Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Желания в их отношении к видам деятельности. 1889






Число человеческих потребностей и желаний бесконечно и виды их весьма многообразны. Человек, не прошедший через горнило цивилизации, по сути, немногим отличается от животного, однако каждый его шаг по пути цивилизации приводит к возрастанию потребностей и расширению набора способов их удовлетворения. Поскольку как животное, так и первобытный человек довольствуются случайным куском, проблема выбора как такового перед ними не стоит. Однако чем более развитым становится человек и его мозг, чем больше его животные страсти оказываются связанными с сознательной деятельностью, тем более утонченными и разнообразными становятся его потребности. Задолго до того, как он сознательно сбросил с себя ярмо привычки, человек даже в мельчайших деталях своей жизни желал перемен ради перемен. Первым решительным шагом в этом направлении стало искусство добывания огня: постепенно человек приучался к пище и напиткам, приготовленным самыми разными способами. Однообразие начинает раздражать его и он воспринимает как трагедию ситуацию, когда приходится есть одно или два блюда в течение длительного времени.

Когда у человека появляется достаток, его пища и напитки становятся более разнообразными и дорогими, но аппетит его далеко не безграничен. Поэтому, если он и тратит на еду чрезмерно много денег, то это объясняется чаще соображениями гостеприимства и хлебосольства, нежели желанием удовлетворить чувство голода.

Все это заставляет нас присоединиться к высказыванию Сеньора[55]: «Какой бы сильной ни была жажда разнообразия, она все же слабее желания быть отличным от других – страсти, которой, если принять во внимание ее универсальность и постоянство, подвержены люди во все времена. Она появляется у нас с колыбели и преследует до смертного одра и поэтому может быть названа самой сильной из человеческих страстей». Эта великая полуправда хорошо прослеживается на примере сравнения стремления к разнообразию в еде и одежде.

Нужда в одежде возникла под влиянием природных факторов, поэтому способы ее удовлетворения зависят, прежде всего, от климатической зоны и времени года и, в меньшей степени, от характера занятий человека. Но в одежде социальные требования к ней перевешивают природную нужду. Так, на ранних этапах развития цивилизации формальные предписания, определявшиеся Законом и Обычаем, жестко диктовали представителям той или иной касты или цеха стиль одежды и ее стоимость, превышать которую не допускалось. Отдельные рудименты этих быстро исчезающих стандартов сохраняются и по сей день. В Шотландии, например, во времена Адама Смита многим разрешалось отправляться за границу без традиционных ботинок и чулок, чего им не позволяется делать в наши дни[56]; в то же время сегодня некоторые могут обходиться без традиционных атрибутов одежды в Шотландии, но не могут делать этого в Англии. В Англии преуспевающий работник должен появляться на публике в воскресенье одетым в сюртук – а в отдельных частях страны – и в шелковый цилиндр, хотя эти атрибуты еще некоторое время назад сделали бы его предметом насмешек. В социальных низах наблюдается постоянное расширение границ предписываемого как с точки зрения разнообразия, так и с позиций оценки стоимости того, что соответствует обычаю в качестве минимума, и того, что допускается в качестве максимума. Стремление отличаться от других в своей одежде распространяется во всех низших классах английского общества.

Однако в высших слоях, хотя женские туалеты продолжают оставаться разнообразным и дорогостоящими, мужской костюм стал простым и недорогим в сравнении с тем, что было не так давно в Европе и остается по сей день на Востоке. Это происходит потому, что те мужчины, которые представляют ценность в силу своих личных качеств и тем выделяются, не хотят привлекать к себе внимания одеждой. Именно они стали законодателями новой моды.[57]

Дом служит для удовлетворения насущной потребности в укрытии, однако сама эта потребность отходит на второй план, когда речь заходит о социальных требованиях к жилищу. Небольшая, крепко построенная хижина является прекрасным убежищем, однако духота, неизбежная грязь, недостаток уюта, равно как невозможность соблюдать нормы приличия – теневые стороны подобного жилища. Имеется в виду не столько физический дискомфорт, сколько то, что такое жилище тормозит развитие способностей, ограничивает активность высшего порядка. По мере возрастания этой активности потребность в большей жилой площади становится все более насущной.[58]

Итак, даже у представителей низших социальных слоев появляется потребность в относительно просторном и хорошо обставленном доме как, с одной стороны, необходимом условии нормальной жизни, так, с другой стороны, общепринятом и очевидном способе заявить о своих материальных притязаниях на социальные отличия. Да и среди представителей высших страт, у которых уже имеется жилье, достаточное для проявления развитых форм активности их самих и их семей, наблюдается стремление к практически безграничному расширению жилого пространства.

