Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живость 1 страница







Активность


Настойчивость


Стремление к успеху


 


ПР2


ПР4


ПР5


ПР7


ПРВ


ПР9


ПРИ)


СР1 СР2 СРЗ СР4 СР5 СР6 СР7 СР8 СР9 СРЮ CPU СР12 СР13СР14 СР15 СР16СР17СР18 СР19СР20

Рис. 1. Иерархическая модель структуры личности: ПР — привычная реакция; СР — специфическая реакция1

тельность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе ак­тивного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты со­ставляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия. Рассматривая иерархическую модель личности, по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому, например, понятие экстра­версия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди в соответствии с выраженностью дан­ного качества. Таким образом, экстраверсия — это не дискретный коли­чественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

Основные типы личности

Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные мето­ды: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психоло­гические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анали­зу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа2, которые он назвал интроверсияэк-

1 Адаптировано из: Eysenk Я. The biological basis of personality. Sprinfield, JL: Charles
С Tomas, 1967.

2 См.: Eysenck H.J. Dimensions of personality. London: Routledge & Kegan Paul, 1947;
Eysenck H.J. The scientific study of personality. London: Routledge & Kegan Paul, 1952.


Хьелл Л, Зиглер Д Подход к личности с позиции факторного анализа



страверсия и нейротизмстабильность (иногда этот фактор называют нестабильностьстабильность). Эти два измерения личности ортого­нальны, т.е. они статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представля­ет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне од­ного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Как показано в табл. 2, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотре­нии природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр инди­видуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке — в обоих диапазонах типов — и поэтому получа­ют не столь экстремальные характеристики, как в табл. 2.

Как видно из табл. 2, люди, которые являются одновременно интро-вертированными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма предполагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведе­нии больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстра­версии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботли­вость, покладистость и общительность. И наконец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессивными, импульсивными

Таблица 2

Четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров1

Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высо­ким либо низким уровнем стабильности и нейротизма.


СТАБИЛЬНЫЙ


НЕВРОТИЧНЫИ


 


ИНТРОВЕРТ

ЭКСТРАВЕРТ


 

Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий
Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

'Адаптировано из: Eysenk H.J. The inequality of man L.: Methuen, 1975.


398 Тема 13. Строение личности

и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое значение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакая из комбинаций этих типов личности не может быть более предпочтительной* чем другая. Без­заботный и компанейский тип поведения имеет как свои хорошие, так и негативные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведения. Они просто разные.

Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип из­мерения личности, который он назвал психотизмсила Суперэго1. Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться обществен­ным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм — это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопа­тической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный кон­тинуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

Нейрофизиологические основы черт и типов. Наиболее увлекатель­ным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейро­физиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов лич­ности. Интроверсия—экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электро-энцефалографическими исследова­ниями. Айзенк2 использует термин «активация» для обозначения степе­ни возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (на­пример, сон) до верхнего экстремума (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в выс­шей степени чувствительны к поступающей стимуляции — по этой при­чине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствитель­ны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выиски­вают ситуации, которые могут их возбудить.

Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильно­сти—нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы. на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической сис­темой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное пове­дение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болез­ненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быст­рее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

Что касается исследований, посвященных выявлению основы пси-хотизма, то они находятся в стадии поиска. Однако в порядке рабочей ги-

' См.: Eysenck H.J. Sex and personality. Austin: University of Texas Press, 1976. '■ См.: Eysenck H.J. Personality, genetics, and behavior. N. Y.: Praeger, 1982.


Хьелл Л, Зиглер Д. Подход к личности с позиции факторного анализа 399

потезы Айзенк увязывает этот аспект с системой, продуцирующей андро-гены (химические вещества, вырабатываемые железами внутренней сек­реции, которые при попадании в кровь регулируют развитие и сохране­ние мужских половых признаков). Однако проведено слишком мало эм­пирических исследований в этой области, чтобы подтвердить гипотезу Айзенка о связи между половыми гормонами и психотизмом.

Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесе­ны на счет комбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства, а также фобии. И на­оборот, человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических (антисоциальных) расстройств. Однако Айзенк спешит добавить, что психические расстройства не являются автоматичес­ки результатом генетической предрасположенности. «Генетически насле­дуемой является предрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации»1. Таким образом, вера Айзенка в генетический фундамент различного рода психи­ческих расстройств сочетается с равной по силе убежденностью в том, что факторы окружающей среды могут до некоторой степени изменить разви­тие такого рода нарушений.

Измерение черт личности. Как и Кеттел, Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных раз­личий по трем суперчертам личности. Самым последним из них явля­ется «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ)2. Образцы отдельных пунктов EPQ представлены в табл. 3. Следует отметить, что опросник содержит пункты, релевантные данным трем фак­торам, образующим структуру личности. Кроме того, EPQ включает шка­лу лжи для выявления склонности личности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете. Была составлена и анкета «Подростковый личностный опросник» (Junior EPQ) для тестиро­вания детей в возрасте 7—15 лет3.

Тот факт, что Айзенк и Кеттел используют разные личностные оп­росники для дальнейшей факторизации данных, отчасти объясняет раз­личие между ними по количеству черт, которое они считают необходи­мым для объяснения личности.

1 Там же. Р. 29.

2 См.: Eysenck H.J., Eysenck S.B. Manual of the Eysenck Personality Questionnaire.
San Diego, CA: EdITS, 1975.

3 См.: Eysenck S.B., Eysenck H.J. Test-retest reliabilities of a new personality questionnaire
for children // British Journal of Educational Psychology. 1973. 43. P. 26-130.


400 Тема 13. Строение личности

Таблица 3

Примеры пунктов личностного опросника Айзенка

 

ЭКСТР АВЕРСИЯ-ИНТРОВЕРСИЯ    
1. Любите ли вы бывать в обществе? 2. Любите ли Вы общаться с людьми? 3. Могли бы Вы назвать себя счастливчиком? Да Да Да Нет Нет Нет
СТАБИЛЬНОСТЬ—НЕСТАБИЛЬНОСТЬ    
1. Часто ли Ваше настроение резко меняется? 2. Вы легковозбудимый человек? 4. Вы часто бываете расстроены? га га га ч ч ч Нет Нет Нет
ПСИХОПАТИЯ    
1. Имеют ли для Вас значение хорошие манеры и опрятность? 2. Стараетесь ли Вы не быть грубым с людьми? 3. Любите ли вы сотрудничать с другими? Да Да Да Нет Нет Нет
ШКАЛА ЛЖИ    
1. Вы любите посмеяться иногда над непристойными шутками? 2. Всегда ли, будучи ребенком, Вы сразу делали то, что Вам велели, без ворчания и жалоб? Да Да Нет Нет

Источник: из анкеты EPQ для взрослых', опубликованной службой EdITS (Образователь­ная и Промышленная Служба Тестирования), Сан-Диего, Калифорния.

Причина здесь в том, что результаты факторного анализа в значи­тельной мере зависят от источника или типа получаемых данных. В любом случае, Айзенк убежден, что его два основных типовых критерия интровер-сия-—экстраверсия и стабильность— нейротизм были эмпирически под­тверждены в работах нескольких исследователей, применявших многие другие личностные тесты. Большая часть доказательств в поддержку этой точки зрения получена из исследований поведенческих различий между экстравертами и интровертами.

Различия между интровертами и экстравертами

Айзенк придает большое значение концептуальной ясности и точ­ным измерениям своих теоретических концепций. До сегодняшнего дня большая часть его усилий направлена на определение того, имеются ли

1 См.: Eysenck H.J., Eysenck S.B. Manual of the Eysenck Personality Questionnaire. San Diego; CA: EdITS, 1975.


Хьелл Л, Зиглер Д Подход к личности с позиции факторного анализа 401

существенные различия в поведении, обусловленные индивидуальными различиями в пределах континуума интроверсия—экстраверсия. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия в поведении могут быть вы­явлены посредством факторного анализа и измерены с помощью опрос­ников, а также лабораторных процедур. Наш краткий обзор посвящен этой общей методологии.

