Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корни привязанности






С чего начинается привязанность ребенка к матери? Еще около со­рока лет назад было широко распространено убеждение в том, что лю­бовь к матери обусловлена тем, что она удовлетворяет базовые биоло­гические потребности ребенка: дает ему пищу, тепло, защиту, облегчает боль. Наиболее известная версия этой теории принадлежит Зигмунду Фрейду, который объяснял детский страх перед отсутствием матери тем, что ребенок боится остаться без еды. Так как эта теория рассмат­ривает мать в качестве вместилища для пищи (неважно, кормит ли она дитя грудью или из бутылочки), ее назвали буфетной теорией любви к матери1.

Теория привязанности Боулби

Существует несколько оснований для критики буфетной теории. Одно из них — тот факт, что младенцы часто проявляют большой инте­рес к тем людям, которые не ассоциируются у них с приемом пищи. На­пример, детям приятно, когда их обнимают, когда им улыбаются или с ними играют, и нет ни малейших доказательств того, что дети наслажда­ются игрой в прятки только потому, что она как-то связана с едой.

Подобные факты заставили британского психоаналитика Джона Боулби предположить, что социальное взаимодействие необходимо детям само по себе. По мнению Боулби, младенцы привязываются к матери не ради пищи или тепла. Причина в том, что они обладают врожденной со-

1 См.: Bowlby J. Attachment and loss. N. Y.: Basic Book, 1969. Vol. 1. Attachment; Bowlby J. Separation and loss. N. Y.: Bassic Book, 1973.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 15

циальной потребностью, стремлением к прямому контакту со взрослым (обычно с матерью).

У контакта матери и ребенка много граней. Дети наслаждаются об­щением с ней и быстро начинают узнавать голос своей мамы и даже ее запах1. Довольный ребенок смотрит умиротворенно, гукает от удоволь­ствия и примерно в возрасте шести недель в первый раз улыбается пол­ноценной социальной улыбкой. Когда дети подрастают и приобретают некоторый локомоторный контроль, они делают все, чтобы оказаться в компании взрослых, — просительно улыбаются маме или папе, тянутся или ползут по направлению к ним2.

Однако для Боулби подобное поведение мотивировано не только удо­вольствием от контакта, но и врожденным страхом незнакомого и не­привычного, который заставляет большинство детенышей млекопитающих и птиц стремиться к знакомому объекту, чаще всего — к матери. И мать не просто знакома детенышу. Она обладает определенными стимульными свойствами, значимыми для юных особей ее вида: если это утка, то она кря­кает, если макака-резус, то она покрыта шерстью.

Боулби считает, что врожденный страх непривычного ценен с точ­ки зрения выживания. Для детенышей, у которых он отсутствует, возра­стает вероятность отбиться от матери, потеряться и погибнуть. В частно­сти, они могут стать жертвой хищников, которые обычно нападают на слабых и отбившихся от стаи особей.

Конечно, детеныши большинства животных «не знают в лицо» воз­можных хищников, поэтому их врожденный страх генерализован. По этой причине в отсутствие матери даже слабая внешняя угроза становит­ся для ребенка огромной; повышенная потребность в утешении застав­ляет его отчаянно плакать и цепляться за мать в темноте или во время грозы.

Это тенденция искать защиты у родителей настолько сильна, что проявляется даже тогда, когда угроза исходит от самих родителей. Дети, которых сурово наказывают, привязываются к своим родителям еще сильнее. Родители вызывают страх, но они же могут утешить. То же про­исходит с собакой, которая «бьющую руку лижет». Наказание для соба­ки связано с болью и страхом, но облегчить его может только хозяин. Похожий феномен известен под названием стокгольмского синдрома суть которого в следующем: заложники романтически привязываются к

1 См.: MacFarlane A. Olfaction in the development of social preferences in the human
neonate // Parent-infant Interaction. Amsterdam: США Foundation Symposium, 1975;
DeCasper A.J., Fifer W.P. Of human bonding: Newborns prefer their mother's voices //
Sciens. 1980. 208. P. 1174-1176.

