Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фондовая лекция 1 страница






ПО ТЕМЕ:

 

«Основные направления

современной философии»

 

 

Краткая аннотация: Фондовая лекция строится по хронологическому принципу, выделяются наиболее важные и значительные концепции постклассической философии: позитивизм, марксизм, прагматизм, экзистенциализм, феноменология, структурализм и постструктурализм. Изложение каждого философского направления осуществляется в строго последовательном порядке: сначала основные представители, затем излагаются исходные положения.

 

План лекции:

 

1.Философия марксизма.

2.Позитивизм как философия науки.

3.Прагматизм как философия действия.

4.Философия жизни.

5.Философия и психоанализ: фрейдизм и неофрейдизм.

6.Неотомизм как философия католического христианства.

7.Феноменология.

8.Экзистенциализм.

9.Герменевтика.

10.Структурализм и постструктурализм.

 

1.Философия марксизма. Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в сороковых годах девятнадцатого века и основанный на критическом осмыслении немецкой классической философии. В формировании философии марксизма можно выделить два этапа:

1. Переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма на позиции диалектического материализма, который завершился к началу 1841 года.

2. Разработка основных положений нового философского мировоззрения на природу и общество, завершившаяся первыми произведениями зрелого марксизма: «Нищета философии» (1847) и «Манифест Коммунистической партии» (1848). В первую очередь, это - политическая экономия, в особенности английская /Адам Смит и Давид Рикардо/, открывшая законы движения буржуазного способа производства. Это и историческая наука, в частности, французская /Гизо, Минье, Тьерри/, открывшая классы и классовую борьбу в обществе и провозгласившая народ творцом истории. Это и утопический социализм /Сен-Симон, Фурье, Оуэн/, предвосхитивший разработку идей бесклассового общества. Это археология, открывшая формы жизни первобытного человека; антропология, дающая свидетельства единства исторического происхождения человеческих рас и др. Все это утверждало идею о закономерном развитии человеческой истории. Задача состояла в том, чтобы открыть законы этого развития. Таким образом, экономические, социальные и политические предпосылки формирования марксизма, сложившиеся в общественном бытии, позволили создать теорию, которая показывала недейственность различных программ утопического и мелкобуржуазного социализма о переходе к бесклассовому обществу без исторического развития классовой борьбы, без самоосвобождения человека от эксплуатации его труда. Индустриальный характер развития общества привел к численному росту рабочего класса, борьба которого за свои интересы определила новый этап в развитии классовой борьбы, его всемирно-историческую роль. Отличительной особенностью философии Маркса является ориентация на практическое революционное преобразование мира, о чем Маркс в " Тезисах о Фейербахе" сказал: " Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Задача философии и общественной науки, по Марксу, заключается не в конструировании будущего, не в выработке схем, пригодных для всех грядущих времен и народов, а в " беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с властями предержащими". 5 этом смысле философия - духовная квинтэссенция своего времени, призванная вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу. Следуя гегелевской традиции, Маркс выделил два этапа в мировой истории: этап несвободы и этап свободы. Но были существенные различия в понимании этих этапов: Гегель обращал основное внимание на осознание свободы, Маркс же - на ее осуществление. У Гегеля прогресс свободы выступает как ее количественный рост - от свободы одного до свободы всех, у Маркса же этот прогресс рассматривается с точки зрения отношения к различным социальным слоям общества. Незавершенная рукопись Маркса /1843г./ " К критике гегелевской философии права" содержит критический анализ одного из разделов книги Гегеля " Основы философии права". Маркса не удовлетворяет идеализм и умозрительный подход Гегеля к реальной действительности. Критический анализ гегелевской философии права и обусловил переход Маркса к противоположной системе - к материалистической философии Фейербаха. Отношение Маркса к философии Фейербаха отличалось взыскательностью. В письме /1843г./ к Руге Маркс писал: " Афоризмы Фейербаха не удовлетворяют меня лишь в том отношении, что он слишком много напирает на природу и слишком мало на политику. Между тем, это - единственный союз, благодаря которому теперешняя философия может стать истиной". Эта рукопись – начало перехода Маркса на позиции материализма, который совершался в процессе критического переосмысления и преодоления гегелевского идеализма. Однако, критикуя гегелевский идеализм, Маркс использовал саму основу гегелевской философии - диалектику. Примером влияния Гегеля на стиль мышления Маркса может являть его представление о развитии как противоречивом процессе, в котором противоречия разрешаются в диалектическом синтезе, согласно гегелевской триаде " тезис - антитезис - синтез". Центральное место в философии марксизма занимает теория отчуждения. Согласно Марксу, человек - это, прежде всего, homo faber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько приспосабливает его к себе. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными стихиями. Но в этом процессе овладения природой созданные людьми производительные силы и общественные отношения все больше противостоят им в качестве внешних. Происходит отчуждение человека от созданного им самим, от результатов его труда, от общества и от самого себя, своей родовой сущности. Только в будущем коммунистическом обществе, когда закончится " предыстория человечества и начнётся его " подлинная" история, когда человечество из царства " необходимости" перейдёт в " царство свободы", человек вернётся к самому себе и отчуждение будет преодолено. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение труда, основанного на частнособственнических отношениях. Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и другим людям. На основе концепции присвоения Маркс создаёт учение об общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В этом учении он стремится представить человеческую деятельность как глобальный процесс очеловечивания мира, процесс преобразования природы в соответствии с самими законами природы и в то же время налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не могла бы возвыситься до человека, стать фактором человеческого бытия. Человек не просто часть природы — это вообще универсальная сила природы. Такая возможность заложена в физической конституции человека как организма, наделённого такими достоинствами как человеческие руки, мозг, язык и др. В силу этого человек способен к любому роду деятельности, к овладению силами природы, к превращению этих сил в свои собственные силы и способности. Реализация этой возможности осуществляется, по Марксу, в производственной деятельности, в труде.