Здесь мы вновь сталкиваемся с желанием и стремлением к развитию новых форм деятельности, пронизывающим все страты общества. Это приводит не только к приобщению к науке, литературе и искусству ради них самих, но и к быстрому возрастанию спроса на труд тех, кто занимается этими видами деятельности профессионально. В этом заключается одна из наиболее заметных характеристик нашей эпохи. То же самое можно сказать о возрастающем интересе к таким развлечениям, как спортивные игры и путешествия, которые скорее способствуют развитию новых форм активности, нежели удовлетворению каких-либо чувственных потребностей.[59]

Действительно, стремление к совершенству ради совершенства почти столь же широко распространено, как и желание более низкого уровня – стремление к отличию. Последнее может проявляться как в амбиционных чаяниях великих, что их имя не будет сходить с уст людей в самых отдаленных странах в самом отдаленном будущем, так и в надежде провинциальной кокетки, что надетый ею на Пасху новый бантик не останется незамеченным соседями. Таким образом, стремление к совершенству ради совершенства распространяется по ступеням от Ньютона или Страдивари, получавшего наслаждение от искусно сделанной скрипки, отзывающейся на малейшее движение смычка, до простого рыбака, который, даже когда его никто не видит, неспешно наслаждается своим рыбацким умением. Желания подобного рода оказывают огромное влияние на возникновение Предложения выдающихся способностей и великих изобретений, равно как и на появление Спроса на них. Это происходит потому, что спрос на услуги высококвалифицированного профессионала, так же как на шедевры, изготовленные руками мастера, проистекает в значительной степени из восторга, который испытывают люди, тренируя и развивая свои способности с помощью искусно сделанных инструментов.

Рассматривая этот вопрос в более широком плане, следует сказать, что, если на ранних стадиях развития человека в первую очередь его нужды приводят к возникновению определенных видов деятельности, то далее каждый последующий шаг по пути цивилизации следует рассматривать как усложнение форм деятельности. Эти усложненные формы деятельности вызывают новые потребности.

Мы увидим это еще яснее, если рассмотрим не комфортные условия жизни стран, где постоянно развиваются новые виды деятельности, а ситуацию в Вест-Индии[60], где обретшие свободу и доступ к природным богатствам негры используют их не для развития новых потребностей, а для ведения вечно праздного образа жизни. Или бросим взгляд на ту, быстро уменьшающуюся, часть рабочего класса Англии, которая лишает себя возможности испытать чувство гордости и наслаждения от процесса развития способностей и тратит на выпивку все, что остается от зарплаты после удовлетворения скудных нужд.

Таким образом, неверно, что «теория потребностей является научной основой экономики». Наиболее интересные идеи теории Науки о потребностях заимствованы главным образом из Науки об усилиях и действиях. Эти две теории дополняют друг друга; каждая из них будет неполной без другой. Но если одна из них и станет претендовать на исчерпывающее объяснение истории человечества либо под экономическим углом зрения, либо под каким-то иным, то это будет теория деятельности, а не теория потребностей. Мак Куллох[61], рассматривая проблему «прогрессирующего характера природы человека», так объяснил истинное соотношение между этими теориями: «Акт удовлетворения нужды или желания – это лишь шаг на пути к возникновению новой потребности, подразумевающий поиск способов ее удовлетворения. На каждой стадии развития человек обречен изыскивать или изобретать способы удовлетворения все новых и новых потребностей: как только одно начинание успешно завершается, человек со свежими силами приступает к другому».

Из этого следует, что обсуждение проблемы спроса на данном этапе нашего исследования может носить сугубо элементарный и формальный характер. Проблема потребления должна быть рассмотрена лишь после того, как будут изложены основы экономического анализа и, хотя истоки проблемы находятся в плоскости экономической теории, выводы можно сделать, лишь выйдя далеко за пределы этой теории.

 

Альфред Маршалл. Ниже впервые на русском языке приведена еще одна глава его основной работы «Принципы экономической науки».Нетрудно заметить, что рассматриваемый в ней круг проблем перекликается с проблемами управления бизнесом в современной России. УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ*1889

Бизнес можно рассматривать как обеспечение необходимых предпосылок для удовлетворения потребностей других в расчете на вознаграждение, прямое или косвенное, со стороны тех, чьи потребности удовлетворяются. Таким образом, бизнес существенно отличается как от процесса самостоятельного удовлетворения наших потребностей, так и от услуг, оказываемых по доброй воле близким в силу семейной привязанности или желания улучшить благосостояние окружающих. Управление бизнесом или предпринимательство всегда осуществлялось во множестве различных форм, но никогда раньше число и разнообразие их не было таким, как в современной Англии[62], где наряду с реликтовыми формами, которые когда-либо имели место, постоянно развиваются новые.

Примитивный ремесленник сам управлялся со своим бизнесом, и, поскольку покупателями товаров были, за редким исключением, его ближайшие соседи, поскольку ему требовался для ведения дела небольшой капитал, поскольку производственный план определялся традицией, поскольку ему не требовалось наблюдать за работой вне дома, постольку решаемые задачи не предполагали особо больших умственных усилий. Для него не была характерна ситуация устойчивого процветания. Войны и скудость ресурсов постоянно довлели над ним и его соседями, мешая его труду и ограничивая спрос на его товар. Но он был склонен воспринимать превратности судьбы как нечто такое, что от него не зависит, как не зависели от него восход солнца или дождь; его руки были постоянно заняты работой, в то время как его мозг редко перегружался.