2 См.: Campos J.J., Barrett K.C., Goldsmith H.H. et al. Socioemotional development //
Mussen P.E. (Ed.). Carmichael's manual of child psychology. Vol. 2. Infancy and developmental
psychology. Haith M.M., Campos J.J. Vol. eds. N. Y.: Wiley, 1983. P. 783-916.


16 Тема 14. Развитие личности

человеку, который их захватил. То же происходит и в случае домашнего насилия, когда жертва защищает своего мучителя, отказываясь подать иск против него или давать соответствующие показания1.

Комфорт, а не буфет. По мнению Боулби, именно страх незнакомого является основой привязанности. Естественно, мать дает пищу и тепло, но для формирования привязанности важнее даруемые ею чувства безопасно­сти, комфорта и защиты.

Данные известного исследования, проведенного Харри Харлоу (19051981), подтверждают точку зрения Боулби. Харлоу растил новорож­денных макак-резусов без участия матери. Каждая обезьянка жила в клет­ке, где находились два устройства, имитирующих мать. Одна из моделей была сделана из проволоки, другая — из мягкой махровой ткани. Прово­лочная «мама» была снабжена соской, через которую подавалось молоко, а у мягкой «мамы» такого приспособления не было. Несмотря на это, обезь­янки проводили гораздо больше времени с мягкой моделью, чем с про­волочной. Разница особенно бросалась в глаза, когда маленькие резусы бы­вали напуганы. Если в клетку запускали механическую игрушку и та с лязганьем приближалась к обезьянке, обезьянка, не раздумывая, бросалась к мягкой «маме» и крепко хваталась за нее всеми четырьмя лапами. Мах­ровая модель была сделана таким образом, чтобы за нее можно было схва­титься, и именно она давала обезьянкам то, что Харлоу назвал «комфортом от контакта» <...>. В то лее время обезьянки никогда не искали утешения у проволочной «мамы», хотя она и была для них источником пищи: ре­зультат, который прямо противоположен концепции «буфетной теории»2.

Следовательно, эти макаки любили свою маму (настоящую или мах­ровую) не за то, что она их кормит, а за то, что с ней комфортно. В приро­де маленькие макаки хватаются за шерсть матери и прижимаются к ней при малейшей тревоге; в эксперименте Харлоу махровая ткань, безуслов­но, больше напоминала мех, чем проволока.

Важна ли в такой же степени комфортность от контакта для чело­веческих младенцев, пока не ясно, но, скорее всего, она играет определен­ную роль. Напуганные дети бегут к маме и крепко обнимают ее точно так же, как юные макаки <...>. У младенцев даже есть такие же рефлексы хватания и прижимания, как у обезьянок, хотя их мамы не обладают ме­хом, за который можно было бы ухватиться. Дети предпочитают прият­ные на ощупь мягкие игрушки, например, плюшевых мишек, и когда они чем-то напуганы, то крепко сжимают их в объятиях. Можно ли считать эти игрушки человеческим аналогом «мягкой мамы» из эксперимента

1 См.: Auerbach S.M., Klesler D.J., Strentz Т., Schmidt JA. and others. Interpersonal
impacts and adjustment to the stress of simulated captivity: An empirical test of the Stockholm
syndrome // J. of Soc. and Clin. Psychology. 1994. 13. P. 207-221; Graham D.L., Row
lings E.I., Ridsby R.K.
Loving to survive: Sexual terror, men's violence and women's lives.
N. Y.: N. Y. Univ. Press, 1994.

2 См.: Harlow H.F. The nature of love // Amer. Psychologist. 1958. 13. P. 673-685.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 17

Харлоу? Возможно, да, но уж конечно не из-за того, что они напоминают ребенку материнскую грудь или бутылочку с молоком.

