American
Violence: Profile no. 11 // Journal of Communications. 1980. 30(3). P. 10-29; Gerbner G.,
Gross L., Morgan M., Signorielli N.
Living with television: The dynamics of the cultivation
process // J. Bryant and D. Zillman (Eds.). Perspectives on media effects. Hillsdale. N.J.:
Erlbaum, 1986.

4 См.: Bandura A. Aggression: A social-learning analysis. Englewood Cliffs. N.J.:
Prentice-Hall, 1973.


256 Тема 14. Развитие личности

агрессивные модели чаще всего встречаются в семье1. К тому же он наста­ивает на том, чтобы родители пытались оградить своих детей от насилия по телевидению, заранее оценивая содержание таких программ. Бандура далее рекомендует родителям смотреть телевизионные программы вместе с деть­ми и комментировать их с тем, чтобы они были восприимчивы, а не равно­душны к злу и страданиям, вызываемым актами насилия. В то же время Бандура не предполагает наивно, что его рекомендации сами собой устра­нят проблему: «Как и для многих других проблем, стоящих перед людьми, нет простого способа понижения уровня разрушительных сил в обществе. Это требует и индивидуальных корректирующих усилий, и усилий группо­вого действия, направленных на изменение функционирования социальной системы»2.

1 См.: Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // M. Von Cranach, К. Foppa,
W. LePeniea, D. Ploog (Eds.). Human ethology: Claims and limits of a new discipline.
Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1979.

2 Bandura A. Aggression: A social-learning analysis. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-
Hall, 1973. P. 323.


Г. Глейтман,

А. Фридлунд,

Д. Райсберг

НАСИЛИЕ И СЕКС: ВЛИЯЕТ ЛИ НА НАС ТЕЛЕВИДЕНИЕ? 1

Американцы смотрят телевизор в среднем 4 часа в день, и то, что они видят, полно насилия. Программы, демонстрируемые в самое популярное время, содержат около пяти актов насилия в час: персонажи бьют или пи­нают друг друга, стреляют и иногда совершают убийства. Программы, кото­рые смотрят наши дети в субботу, содержат еще больше насилия — около двадцати пяти актов насилия в час, — ив среднем, по подсчетам исследо­вателей, каждый ребенок наблюдает по телевизору свыше 10 000 актов на­силия в год2. Какое влияние это оказывает на психику? Усиливается ли склонность к насилию у зрителей, когда они наблюдают акты насилия по телевизору (в кино, в компьютерных играх)? Результаты исследований сви­детельствуют о том, что это именно так.

Для того чтобы определить, как изменился уровень насилия в обще­стве после распространения телевидения, был проведен ряд исследований. Кроме того, ряд работ был посвящен изучению уровня насилия до и после демонстрации какого-то определенного события, отличавшегося жестокос­тью и насилием. Все эти исследования убедительно доказали, что количе­ство нападений и домашнего насилия после просмотра таких программ возрастает3, возрастает и агрессивность детей на детских площадках4.

1 Глейтман Г., ФридлундА., Райсберг Д. Основы психологии. М.: Речь, 2001. С. 566-568.

2 См.: Tangney J.P., Feshbach S. Children's television viewing frequency: Individual differen­
ces and demographic correlates // Personality and Social Psychology Bulletin. 1988. 14. P. 145-158.

3 См.: Berkowitz L., Macauley J. The contagion of criminal violence // Sociometry. 1971.
34. P. 238-260; Joy LA., Kimball MM., Zabrack M.L. Television and aggressive behavior //
Williams T.M. (Ed.). The impact of television: A natural experiment involving three towns.
N. Y.: Academic Press, 1986; Centerwall B.S. Exposure to television as a risk factor for
violence // American Journal of Epidemiology. 1989. 129. P. 643-652.

4 См.: Williams T.M. (Ed.). The impact of television: A natural experiment in three
communities. Orlando, Fla.: Academic Press, 1986.

