Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темп речи и заикание






Закрепление активного поведения и свободного общения детей.

Задачи: содействовать дальнейшему раскрытию и закрепле­нию организаторских качеств у детей, активного, творческого начала, дальнейшее воспитание умения анализировать поведе­ние товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление, уме­ния самостоятельно организовывать и проводить игры с рече­вым материалом любой сложности.

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.

Ю. И. Кузьмин

Темп речи и заикание

Сведения, накопленные в последние годы, позволяют четко определить основные типы исследований, необходимых для раз­работки теории заикания, действительно полезной для решения практических задач. Совершенно очевидно, что основное вни­мание должно быть сосредоточено на исследовании особеннос­тей самого процесса речи при заикании и на исследовании всех тех факторов, которые вызывают изменения этого процесса. Бо­лее конкретно надобности теории и практики требуют разработ­ки следующих вопросов.

Во-первых, необходимы более подробные данные о характере самих проявлений заикания — о типах судорожных запинок, об их распределении в потоке речи, о сочетаемости различных на­рушений плавности речи у конкретных больных. Такие сведения необходимы, с одной стороны, для выяснения причин наблюда­ющихся дискоординаций и, следовательно, для разработки более рациональных методов их устранения. С другой стороны; такие данные позволили бы решить вопрос о целесообразности выде­ления различных форм заикания, которые, возможно, требуют различных реабилитационных мероприятий.

Во-вторых, необходимы данные об особенностях речи заика­ющихся, когда они не делают запинок. Сюда относятся особен­ности темпа речи, мелодические е изменения и т.п. Анализ ди­намики таких показателей позволяет судить как о причине имеющихся нарушений, так и о тех факторах, которые способ­ствуют компенсации дефекта.

В-третьих, необходимы сведения о том, какие фонетические и синтаксические особенности речевого материала способству­ют ухудшению речи больных (повышают вероятность возник­новения запинок). Эти данные полезны прежде всего для выяс­нения механизмов заикания. Вместе с тем они необходимы для отбора и составления текстов, предназначенных для логопеди­ческих занятий и для диагностического тестирования больных.

В-четвертых, ' необходим более подробный анализ всех тех ус­ловий, которые способствуют нормализации речи больных, — влияния маскировки, задержанной обратной связи, ритмичес­кой стимуляции и т. п.

В пределах этой более широкой программы особого внима­ния заслуживают эффекты, связанные с особенностями темпа речи заикающихся. Известно, что изменения темпа сопутствуют процессу коррекционной работы. Определенное замедление темпа

наблюдается также у больных при пении, при применении за­держанной обратной связи и при ряде других условий, при кото­рых речь больных становится более плавной. Возникает вопрос, не является ли некоторое замедление темпа необходимым усло­вием нормализации речи этих больных и основной причиной улучшения их речи как в перечисленных особых условиях, так и в результате коррекционной работы. Некоторые авторы придер­живаются, видимо, такой точки зрения, поскольку применяют отработку темпа в качестве основного элемента коррекционной работы. Однако вопрос о темпе речи при заикании остается не­достаточно исследованным, в силу чего какие-либо рекоменда­ции в этом плане остаются весьма проблематичными.

Исходя из этого, ставилась задача получить количественные данные о темпе речи заикающихся как в начале, так и в конце проведенного курса лечения. Второй целью являлось получение данных об изменении темпа речи у заикающихся при примене­нии задержанной акустической обратной связи («отставленной речи»), а также выяснение вопроса, при каких значениях задер­жки и при каких темпах речи наблюдается максимальное улуч­шение плавности речи больных.

Исследование показывает, что темп многих больных оказыва­ется замедленным уже при поступлении в клинику) После про­веденного лечения темп речи тех больных, у которых он был не слишком медленным, дополнительно замедляется. При этом об­наруживается довольно четкая тенденция приближаться к сред­нему темпу (с учетом длительности пауз примерно в 2 раза) бо­лее медленному, чем у здоровых лиц. Существенно, что больные, для которых соответствующий темп был характерен уже при по­ступлении, сохраняют среднюю скорость чтения текста, несмот­ря на устранение значительного количества запинок. Заслужива­ет внимания также то обстоятельство, что замедление среднего темпа (средней скорости чтения текста) связано с увеличением длительности как самих фраз, так и пауз между ними. Как было показано, у большинства больных удлинение пауз оказывается даже более выраженным.

Эти данные показывают, что замедление скорости речи явля­ется скорее всего необходимым условием правильного и плавного произношения. Однако возникает вопрос о механизмах влияния этого фактора. С одной стороны, существует мнение, что норма­лизация речи больных при замедлении темпа связана с замедле­нием процесса артикуляции, и прежде всего с относительным уд­линением вокализованных участков речи. Можно усмотреть две причины, в силу которых удлинение вокализованных участков может приводить к устранению некоторых нарушений плавной

речи. Во-первых, при заикании, судя по всему, нарушаются ко-ратикуляции, обеспечивающие плавный переход от согласных к последующим гласным (Ю. И. Кузьмин, И. И. Пружан, 1976). Видимо, согласовать перемещение различных артикуляторов зна­чительно проще, когда темп речи замедлен и эти переходные участки растянуты. Во-вторых, многие авторы связывают заи­кание с дискоординацией между активностью голосового ап­парата и движениями периферических артикуляторов. Подоб­ные идеи, как известно, высказывались еще в прошлом веке (А. Куссмауль, 1879). Видно, при достаточно медленном темпе речи рассогласование такого рода может корригироваться на основании сведений, поступающих по слуховому и проприо-цептивному каналам связи.

Однако все эти предположения представляются правдоподоб­ными лишь в том случае, если основной причиной заикания яв­ляется нарушение процесса артикуляции как такового. Действи­тельно, только в этом случае скорость осуществления моторных движений может иметь значение сама к себе. Однако, для заика­ющихся имеет значение не только скорость артикуляции, но и частота и длительность пауз. Можно предположить, что запол­ненная паузами и более быстрая речь может быть такой же плав­ной, как и более медленная. Если это так, возникновение запи­нок может быть связано не с дискоординацией в пределах самого исполнительного речеобразующего аппарата, а с рассогласовани­ем взаимодействия процессов артикуляции с работой системы, осуществляющих синтез высказываний. К сожалению, в настоя­щее время о характере взаимодействия между этими системами ничего не известно. Правда, некоторые исследователи предпола­гают, что паузы в речи необходимы для осуществления планиро­вания высказываний, но этот процесс считается как будто бы не­зависимым от периферического артикуляторного процесса.

Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений. — Л., 1983. — С. 104—116.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.