Концепция общественно-исторической предметно-практической деятельности человека позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу коренным образом преобразовать философию истории, сформулировав материалистическое понимание истории. Суть этого понимания выражена в известном предисловии Маркса к работе " К критике политической экономии": " В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". В " Немецкой идеологии" аналогичные тезисы: " Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни". По Марксу, понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственных средств жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и другие духовные явления.

Установленная зависимость сознания людей от их общественного бытия и его главного вида - материального производства позволило Марксу переосмыслить роль духовной деятельности человека. Идеи и теории, пусть даже самые радикальные и благожелательные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Идеи и теории отражают реальность и могут быть реализованы только тогда, когда в жизни общества складываются необходимые для этого объективные возможности. " Сознание с самого начала есть общественный продукт и остаётся им пока существуют люди". Таким образом, сознание есть ничто иное, как отражение и осознание людьми своего общего бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения.

На основе материалистического понимания истории Маркс и Энгельс сформулировали учение об идеологии. Основная направленность этих идей состояла в стремлении сделать философию более практичной, действенной. Маркса занимает связь философии с действительным, реальным миром, её активная роль в обществе. Сознание, с точки зрения марксизма отражает социально- классовый характер общества, в результате этого создаются ложные, предвзятые схемы, под которые подгоняется действительность. Поэтому идеология отражает действительные противоречия исторического процесса в тех условиях, когда существует отчуждение человека от общества во всех его формах. Идеология есть плод расслоения общества на противоположные антагонистические классы, которые имеют свои специфические, отдельные цели и интересы. Она стремится своё узкоклассовое видение выдать за общую и полную картину действий. В идеологических конструкциях происходит сознательный, субъективный отбор социальных установок и положений, не допускающих противоречивых фактов, которые могли бы поколебать имеющуюся систему социальных интересов субъекта.