17 Зак. 1664


258 Тема 14. Развитие личности

Исследования показали также, что после просмотра телевизионных программ, содержащих акты насилия, возрастает агрессивность и у тех де­тей, которым прежде это было не свойственно1. В одном эксперименте мальчикам — учащимся второго и третьего класса — показали фильм о том, как специальная команда полицейских задерживает группу снайпе­ров. В фильме было немало актов насилия, и в конце концов полицейские убивают одного из снайперов. Позднее было проведено наблюдение за эти­ми детьми, которые играли в хоккей на траве. Дети, смотревшие фильм, го­раздо чаще толкали и пинали друг друга, чем те, кто фильм не смотрел. Эффект становился еще более выраженным, если непосредственно перед игрой в хоккей дети играли с рацией, похожей на те, что были у полицейс­ких в фильме. Эта игрушка, по всей видимости, напоминала детям о ранее увиденном фильме2.

Данные проведенных исследований свидетельствуют, что телевизи­онное насилие оказывает особенно большое влияние на тех мужчин, ко­торые в своей жизни уже прибегали к насилию. Что касается зрителей в целом, то соответствующий эффект сильнее выражен в том случае, ког­да акт насилия совершается привлекательным героем и воспринимает­ся как чем-то оправданный (например, если это месть за какие-то пре­жние проступки); именно на этом построено множество телевизионных фильмов3. Каждое из этих исследований само по себе ставит ряд вопро-

1 См.: Belson WA. Television violence and the adolescent boy. Westmead, Eng.: Saxon
House, 1978; Eron L.D., Huesmann L.R. Adolescent aggression and television // Annals of the
N. Y. Academy of Sciences. 1980. 347. P. 319-331; Eron L.D., Huesmann J.R. The role of
television in the development of prosocial and antisocial behavior // Olweus D., Radke-
Yarrow M., Block J. (Eds.). Development of antisocial and prosocial behavior. Orlando, Fla.:
Academic Press, 1985; Huesmann L.R., Lagerspetz K., Eron L.D. Intervening variables in the
TV violence-aggression relation: Evidence from two countries // Developmental Psychology.
1984. 20. P. 1120-1134; Huesmann I.R.. Eron L.D. (Eds.). Television and the aggressive
child: A cross-national comparison. Hillsdale. N. J.: Erlbaum, 1986.

2 См.: Josephson W.J. Television violence and children's aggression: Testing the priming,
social script, and disinhibition predictions // Journal of Personality and Social Psychology.
1987. 53. P. 882-890; Bushman B.J., Geen R.G. Role of cognitive-emotional mediators and
individual differences in the effects of media violence on aggression // Journal of Personality
and social Psychology. 1990. 58. P. 156-163; Boyatzis C.J., Matillo G.M., Nesbett KM. Effects
of the «Mighty Morphin Power Rangers» on children's aggression with peers // Child Study
Journal. 1995. 25. P. 45-55.

3 См.: Geen R.G. Aggression and television violence // Geen R.G. Donnerstein E.I.
(Eds.). Aggression: Theoretical and empirical reviews. N. Y.: Academic Press, 1983. Vol. 2;
Geen R.G. Human aggression. Pacific Grove. Calif.: Brooks/Cole, 1990; Huesmann L.R.
Psychological processes promoting the relation between exposure to media violence and
aggressive behavior by the viewer // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 125-139;
Josephson W.J. Television violence and children's aggression: Testing the priming, social
script, and disinhibition predictions // Journal of Personality and Social Psychology. 1987.
53. P. 882-890; Bushman B.J. Moderating role of trait aggressiveness in the effects of
violent media on aggression // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. 69.
P. 950-960.


Глейтман Г, идр, Насилие и секс: влияет ли на нас телевидение? 259

сов1. Но если рассматривать эти исследования в комплексе, то они пред­ставляют нам убедительное и тревожащее доказательство того, что наси­лие, демонстрируемое по телевидению, повышает уровень насилия в ре­альной жизни.

Аналогичные данные получены и в отношении порнографической продукции. Так, некоторыми авторами было высказано предположение о том, что потребление такой продукции увеличивает количество актов наси­лия по отношению к женщинам, и полученные данные подтвердили это предположение.

