Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циркуляция элит*1916






 

2026. Социальные элиты и их циркуляция.

Предположим, что мы начинаем с теоретического определения вещи, которая является предметом нашего анализа. Мы как можно точнее попытаемся определить ее, а затем перейдем к рассмотрению соображений о ее практической значимости в первом приближении. Давайте на время откажемся от оценочных суждений по поводу характера различных индивидуальных черт: хорошие – плохие, полезные – вредные, заслуживающие похвалы – достойные порицания, и сосредоточимся на степени их выраженности. Иными словами, на том, является ли данная черта слегка выраженной, средне выраженной или ярко выраженной. Точнее говоря – на индексе, который может быть присвоен каждому индивиду в связи со степенью или интенсивностью выраженности у него той черты, которая нас интересует.

2027. Допустим, что в каждой области человеческой деятельности индивиду присваивается индекс, служащий оценкой его способностей, подобно тому, как выставляются оценки по результатам различных экзаменов в школе. Наиболее успешному адвокату, например, дается индекс 10. Тому, кто тщится заполучить хотя бы одного клиента – индекс 1, резервируя 0 для полного идиота в своей профессии. Человеку, который заработал миллионы – неважно, честным или бесчестным путем – мы дадим индекс 10, зарабатывающему тысячи – индекс 6, тому, кто еле-еле избежал работного дома – 1, приберегая 0 для того, кто там оказался. Женщинам «в политике», таким как Аспазии у Перикла, Ментенон у Людовика ХIV, мадам Помпадур у Людовика ХV, т.е. тем, кто сумел вскружить голову государственному мужу и сыграть роль в его карьере, мы присваиваем несколько более высокий индекс, например 8 или 9. Продажным же женщинам, которые удовлетворяют лишь чувственность такого человека, не оказывая никакого влияния на государственные дела, мы даем индекс 0. Ловкому мошеннику, который знает, как надувать людей, и при этом избегает уголовного наказания, мы дадим 8, 9 или 10 - в зависимости от числа ощипанных им гусей и количества денег, которые он смог при этом у них вытянуть. Мелкому воришке, который стащил серебряный прибор в ресторане и попал прямо в руки полицейского, мы присвоим индекс 1. У поэта уровня Кардуччи будет индекс 8 или 9 в зависимости от наших вкусов. Рифмоплет, который своими сонетами обращает людей в бегство, заслуживает индекса 0. Шахматистам мы можем присвоить весьма точные индексы в соответствии с тем, какие матчи и сколько именно они выиграли. И так далее для всех областей человеческой деятельности.

2028. Напоминаем, что мы говорим о реальном положении вещей, а не о потенциальных возможностях. Если на экзамене по английскому языку ученик говорит: «Я мог бы знать английский очень хорошо, если бы захотел. Но я его совсем не знаю, потому, что у меня не было нужды его изучать», то экзаменатор на это может ответить: «Меня не интересует ваше оправдание. Оценка, которую вы заслуживаете, -0». Если подобным же образом кто-то скажет: «Такой-то и такой-то не занимается кражами не потому, что он не умеет, а потому, что он – джентльмен», мы ответим: «Очень хорошо, мы восхищаемся его самообладанием, но как вору мы ему ставим оценку 0».

2029. Есть немало людей, которые поклоняются Наполеону Бонапарту как богу. Есть люди, которые ненавидят его как презреннейшего из преступников. Кто из них прав? Мы не беремся отвечать на этот вопрос не потому, что у нас нет мнения на этот счет. Каким бы ни был Наполеон человеком – плохим или хорошим – он явно не был идиотом или человеком со средними способностями, как миллионы других. У него были выдающиеся способности, и этого для нас достаточно, чтобы присвоить ему высший индекс, безотносительно к возможным суждениям по поводу этической стороны его качеств или их общественной полезности.

2030. Короче, в данном случае мы прибегаем к научному анализу, который обычно подразумевает отделение одной проблемы от другой и изучение каждой из них независимо друг от друга…

2031. Давайте сгруппируем в один класс людей, которые имеют наибольшие индексы в их области деятельности, и назовем его элитой.

