Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я-концепция как интерпретация опыта






Еще одна функция ^-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два чело­века, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его со­вершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хоро­шего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а мо­жет воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее ^-концепцией.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе соб­ственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпрета­цию индивидуального опыта. Поэтому, коль скоро ^-концепция сформиро­валась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.

Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкрепле­ний. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в шко­ле какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверо­вать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок восприни­мает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация на­ших действий может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: «Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное» или «Почему меня, такого тол­стого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой».

Не существует практически такого действия, которое мог бы пред­принять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным бу-


Берне Р. Что такое Я-концепция 143

дет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения — ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который опре­деляет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.