Однако здесь важно осознавать различие между продукцией (филь­мами, видеофильмами, книгами), которые описывают сексуальное насилие над женщинами, и теми материалами, где сексуальное взаимодействие носит ненасильственный характер. У нас нет достаточного количества доказательств того, что материалы ненасильственного характера увеличи­вают агрессию по отношению к женщинам; напротив, потребление про­дукции такого содержания может снизить агрессию2.

Эффект же, вызываемой порнографией насильственного содержа­ния, совсем иной. В одном из исследований группа испытуемых — муж­чины — смотрела фильм, в котором рассказывалось о сексуальном на­силии (об изнасиловании). Затем эти же мужчины и мужчины, не смот­ревшие фильм, принимали участие в другом эксперименте, где у них была возможность ударить током другого участника, мужчину или жен-шину. (Заявлялось, что исследуются особенности памяти, а электрошок должен быть наказанием за неправильный ответ; в действительности вторым участником был помощник экспериментатора и никакого уда­ра током, он на самом деле не получал.) Мужчины, посмотревшие фильм об изнасиловании, выбирали более сильное напряжение тока, чем те, кто фильм не смотрел, но лишь в том случае, если электрошок предназна­чался женшине. Просмотр фильма не оказал влияния на интенсивность электрошока, которому испытуемый подвергал мужчин3.

1 См., например, Taylor S.E., Peplau LA., Sears D.O. Social psychology. Englewood Cliffs.
N. J.: Prentice Hall, 1994.

2 См.: Baron RA. The aggression-inhibiting influence of heightened sexual arousal //
Journal of Personality and Social Psychology. 1977. 30. P. 318-322; Baron RA. Aggression-
inhibition influence of sexual humor // Journal of Personality and Social Psychology. 1978.
36. P. 180-197; Smeaton G., Byrne D. The effects of R-rated violence and erotica, individual
differences, and victim characteristics on acquaintanceship rape proclivity // Journal of
research in Personality. 1987. 21. P. 171-184; Smith M.D. Hand С The pornographic/
aggression linkage: Results from a field study // Deviant Behavior. 1987. 8. P. 389-399.

3 См.: Donnerstein E. Aggressive erotica and violence against women // Journal of
Personality and Social Psychology. 1980. 39. P. 269-277; Donnerstein E. Erotica and human
aggression // Geen R., Donnerstein E. (Eds.). Aggression: Theoretical and empirical reviews.
N. Y.: Academic Press, 1983; Donnerstein E., Berkowitz L. Victim reactions in aggressive
erotic films as a factor in violence against women // Journal of Personality and Social
Psychology. 1981. 41. P. 710-724.


260 Тема 14. Развитие личности

Фильмы с эпизодами сексуального насилия изменяли установки муж­чин по отношению к женщинам. Периодический просмотр таких фильмов приводил к убеждению в том, что эти фильмы вовсе не отличаются особым насилием, а жертва изнасилования не заслуживает симпатии. Можно сде­лать и более общий вывод о том, что просмотр фильмов такого рода делает мужчин противниками равенства полов1.

Что можно сделать, чтобы редуцировать подобные эффекты? Резуль­таты некоторых исследований говорят о том, что полезными могут оказать­ся образовательные программы, подчеркивающие (в ряду всего прочего) важность уважения к сексуальному партнеру2. Такого рода программы были рекомендованы и для школьного просмотра3. Еще рано судить о том, могут ли такие программы противостоять влиянию порнографии насиль­ственного содержания. Однако, учитывая количество актов сексуального насилия в нашем обществе, недооценивать эту проблему нельзя.

Можно ли сделать что-либо для преодоления эффектов других видов насилия, отражаемых в продукции массовой культуры? Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что дети могут получить своего рода прививку против влияния телевизионного насилия, если они будут смот­реть телевизор вместе с родителями, которые объяснят им, что кино отли­чается от реальной жизни и что подражание героям телепередач может вызвать массу проблем4.

