Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №1. Деятельность милиции на современном этапе






Фондовая лекция

дисциплины «История органов внутренних дел»

для курсантов, обучающихся на очной форме обучения

по специальности 030501.65 – Юриспруденция специализации: гражданско-правовая и уголовно-правовая (ведомственная специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел)

 

по специальности 030505.65 – Правоохранительная деятельность

специализации: оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел

(профили подготовки – деятельность подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и оперативные уполномоченные уголовного розыска);

Административная деятельность органов внутренних дел (профиль подготовки – участковые уполномоченные уголовного розыска)

 

для слушателей, обучающихся на заочной форме обучения

по специальности 030505.65 – Правоохранительная деятельность специализации:

оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (с профилем подготовки – оперативно-уполномоченные уголовного розыска) Административная деятельность органов внутренних дел (с профилем подготовки – участковые уполномоченные милиции)

 

по теме:

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

(1985 – 2010 ГГ.)»

 

Нижний Новгород – 2009


 

Фондовая лекция дисциплины «История органов внутренних дел» специальности 030501.65 – Юриспруденция, специализация – уголовно-правовая (ведомственная специализация – предварительное следствие в ОВД) по теме: «Органы внутренних дел в современных условиях (1985 – 2010 гг.)» подготовлена для курсантов, слушателей и студентов очной формы обучения.

 

 

Автор:

С.В. Ханин – доцент кафедры философии.

 

Рецензенты:

А.А. Демичев – к.и.н., д.ю.н., профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России

В.И. Костин – к.и.н., доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально – экономических дисциплин Нижегородской Правовой академии

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии Нижегородской академии МВД России «» мая 2009 г. Протокол № __.

 


Учебные вопросы

  1. Деятельность милиции на современном этапе
  2. Подготовка кадров для ОВД

Вопрос №1. Деятельность милиции на современном этапе

Период 1985-2008 годы – один из наиболее сложных и противоречивых периодов отечественной истории. Это время является переломным, насыщенным крупными социальными катаклизмами, масштабными событиями.

Перестройка, определившая начало реформ, предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения ускорения общественного развития. Запущенный механизм последующих преобразований способствовал необратимому процессу идейного расслоения и организационного распада несущей конструкции политической системы, самого государства в целом. Процессы формирования демократического правового государства протекали противоречиво и сопряжены были с трудностями, носящими объективный и субъективный характер базы.

Политические события, проходящие в стране, не только изменили 1/6 часть планеты, они выдвинули новые задачи перед милицией – важнейшим ведомством в структуре государственных институтов, органов исполнительной власти. Перед руководством органов внутренних дел встал вопрос: «Как работать милиции в условиях развивающейся демократии?» По крохам каждодневно аккумулировали первый опыт своих действий в новых условиях органы внутренних дел, решая ответственные государственные задачи.

В условиях начавшихся реформ борьба с пьянством и алкоголизмом явилась одной из главных, первостепенных задач в деятельности милиции.

Пьянство, охватившее страну, стало не только опасно для демографической ситуации в стране, серьезным тормозом в развитии социально-экономической сферы, но и основным источником правонарушений, угрозой национальной безопасности. Разрушался нравственно-духовный климат российской семьи, увеличивалась смертность населения, создавалась реальная угроза генетическому фонду народа. Необходимо было принимать экстренные меры к спасению нации, ее духовному возрождению. Борьба с пьянством, ограничение продажи спиртного вызвали могучую волну самогоноварения. Увеличилось количество вытрезвителей: мужских, женских.

С течением времени борьба с пьянством трансформировалась в борьбу с незаконным оборотом алкогольной продукции. Эта деятельность регламентировалась такими нормативными актами, как Указ Президента РФ и Постановление правительства «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 6 октября 1998 года. Исторически сложилось, что доход от него являлся одним из основных источников дохода бюджета. Проблема стала приобретать не только социальную, но и политическую значимость (пополняла бюджет криминала). Создание во всех субъектах РФ межведомственных комиссий позволило сконцентрировать «ресурсы» правоохранительных органов в борьбе с этим социальным злом. В октябре-ноябре 1998 г. было осуществлено 61000 проверок предприятий и организаций, создающих капиталы на обороте алкогольной продукции. Выявлено 5687 нарушений, было изъято из оборота более 1, 5 млн. литров алкоголя.1 Такие комплексные проверки становились систематическими.

С принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1987 г.), «О кооперации» (1988 г.), «Об аренде» (1988 г.) были обеспечены условия перехода к рыночным отношениям, появления частной собственности, дополнительных источников доходов граждан. Перед милицией была поставлена задача борьбы с нетрудовыми доходами и охраны всех форм собственности. Эти направления деятельности регламентировали Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов» (1986 г.) и Положение «О вневедомственной охране при органах внутренних дел» (август 1992 г.). Деятельность подразделений вневедомственной охраны по защите имущества граждан, любых форм собственности от преступных посягательств, определялось в Положении одной из основных задач этой структуры.

Конец 80-х годов ввел новый элемент в социальную жизнь Советского Союза – волну митинговой демократии, которая захлестнула страну. Если ранее забастовки были редкими и пресекались всевозможными, в т.ч. и судебными средствами, то теперь они стали обычным явлением. В условиях углубления социально-экономических противоречий, отсутствия согласия в обществе забастовки, митинги и демонстрации создавали опасность их эскалации в различных формах противоправных действий, включая открытое вооруженное противостояние. В 1989-1991 гг. бастовали или угрожали забастовками рабочие практически всех отраслей промышленности. Число забастовок перевалило за несколько тысяч, а число бастующих - за несколько сот тысяч.

Поэтому перед милицией встала задача обеспечения общественного порядка в ходе массовых мероприятий. Особенность выполнения этой задачи проявлялась в том, что кардинальные изменения в общественной жизни опережали динамику рождения законов, обеспечивающих правовое регулирование деятельности органов внутренних дел. С течением времени этот правовой вакуум ликвидируется – были подготовлены правительственные документы, указы о порядке проведения митингов, демонстраций. Все это было введено в правовое русло, обозначены права и обязанности милиции в новых условиях.

Руководством МВД была подготовлена и записка в инстанции о том, чтобы не втягивать милицию в столкновения с народом при проведении митингов, демонстраций. Если митинг разрешен, то милиция должна лишь обеспечить порядок. Для обеспечения общественного порядка в крупных городах потребовались мобильные средства на базе ГУВД г. Москвы. В 1987 г. родилась идея создания отрядов милиции особого назначения – ОМОНов. Этим отрядам была придумана новая форма одежды – отсюда пошло выражение «серые береты». В последствии правительство выделило средства на увеличение численности ОМОНов и создания этих подразделений на местах. Часть из них отдали в республики, а часть действовала в России как региональные отряды с возможностью срочной переброски в горячие точки. Этого требовала обстановка, необходимость политической стабилизации в стране.

Активизация деятельности политических партий и движений способствовала возникновению и разжиганию межнациональных конфликтов, наращиванию политического и религиозного экстремизма в ряде регионов страны. Эта тенденция потребовала от сотрудников органов внутренних дел не только оперативного реагирования, но и, как доказали последующие события на Кавказе, – соответствующей профессиональной подготовки. Участившиеся факты проведения несанкционированных митингов, уличных шествий, манифестаций, сопровождающиеся призывами к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности СССР, а затем и Российской Федерации, разжигание социальной, расовой и национальной розни, определили важнейшую задачу органов внутренних дел – противодействие экстремизму.

Начавшаяся департизация и деполитизация МВД не только отражала процесс эволюции общества из состояния закрытого в открытое, но и реформирование деятельности МВД. Прежде всего, это означало верховенство закона в деятельности милиции, а не идеологии, подконтрольность милиции не КПСС, а парламенту. Это обусловливало необходимость последовательного перехода от традиционного типа деятельности правоохранительных органов к деятельности, характеризующейся служением обществу и людям, обеспечивающей тесное взаимодействие между милицией и гражданами, их активное, и, самое главное, результативное сотрудничество.

Считая МВД суперцентрализованной системой, одним из направлений демократизации органов внутренних дел провозглашается децентрализация, переход полномочий вниз. К этому времени начинает реализовываться идея о суверенизации республик, а, следовательно, и значительное возрастание роли республиканских МВД. Началась реорганизация центрального аппарата министерства, местных органов. В 1989 году МВД РСФСР было воссоздано в третий раз. Оно в свое время существовало (1917 – 1930, 1955 – 1966 гг.), но потом было упразднено. При отсутствии в этой республике своего МВД возникали постоянные сложности – оперативно решать вопросы по укреплению правопорядка. Центр передает почти все права и соответственно задачи на места; министерства внутренних дел союзных республик получили практически полную независимость; центр лишился влияния, оставив за собой подготовку кадров в центральных учебных заведениях, разработку методологии борьбы с преступностью, координацию работы органов по строго определенным направлениям. Важным проявлением гласности в деятельности органов внутренних дел стало рассекречивание статистики и проблем преступности, работы МВД и ее результатов.

Чрезвычайная ситуация сложилась в деятельности милиции по борьбе с организованной преступностью.