Даже в современной Англии то тут, то там встречаются сельские мастеровые, которые, придерживаясь примитивных способов труда, изготавливают на собственные средства вещи для продажи соседям, самостоятельно ведут свой бизнес и несут все его издержки. Однако таких случаев немного; самые же поразительные примеры приверженности старомодным методам управления бизнесом касаются профессий, требующих высокой квалификации, как, например, врач или поверенный, которые, как правило, сочетают в одном лице и бизнесмена, и профессионала. Такой способ управления не лишен недостатков: много драгоценного времени профессионалов высокого класса тратится впустую либо с минимальной пользой, так как они не обладают умением устанавливать деловые связи. Их труд оплачивался бы лучше, они вели бы более спокойную жизнь и принесли бы больше пользы обществу, если бы их работу организовывал некто вроде посредника. Однако в целом пусть все остается так, как оно есть: существуют веские причины для достаточно широко распространенного мнения о нежелательности вмешательства посредника в процесс оказания услуг, требующих тонкого ума и деликатности, и цель которых может быть достигнута в полной мере лишь при условии полной конфиденциальности.

Английские поверенные, однако, действуют если не как работодатели или предприниматели, то как коммивояжеры, предлагающие услуги представителей той ветви юридической профессии, которая наиболее престижна и требует наивысшего умственного напряжения. Равно как многие из лучших наставников юношества продают свои услуги не непосредственно потребителю, а руководству колледжа или школы, или старшему педагогу, который организует их покупку. Работодатель обеспечивает учителю рынок труда, а покупателю, который не всегда может судить о том, что ему на самом деле нужно, – должен предоставить некоторые гарантии качества обучения.

Это касается и представителей различных творческих профессий: какими бы выдающимися они ни были, они часто находят более выгодным нанять кого-либо для продажи продуктов их творчества, в то время как у менее удачливых само существование иногда зависит от торговцев-капиталистов, которые сами не являются художниками, но которые знают, как продать продукт творчества с наибольшей выгодой.

Однако выше мы уже видели, насколько неподходящим для большей части бизнеса является примитивный способ управления им в современном мире. Задача так организовать управление производством, чтобы каждое усилие максимально способствовало удовлетворению человеческих потребностей, весьма труднодостижима в сложных условиях современной жизни. Поэтому функция управления должна быть вычленена и передана в руки специального органа работодателей или, если использовать более современный термин, бизнесменов, которые способны к «предпринимательству» и «риску», соединяют труд и капитал, «разрабатывают» общий план производства и осуществляют детальный контроль за его реализацией. С одной стороны, бизнесмены – это высококвалифицированные специалисты производства, с другой – посредники между производителем и потребителем.

Существует категория бизнесменов, которые специализируются на определенном типе товаров, не являются работодателями в собственном смысле этого слова, но идут на большой риск и самым существенным образом влияют на уровень благосостояния как производителей, так и потребителей их товаров. Характерными примерами являются биржевые маклеры или оптовые перекупщики на товарном рынке, которые ежедневно покупают и продают огромные партии товаров, но у которых, тем не менее, нет ни собственного производства, ни оптового магазина, а имеется в лучшем случае контора с несколькими клерками. Вопрос о положительных либо отрицательных последствиях действий такого рода предпринимателей настолько сложен сам по себе, настолько связан с колебаниями кредитных ставок и изменениями на финансовом рынке, что не может быть подробно рассмотрен в данный момент. Действительно, элемент спекуляции присутствует в любом бизнесе, однако будет лучше на начальной стадии нашего исследования уделить основное внимание тем формам бизнеса, где ярко выражен административный аспект, в то время как элементом спекуляции можно пренебречь в силу его незначительности. Рассмотрим поэтому наиболее типичные примеры бизнеса, а именно те, где отношения по поводу риска перевешивают все другие стороны деятельности бизнесмена.

Строительное дело наилучшим образом отвечает нашим задачам, отчасти потому, что в нем некоторым образом прослеживается приверженность к простейшим формам ведения бизнеса. В позднее Средневековье было принято строить дом самостоятельно, не прибегая к помощи мастера, и этот обычай еще не отошел в прошлое. Человек, который затевает собственное строительство, должен сам нанять рабочих, сам наблюдать за их работой, сам проверять справедливость их требований по поводу заработной платы, сам закупать материалы в разных местах и обходиться без использования дорогостоящих механизмов, если он не в состоянии их арендовать. В результате, скорее всего, будет потрачено больше, чем того требуют накладные расходы. Но, несмотря на то, что кто-то выигрывает, в то время как сам хозяин теряет, убытки, в конечном счете, не бывают слишком значительными. Однако потери во времени, потраченном на переговоры с наемными рабочими, на контроль за их работой и ее проверку с помощью его неглубоких познаний, на поиск материалов соответствующего сорта и количества и мест, где их можно достать и т.д., весьма существенны. Этого можно было бы избежать, если бы существовало разделение труда с передачей функций непосредственного наблюдения профессиональному строителю, а задачи разработки проекта – профессиональному архитектору.