Наконец, имеет смысл выяснить, может ли оказаться полезной демон­страция по телевидению хороших поступков. Данные на сей счет немного­численны, однако принимая в расчет очевидные эффекты «плохого» теле­видения, мы имеем все основания полагать, что «хорошее» телевидение может стать своего рода прививкой против насилия, столь повсеместно рас­пространенного сейчас в мире.

1 См.: Linz D., Donnerstein E., Penrod S. The effects of multiple exposures to filmed
violence against women // Journal of Communication. 1984. 34. P. 130-147; Linz D.,
Donnersteln E., Penrod S.
Effects of long-term exposure to violent and sexually degrading
depictions of women // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. 55. P. 758-768;
Zillman D., Bryant J. Effects of massive exposure to pornography // Malamuth N.M.,
Donnerstein E. (Eds.). Pornography and sexual aggression. N. Y.: Academic Press, 1984;
Malamuth N.M., Briere J. Sexual violence in the media: Indirect effects on aggression against
women // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 7. S-92.

2 См.: IntonsPeterson M.J. RoskosEwoldsen В., Thomas L., Shirley M., Blut D. Will
education materials reduce negative effects of exposure to sexual violence? // Journal of
Social and Clinical Psychology. 1989. 8. P. 256-275.

3 См.: Donnerstein E., Linz D., Penrod S. The question of pornography. N. Y.: Free Press,
1987; Fisher WA., Barak A. Sex education as a corrective: Immunizing against possible
effects of pornography // Zillman D., Bryant J. (Eds.). Pornography: Research and policy
considerentions. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1989.

4 См.: Eron L.D. Interventions to mitigate the psychological effects of media violence on
aggressive behavior // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 155-169; Huesmann L.R. Eron L.D.,
Klein R., Brice P., Fischer P.
Mitigating the imitation of aggressive behaviors by changing
children's attitudes about media violence // Journal of Personality and Social Psychology.
1983. 44. P. 899-910.


П. Фресс ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТНОШЕНИЕ 1

Психологический факт — это, в конечном счете, поведение и, как та­ковое, он предполагает какую-то схему отношений, которую и изучает пси­холог. В самом деле, поведение — это проявление личности в данной ситу­ации. Если мы обозначим поведение символом R (чтобы остаться верным англосаксонской традиции, согласно которой R — начальная буква слов [англ. Response.Ред.] ответ или реакция), то оно зависит от природы личности Р [англ. PersonalityРед.], сопоставленной с данной ситуацией S [англ. SituationРед.]. Следовательно, можно написать R = f (P, S). Этот способ характеристики поведения представляет собой определенную пози­цию по отношению к историческим спорам. Сознание долгое время рас­сматривалось некоторыми авторами как творческая сила человеческих действий. Революция против этой уязвимой позиции состояла в том, что все действия стали рассматриваться как реакции на стимуляции. Концеп­ция тропизмов Лёба2 была, по-видимому, крайним выражением позиции, на которой в более общем плане стоял Уотсон3 и с некоторыми оговорка­ми Халл4. Для них, например, R = f (S). В 1929 г. Вудвортс5 показал, что следовало бы усложнить эту схему, учитывая роль организма, и предложил последовательность S—О [англ. Organism. - Ред.]R. Однако понятие

1 Фресс П. Экспериментальный метод // Экспериментальная психология / Ред.-сост.
П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966. С. 102-106.

2 Лёб (Loeb) Жак (1859—1924) - физиолог, биолог, активно работавший в области
сравнительной психологии; в 1891 г. переехал из Германии в США. Тропизмами называ­
ют любую неприобретенную в в результате научения ориентацию или движение организ­
ма как целого в прямом или обратном (отрицательный тропизм) направлении к источ­
нику стимуляции. Например, фототропизм - это движение к источнику света. В настоя­
щее время данный термин используется главным образом для обозначения движений
растений, тогда как для соответствующих движений организмов животных применяют
термин таксис.

3 Уотсон (Watson) Джон Бродес (1878-1958) - американский психолог.

4 Халл (Hull) Кларк Ленард (1884-1952) - американский психолог.