Фундаментальным принципом философской системы марксизма становится принцип практики. С позиций этого принципа рассматривается деятельность человека. Понятие " практики" в марксистском понимании противостоит понятию " опыт". 8 понятии " опыт" заложена пассивная позиция человека. Мир воздействует на человека - человек отражает этот мир. Понятие " практика" выражает многообразие формы взаимодействия людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Практика - это процесс труда в единстве социально- исторических условий его функционирования. Практика всегда носит общественный характер. Она невозможна вне общения и совместной деятельности людей. Практика исторична. Она лежит в основании непрерывного преобразования людьми условий, обстоятельств и самих себя.

Практика является также сферой приложения знания. Способом получения нового знания стала такая форма практической деятельности как эксперимент. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Любая истина объективна. Свойством объективности обладают все предметы, процессы. Истинными или ложными могут быть только знания о самих вещах, а не сами вещи. Объективность истины означает, что содержание знания о процессах или предметах совпадает с реальной действительностью, и в этом смысле, не зависит от сознания. Но в то же время истина субъективна по своей форме выражения. В философии марксизма критерием истины является практика. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективную истинность. Практика соединяет и соотносит объект и действие, произведённое в соответствии с мыслью об объекте. Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек — таков идеал философии человека и будущего общества, называемого Марксом " законченным гуманизмом", где индивид осуществляет уничтожение социального отчуждения, разделение труда и частной собственности и тем самым становится человеком, " выдавливающим из себя раба", человеком развивающимся.

Маркс, будучи современником острейшей классовой борьбы, становления рабочего движения, увидел в революции средство уничтожения причин эксплуатации человека. Маркс, хорошо понимая, что человек — высшее существо, не сомневался в необходимости ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным и порабощенным.

Рассматривая человека как величайшую из всех существующих ценностей, как средоточия смысла истории, ради чего создаётся гуманистическое общество, философия Маркса осуществила целостный подход к человеку, толкуя его в единстве чувственно-практической, производственной, революционно-преобразующей и духовной деятельности. Для Маркса смысл создания гуманного общества как вершины человеческой цивилизации, заключался во всестороннем развитии человеческих сил, в развитии личности каждого как условие свободного развития всех В настоящее время многие идеи марксизма нашли свою дальнейшую разработку в исследованиях франкфуртской школы, неофрейдизме и работах учёных Римского клуба.

2. Позитивизм как философия науки. Позитивизм - одно из наиболее широко распространенных философских направлений XIX — XX веков, вызванное к жизни грандиозным развитием в науке и достижениями в технике, которые привели к широчайшему распространению сциентизма - концепции, заключавшейся в абсолютизации роли науки и научного познания в системе культуры и идейной жизни общества. Позитивизм выступил в процессе своей эволюции в трех формах* " первый позитивизм" (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль); " второй позитивизм" (Э. Мах и Р. Авенариус); и наконец, " третий позитивизм" - неопозитивизм, включающий в себя различные течения: " логический позитивизм" (Б. Рассел), " лингвистический позитивизм (Л. Витгенштейн), аналитическая философия (К. Поппер), логическая семантика (Р. Карнап), постпозитивизм (И. Лакатос, Т. Кун) и т.д.Общим для всех форм позитивизма является стремление к анализу и решению актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых в ходе научной революции конца XIX - начала XX веков. Единственным источником истинного, действительного знания в позитивизме являются конкретные (эмпирические) науки, при этом отрицается познавательная ценность философского исследования. Выдвигается лозунг: " Наука сама по себе философия". Возникновение философии науки было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (например, немецкой классической философии) решить философские проблемы, выдвигавшиеся с развитием науки и техники.

Кроме того для всех форм позитивизма характерно особое понимание предмета и задач философии: подвергается резкой критике понимание философии как метафизики и отстаивается идея " подлинной научной философии", ориентирующейся на строгие образы естественно-научного, математического знания. Философия должна быть построена по образу и подобию науки, понимаемой как нейтральная в мировоззренческом отношении, т.е. по отношению к основному вопросу философии. Позитивная философия должна отказаться от попыток постигнуть " первые начала бытия" и познания, ибо такое знание не нужно для практических целей и принципиально не достижимо. В конечном счете позитивная философия была сведена к формальной логике и методологии науки, а ее предмет ограничивался обобщением и систематизированием положительного знания.

