Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувство неполноценности






Ко многим важным проблемам в психологии личности можно по­дойти только через ощущение Я. Одна из таких проблем — комплекс неполноценности, другая — совесть.

Все мы часто переживаем неудачи. Наши достижения не дотя­гивают до наших притязаний. Наши результаты оказываются ниже нашей самооценки и портят наш образ Я. Когда это происходит, нормальный человек умножает свои усилия или меняет цели и перестает беспо­коиться.

Часто, однако, бывает, что неудачи, затрагивающие проприум, по­вторяются, и тогда мы не можем их отмести. Они остаются в виде ла­тентных и преследующих нас воспоминаний. И такое глубоко сидящее ощущение недостатка может развиваться и непрерывно усиливаться. Причинами этого ощущения дефектности могут быть: физическая сла­бость, неприятная внешность, сексуальная импотенция, социальная неа­декватность, а также бедность, недостаток образования, неловкость, скуд­ный словарный запас, тугодумность и многое другое. Это чувство может быть вызвано ощущением недостойности, вины или греха. При умноже­нии неудач «комплекс» углубляется. Если хотите определения, можно сказать, что комплекс неполноценности — это сильное устойчивое напря­жение, вырастающее из болезненного эмоционального отношения к ощу­щению недостатков в арсенале своей личности.

Большинству людей известен этот тип дискомфорта. Наше исследо­вание показывает: только менее 12 % учащихся колледжа говорят, что не знают, что это такое — страдать от грызущего чувства неполноценно­сти. В таблице показаны четыре основных типа чувства неполноценнос­ти. В целом студентки чувствуют себя хуже студентов. Более высокие показатели у женщин, несомненно, отражают их невыгодное положение в «мире мужчин». В данной конкретной группе студентов колледжа более частные случаи чувства интеллектуальной неполноценности могли быть вызваны значительным численным превосходством мужчин по сравне­нию с женщинами. В общем, студенты обоего пола говорят, что жизнь мужчины предпочтительнее жизни женщины, и склонны приписывать больше приятных качеств мужскому полу1. Оказывается, что даже в США женщины не полностью эмансипированы.

1 См.: McKee J. P., Sherriffs А. С. The differential evaluation of males and females // Journal of Personality. 1957. Vol. 25. P. 356-371.


Олпорт Г. Развитие чувства Я 175

Мужчины Женщины

243 120

Тип чувства Процент отметивших устойчивое чувство неполноценности

неполноценности

Физическое 39 50

Социальное 52 57

Интеллектуальное 29 61

Моральное 16 15

Никакого 12 10

Нет нужды говорить, что чувство неполноценности не является по­казателем реальной неполноценности. Для участия в данном исследова­нии были отобраны девушки, которые ни по какому обоснованному тесту не могли бы действительно считаться худшими по физическим, социаль­ным или интеллектуальным способностям. Но оказывается, что объек­тивные факты мало что значат. Спортсмен (борец, шахматист), занявший второе место, или актер, награжденный второй премией, могут страдать от глубокого чувства неполноценности. Это чисто субъективное явление, от­носящееся к Я и измеряемое соотношением между успехами человека и его притязаниями в данном направлении.

Можно смело сказать, что многие из этих студентов, находящихся в юношеском возрасте, уже переросли более ранние ощущения неадек­ватности. Другие исследования показывают, что в младшем подростко­вом возрасте у большинства мальчиков отмечаются преследующие их страхи физической неполноценности. Низкий рост, полнота, прыщавое лицо — суровые препятствия в поиске идентичности. И мы можем спра­ведливо спросить, не таится ли в детях — только потому, что они малень­кие — зарождающееся чувство физической неполноценности. Именно признание подлинной и воображаемой органической слабости привело к первой формулировке «комплекса неполноценности» Альфредом Адле­ром в 1912 году1.

Для наших целей особенно важно, как из хронически раненой са­мооценки иногда развивается обобщенная черта личности. Сильное ощу­щение неудачи в одном аспекте жизни может оставить человека с общим ощущением небезопасности и недостатка уверенности.

В одном исследовании людей просили рассказать, насколько они удовлетворены деталями своего тела (волосами, телосложением, носом, зу­бами и т. д.), своими интеллектуальными и художественными способно­стями и своими моральными качествами. Позже те же люди выполняли тесты на «социальную безопасность», измерявшие нормальный для них

' См.: Adler A. Organminderwertigkeit und ihre psychische Kompensationen // Nervous and Mental Diseases Monographs Series. 1912; transl. 1917. № 24; см. также: The individual psychology of Alfred Adler / Ed. by H. L. Ansbacher, R. R. Ansbacher. N. Y.: Basic Books, 1956.