В обзоре исследований1, основанных на предсказаниях по резуль­татам тестирования в рамках теории Айзенка, представлено впечатляю­щее количество фактов. Например, экстраверты гораздо более терпимо относятся к боли, чем интроверты; они делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты; возбуждение повышает эффективность их поступков и действий, в то время как инт­ровертам оно лишь мешает.

Некоторые другие эмпирически установленные различия между экс­травертами и интровертами приведены ниже.

• Интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятель­
ности (например, инженерное дело и химия), в то время как экстраверты
склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми (например,
торговля, социальные службы).

• Интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экст­
раверты; зато экстраверты вступают в половые связи в более раннем воз­
расте, более часто и с большим числом партнеров, чем интроверты.

• В колледже интроверты достигают более заметных успехов, чем
экстраверты. Также студенты, оставляющие колледж по психиатричес­
ким причинам, скорее интроверты; в то время как те студенты, которые
уходят по академическим причинам, чаще оказываются экстравертами.

• Интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как
экстраверты — по вечерам. Более того, интроверты лучше работают ут­
ром, а экстраверты — во второй половине дня.

Одним из наиболее примечательных различий между интроверта­ми и экстравертами является их чувствительность к стимуляции. Эта раз­ница может быть легко продемонстрирована при помощи «теста лимон­ной капли»2.

Если капнуть четыре капли лимонного сока на язык человека, ока­жется, что интроверты выделяют почти в два раза больше слюны, чем экстраверты. Основа этого интересного явления связана с различными паттернами физиологического функционирования у интровертов и экст­равертов. Айзенк особенно подчеркивает, что за различия в реакциях на стимуляцию у интровертов и экстравертов отвечает восходящее активи­рующее влияние со стороны ретикулярной формации ствола мозга.

1 См.: Wilson G. Introversion/extroversion // H. London & J.E. Exner (Eds.). Dimen­
sions of personality N. Y.: Wiley, 1978. P. 217-261.

2 См.: Corcoran D.W. The relation between introversion and salivation // American
Journal of Psychology. 1964. 77. P. 298-300.

26 Зак. 1662


Представление о личности в психоанализе

3. Фрейд

РАЗДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ1

<...> Я знаю, что в своих взаимоотношениях с лицами или вещами вы сами определяете, что является исходным пунктом. Так было и с пси­хоанализом: для развития, которое он получил, для отклика, который он нашел, было небезразлично, что начал он с работы над симптомом, самым чуждым для Я элементом, который имеется в душе. Симптом происхо­дит от вытесненного, являясь одновременно его представителем перед Я, но вытесненное для Я — это чужая страна, внутренняя заграница, так же как реальность — разрешите такое необычное выражение — заграница внешняя. От симптома путь лежал к бессознательному, к жизни влече­ний, к сексуальности, и это было время, когда против психоанализа вы­двигались глубокомысленные возражения, что человек — существо не только сексуальное, он знаком и с более благородными и более высоки­ми порывами. Можно было бы добавить, что, вдохновленный сознанием этих высоких порывов, он нередко позволяет себе несуразные мысли и иг­норирование фактов.

Вам лучше знать, что с самого начала у нас считалось: человек стра­дает от конфликта между требованиями жизни влечений и сопротивле­нием, которое поднимается в нем против них, и мы ни на миг не забыва­ли об этой сопротивляющейся, отклоняющей, вытесняющей инстанции, ко­торая, как мы полагали, обладает своими особыми силами, стремлениями Я, и которая совпадает с Я популярной психологии. Только ведь при всех трудных успехах научной работы и психоанализу не под силу было од­новременно изучать все области и высказывать суждение сразу по всем проблемам. Наконец, дело дошло до того, что мы смогли направить свое внимание с вытесненного на вытесняющее и встали перед этим Я, казав­шимся таким само собой разумеющимся, в твердой уверенности и здесь встретить вещи, к которым мы могли быть не подготовлены; однако бы-

1 Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. С. 334-349.


Фрейд 3. Разделение психической личности 403

ло нелегко найти первый подход. Вот об этом-то я и хочу с вами сегодня побеседовать!