Разделение труда зачастую носит еще более сложный характер, в том случае, когда дома строятся не за счет тех, кто будет в них жить, а в расчете на спекуляцию жильем. Когда строительство осуществляется в широких масштабах, как, например, строительство нового пригорода, ставки бывают настолько высокими, что появляется притягательное поле деятельности для крупных капиталистов с высоким уровнем деловой активности, но, возможно, без достаточных технических знаний в строительном деле. Они полагаются на собственное решение относительно спроса и предложения различных типов домов, но они передоверяют другим конкретное управление процессом строительства. Они нанимают архитекторов и топографов для разработки плана в соответствии с их общим замыслом, а затем заключают контракты с профессиональными строителями с тем, чтобы реализовать этот план. Но они сами несут ответственность за главные риски проекта и осуществляют общий контроль.

* * *

Когда речь заходит о прибылях, которые приносит бизнес, то в общественном мнении они обычно связываются с работодателем: понятие «работодатель», как правило, не выходит за рамки понятия «получатель прибыли». Однако вышерассмотренные примеры демонстрируют ту истину, что функции работодателя гораздо шире; получение прибыли и общий надзор за работой - лишь одна, и часто не самая главная сторона бизнеса. Работодатель, который действительно несет полную ответственность за риски своего бизнеса, предоставляет обществу два вида различных услуг, требующих от него два рода качеств.

Идеальный фабрикант, например, если он изготавливает товары не по индивидуальному заказу, а для рынка, должен в своей первой ипостаси торговца и организатора производства обладать детальным знанием о положении вещей в своей отрасли. Он должен уметь прогнозировать долговременные тенденции в производстве и потреблении, изыскивать возможности внедрения новых товаров, которые находят спрос, или улучшать технологию производства старых товаров. Он должен быть способен к здравому суждению и риску и, несомненно, должен обладать знаниями о материалах и механизмах, используемых в его отрасли.

В своей второй ипостаси работодателя он должен быть прирожденным лидером, за которым идут люди. Это подразумевает способность правильно подобрать помощников и оказать им полное доверие, заинтересовать их делами своего бизнеса и заставить их поверить в себя так, чтобы пробудилась их предпринимательская и творческая активность, сам же он в это время осуществляет общий контроль и обеспечивает порядок и неуклонность реализации общего плана бизнеса.

Качества, присущие идеальному работодателю, столь многочисленны, что лишь немногие в состоянии проявить все их в полной мере. Их относительная значимость меняется в зависимости от характера производства и размеров бизнеса; в то время как один работодатель демонстрирует один ряд качеств, другой демонстрирует другой ряд. Некоторые люди продвигаются благодаря качествам благородства и никаким иным, в то время как другие обязаны своим процветанием качествам, в которых мало достойного восхищения, кроме смекалки и целеустремленности.

Обрисовав, таким образом, общий характер процесса управления бизнесом, мы должны далее рассмотреть те возможности, которыми располагают различные классы людей в плане развития способностей бизнесмена, а при наличии таковых - возможности управления капиталом с целью его наращивания. Этот анализ хорошо сочетается с изучением различных «форм управления бизнесом». До сих пор мы рассматривали преимущественно ту форму, где ответственность и контроль целиком сосредоточены в руках отдельного индивида. Но эта форма уступает место другим, в которых высшее управление рассредоточено между несколькими компаньонами или между большим числом акционеров. Частные фирмы и акционерные компании, кооперативы и корпорации играют все большую роль в управлении бизнесом. Одной из главных причин этого является то, что они предлагают поле деятельности для людей, которые имеют хорошие деловые способности, но не располагают значительными возможностями для ведения бизнеса.

Сын человека, уже укоренившегося в бизнесе, несомненно, обладает преимуществом в сравнении с другими. Ему с юности предоставлены благоприятные условия для получения знаний и развития качеств, необходимых для управления отцовским бизнесом. Благодаря отцу он постепенно овладевает навыками и приемами общения с людьми в сфере семейного бизнеса, а также в смежных областях закупок и торговли. Он рано начинает понимать относительное и абсолютное значение тех проблем, которыми озабочен его отец, он приобретает технические знания о производственных процессах и оборудовании. Частично то, чему он научился, приложимо лишь к родительскому бизнесу, однако большая часть этих знаний найдет применение в областях, так или иначе связанных с этим бизнесом. Те же наиболее общие знания о плане и ресурсах, о риске и осторожности, о твердости и обходительности, которые были приобретены им в процессе общения с людьми, которые контролируют наиболее важные направления какого-либо бизнеса, будут служить ему и в дальнейшем, облегчая руководство и управление практически любым бизнесом. Далее, дети успешных бизнесменов начинают дело, располагая более значительным капиталом в сравнении с другими людьми (дети состоятельных родителей, которые в силу воспитания и образования не испытывают склонности к бизнесу или просто неспособны к нему, не являются предметом нашего рассмотрения). Кроме того, если они будут продолжать дело отца, у них под ногами будет благоприятная почва уже установившихся деловых связей. На первый взгляд кажется, что бизнесмены должны были бы слиться в нечто наподобие касты, где командные позиции распределены между их сыновьями, что привело бы к образованию наследственных династий, которые стали бы совместно управлять целыми отраслями на протяжении жизни многих поколений. На самом деле ситуация иная.