Первая форма (классический позитивизм) возникает в середине XIX века, родоначальником его является Огюст Конт (1798-1857). Он подверг разной критике умозрительные и натурфилософские концепции, препятствующие развитию естествознания. Основные положения своей позитивной философии Конт изложил в своих работах " Курс позитивной философии" и " Общий обзор позитивизма". Позитивная философия в противоположность предшествующей метафизике не должна изучать мировоззренческие вопросы и вопросы о причине и сущности явлений, она должна изучать общие научные положения, системы понятий и методы частных наук Короче говоря, философия должна быть целостной системой общих положений частных наук, представленной дедуктивно. Предметом философии, по Конту, являются: во-первых, изучение общих научных положений, исследование взаимных положений и связей наук друг с другом как противодействие специализации наук; во-вторых, изучение логических законов человеческого разума; и наконец, изучение хода работы человеческого разума по пути исследования. Саму науку Конт понимает как опытное знание, а опыт не имеет границ и может расширяться беспредельно, следовательно, не может быть завершенного знания. Наука представляется Конту непрерывным процессом движения от неполного знания к более полному и всестороннему. Наука как история познания человеком мира основывается главным образом на наблюдении как одном из основных методов исследования, т.е. по преимуществу является описательной. Следует отметить, что идее описательности науки противостояла другая идея рационально-теоретическая и объяснительная, которая отвергалась Контом.

О. Конт пытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами: " закон трех стадий", закон постоянного подчинения воображения наблюдению и энциклопедический закон классификации наук " Закон трех стадий" определяет этапы развития цивилизации. Первая стадия - теологическая, где человек все объясняет вмешательством сверхъестественных сил; вторая - метафизическая, где объяснение мира сводится на различные первоначала и первосущности, якобы, находящиеся за миром явлений; третья — позитивная, где науки должны наблюдать и описывать явления, которые дает нам опыт, и формировать законы. Таков путь развития познания и человечества в целом. " Закон трех стадий", разработанный Контом, представляет собой закон интеллектуального развития или прогресса человечества, он как бы предписывает человеческому разуму этапы развития, которые он должен пройти, чтобы прийти к окончательному состоянию. Следует отметить, что этот закон ставит предел развитию, следовательно, не может считаться законом развития в полном смысле, так как позитивная стадия есть " окончательное состояние ума".

На третьей позитивной стадии развития действует в полной мере закон подчинения воображения наблюдению, так как именно наблюдение рассматривается как универсальный метод получения знаний. Закон классификации наук в большей степени характерен для этой же последней стадии развития. В отличие от Бэкона Конт предлагает классифицировать науки в зависимости от их предмета и характера их содержания. Выделяется ряд принципов, по которым следует классифицировать науки: прежде всего от простого к сложному, затем от абстрактного к конфетному, а далее от древнего к новому. Следует отметить, что в своей классификации наук

Конт оставляет без внимания гуманитарное знание, правда, он выделяет положительную науку об обществе, называя ее социальной физикой или социологией. Социальная физика должна рассматривать проблемы общества, человека, семьи и государства. Государство в концепции Конта выступает в качестве органа сохранения социальной солидарности и ее укрепления, оно есть выражение общего духа народа. Главная функция государства - моральная, которая дополняется политической деятельностью и экономическим управлением. Идеи О. Конта получили дальнейшее развитие и дополнение в концепциях Джона Милля (1806- 1883) и Герберта Спенсера (1820-1903), внесшего в концепцию " первого позитивизма" идею о непознаваемости наукой ряда сущностей, о существовании проблем, которые не может разрешить наука.