2032. В специфических целях нашего исследования, а именно для изучения социального равновесия, нам будет полезно далее разделить этот класс на два подкласса: правящую элиту, включающую в себя индивидов, которые прямо или косвенно играют более или менее значительную роль в управлении, и не правящую элиту, включающую в себя всех остальных.[76]

2033. Чемпион по шахматам, разумеется, входит в элиту, но не менее очевидно и то, что его шахматное дарование еще не открывает ему двери для политического влияния, и, если он не обладает другими качествами, необходимыми для этого, он не является членом правящей элиты. Возлюбленные абсолютных монархов часто входили в число элиты либо благодаря своей красоте, либо благодаря интеллектуальным качествам, однако лишь некоторые из них, которые обладали дополнительными талантами, необходимыми для участия в политике, сыграли в ней известную роль.

2034. Таким образом, население делится на две страты: 1) низшая страта, не элита, возможное влияние которой на сферу управления нас в данный момент не интересует, и 2) высшая страта, элита, которая делится на две категории: а) правящая элита и б) не правящая элита.

2035. В действительности не существует процедур, посредством которых каждый человек соотносится со своим местом в этих различных классах. Данный недостаток преодолевается с помощью других средств, с помощью различного рода названий-ярлыков, которые, кроме прочего, служат и этой конкретной цели. Эти ярлыки создают правило даже в том случае, когда существует процедура проверки. Название «юрист» дается человеку, который, как предполагается, должен знать что-либо о законах, и часто действительно знает, хотя среди юристов иногда встречаются и полные невежды. Подобным же образом правящая элита включает в себя индивидов, которые носят ярлыки, соответствующие политическим позициям определенного уровня – министров, сенаторов, депутатов, главных судей, генералов, полковников и т.д. Исключение составляют те, кто проник в эту компанию избранных, не обладая качествами, соответствующими носимым ярлыкам.

2036. Исключения в этой категории более многочисленны, чем исключения среди юристов, врачей, инженеров, миллионеров (которые сами сделали свое состояние), выдающихся художников и т.д., поскольку, среди прочего, в этих последних сферах деятельности ярлык завоевывается непосредственно самим индивидом, в то время как среди элиты некоторые ярлыки – например ярлык богатства – являются наследственными. В прежние времена ярлыки правящей элиты также были наследственными, в наши же дни вряд ли какой-либо иной ярлык, кроме ярлыка короля, имеет статус наследственного. Но если прямое наследование ушло в прошлое, то косвенное наследование по-прежнему сохраняет свои возможности. Если индивид унаследовал значительную недвижимость или капитал, он в определенных странах может легко получить статус сенатора или быть избранным в парламент, либо просто скупив голоса, либо прельстив избирателей своей позицией демократа из демократов, социалиста или анархиста. Богатство, семья и социальные связи также помогают во многих других случаях добиться ярлыка принадлежности к элите вообще и к правящей элите, в частности, людям, которые без этого не имеют никаких оснований для подобных притязаний

2037. В обществах, где социальной единицей является семья, из ярлыка, который носит глава семьи, пользу извлекают все ее остальные члены. В древнем Риме человек, который становился императором, обычно раздвигал рамки своей свободы до пределов высшего класса и часто – фактически до пределов правящей элиты. Поэтому, где больше, где меньше, свободные граждане, принимавшие участие в управлении Римским государством, обладали качествами (хорошими или плохими), которые оправдывали ярлыки, полученные ими от щедрот императора. В наших обществах социальной единицей является индивид, однако место, которое он занимает в обществе, также приносит пользу его жене, детям, знакомым, друзьям.

2038. Если бы все эти отклонения от нормы были малозначимыми, ими можно было бы пренебречь, как очевидно не принимаются во внимание отклонения в тех случаях, когда для профессиональной практической деятельности требуется диплом. Каждому известно, что есть люди, недостойные своего диплома, но опыт показывает, что в целом на эти исключения можно закрыть глаза.

2039. Можно, далее, пренебречь, по крайней мере, с некоторых точек зрения, отклонениями, если они более или менее постоянны в количественном отношении, т.е. в том случае, если изменения пропорции между общей численностью класса и числом его представителей, которые носят ярлык, не обладая для этого соответствующими способностями, являются несущественными.