Импринтинг и привязанность

Похоже, маленькие обезьяны запрограммированы на поиск знакомых объектов. Подобное программирование можно встретить и у представите­лей других видов. Рассмотрим феномен импринтинга у птиц, подробно изученный австрийским этологом Конрадом Лоренцем. Импринтинг — это разновидность обучения, которое происходит в онтогенезе очень рано и является у птиц основой формирования привязанности к матери.

Как только утенок начинает ходить (приблизительно через 12 часов после того, как вылупится), он следует за любым движущимся стимулом. После того как он проследовал за этим объектом около 10 минут, привя­занность сформирована. Импринтинг свершился, и теперь птица будет про­должать следовать за этим объектом, демонстрировать недовольство, если ее с ним разлучат, и стремиться к нему, когда она напугана. В природе пер­вым движущимся стимулом, который видит утенок, является его мать. В этом случае привязанность формируется нормально. Но привязанность может быть сформирована и к любому другому объекту — случайно или в результате намеренных действий экспериментатора. (Ситуация напоми­нает колдовство в волшебных сказках, где ведьма говорит: «Ты влюбишь­ся в первого же мужчину, которого встретишь завтра». Если заколдован­ной девушке повезет, то это будет прекрасный принц. Однако иногда судь­ба не столь благосклонна к ней.)

В экспериментах утятам показывали игрушечную утку на колеси­ках; прямоугольник, движущийся взад-вперед за стеклянной дверью; и даже ноги Конрада Лоренца, обутые в сапоги <...>. Во всех случаях ре­зультат был одним и тем же. У утят формировался импринтинг на иг­рушечную утку, прямоугольник или Лоренца; они следовали за ним как за мамой-уткой и жалобно крякали, когда его не было рядом1.

Механизм импринтинга проявляется в определенный период жиз­ни животного. У утят этот период составляет около 2-х дней и макси­мальная восприимчивость (сенситивность) проявляется через 15 часов после появления на свет2. По окончании этого периода импринтинг сфор­мировать уже сложнее (рис. 1). На протяжении многих лет исследовате­ли называли его критическим периодом импринтинга. Современные ученые предпочитают термин сенситивный период, чтобы подчеркнуть тот факт, что даже по окончании этого периода импринтинг по-прежне­му возможен, хотя и не с такой легкостью. <...>

1 См.: Hess Е.Н. Imprinting // Science. 1959. 130. P. 133-141; Hess E.H. Imprinting:
Early experience and the developmental psychobiology of attachment. N. Y.: Van Nostrand, 1973.

2 См.: Hess E.H. Imprinting // Science. 1959. 130. P. 133-141.

:! ак. 1664



Тема 14. Развитие личности


 
 
 
12 1S 18 Возраст, часы
29 38
Рис. 1. Импринтинг и сенситивный период Кривая показывает взаимосвязь между интенсивностью импринтинга и возрастом, в котором утятам была впервые предъяв­лена движущаяся модель. Интенсивность импринтинга определяется количеством испытаний, в которых утята следовали за моделью, по отношению ко всем проведен­ным испытаниям2

Существует ли импринтинг у людей? Анализируя открытия, сделанные в экспериментах над животными, некоторые исследо­ватели задавались вопросом, нет ли и у детей такого же сенситив­ного периода сразу после рожде­ния, на протяжении которого у них бы формировалась привязан­ность к матери1. В таком случае обычай отделять новорожденных от матерей в родильных домах и передавать их на попечение няни (что раньше происходило со все­ми, а теперь делается только для недоношенных детей и других детей из «группы риска») может оказаться пагубным. Однако это предположение не подтвердилось: исследования, в которых срав­нивались дети, имевшие контакт с матерью сразу после рождения, и те, которые его не имели (из-за осложнений у матери или у са­мого ребенка), не доказали существования сенситивного периода у ново­рожденных. Напротив, было показано, что нормальная привязанность мо­жет сформироваться и позже3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.