Предполагаю, однако, что это мое изложение психологии Я подейст­вует на вас иначе, чем введение в психическую преисподнюю, которое ему предшествовало. Почему это так, с точностью сказать не могу. Как казалось мне сначала, вы подумаете, что ранее я сообщал вам факты, пусть даже не­привычные и своеобразные, тогда как теперь вы услышите преимуществен­но мнения, т.е. умозрительные рассуждения. Но это не так; получше все взвесив, я должен сказать, что удельный вес мыслительной обработки фак­тического материала в нашей психологии Я не намного больше, чем в пси­хологии неврозов. Другие обоснования своего предположения я тоже вы­нужден был отбросить; теперь я считаю, что каким-то образом это кроется в характере самого материала и в непривычности нашего обращения с ним. Все же я не удивлюсь, если в своем суждении вы проявите еще больше сдержанности и осторожности, чем до сих пор.

Ситуация, в которой мы находимся в начале нашего исследования, сама должна указать нам путь. Мы хотим сделать предметом этого ис­следования Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объек­том? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качест­ве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время. Части могут затем снова объединиться. Само по себе это не ново, возмож­но, непривычный взгляд на общеизвестные вещи. С другой стороны, нам знакома точка зрения, что патология своими преувеличениями и огруб­лениями может обратить наше внимание на нормальные отношения, ко­торые без этого ускользнули бы от нас. Там, где она обнаруживает слом и срыв, в нормальном состоянии может иметь место расчленение. Если мы бросим кристалл на землю, он разобьется, но не произвольно, а распа­дется по направлениям своих трещин на куски, грани которых, хотя и не­видимо, все-таки предопределены структурой кристалла. Такими растрес­кавшимися и расколовшимися структурами являются душевнобольные. И мы не можем им отказать в чем-то вроде почтительного страха, кото­рый испытывали древние народы перед сумасшедшими. Они отвернулись от внешней реальности, но именно поэтому они больше знают о внутрен­ней, психической реальности и могут нам кое-что выдать, что было бы нам иначе недоступно. Об одной группе таких больных мы говорим, что они страдают бредом наблюдения (Beobachtungwahn). Они жалуются нам, что постоянно и вплоть до самых интимных отправлений находятся под удручающим наблюдением неизвестных сил, вероятно все-таки лиц, и в галлюцинациях слышат, как эти лица объявляют о результатах своих на­блюдений: «Сейчас он хочет сказать это, вот он одевается, чтобы выйти, и


404________________________________________ Тема 13, Ст роение личности

т.д.» Это наблюдение — еще не то же самое, что преследование, но близ­ко к нему, оно предполагает, что больному не доверяют, ждут, как бы за­стать его за запретными действиями, за которые его должны наказать. Что было бы, если бы эти сумасшедшие были правы, если бы у нас у всех была такая наблюдающая и угрожающая наказанием инстанция в Я, ко­торая у них лишь резко отделена от Я и по ошибке смещена во внеш­нюю реальность?

Не знаю, произойдет ли с вами то же, что и со мной. Но с тех пор, как под сильным впечатлением этой картины болезни мною овладела идея, что отделение наблюдающей инстанции от остального Я может быть в структуре Я закономерной чертой, она меня не оставляет, и я вы­нужден был заняться изучением и других характерных особенностей и отношений этой отделенной таким образом инстанции. Вскоре был сде­лан следующий шаг. Уже содержание бреда наблюдения намекает на то, что наблюдение является лишь подготовкой к суду и наказанию, и, та­ким образом, мы узнаем, что у этой инстанции есть другая функция, ко­торую мы называем своей совестью. Вряд ли в нас найдется что-либо другое, что мы бы так постоянно отделяли от своего Я и так легко про­тивопоставляли ему, как совесть. Я чувствую склонность что-то сделать, что обещает мне наслаждение, но отказываюсь от этого на основании то­го, что совесть мне этого не позволяет. Или, поддавшись чрезмерному же­ланию наслаждения, я делаю что-то, против чего поднимается голос со­вести, и после проступка моя совесть наказывает меня упреками стыда, заставляет раскаиваться за него. Я мог бы сказать просто, что особая ин­станция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предпо­ложить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, не­обходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существова­ние какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту ин­станцию в Я «Сверх-Я».