2040. В действительности реальные случаи, которые необходимо принимать во внимание применительно к нашим обществам, отличаются от двух, приведенных выше. Отклонения не столь уж малочисленны, чтобы ими можно было пренебречь. И, далее, их число непостоянно, и данные колебания вызывают ситуации, которые существенным образом сказываются на социальном равновесии. Следовательно, нам нужно их рассмотреть специально.

2041. Более того, должен быть рассмотрен способ, с помощью которого различные группы населения смешиваются между собой. Перемещаясь из одной группы в другую, индивид, как правило, привносит с собой определенные наклонности, чувства, установки, которые у него сформировались в прежней группе, и это обстоятельство нельзя игнорировать.

2042. Применительно к этому смешиванию, в особенности к тому случаю, когда только две группы – элита и не элита взаимодействуют между собой, применяется термин «циркуляция элит» [или более общий термин – «классовая циркуляция»].

2043. В заключение мы должны обратить особое внимание на: 1) в случае с отдельной группой – на соотношение общей численности группы и числа индивидов, которые, номинально являясь членами группы, не обладают качествами, необходимыми для эффективного членства, и 2) в случае с разными группами – на способы, с помощью которых происходит переход из одной группы в другую, и на интенсивность этих переходов, т.е., так сказать, скорость циркуляции.

2051. Высшая страта общества – элита – номинально включает в себя определенные группы людей, которым не всегда возможно дать точное определение и которые называются аристократиями. Встречаются случаи, когда большинство индивидов, принадлежащих к таким аристократиям, действительно обладают качествами, необходимыми для нахождения в таких группах. И опять же бывают случаи, когда значительное число индивидов, составляющих класс, не обладают подобными качествами. Такие люди могут занимать более или менее важные позиции в правящей элите, так и могут быть исключены из нее…

2052. Вначале военные, религиозные и коммерческие аристократии и плутократии – за редкими исключениями, которыми можно пренебречь, - составляли части правящей элиты или даже всю ее целиком. Воин-победитель, процветающий торговец, богатый плутократ – вот представители таких групп. Каждый из них в своей области деятельности превосходил среднего индивида. В тех условиях ярлык соответствовал реальным способностям. Однако со временем появляются значительные, иногда очень значительные расхождения между способностями и ярлыком. С другой стороны, некоторые аристократии, игравшие выдающуюся роль в поднимающейся элите, заканчивали свое существование в качестве незначительного ее элемента. Это особенно часто случалось с военной аристократией.

2053. Аристократии недолговечны. Какими бы ни были причины, неоспоримым является тот факт, что через определенный промежуток времени аристократии исчезают. История – это кладбище аристократий. Афинский «народ» был аристократией в сравнении с другой частью населения – метеками-иностранцами и рабами. Он исчез, не оставив каких-либо преемников. Различные аристократии Рима также в свое время уходили в небытие. То же самое случалось с аристократиями варваров. Где сейчас во Франции потомки франкских завоевателей? Генеалогические данные английской знати тщательно фиксировались, и они свидетельствуют, что сохранилось очень немного семейств, своими корнями восходящих к соратникам Вильгельма Завоевателя. Остальные исчезли. В Германии сегодняшняя аристократия в значительной степени состоит из потомков вассалов сеньоров прошлого. Население европейских стран необычайно возросло в течение последних веков. Это столь же очевидно, как и то, что аристократии не выросли в таких же пропорциях.

2054. Аристократии уменьшаются не только по количеству. Они увядают также качественно, в том смысле, что они теряют энергетику, что снижаются пропорции тех остатков, которые позволили им завоевать власть и удерживать ее. Правящий класс воссоздается не только количественно, но и – что более важно – качественно: с помощью выходцев из семей, принадлежащих к низшим классам. Эти представители привносят с собой силу и набор качеств, необходимых для нахождения у власти. Правящий класс воссоздается также за счет исключения из своих рядов наиболее выродившихся членов.

2055. Если одно из этих движений прекращается или – что еще хуже – прекращаются оба, правящий класс разрушается до основания и часто тащит вместе с собой всю нацию. Потенциальной причиной нарушения равновесия является накопление выдающихся элементов в низших классах и, напротив, вырождающихся элементов в высших классах…

2056. Благодаря классовой циркуляции правящая элита всегда пребывает в состоянии медленной и постоянной трансформации. Это напоминает течение реки, которая сегодня иная в сравнении с тем, какой она была вчера. Время от времени происходит неожиданное и резкое нарушение порядка вещей. Случается потоп - река выходит из берегов. Затем новая правящая элита возобновляет процесс медленной трансформации. Уровень воды спадает, и река опять течет по своему обычному руслу.

