Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я в раннем возрасте: резюме






Мы сказали, что в течение первых трех лет жизни постепенно раз­виваются три аспекта самосознания:

Аспект 1 — чувство телесного Я.

Аспект 2 — ощущение непрерывной самоидентичности.

Аспект 3 — самоуважение, гордость.

Свой вклад в развитие вносят многие влияния: созревание (анато­мическое и физиологическое), повторяющиеся телесные ощущения, па-

1 См.: Mead M. Cooperation and competition among primitive peoples. N. Y.: McGraw-Hill, 1937.

2 См.: Hoppe F. Erfolg und Misserfolg // Psychologische Forschung. 1930. Bd. 14. S. 1-62; Combs A. W.,
Snygg D.
Individual behavior. N. Y.: Harper, 1959.

'См.: The letters of William James / Ed. by H. James. Boston: Atlantic Monthly, 1920. II. P. 291.


Олпорт Г. Развитие чувства Я 165

мять, опирающаяся на словесные понятия, собственное имя ребенка, вы­полняющее роль причала, фрустрации в ходе процесса исследования и манипулирования окружением, период негативизма, когда ребенок упраж­няет свое появляющееся ощущение Я. На этой стадии ребенок начинает ощущать себя самостоятельным и отделенным от других. Но даже те­перь он легко может «деперсонализироваться» в игре и ощутить себя предметом, животным или другим человеком.

Конечно, больше всего ребенка стимулируют именно люди. Он учит­ся тому, что их поступки и его реакции, а также его действия и их реакции всегда взаимосвязаны. Я и Другой играют в непрерывную игру взаимодей­ствия, как взрослые в теннис. Между ними идет непрерывный «разговор жестов».

Дж. Г. Мид, описавший этот процесс, считает, что первоначальное чувство Я в основном образуется из установок, слов, жестов других лю­дей, которые ребенок воспринимает, имитирует и на которые отвечает. Таким образом, его чувство Я — продукт поведения других людей по отношению к нему. Одни относятся к нему как к потомку, другие — как к брату или сестре, как к товарищу по играм или как к чужому. Они, так сказать, — его «зеркальное Я» или его роли в жизни, и пока у него раз­вивается чувство непрерывности и идентичности, он никогда не освобо­дится от видения себя с точки зрения тех ролей, которые он играет, т.е. представлений других людей о нем. Мид говорит, что Я во всех его ас­пектах — это преимущественно социальный продукт1. В общем, мы со­гласны с Мидом, хотя он склонен к преувеличениям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.