176 Тема 14. Развитие личности

уровень уверенности в себе. Корреляция между чувством неполноценно­сти и общей неуверенностью была около 0.5'.

Другие исследования показывают, что после неудачи некоторые члены группы остаются оптимистичными и уверенными в себе, а другие приобретают унылый и пессимистичный взгляд на свои способности2. Довольно интересно, что первые склонны верить, что средний гражданин может значительно (или по меньшей мере «хоть как-то») повлиять на важные правительственные решения через голосование, письма и т.д., тогда как вторые (испытывающие чувство неполноценности и небезопас­ности) думают, что средний гражданин совсем не влияет (или очень сла­бо влияет) на ход событий при демократии3. Эти примеры иллюстриру­ют то, что имеется в виду под обобщенной чертой личности <...>. Чув­ство неполноценности может пронизывать отношение человека к жизни в целом.

Компенсация. Что можно делать с чувством неполноценности (кро­ме того, что страдать от него)? Человек не может избежать его надолго, так как оно коренится в проприуме. Требуется некоторая непрерывная фор­ма борьбы, которую Адлер назвал компенсацией.

Можно различить несколько типов компенсации. Прямое действие (компенсация по своей природе) происходит, когда страдающий упорно атакует источник актуальной неполноценности и устраняет его. Когда природная слабость не только устраняется, но превращается в источник силы, мы говорим о гиперкомпенсации. Легенда гласит, что Демосфен так упорно работал над преодолением своего заикания, что стал не просто нормально говорящим человеком, а великим оратором. Теодор Рузвельт, тяжело болевший в детстве, работал над своим физическим развитием и закончил гиперкомпенсацией. Он стал охотником на львов (а не про­сто на куропаток) и объездчиком лошадей (а не просто катающимся вер­хом джентльменом). Удачливый, сделавший себя сам человек в Амери­ке мог начать в качестве иммигранта, страдающего от чувства социаль­ной неполноценности. Тяжелым трудом он компенсировал и, быть может, гиперкомпенсировал свой недостаток.

Мы говорим о замещающей компенсации, когда человек не может устранить свой недостаток, но развивает другие пути получения удовлет­ворения. Горбун не может скорректировать свой дефект, но может стать «серым кардиналом». Не отличающаяся красотой девушка может раз­вить компенсаторный шарм и остроумие, а неспортивный юноша может отличаться в учебе.

1 См.: Jourard S. M., Secord P. F. Body-cathexis and personality//British Journal of Psychology. 1955.
Vol. 46. P. 130-138.

2 См.: Nuttin J. Tache, reussite et echec. Louvain: Editions universitaires, 1953.

3 См.: Douvan E., Walker W. M. The sense of effectiveness in public affairs // Psychological Monographs.
1956. Vol. 70. №429.


Олпорт Г. Развитие чувства Я 177

Защитные механизмы — компенсации, предназначенные для обма­на других. Подросток может прятать свою неуверенность за преувели­ченно сильным рукопожатием. Громкие угрозы задиры могут скрывать внутреннюю слабость. Бороды, ботинки на толстой подошве, обворожи­тельные манеры могут маскировать чувства физической или социальной неполноценности.

Рационализация — это форма компенсации, которая помогает обма­нывать не столько других, сколько самого себя. Бледный неспортивный парень говорит: «Меня тошнит от рассказов о полнокровных атлетах. Зна­ете, их кровь никогда не течет через мозги». Такие рационализации типа «кислый виноград» столь же обычны, как и рационализации типа «слад­кий лимон». Один человек со страшно некрасивым лицом утешал себя мыслью, что благодаря ему он не похож на других «подобно Савонароле или Данте». Рационализации помогают средства массовой информации. Люди с чувством интеллектуальной или социальной неполноценности мо­гут находить комфорт в чтении или просмотре фильмов о пороках высше­го общества, грубости студентов колледжа, глупости «яйцеголовых» и пре­восходстве простых добродетелей и простого человека.

Аутистическое мышление — компенсация в воображении. Мы мо­жем добиваться успеха в своих грезах наяву. Один подросток, преследуе­мый жестокими одноклассниками, каждый день убегал в свою комнату, чтобы играть в две любимые игры. В одной он был директором школы и приговаривал жестоких мальчишек к порке. В другой он был миллионе­ром и выписывал крупные чеки для своих любимцев и принимал важных гостей. Когда аутистическая компенсация заходит далеко, мы обнаружи­ваем сильно интровертированную личность (может быть, даже «шизоид­ную» — стоящую на грани аномальной шизофрении, при которой индиви­дуум почти полностью погружен в паутину собственных фантазий). Мало кто свободен от одной или нескольких описанных нами форм компенса­ции. Но если процесс не становится привычным и закоренелым, мы не можем говорить о компенсации как черте личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.