Следующей формой позитивизма, возникшей в конце XIX века, был " второй позитивизм", получивший название " эмпириокритицизм" (критика опыта) или махизм. Идейными вдохновителями " второго позитивизма" были австрийский физик Эрнст Мах (1838-1916) и немецкий философ Рихард Авенариус (1843-1896). Эмпириокритики восприняли ряд идей первого позитивизма, но создали свой вариант позитивной философии, отличавшейся переходом к агностицизму и субъективизму. Революция в естествознании на рубеже XIX - XX веков, крушение механической картины мира и связанный с этим кризис в физике способствовали возникновению этой формы позитивизма. Кризис в естествознании был порожден рядом крупных открытий (открытие электрона, явление естественной радиоактивности и др.), которые привели к крушению старых представлений о строении материи, а в результате к идее об исчезновении материи и отказу некоторых ученых от материализма.

В отличие от " первого позитивизма" Конта махизм еще более сужает предмет философии, считая последнюю лишь " научным мышлением", соединяющим общие понятия, найденные и 'очищенные специальными исследованиями", сведя философские проблемы всего лишь к методологическим. Научное же мышление, свободное от материализма и идеализма, по мнению эмпириокритиков, должно строиться на концепции " нейтрального элемента" (Мах). Элементы мира нейтральны, потому что они не являются ни психическими, принадлежащими сознанию, ни физическими, материальными, но между ними нет принципиального различия. Эти элементы, по мнению махистов, есть " ничьи ощущения", и в результате весь познаваемый мир есть не что иное, как " комплекс ощущений". В конечном счете отрицается не только существование объективной реальности вне субъекта, но и сама возможность познания сущности вещей. Основным в содержании познания является опыт, причем " очищенный" от понятия " материи" (субстанции), необходимости, причинности и времени, которые объявляются априорными (доопытними) понятиями, якобы незаконно вносимыми в опыт.

Р. Авенариус дополняет концепцию " нейтрального элемента мира" Маха принципом " экономной траты сил" или " экономии мышления" (Мах), которому следует отдавать предпочтение, создавая научные теории. Мыслить экономно означает наиболее просто, минимальными теоретическими средствами описывать исследуемый наукой материал, который есть продукт познающего субъекта, полученный в опыте. Идеал науки, выдвигаемый махистами, представляет собой создание " чисто описательной науки". В развитой науке эмпириокритики считают объяснительную часть излишней, которую в целях " экономии мышления" следует устранить. Принцип " экономии мышления" (экономного описания ощущений, или элементов) выступает основой и целью научного познания и критерия истинности. Истинность заменяется экономией. Учение о 'принципиальной координации" Авенариуса, утверждающее неразрывную связь субъекта и объекта, ставящее объективную реальность в зависимость от познающего субъекта, вносит еще больший элемент субъективизма в философию эмпириокритиков.

Ряд идей эмпириокритиков получили свое дальнейшее развитие в философских концепциях XX столетия. Идея " нейтрального элемента" нашла дальнейшее применение в неореализме, неопотиэитивизме, а идея об инструментальном характере научных понятий и теорий, присутствовавшая в неразвитой форме, успешно разрабатывалась прагматизмом и " философией жизни" (Ницше).

" Третья форма позитивизма" сформировалась в 20-х годах XX века в Европе. В 40—50-е годы это философское течение получило распространение в США, куда в связи со Второй мировой войной переместились многие его представители. Как было указано выше, " третий позитивизм" представляет собой неоднородное философское направление, называемое неопозитивизмом и представленное рядом течений и школ. В начале он развивался в рамках " логического позитивизма", гносеология которого опирается на принципы математической логики и связана с абсолютизацией ее символического аппарата (Б. Рассел и др.). Дальнейшая эволюция неопозитивизма представлена так называемой " лингвистической философией" (Л. Витгенштейн и др.), использующей для обоснования своих постулатов утонченный анализ естественных языков.

Для всего неопозитивизма характерно еще большее сужение предмета философии и сведение его к анализу языка науки, методологии научного познания, превращение логики в формальную и математическую, нацеленную на совершенствование языка науки.