Сам факт, что в 1989 году (впервые в нашей истории!) Верховным Советом, а затем и вторым Съездом народных депутатов СССР были приняты специальные постановления, направленные на борьбу с организованной преступностью, уже говорит о многом. Проблему вполне обоснованно отнесли к вопросам политической важности.

В годы перестройки организованная преступность перешла в наступление. Шла консолидация мафиозных структур, дельцов «теневой экономики» и коррумпированных элементов. Они стремились максимально использовать недостатки переходных структур в социальной, экономической, политической жизни общества для получения сверхприбылей. Но этого им было мало. С помощью коррупции их усилия были направлены на обеспечение своей преступной деятельности максимальными гарантиями институтов государственной власти и непосредственного проникновения в них. Организованная преступность, используя социальную незащищенность, низкий уровень жизни постоянно получала пополнение, используя обездоленную и безработную молодежь. До 74% выпускников ПТУ в ряде регионов оказывались невостребованными.2 Преступники брали их к себе в качестве боевиков. Вот некоторая статистика конца 80-х годов. Совместно с взрослыми совершили групповые убийства при отягчающих обстоятельствах – 52 % осужденных подростков, умышленные телесные повреждения – 44, 3 %, разбои – 46, 3 %, вымогательство – 30 %, неправомерное завладение транспортным средством – 34, 2 %.3

При этом возраст преступности постоянно молодел, достигая 12-14 лет. Такая ситуация обеспечивала формирование у молодежи правового нигилизма, разрушение общественно значимых ценностей.

Обстановка вызвала необходимость создания в 1988 году в России Управлений по борьбе с организованной преступностью, региональных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Значительное внимание было уделено оснащению подразделений новейшим вооружением, современной специальной техникой, укомплектованию профессионально подготовленного личного состава. Для борьбы с «телефонным» правом региональные подразделения по организованной преступности были выведены из-под влияния местных властей. Повсеместно стали создаваться временные комитеты по борьбе с преступностью, разрабатываться мероприятия для принятия исключительных мер борьбы с уголовным элементом. Однако это мероприятия реального положения дел не улучшили. За 1989 год темпы роста преступлений составили 31%, за 1990 год – 12%, за 1991 год – около 20%.4

В борьбе с организованной преступностью был осуществлен ряд мер в обеспечении наступательности. Основу этой деятельности составил Указ Президента РФ от 16.04.1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлениях организованной преступности». Внимание уделялось комплексному использованию возможностей всех служб криминальной милиции, совершенствованию приемов и методов деятельности этих служб. Росту вооруженности, дерзости и агрессивности необходимо было противопоставить высокий профессионализм сотрудников ОВД.

Состояние открытости МВД отразилось и на создании качественно нового потенциала международного сотрудничество. 9 сентября 1990 года Верховный Совет РСФСР ратифицировал Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, что способствовало повышению уровня этой деятельности. Совет Министров СССР создает совет по координации всей международной деятельности правоохранительных органов. 6 октября 1989 года в Москве был подписан Меморандум о взаимопонимании между МВД СССР и центром ООН по социальному развитию и гуманитарным вопросам. В сентябре 1990 года МВД СССР было принято в Интерпол в качестве 151 члена. Все это создавало новые импульсы для улучшения практической деятельности. В 1991 году создается центральное национальное бюро Интерпола в РФ.

Принятие 12 июня 1990 года. Декларации о государственном суверенитете России на I съезде народных депутатов РСФСР, стало важнейшей вехой в становлении ее институтов власти и управления, независимых от союзных структур. Это одновременно послужило дополнительным толчком процессу суверенизации других союзных республик и развитию дезинтеграции всего СССР. Новые лидеры, пришедшие к власти на волне выборов, имели качественно иные политические цели. Возобладали сепаратистские тенденции. Политическая борьба вступает в новый этап, увлекая за собой сотрудников органов внутренних дел.

Попыткой восстановить систему вертикального подчинения региональных органов центру, которая в предшествующие годы на фоне парада суверенитетов была основательно деформирована, явилось принятие 6 марта 1991 года закона СССР «О советской милиции». Хотя советской этой милиции оставалось быть всего несколько месяцев.

18 апреля 1991 года был принят Закон РСФСР «О милиции». В нем были заложены новые идеи и подходы в формировании структур МВД, целей, функций и задач. Так, в развитии идеи децентрализации системы МВД большая часть функций по управлению органами и подразделениями милиции передавалось местным Советам. Соответствующим образом изменялась структура милиции: она разделялась на муниципальную и федеральную. (Приложение №1). В законе определялись права и обязанности сотрудников милиции, гарантии их правовой и социальной защиты. С учетом изменившихся социально-политических условий конкретизировались задачи милиции, которые включали: обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений, охрана общественной безопасности, защита частной, государственной муниципальной и иных форм собственности и другие. Были определены такие принципы деятельности милиции, как законность, уважение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм, гласность, взаимодействие с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка.

