Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ошибки наблюдения.






Расхождения между величиной какого-либо показателя, найденного посредством статистического наблюдения и действительными его размерами называется ошибками наблюдения.

В зависимости от причин возникновения различают: ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации возникают в результате неправильно установленных фактов или ошибочной записи.

Ошибки репрезентативности - ошибки, свойственные выборочному методу наблюдения, которые возникают в результате неполного обследования и в случае, если обследуемая совокупность недостаточно полно воспроизводит генеральную совокупность.

Ошибки регистрации и репрезентативности могут быть случайными и систематическими.

Случайные ошибки - неточность, возникающая в процессе статистического наблюдения при установлении или регистрации фактов по чисто случайным причинам (случайные обмолвки, описки вследствие невнимательности, небрежности при заполнении формуляра наблюдения или подсчете итогов).

Систематические ошибки - неточность, возникающая в процессе статистического наблюдения по какой-либо вполне определенной причине (неясность вопроса инструкции). Они могут быть преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренные - сознательные, тенденциозные искажения истины лицами, заинтересованными по каким-либо причинам в этих искажениях. К ним относятся нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, допускаемые некоторыми недобросовестными руководителями при составлении отчетности. Для пресечения таких фактов Законом РФ от 13 мая 1992 года " Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" руководители и другие должностные лица предприятий, учреждений, организаций и объединений, независимо от форм собственности, привлекаются к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Кроме того в установленном порядке предусматривается возмещение органам статистики ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушения сроков представления отчетности. Кроме того, в соответствие с Постановлением ВС РФ от 13 мая 1992 года Госкомстат России разработал и 14 августа 1992 года утвердил положение " О порядке представления государственной статистической отчетности в Российской Федерации".

Непреднамеренные - неумышленное искажение истины вследствие неправильно понятых вопросов программы, инструкции, пропусков в записях.

Полученные в результате наблюдения данные до их обработки подвергаются тщательной проверке и контролю. Контроль достоверности осуществляется на всех этапах сбора и обработки статистических данных: при заполнении формуляров статистических наблюдений, составлении отчетов, разработке аналитических материалов. Прежде всего, производится так называемый внешний контроль. При этом проверяется правильность оформления документов, т.е. наличие всех необходимых записей (реквизитов), предусмотренных инструкцией, а также полнота материала и охвата всех отчетных единиц наблюдения (например, все ли народные суды области представили отчеты в областной отдел юстиции, соответствует ли число осужденных, указанное в отчете народного суда, числу поступивших в отдел юстиции статистических карточек на осужденных).

После внешнего контроля производится логический и счетный (арифметический) контроль. Последняя форма контроля основывается на использовании взаимосвязей между различными показателями отчета. Задача такого контроля - исправление итогов и отдельных числовых показателей. Для этих целей во всех формах статистических отчетов правоохранительных органов, судов по многим показателям установлены контрольные арифметические цифры.

Логический (смысловой) контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы путем их сопоставления между собой или путем сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу и т.п.

С вопросом контроля за ведением правовой статистики (проверки качества документов первичного учета и статистической отчетности) тесно связан вопрос об укреплении отчетной дисциплины.

Однако, говоря о границах достоверности статистических данных о преступности, следует отдельно остановиться на тех обстоятельствах, которые выходят за пределы рассмотренных, но делают статистику преступности " кривым зеркалом".

Прежде всего - это латентная преступность, в которой выделяются:

- так называемая скрытая преступность, т.е. не выявленная компетентными органами в силу специфики самих преступлений, недостатков контролирующих органов, отсутствия социально-правовой активности части населения и т.п.;

- так называемая скрываемая преступность, которая охватывает те случаи, когда отдельные лица правоохранительных органов, располагая необходимой информацией о совершенном преступлении, в нарушение закона по тем или иным причинам не ставят его на учет.

Однако латентная преступность не развивается по каким-то " своим" законам, поэтому показатели, характеризующие преступность, могут быть выявлены на основе регистрируемой совокупности преступлений с применением в необходимых случаях поправочных коэффициентов, учитывающих степень латентности тех или иных преступлений.

Кроме того, необходимо отметить, что обстоятельства, влияющие на степень соответствия статистических данных о преступности действительному положению дел в этой области, в целом представляют собой сложный и недостаточно изученный результат взаимодействия многих переменных, разных по своему значению, но при этом относительно самостоятельных:

- объективная характеристика общественно опасных деяний и совершивших эти деяния лиц в их связях с другими явлениями действительности;

- уголовного закона, определяющего сферу преступного, составы преступлений и юридически значимые признаки (криминализация деяний);

- круга преступлений и преступников, подлежащих учету;

- деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.

Заключение

На первой стадии в результате наблюдения накапливается масса данных об отдельных единичных фактах. Однако правильно собранные данные сами по себе еще не гарантируют автоматического получения правильных теоретических и практических выводов. Статистическое наблюдение дает массу первичного материала, который необходимо сгруппировать и определенным образом обработать, чтобы выявить путем вычисления обобщающих показателей типичные черты изучаемой совокупности.

Вопросы, связанные с обработкой данных полученных в ходе статистического наблюдения мы с вами рассмотрим в следующей теме курса правовой статистики.

 

 

Литература

Основная:

1. «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» [Текст]: федер. закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ (принят ГД ФС РФ 09.11.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 49. – ст. 6043.

2. «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» [Текст]: федер. закон от 13 мая 1992 № 2761-1 // Ведомости СНД и ВС РФ 09.07.1992. – № 27. – ст. 1557.

3. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2005 № 7339)

4. Бугель Н.В. Правовая статистика [Текст]: курс лекций / Н.В. Бугель, В.Г. Булавчик. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

5. Бугель Н.В. Правовая статистика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Бугель, В.Г. Булавчик; Департамент кадрового обеспечения МВД РФ. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

6. Правовая статистика [Текст]: учебник / под ред. С.Я Казанцева, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.

Дополнительная:

1. Приказ МВД РФ от 16 июля 2002 г. № 679 (ред. от 06.08.2009) «Об утверждении форм статистической отчетности» [Электронный ресурс]: СПС Консультант +.

2. Приказ МВД РФ от 09 января 2008 г. № 4 «Об утверждении Инструкции о порядке представления в ГИАЦ МВД России органами внутренних дел Российской Федерации статистической отчетности о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности» [Электронный ресурс]: СПС Консультант +.

3. Правовая статистика [Электронный ресурс] / под ред. С.Я Казанцева, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.