Дело в том, что когда одному человеку удалось подмять под себя огромный бизнес, его потомкам, несмотря на все их видимые преимущества, не удается развить должные способности, сформировать наклонности и темперамент для продолжения дела с равным успехом. Сам он, скорее всего, был воспитан родителями с сильными и честными характерами, пребывал под их личным влиянием и с детства вместе с ними преодолевал жизненные невзгоды. Но его дети, если они были рождены, когда он после всех перипетий все же разбогател, и уж, по крайней мере, его внуки, почти целиком отдаются на попечение домашних слуг, которые слеплены из другого теста в сравнении с его родителями. Поэтому в то время как у него самой главной целью было достижение успеха в бизнесе, его дети и внуки будут в лучшем случае озабочены социальной или академической карьерой.

В течение какого-то времени все может, тем не менее, идти не плохо. Его сыновья будут располагать прочно установившимися деловыми связями и, что может быть более важно - хорошо подобранным штатом сотрудников, заинтересованных в бизнесе. С помощью одного лишь усердия и осторожности, извлекая пользу из традиций фирмы, они могут поддерживать дело достаточно долго. Однако со сменой поколений, когда традиции перестают быть надежным путеводителем и когда рвутся связи, удерживавшие старый штат, бизнес практически неизбежно распадается на части, если только он не переходит под контроль новых людей, сумевших подняться в фирме с низов до уровня совладельцев.

Но в большинстве случаев путь, который проходят наследники, гораздо короче. Они предпочитают большие доходы, которые они получают без малейших усилий с их стороны, доходы, которые могли бы быть вдвое больше при условии непрестанного труда и самоотдачи; они продают дело частным лицам или акционерному обществу либо остаются спящими компаньонами при деле, неся ответственность за риски и получая свою долю доходов, однако, не принимая участия в управлении, в любом случае контроль над капиталом полностью переходит в руки новых людей.

Наиболее проверенный и простой способ вдохнуть новую жизненную силу в бизнес – это привлечь к партнерству некоторых наиболее способных наемных работников. Авторитарный владелец и менеджер крупной производящей или торговой компании с течением времени обнаруживает, что необходимо делегировать все большую ответственность своим главным подчиненным, частично из-за того, что увеличивается объем работы, частично из-за того, что иссякают собственные силы. Он продолжает осуществлять общий контроль, однако многое начинает зависеть от подчиненных, от их энергии и честности. Таким образом, если его сыновья еще не повзрослели или в силу других причин не готовы взять часть груза управления на свои плечи, он решает стимулировать усердие одного или нескольких своих наиболее доверенных помощников, делая их компаньонами. Тем он облегчает свою ношу и в то же время обеспечивает передачу дела всей жизни тем, чьи навыки он сам сформировал, и к кому он испытывает почти отцовскую привязанность. Многое из того, что окрашено в романтические тона, многие наиболее светлые страницы социальной истории Англии от Средних веков до наших дней связаны с партнерством подобного рода в сфере частного бизнеса.

Но существует сейчас, как существовала и в прошлом, форма партнерства на паритетной основе, когда два или более человека, обладающие примерно равными состояниями и возможностями, объединяли ресурсы для организации более крупного и сложного предприятия. В этом случае часто прослеживается четкое разделение управленческого труда: в производящих фирмах, например, один партнер посвящает свое время исключительно закупке сырья и продаже готовой продукции, тогда как другой отвечает за управление фабрикой, а в торговых фирмах один компаньон контролирует оптовую торговлю, другой – розничную. В этих и иных случаях частное партнерство способно решать огромное количество проблем; оно, сильное и гибкое одновременно, сыграло свою роль в прошлом и остается жизнеспособным сегодня.

Однако расширение старых сфер предпринимательства и возникновение новых уже давно приводит к вытеснению капиталов, которые могут быть легко составлены частными компаниями. С конца Средних веков по настоящее время наблюдается постоянно усиливающееся движение по замещению компаний с общественным акционерным капиталом, акции которых могут без ограничений продаваться на открытом рынке, частными компаниями, акции которых не могут передаваться без согласия всех заинтересованных сторон. В разных странах были также разработаны программы (в данный момент не будем их касаться), имеющие целью ограничить риски отдельных акционеров размерами их акций. В результате этих изменений у акционеров, многие из которых не были глубоко знакомы со сферой бизнеса, появился побудительный мотив для передачи права распоряжения их капиталами специально нанятым людям, что привело к еще одному разделению труда по управлению бизнесом.

