Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование личности. Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах. Первый - формирование личности как ее развитие, его процесс и результат. Взятое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологи­ческого изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляет­ся, обнаруживается) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Это собственно психологический подход к формированию личности.


Второй смысл — формирование личности как её целенаправ­ленное воспитание. Это собственно педаго­гический подход к вычленению задач и способов формирования личности. Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социально обусловленным требованиям, ко­торые предъявляет к ней общество.

Нельзя допускать смешения психологического и педагоги­ческого подхода к формированию личности, в противном слу­чае может произойти подмена желаемым действительного.

Задача психологии — изучить исходный уровень сформированности личностных качеств у конкретных детей в конкретных коллективах (ученических, семейных и др.), выяснить, каковы результаты воспитательной работы, отвечающей духу времени, т. е. что реально сформировано, а что так и оста­лось задачей, какие фактические преобразования личности ребенка оказались продуктивными и социально ценными, а ка­кие—непродуктивными, как происходил процесс формирова­ния личности (с какими трудностями пришлось столкнуться, насколько он был успешным и т. д.).

Педагогический и психологический подходы к формирова­нию личности не тождественны друг другу, а образуют нерас­торжимое единство. Бессмысленно изучать формирование лич­ности с позиций психолога, если не знать, какими методами пользовались педагоги и какие цели они преследовали, если не делать выводы, как эти методы усовершенствовать. Не ме­нее бесперспективной оказалась бы работа педагога, если бы он не использовал возможности психолога, который выявляет реальные характеристики школьников, если бы он не был пси­хологически искушен в причинах нежелательных качеств, ко­торые возникают подчас в его учениках как бы паралель­но и независимо от применения, казалось бы, бесспорных форм и методов воспитания, если бы он не видел многообраз­ных, иногда противоречащих друг другу, психологических по­следствий своей конкретной педагогической работы, и т. д.

 

 

Петровский А.В.(Общая психология).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гражданско-патриотическое воспитание | Править] История




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.