Методологическое ядро неопозитивизма образует два взаимоисключающих принципа: верификации и редукции. Согласно принципу верификации каждое элементарное высказывание подлежит проверке. Способ проверки трактуется как индивидуально-психическая деятельность субъекта. Практика как материальная деятельность из процесса верификации исключается. Возникшую при этом трудность с проверкой логических высказываний, фиксирующих законы природы, позитивизм преодолевает при помощи принципа редукции, суть которого заключается в сведении любых общих высказываний к единым " атомарным" высказываниям и сопоставлении последних с данными чувственного опыта. В силу глубоких индивидуальных различий, присущих исследователям, подобное сопоставление дает крайне неопределенные результаты и не может служить проверкой истинности научного знания. Поэтому вполне закономерным оказался последующий переход неопозитивистов к принципу " ослабления верификации" (фальсификации — К. Поппер), в котором утверждается, что достаточно лишь указать на принципиальную возможность проверки для обретения высказываниями статуса научности. Затем был осуществлен переход к принципу " когеренции" (внутренняя связь), суть которого заключается в утверждении, что " быть истинным, значит быть элементом непротиворечивой системы как языковой структуры", развитой из совокупности исходных аксиом. В дальнейшем теория когеренции приняла чисто конвенционалистский характер, т.е. истинно то, что принято научным сообществом.

Следует отметить, что сами принципы, предложенные неопозитивистами, могут иметь значение для научного познания, но абсолютизация их как основы для получения истинных знаний несостоятельна, ибо в конечном счете проблема истинности научного познания так и остается проблемой. Уже в 50-е годы обнаруживается несостоятельность попыток формализовать в полной мере язык науки и игнорировать в объяснении процессов научного познания как проблемы природы человека, так и социокультурные проблемы. Эти и другие обстоятельства привели к появлению нового этапа в философии науки, получившего общее название постпозитивизм (Лакатос, Кун, Тулмин, Фейерабенд и др.), просуществовавшего до 80-х годов XX столетия. Общим для всего постпозитивизма является отказ от противопоставления науки и философии, обращение к изучению истории науки, ее развитию, осмысливаемому как не только постепенное накопление знания, но и как скачкообразное развитие, свойственное революции. История развития науки представляется как смена последовательных периодов прорывами и появлением новых научных картин мира, теорий и гипотез.

3. Прагматизм как философия действия.

Прагматизм - иррационалистическое направление в философии, возникшее в США в 70-х годах XIX века, достигшее своего расцвета в 40-е годы XX столетия и превратившееся почти в " официальную философию" Америки.

Термин " прагматизм" происходит от греческого слова " прагма" (дело, действие). Прагматизм называют обычно " философией бизнеса", " философией деловых людей", " философией практики". Традиционно выделяют два периода в философии прагматизма: ранний и поздний (инструментализм). Прагматизм, являясь синтезом различных философских, научных и социальных традиций, выступил с критикой классической философии, полагая что последняя слишком оторвана от жизни, абстрактна и созерцательна, и выдвинул программу " реконструкции философии". По утверждениям теоретиков прагматизма, необходимо создать новый тип философствования, исходящий из понимания человеческого действия как главной формы жизнедеятельности человека. Задача философии определить не каков окружающий мир, а как наилучшим образом устроиться в нем. Философия, будучи наукой, объясняющей человеческие действия, должна одновременно разрабатывать общие методы для решения практических задач, возникающих в различных жизненных ситуациях. Следовательно, в философии прагматизма вопросы методологические и гносеологические выдвигаются на первый план. Онтологические проблемы отодвигаются, так как прагматизм исключает возможность рассмотрения объективного мира независимо от сознания. Все содержание, доступное человеческому познанию действительности, сводится к субъективистски толкуемому опыту. Ограничения сферы знания приводит к использованию понятия " веры". Мышление же выступает лишь средством приспособления организма к среде с целью достижения успеха.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.