5 Вудвортс (Woodivorth) Роберт Сешонз (1869-1962) — американский психолог.


262 Тема 14. Развитие личности

организма создает представление о чисто биологической детерминации поведения. Понятно, что преимущество этой формулы состоит в исполь­зовании одних и тех же понятий применительно к психологии животных и психологии человека, однако она вводит неприемлемое ограничение. К тому же понятие организма недостаточно даже в психологии животных. Поэтому мы предпочитаем вместе с некоторыми другими авторами, к чис­лу которых относится Левин1 и Р.Б.Каттелл2, говорить, что реакция на си­туацию опосредствована личностью.

Чтобы избежать какой бы то ни было двусмысленности, следует сра­зу же добавить, что каждый член этого основного отношения должен рас­сматриваться в разных случаях на равных уровнях. Поведение — это акт субъекта. Этот акт, если он всегда является реакцией на ситуацию, в боль­шей или меньшей степени подготовлен в различных инстанциях личнос­ти. Чем больше подготовка, тем больше роль личности и тем больше ас­пект личной деятельности берет верх над аспектом стереотипной реакции. Одно дело рефлекс и автоматизм, другое дело — идеомоторный акт3.

Поведение (R). Одно и то же поведение можно рассматривать на раз­ных уровнях. Оно имеет свои физиологические компоненты (эндокринные, невровегетативные, двигательные), но также и свою целостную структуру и в конечном счете свой результат. Например, вербальный [словесный] ответ, являющийся в нашем понимании актом, можно анализировать на уровне передачи фонем4 электрофизиологической техникой или на уровне приро­ды фонем, грамматической структуры, значения или просто-напросто впе­чатления, производимого на собеседника.

Ситуация (S). Ситуацию также можно анализировать на различных уровнях. Она создается прежде всего физическими стимуляциями, дей­ствующими на сенсорные рецепторы человека как таковые. Свет, шум, запахи оказывают свое особое влияние. Но она соответствует также вос­приятиям объекта и отношений между вещами или индивидами, и эти восприятия определяются как объективными данными, так и значением, которое придает им воспринимающий5.

1 Левин (Lewin) Курт (1890-1947) - немецкий психолог, представитель гештальтпси-
хологии в области психологии мотивации и личности; с 1932 г. жил и работал в США.

2 Каттелл (Кеттелл) (Cattell) Реймонд (1905 -?) - британский, позже американский
психолог.

3 Идеомоторный акт - моторное действие, вызванное идеей.

4 Фонемы — минимальные единицы звукового строя языка, служащие для построения
и различения его значимых единиц (напр., фонемы «д» и «т» в словах «дом» и «том»).

5 Принимая во внимание эти уровни анализа ответа и ситуации, Э. Брунсвик устано­
вил схему, показывающую возможные планы их анализа <...>. Он отличает дистантные
стимулы (distal) от проксимальных, причем первые соответствуют объектам среды и
тому, что мы называем «ситуацией», а вторые - специфическим раздражителям, т.е. тому,
что мы называем «стимуляцией». Это различие относится также к проксимальным от­
ветам (сокращение мышц, например) и дистантным ответам, являющимся актами в соб­
ственном смысле слова. Эти различия соответствуют также молекулярному и молярному
описанию ситуации и ответа (Толмен).


Фресс П. Поведение как отношение 263

Это последнее положение привлекает наше внимание к тому фак­ту, что ситуация в своих самых сложных аспектах относится всегда к индивиду, который находится «в ситуации». В эксперименте ситуация является придуманной, созданной самим экспериментатором, но этот пос­ледний не может ограничиваться описанием ее с помощью измеритель­ных приборов или даже своим восприятием этой ситуации. Если это до­пустимо в простых случаях, когда ситуация однозначна, то совершенно недопустимо, как только ситуация становится более сложной. В этом случае экспериментатор должен интересоваться тем, как «видит» субъект ситуацию. Иногда это может стать целью эксперимента, как в некоторых исследованиях по восприятию. Изучение константности величин1 яв­ляется не чем иным, как изучением отношения между физическим описанием объекта и феноменальным восприятием субъекта. Когда структура ситуации двусмысленна, как в экспериментах с чернильными пятнами Роршаха2, видение субъекта становится фактором, характеризу­ющим его личность. Ответ зависит скорее от воспринимающего, нежели от стимуляции.