А теперь жду от вас иронического вопроса: не сводится ли эта ва­ша психология Я вообще к тому, чтобы буквально понимать общеупот­ребительные абстракции, превращая их из понятий в предметы, многого не выигрывая этим? Отвечу: в психологии Я трудно будет избежать об­щеизвестного, здесь речь будет идти, скорее, о новых точках зрения и сис-тематизациях, чем о новых открытиях. Так что оставайтесь пока при своем уничтожающем критическом мнении и подождите дальнейших рассуждений. Факты патологии дают нашим исследованиям фон, кото­рый вы напрасно искали бы в популярной психологии. Далее. Едва мы примирились с идеей такого Сверх-Я, которое пользуется известной са­мостоятельностью, преследует собственные намерения и в своем облада­нии энергией независимо от Я, как перед нами неизбежно встает карти­на болезни, в которой со всей ясностью обнаруживается строгость, даже


Фрейд 3. Разделение психической личности 405

жестокость этой инстанции и изменения ее отношения Я. Я имею в ви­ду состояние меланхолии, вернее, приступа меланхолии, о котором и вы тоже достаточно много слышали, даже если вы не психиатры. При этом недуге, о причинах и механизмах которого мы слишком мало знаем, наи­более яркой чертой является способ обращения Сверх-Я — про себя вы можете сказать: совести — с Я. В то время как меланхолик в здоровом состоянии может быть более или менее строг к себе, как любой другой, в приступе меланхолии Сверх-Я становится сверхстрогим, ругает, унижает, истязает бедное Я, заставляет его ожидать самых строгих наказаний, уп­рекает его за давно содеянное, которое в свое время воспринималось лег­ко, как будто оно все это время собирало обвинения и только выжидало своего теперешнего прилива сил, чтобы выступить с ними и вынести при­говор на основании этих обвинений. Сверх-Я предъявляет самые строгие моральные требования к отданному в его распоряжение беспомощному Я, оно вообще представляет собой требования морали, и мы сразу пони­маем, что наше моральное чувство вины есть выражение напряжения ме­жду Я и Сверх-Я. Это весьма примечательный результат наблюдения: мораль, данная нам якобы от бога и пустившая столь глубокие корни, выступает [у таких пациентов] как периодическое явление. Потому что через определенное количество месяцев все моральное наваждение про­ходит, критика Сверх-Я умолкает, Я реабилитируется и вновь пользует­ся всеми человеческими правами вплоть до следующего приступа. Прав­да, при некоторых формах заболевания в промежутках происходит нечто противоположное: Я находится в состоянии блаженного опьянения, оно торжествует, как будто Сверх-Я утратило всякую силу и слилось с Я, и это ставшее свободным, маниакальное Я позволяет себе действительно безудержное удовлетворение всех своих прихотей. Процессы, полные не­решенных загадок!

Вы ждете, конечно, больше, чем простой иллюстрации, услышав от меня, что мы кое-что знаем об образовании Сверх-Я, т.е. о возникнове­нии совести. Основываясь на известном высказывании Канта, сравнив­шего нашу совесть со звездным небом, набожный человек мог бы, пожа­луй, почувствовать искушение почесть оба их за прекрасные создания творца. Небесные тела, конечно, великолепны, но что касается совести, то здесь бог поработал не столь много и небрежно, потому что подавляющее большинство людей получило ее лишь в скромных размерах или в столь малой степени, что об этом не стоит и говорить. Мы ни в коей мере не отрицаем ту часть психологической истины, которая содержится в ут­верждении, что совесть — божественного происхождения, но это положе­ние требует разъяснения. Если совесть тоже является чем-то «в нас», то это ведь не изначально. Это — полная противоположность сексуальной жизни, которая действительно была с самого начала жизни, а не добави­лась лишь впоследствии. Но маленький ребенок, как известно, аморален, у него нет внутренних тормозов против стремлений к удовольствию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.