Главные убытки в случае рисков, на которые идет акционерное общество, несут держатели акций, но, как правило, они не принимают активного участия в организации бизнеса и выработке его стратегии, равно как в повседневном руководстве. Как только бизнес выпадает из рук тех, кто стоял у его истоков, контроль за ним переходит преимущественно к «директорам», которые, если компания весьма крупная, владеют, если владеют вообще, небольшим количеством акций, и в то же время их большая часть не располагает достаточными техническими знаниями о работе, которая должна быть выполнена. От них не требуется, чтобы они все свое время посвящали этому, однако предполагается, что они, опираясь на знания общего характера, смогут здраво судить о стратегической политике компании и в то же время следить, чтобы «менеджеры» тщательно выполняли свою работу. На менеджеров и их помощников ложится основной груз ответственности за обеспечение технической стороны дела, они также целиком отвечают за повседневное руководство компанией. Вместе с тем им не нужно вкладывать собственный капитал, а продвижение их по ступеням управленческой лестницы зависит от их прилежания и способностей. Поскольку совокупный доход акционерных компаний Соединенного королевства равняется 100 млн. фунтов стерлингов и на их долю приходится десятая часть всей деловой активности в стране, они предоставляют широкие возможности для продвижения людей с природными задатками к управлению бизнесом, но которые, тем не менее, не унаследовали какой-либо капитал или деловые связи.

Акционерные компании весьма гибки и могут развиваться практически в любом направлении, если продукция, на которой они специализируются, находит широкий рынок сбыта. Они укоренились в различных сферах бизнеса. Их единственным существенным недостатком является отсутствие глубокого знания бизнеса у держателей акций – у тех, кто прежде всего рискует капиталом. Глава крупной частной фирмы также рискует, причем, в наибольшей степени, в то время как контроль за деталями бизнеса передоверяется другим, однако его положение в фирме закреплено правом непосредственного суждения о том, служат ли подчиненные его интересам с преданностью и разумным усердием. Если те, кому он доверил покупку или продажу товаров, берут комиссионные с контрагентов, он имеет возможность уличить и наказать обманщиков. Если они насаждают фаворитизм и продвигают некомпетентных людей либо просто своих родственников, или если они сами бездельничают и пренебрегают своими обязанностями или перестают проявлять способности, благодаря которым они были в свое время выдвинуты наверх, глава фирмы может исправить положение.

Во всех этих вопросах, за редкими исключениями, подавляющая часть держателей акций акционерной компании практически бесправна, хотя некоторые более или менее крупные акционеры пытаются разобраться в том, что происходит, и оказать мудрое и эффективное влияние на управление бизнесом. Это служит убедительным доказательством происходящего в последнее время роста настроений честности и справедливости в коммерции, доказательством того, что ведущие менеджеры крупных компаний все меньше поддаются многочисленным соблазнам, встречающимся на их пути. Если бы они использовали возможности разного рода нечестного обогащения, которыми полна коммерческая история предшествующих цивилизаций, то злоупотребление доверием, которым они облечены, приобрело бы такой размах, что развитие данной демократической формы ведения бизнеса полностью прекратилось бы. Есть веские основания надеяться, что прогресс торговой морали будет продолжаться, дополнившись в будущем, как это было и в прошлом, снижением секретности в деловой сфере и возрастанием открытости в ее различных видах. Таким образом, коллективные и демократические формы управления бизнесом станут успешно распространяться и в тех направлениях, где они прежде терпели фиаско, смогут предоставить еще более грандиозные возможности карьерного роста тем, кто не обладает преимуществами наследственного положения.

То же самое можно сказать и о предпринимательской деятельности правительства на государственном и местном уровнях. У нее богатое будущее, хотя до сих пор налогоплательщик, несущий максимальный риск, в целом был отстранен от эффективного контроля за государственным бизнесом и от подбора менеджеров, которые бы действовали с такой же энергией и предприимчивостью, с какой они действуют в частных компаниях. Проблема государственного предпринимательства имеет, однако, множество важных дополнительных аспектов, к подробному обсуждению которых мы подойдем в дальнейшем.

* * *

При рассмотрении вопроса о трудностях, стоящих перед работником в его продвижении к руководящим постам, на которых он мог бы в полной мере проявить свою деловую хватку, ударение обычно делается на отсутствие капитала, но это, однако, не является главным препятствием. К примеру, потребительские кооперативы сосредоточили огромный капитал, под который трудно получить хорошие проценты и часть которого они были бы рады передать определенному кругу работников, способных справляться со сложными проблемами бизнеса. Те кооператоры, которые обладают отличными деловыми качествами и «личным капиталом», т.е. высокой репутацией у своих товарищей, без труда могли бы получить кредит, необходимый для начала собственного бизнеса. Трудность лишь в том, чтобы убедить достаточное число окружающих в наличии у них этих качеств. С похожей ситуацией сталкивается индивид, который пытается получить заем, требуемый для начала бизнеса, из обычных источников.