Даже в экспериментах, предметом которых не является восприятие, «собственное видение» испытуемого остается важной переменной. Испы­туемый всегда каким-то образом истолковывает ситуацию, и в частности намерения экспериментатора; поэтому важно, чтобы последний всегда стремился оценить ситуацию не со своей точки зрения, а с точки зрения испытуемого. Практически это означает, что протокол эксперимента все­гда важно дополнять беседой с испытуемым или вопросником, ответы на который позволяют обнаружить возможные различия в интерпретации ситуации.

В конечном счете для объяснения чьего-либо поведения важно иметь в виду взаимодействие, существующее между ситуацией и тем, как субъект ее воспринимает с точки зрения своей личности (своего организ­ма, опыта, темперамента, потребностей и т.д.). Учитывая это, следует вне­сти уточнения в нашу основную формулу и не ограничиваться R = f (S, Р), а понимать ее как R = f (S «-» Р), причем двойная стрелка указывает, что поведение зависит от взаимодействия между ситуацией и личностью испытуемого.

1 Константность величины или размера - относительная независимость воспринима­
емой величины (размера) объекта от расстояния между этим объектом и наблюдателем.

2 Тест чернильных пятен Роршаха — методика исследования личности, предложен­
ная и разработанная швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884-1922). Ис­
пытуемому предъявляют изображения билатерально симметрично расположенных чер­
нильных пятен и просят в свободной форме сообщить, что он видит в целом или в каких-
то частях данного изображения. Поскольку этот стимульный материал неоднозначен и
слабо структурирован, предполагается, что его восприятие будет во многом зависеть от
эмоционального состояния субъекта, его ожиданий, потребностей и желаний, в том числе
и даже преимущественно неосознаваемых.


264 Тема 14. Развитие личности

Конечно, после сделанных нами оговорок необходимо уточнить, что это взаимодействие не сводится к осознаваемому и вербально выражае­мому испытуемым аспекту. Его поведение может зависеть от таких ас­пектов ситуации, которые он не осознает или которые могут оказывать на него влияние без того, чтобы он их осознавал. Экспериментатор, изу­чающий влияние какой-то ситуации, должен всегда учитывать уровни анализа, оценку испытуемым ситуации и ее значение, которые позволя­ют выявить реакции.

Истолкование поведения может зависеть от того или иного ас­пекта, а иногда от всех сразу. Это обстоятельство нельзя не принимать во внимание. Остановимся также на следующем факте: ситуация со­здается физической средой, наличием естественных или сфабрикован­ных предметов, животных и, наконец, других лиц. Когда преобладает этот последний аспект, ситуация называется социальной, и психолог изучает межлюдские отношения или отношения какого-либо индивида с группой.

Личность. Личность (Р), очевидно, характеризуется существованием различных уровней интеграции. Возьмем за исходный пункт нашего изло­жения определение Шелдона1: личность — это «динамическая организа­ция познавательных, аффективных, волевых, физиологических и морфоло­гических аспектов индивида».

В зависимости от обстоятельств должен приниматься во внимание тот или иной уровень (или несколько сразу). Чтобы быть лучше понятым, приведем пример. Если ребенок с трудом учится читать, психолог может поставить перед собой вопрос, объясняется ли это нарушениями зрения или умственной дебильностью2, плохими навыками, являющимися резуль­татом неадекватных методов обучения или отсутствием мотивации, ха­рактерологическими или семейными трудностями. Хороший клиницист думает о всех этих возможных причинах, хороший экспериментатор дол­жен уметь выделить инстанции личности, затрагиваемые его исследова­нием, и учитывать их как при формулировании гипотезы, так и при об­работке полученных результатов.