2057. Революции являются результатом накоплений в высших стратах обществ вырождающихся элементов. Это происходит либо из-за замедления классовой циркуляции, либо в силу других причин, когда эти страты более не обладают качествами-остатками (residues), необходимыми для пребывания у власти, а также уклоняются от применения силы. В то же время в низших стратах общества на первый план выходят элементы, которые обладают выдающимися качествами-остатками (residues), подходящими для осуществления функций управления, и достаточно ясно выраженным желанием использовать силу.

2058. В целом в революциях представители низших страт возглавляются лидерами из высших страт, поскольку последние обладают интеллектуальными качествами, необходимыми для разработки тактики, и в то же время у них отсутствуют бойцовские качества, которые привносятся выходцами из низших страт.

2059. Насильственные движения происходят порывами, поэтому между причинами и следствиями имеется временной зазор. После того, как правящий класс или нация в течение длительного времени силой поддерживали свою власть, накопив при этом огромное богатство, они могут существовать еще какое-то время без применения силы. Они просто покупают своих противников не только с помощью золота, но и с помощью привилегий почета и уважения, которыми они сами прежде пользовались и которые составляют своего рода капитал. На первых стадиях упадка власть поддерживается путем сделок и уступок таким образом, что люди пребывают в иллюзии, что эта политика будет длиться бесконечно. Так, увядающая Римская империя получила мир от варваров в обмен на деньги и почести. Точно так же Людовик ХVI во Франции, промотав в течение короткого времени наследство любви, уважения и почти религиозного преклонения перед монархией со стороны народа, смог путем бесконечных уступок стать королем Революции. Так и английской аристократии удалось продлить свой срок правления во второй половине XIX века вплоть до начала ее упадка, которое ознаменовалось принятием «Билля о Парламенте» в первые годы века XX.

Талкотт Парсонс (1902-1979) – создатель теории социального действия и социальных систем, основатель структурно-функционального анализа, едва ли не самый влиятельный американский социолог ХХ столетия. Он сумел схватить суть системного ответа американского общества на общий кризис начала 30-х годов: эволюции от кризиса к новому порядку, а через него - к новому, постиндустриальному качеству; эволюции, осуществленной благодаря регулируемому формированию социетального сообщества. Основными вехами понимания социального смысла этой эволюции и влияния на нее стали монографии Т.Парсонса: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (1961), «Система современных обществ» (1970).

Последняя из названных работ достаточно популярно подытоживает вклад Т.Парсонса в социологию. Она открывается изложением основ его теории – «теоретических ориентиров». Исходная теоретическая ориентация состоит в том, что система социального действия включает в себя четыре типа подсистем: социальную, культурную, личностную, поведенческую. Ниже приведен, с сокращениями, подраздел первой главы, в котором Т.Парсонс резюмировал свое понимание общества как такой социальной системы, которая обладает наивысшей степенью самодостаточности. Важнейшим условием самодостаточности является соответствие между возникающими социальными институтами, с одной стороны, и ценностями, которые разделяются членами общества, с другой. Если же подавляющее большинство членов общества испытывает отчуждение от его ценностей и/или институтов, то оно перестает быть самодостаточным.

В последующих разделах Хрестоматии приведен еще ряд фрагментов из произведений Т.Парсонса, представляющих различные аспекты его концепции.

В России знакомство с сочинениями Парсонса началось в первой половине 60-х годов. В качестве главы Комитета американской социологической ассоциации Парсонс приезжал в СССР в 1962 г. (был в Москве, Ленинграде, Киеве) и еще несколько раз до 1968 г.

Концепция Т.Парсонса имела немало оппонентов, особенно активизировавшихся в 70-80-е годы. Они упрекали ее в консерватизме и выдвигали на первый план антисистемный характер активности современной личности. По сути, эти упреки были адресованы не столько Парсонсу, сколько его эпохе – модерну, уступающему место постмодерну.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.