Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники данных для факторного анализа






Мы уже отмечали, что Кеттел особо подчеркивает значение фактор­ного анализа для определения главных черт личности. Однако, прежде чем перейти к процедуре факторного анализа, необходимо сначала со­брать массу данных по огромной выборке. Свои данные Кеттел черпает из трех основных источников: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (ОТ-данные).

Первые, L-данные, представляют собой результаты измерения пове­дения в конкретных повседневных ситуациях, такие как успеваемость в школе или взаимоотношения со сверстниками. Эти данные могут также включать оценки личностных особенностей, даваемые людьми, хорошо знающими обследуемого в реальных жизненных ситуациях (например, сотрудниками). Q-данные — это, напротив, самооценки человека, касаю­щиеся его поведения, мыслей и чувств. Подобная информация отражает самоанализ и самонаблюдения личности. Для получения Q-данных Кет­тел разработал специальные тесты самооценки, из которых наибольшего внимания заслуживает опросник «Шестнадцать личностных факторов»1. В то же время он выражает определенные сомнения в отношении этого типа данных: люди не всегда знают сами себя достаточно хорошо или же могут намеренно искажать или фальсифицировать свои ответы. Он пре­дупреждает исследователей, что к данным самооценки следует подходить с осторожностью. И наконец, ОТ-данные получаются в результате моде­лирования специальных ситуаций, в которых действия личности по вы­полнению определенных заданий могут быть оценены объективно. Здесь, по мнению Кеттела, отличительной особенностью является то, что чело­века помещают в придуманные «миниатюрные ситуации», и он реагирует, не зная, по каким критериям оцениваются его ответы. Например, чело­веку могут предложить тест Роршаха, не дающий возможности для ка­кой бы то ни было подделки. Итак, ОТ-данные трудно исказить.

Выявление исходных черт эмпирическим путем. Чтобы отразить сложность личности и создать многоплановую стратегию исследования, Кеттел считает необходимым использовать многие источники данных. Такой подход учитывает одновременно различные проявления парамет­ров личности, однако, он не дает возможности исследователю манипули­ровать переменными. Кеттел утверждает: если такое многоплановое ис­следование, как факторный анализ, действительно способно достоверно оп-

1 См.: Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka MM. Handbook for the 16 personality factor questionnaire. Champaign, IL: IPAT, 1970.


Хьелл Л, Зиглер Д. Подход к личности с позиции факторного анализа 393

ределять функциональные блоки личности, тогда те же самые факторы, или исходные черты можно будет получать по трем вышеупомянутым различным типам данных. Это логическое утверждение предполагает, что каждый источник данных фактически измеряет общераспространенные и основополагающие черты личности.

Первоначально Кеттел подвергал факторному анализу только L-дан-ные. Он обнаружил 15 факторов, которые, как представлялось, наилучшим образом объясняли индивидуальность человека. Затем он вместе с колле­гами попытался определить, будут ли подобные факторы получены на ос­нове Q-данных. Были разработаны буквально тысячи пунктов опросника, которые предлагали для заполнения очень большому количеству людей, после чего данные были подвергнуты факторизации с целью выяснения со­впадающих пунктов. Результатом этих колоссальных исследовательских усилий явился «16 PF». Список исходных черт, выведенных с помощью «16 PF», представлен в табл. 1. В целом, факторы, обнаруженные с помощью Q-данных, совпадали с факторами, выявленными с использованием L-дан-ных; только некоторые из них оказались единственными в своем роде для обоих видов данных. И в частности, первые 12 факторов, перечисленные в табл. 1, встретились как в Q-данных, так и в L-данных, в то время как пос­ледние 4 фактора, полученные по Q-данным, не соответствовали L-данным.

Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Кет­тел1 высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае, если она имеет высокие нагрузки в большем количестве образцов поведенческих проявлений (т.е. общего набора черт, которые могут быть использованы для описания личности). Поэтому фактор А (отзывчивость—отчужденность) является самой сильной чертой из перечисленных в табл. 1, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Идет ли речь о таких событиях, как успеваемость в школе, эффективность секретарской работы, подвиг солдата или удачный брак, — во всех этих случаях фактор А вносит весьма значительный вклад в деятельность человека. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор В (интеллект); и еще меньше таких, в которых существенную роль играет фактор С (эмоциональная устойчивость), и так далее, по всему списку. Следовательно, сила черты определяется ее значимостью для регуляции поведения в различных обстоятельствах.

Роль наследственности и окружающей среды. Уникальность Кетте-ла как ученого состоит в том, что он сделал попытку определить сравни­тельный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью он разработал статистическую процедуру — мно­гопрофильный абстрактный вариантный анализ (Multiple Abstract Variance Analysis, MAVA), оценивающий не только наличие или отсутствие генети­ческого влияния, но также и степень обусловленности черт генетическим

' См.: Cattell R.B. The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin Books, 1965.


394 Тема 13. Строение личности

влиянием или воздействием окружающей среды1. Эта процедура предпо­лагает сбор данных о различных проявлениях сходства между однояйце­выми близнецами, выросшими в одной семье; между сиблингами (братья­ми и сестрами), выросшими в одной семье; однояйцевыми близнецами, вос­питанными в разных семьях и родными братьями и сестрами, выросшими врозь. Результаты применения техники MAVA (основанной на использова­нии личностных тестов для оценки той или иной черты личности) показы­вают: значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65—70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятно­сти, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть — наследственностью.

Согласно Кеттелу, помимо непосредственного воздействия ситуацион­ных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, церковь, группы сверстников, коллеги, школа, национальность). Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но также и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется их синтальностью (syntality). Ис­пользуя факторный анализ, Кеттел2 изучал синтальность различных рели­гиозных, учебных и профессиональных групп. Он исследовал также груп­пу черт, составляющих синтальность целых наций3. Основные черты, иден­тифицирующие синтальность стран, включают величину ее территории, моральное состояние, достаток и степень индустриализации. Ни один дру­гой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел в направлении детально­го описания черт, характеризующих общество в целом, а также изучения влияния этих черт на поведение человека. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.