Может показаться парадоксальным рассмотрение личности в каче­стве простой переменной в отношении. Если психологическое исследова­ние направлено целиком на изучение личности или личностей, никогда не следует забывать, что личность может быть понята лишь в том случае, если она рассматривается как средоточие всех отношений между ситуа­циями и действиями.

1 Шелдон (Sheldon) Уильям (1898-1970) - американский психолог. (Примечание
редактора источника.)

2 Дебильность — относительно легкая степень врожденного умственного недоразви­
тия — олигофрении.


Фресс П. Поведение как отношение



Типы отношений SРR. Три вида подхода к этим отношени­ям являются классическими:

А) Изучение психологических функций или того, как одна и та же личность реагирует на систематические изменения (качественные или количественные) ситуации. В таком случае мы имеем следующую схе­му (рис. 1):

где S, S', S" — различные ситуации, которым соответствуют различные от­веты R, R\ R".

R'
Рис. 1

Примеры: развитие адаптации к темноте1 (R) в зависимости от вре­мени (S); степень научения (R) в за­висимости от числа повторений (S); защитные реакции {R) на различные степени фрустрации2 (S).

Б) Структурное изучение, при котором исследуются отношения меж­ду ответами, полученными исходя из различных ситуаций. Различным ситуациям Sx, S2, S3 соответствуют различные ответы R^, R2 Rs.

В этом случае изучаются отношения между Rv R2 и R3 и т.д., кото­рые выявляют структуру личности.

Примеры: отношения между реакциями на различные эмоциональ­ные ситуации, отношения между уровнями эффективности при различных

R,

задачах и т.д. Лучшими инструмен­тами для такого изучения является вычисление корреляций3 и фактор­ный анализ4.

В) Дифференциальное изучение, при котором анализируются реак­ции различных людей на одну и ту

R3 же ситуацию S. Различия между Ry, R2, R3... свидетельствуют о различиях, суще­ствующих между Pj, P2, Р3 (рис. 2).

Рз"

Рис. 2

1 Адаптация к темноте (темповая адаптация) - процесс настройки аппарата зритель­
ной рецепции к низким уровням освещенности. В результате процесса полной адапта­
ции к темноте, который продолжается около четырех часов, чувствительность глаза уве­
личивается в миллион раз по сравнению с его чувствительностью при нормальном днев­
ном освещении.

2 Фрустрация — препятствие или затруднение на пути достижения цели.

3 Корреляция - отношение между двумя (и более) переменными, заключающееся в
том, что систематическое увеличение одной переменной сопровождается систематичес­
ким увеличением или уменьшением другой переменной.

4 Факторный анализ - совокупность статистических процедур, используемых с целью
определения небольшого числа измерений, групп или факторов в крупном множестве
независимых переменных или элементов.


266 Тема 14. Развитие личности

Иногда изучаются различия между индивидами, иногда сравнива­ются реакции разных групп, отличающихся друг от друга одним или не­сколькими признаками (возраст, пол, этническая группа, культурный уро­вень и т.д.). В этом случае выявляют один какой-нибудь аспект личности, в различной степени присущий всем индивидам группы.

Примеры: различия в эффективности (в какой бы то ни было облас­ти) различных индивидов, развитие восприятия в зависимости от возраста и пола, сходство и различия эмоциональной мимики различных народов.

Эти три метода дополняют друг друга1, даже когда вследствие уни­верситетских традиций и потребностей практики подобные исследования ведутся различными специалистами.

' При подходе В специально изучаются различия между субъектами (или группами индивидов), однако и при подходах А и В также, как правило, пользуются многими испы­туемыми. При подходе Л ко многим испытуемым прибегают, чтобы лучше выявить фун­кциональную зависимость индивидуальных характеристик и установить их обобщенный характер. При подходе Б также, как правило, пользуются многими испытуемыми, ибо выявить структуры можно только посредством установления ковариаций Я,, Л2, Я3, анало­гичных у всех испытуемых.


Личностный рост. Общее представление о самоак­туализации в гуманистической психологии

А.Г. Маслоу






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.