Действительно, практически в каждом бизнесе размер начального капитала для успешного старта постоянно возрастает, но еще больше возрастает число обладателей капитала, которые не хотят им распоряжаться самостоятельно и горят таким желанием его одолжить, что готовы мириться с постоянно падающими ставками кредита. Значительная часть таких капиталов переходит в руки банкиров и подобных им – людей с изощренным умом и кипучей энергией, лишенных классовых предрассудков и не озабоченных социальным неравенством, готовых немедленно ссудить капитал любому, в способностях и честности которого они убеждены. Что же говорить тогда о поставщиках сырья и оборудования для различных производств; возможности прямого займа у них настолько велики, что рост размеров начального капитала не является серьезным препятствием для тех, кто уже заработал репутацию человека, способного распорядиться кредитом должным образом.

Возможно, большей, хотя и не столь очевидной помехой в карьерном продвижении простого работника является усложнение бизнеса. Глава фирмы должен сегодня задумываться о таких вещах, о которых он и понятия не имел в прошлом, и это как раз те трудности, на которые меньше всего обращают внимание при подготовке персонала. Требуется немедленное улучшение характера образования работника не только в школе, но, что более важно, в последующий период посредством печати, участия в работе кооперативов, профсоюзов и другими путями.

Около трех четвертей населения Англии принадлежит к классам, живущим на зарплату, и, в любом случае, когда они хорошо питаются, имеют приличное жилье и получили хорошее образование, они вносят свою лепту в общие затраты той нервной энергии, которая является сырым материалом деловой активности. Занимаясь своим делом, все они, сознательно или бессознательно, конкурируют в борьбе за посты в управлении бизнесом. Обычный работник, если он проявит способности, становится мастером, затем он может подняться до уровня менеджера и далее войти в долю со своим работодателем. Или, скопив небольшую сумму, он может открыть один из тех маленьких магазинчиков, которые до сих пор сохраняют свою нишу в рабочих кварталах, закупить товары главным образом в кредит и на пару с женой торговать в нем: она – днем, а он на смену ей вечером. Тем или иным образом он может преумножить капитал для того, чтобы завести небольшую мастерскую или фабрику. Неплохо начав, он обнаруживает, что есть банки, готовые предоставить ему льготный кредит. В запасе у него должно быть время, и, если только он не входит в бизнес, уже прожив половину отпущенных ему лет, у него впереди должна быть долгая и насыщенная жизнь. При этом условии, а также при наличии «терпения, таланта и удачи» он скорее всего сколотит солидный капитал, прежде чем умрет. На фабрике те, кто работает руками, имеют больше возможностей занять руководящие должности, чем бухгалтеры и другие категории, которые в силу социального происхождения занимают более высокое место. В торговых концернах все обстоит наоборот: ручной труд там не имеет образовательного эффекта, в то время как конторский опыт больше способствует подготовке к управлению коммерческим, а не производственным бизнесом.

Так или иначе, в целом наблюдается процесс массового продвижения снизу вверх. Возможно, не так часто простой работник становится сразу работодателем, однако имеется масса примеров, когда отцы продвигаются достаточно далеко, чтобы предоставить своим сыновьям шанс занять высокие посты. Полный подъем не так часто завершается на протяжении жизни одного поколения, скорее – он растягивается на два поколения, но в целом процесс движения наверх сегодня заметнее, чем когда-либо. Можно попутно отметить, что для общества в целом лучше, когда этот процесс охватывает два поколения. Работники, которые в начале этого века в огромном количестве стали работодателями, редко подходили для этой роли: характер у них часто был грубым и тираничным, они не отличались самообладанием и не были ни благородными, ни счастливыми в полном смысле этого слова. Их дети становились надменными, экстравагантными и пресыщенными индивидами, которые проматывали состояния на грубые развлечения и обладали худшими чертами старой аристократии без ее достоинств. Мастер или контролер, кто должен одновременно подчиняться и руководить, но кто, тем не менее, неуклонно продвигается по ступеням управленческой лестницы и рассчитывает, что его дети продвинутся еще выше, в некотором смысле достоин большего уважения, чем владелец небольшого дела. Его успех не столь очевиден, но его труд более сложен, а результаты – более значимы для общества, в то время как у него вырабатывается характер более обходительный и утонченный, однако не менее сильный. Его дети хорошо образованны и, если они получат наследство, они сумеют разумно им распорядиться.

Когда человек с незаурядными способностями, каким бы ни был его путь наверх, становится наконец главой собственного дела, он вскоре сможет при благоприятном раскладе проявить свое умение преумножать капитал так, что перед ним откроются те или иные пути получения практически любых нужных ему сумм. Получаемые прибыли он добавляет к собственному капиталу, и этот дополнительный капитал облегчает ему дальнейшие заимствования, ибо заимодавцы становятся менее требовательными в предоставлении полных гарантий безопасности ссуд. Разумеется, везение играет в бизнесе не последнюю роль: даже очень способный человек может однажды обнаружить, что судьба повернулась к нему спиной, и тогда сам факт финансовых потерь не может не сказаться на доверии к нему кредиторов. Если он лишь частично прибегает к использованию займов, его неудача может привести к отказу со стороны кредиторов их возобновить, и тогда он будет вынужден смириться с тем, что может быть названо временной неудачей при условии, что он рисковал только собственным капиталом. В любом случае он должен быть готов к тому, что его путь наверх будет напоминать шахматную доску, где чередуются черные и белые клетки, и будет полон борьбы, тревог и, возможно, несчастий. Но он должен достойно вести себя не только в случае успеха, но и в случае неудачи, поскольку человек по природе своей оптимист, кроме того, как хорошо известно, люди охотнее одалживают тем, кто прошел через финансовую катастрофу без ущерба для деловой репутации. Таким образом, несмотря на превратности судьбы, способный бизнесмен обнаруживает, что, в конечном счете, капитал, которым он распоряжается, прирастает в зависимости от его способностей.

Тем временем человек с ограниченными способностями, но с большим капиталом, быстро его теряет. Он, возможно, справился бы с небольшим бизнесом под кредиты и сумел бы его расширить, но, поскольку у него нет задатков для решения масштабных проблем, то он тем скорее потерпит фиаско, чем масштабнее будут эти проблемы. Дело в том, что крупный бизнес, как правило, может развиваться только путем трансакций, при которых потери от обычного риска резко снижают процент прибыли. Небольшая прибыль на быстрый и крупный оборот приносит большой доход способным людям, а в тех отраслях, где в силу их характера обращаются очень крупные капиталы, конкуренция снижает норму прибыли на оборот капитала до приемлемой величины. Сельский торговец может получить прибыль с оборота на пять процентов меньше, чем его более удачливый конкурент, и все-таки быть в состоянии держаться на плаву. Но в крупных производящих и торговых компаниях с установившимся порядком и быстрой отдачей конечная прибыль с оборота часто столь мала, что бизнесмен, отставший от конкурентов даже на долю процента, теряет огромные суммы на каждом обороте.

Крупный же бизнес, не основанный на рутине и сложный по характеру, приносит очень высокую прибыль с оборота талантливому менеджеру, в то время как люди со средними способностями могут остаться совсем без прибыли.

Две этих тенденции, одна из которых приводит к наращиванию капиталов в руках способных людей, а другая – к его разрушению в руках менее способных, свидетельствуют о более тесной взаимозависимости между способностями бизнесменов и размерами их бизнеса, чем это могло бы показаться на первый взгляд. Этот факт, а также множество рассмотренных выше способов, с помощью которых человек с выдающимися природными способностями к бизнесу может выдвинуться наверх в частной фирме или акционерной компании, приводят к выводу, что как только в такой стране, как Англия возникает потребность в реализации масштабных задач, способные люди и капитал, необходимые для этого, не заставят себя долго ждать.

Более того, навыки и умения в области промышленного производства с каждым днем все больше и больше зависят от здравого мышления, быстроты реакции, внутренних ресурсов, внимания, целеустремленности, т.е. тех качеств, которые не связаны напрямую с какой-либо отраслью, а в той или иной степени находят применение везде. То же самое касается навыков и умений в сфере бизнеса. Действительно, здесь /требуются/ деловые способности, неспециализированные и более общие, чем промышленные умения и навыки, и чем выше уровень деловых способностей, тем шире спектр их применения.

Перемещение деловых людей, способных управлять капиталом, сегодня значительно упростилось как по горизонтали, когда из перенасыщенных кадрами сфер бизнеса они переходят в другие, открывающие новые возможности для приложения сил, так и по вертикали, когда более способные занимают все более высокие посты в собственной сфере бизнеса. Следовательно, можно заключить, что в современной Англии предложение людей, способных управлять капиталом, приближается к спросу.

Михаил Семенович Мацковский (1945-) – российский социолог, доктор философских наук, заведующий сектором социологии семьи Института социологии РАН, автор многих публикаций по социологии семьи, в том числе книг: «Современная семья и ее проблемы», 1978; «Молодая семья в большом городе», 1986; «Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики», 1989. Д.Г.Олсон – американский социолог, профессор университета Миннесоты, специалист по проблемам семьи, автор ряда публикаций в этой области; например: D.Н.Olson and others. Families, Whot Makes Them Work (rev. ed.). Newbyry Park, CA: Sage, 1989. Оба автора – активные участники проекта «Семья на пороге третьего тысячелетия», выполненного российскими и американскими исследователями в конце 80-х – начале 90-х годов. По результатам проекта изданы американский (США, 1994) и российский (Москва, 1995) варианты совместной книги. Научные редакторы книги с российской стороны, авторы предисловия к российскому изданию А.И.Антонов и М.С.Мацковский отметили, что в итоге исследователи двух стран пришли к простому и ясному выводу: «не такие уж мы разные, … далеко не все гладко в этой сфере в Америке и в бывшем СССР».

Ниже приведены фрагменты из первой главы российского издания книги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.