Закон «О милиции» запрещал вмешиваться в политическую деятельность, создавать в милиции партии и политические движения. Однако драматические события Августовского путча (19 – 21 августа 1991 года), противостояние правительственных сил и оппозиций в сентябре – октябре 1993 года и их кровавый поход, война в Чечне не могли не поставить милицию в эпицентр событий.

Август 1991-го и октябрь 1993-го примечательны еще и тем, что в событиях этих министры внутренних дел впервые за 200 летнюю историю МВД оказались по разную сторону баррикад. В августе 1991-го: на стороне оппозиции – Пуго, а также в некоторой степени и бывший министр внутренних дел РСФСР Трушин, который к тому времени стал одним из заместителей Пуго; на другой – Баранников, Дунаев, Ерин. В октябре 1993 года ситуация резко изменяется. Теперь на стороне оппозиции выступили Баранников и Дунаев, а правительственные силы представляли Ерин и будущий министр Куликов. (Приложение №2). Уже это стало само по себе противоестественно и свидетельствовало о глубине социального конфликта: стеной друг на друга пошли министры, призванные охранять устои государственной власти. Следовательно, устои эти оказались совершенно размытыми. Но необходимо отдать должное сотрудникам органов внутренних дел, которые сделали все от них зависящее, чтобы общественный порядок был надлежащим, а обстановка не вышла из-под контроля.

12 февраля 1993 года Президент РФ издал Указ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации». В результате реализации этого Указа численность милиции общественной безопасности уже в 1993 году возросла на 84, 5 тыс. единиц или на четверть. В целом по стране местная милиция к началу 1994 года сформирована на 73% установленной численности и составила 442 тыс. единиц. Вместе с этим в 33 республиках, краях и областях численность подразделений местной милиции не достигла и 70% от предусмотренных Указом Президента РФ нормативов.5 Такое состояние укомплектованности непременно сказывалось на всей многообразной деятельности милиции, цель которой – обеспечить достойный уровень жизни законопослушных российских граждан, их безопасность и спокойствие. В «Положении о службе в органах внутренних дел (1992 г.)», «Положении о милиции общественной безопасности (местной милиции) (1993 г.)», а затем в «Положении о министерстве внутренних дел (1996 г.)» Правительством и руководством МВД определялись новые отношения между населением и милицией и характеризовались они как партнерские. Нормативные требования, содержащиеся в этих и других актах периода демократических преобразований, создавали условия для воплощения в реальную жизнь триады: Государство – общество – личность, постановку в центр интересов гражданина, его прав, личного достоинства и свобод. Сотрудник милиции стал работать как в интересах конкретного человека, так и всего общества. Общество стремилось получить новый вид услуг – обеспечение собственной безопасности.

Одновременно решалась задача укрепления и сохранения системы МВД, и, прежде всего, ее профессионального ядра. В структуре Министерства внутренних дел появляются новые подразделения, призванные решать задачи борьбы с преступными посягательствами, т.к. криминальная обстановка в стране продолжала осложняться (см. Приложение №3). В 1999 году массив зарегистрированных в России превысил 3-х миллионный рубеж.6

По мере углубления экономических реформ, совершенствования рыночных отношений, экономическая преступность становилась одним из самых опасных звеньев в общей структуре противоправных деяний. Главной задачей сотрудников БХСС стало выведение важнейших отраслей экономики из-под криминальных крыш, и предоставление ей возможности развития в комфортном правовом поле. Вначале 90-х годов начинается поиск путей реформирования аппаратов БХСС. Были горячие головы, которые высказывались за ликвидацию этих аппаратов. Разум восторжествовал. В условиях расширения коммерческих и банковских структур, появления попыток использования в преступных целях кредитно-финансовую систему был не только сохранен аппарат, но и сохранена направленность на борьбу с экономическими преступлениями. В 1997 году правоохранительными органами было выявлено 240 преступлений, связанных с отмыванием теневых доходов, в 1998 году – 995, в 2000 году – 1784.7 В июле 1999 года при МВД России был сформирован Межведомственный центр по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем. Его задача – объединить усилия правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с отмыванием «грязных» денег, что стало глобальной угрозой экономической безопасности России. Организованная преступность контролировала 40% частных и 60% государственных предприятий, а также 85% банков страны.8 Международные организации использовали факты отмывания денег для дискриминации предпринимательства в России, препятствовали инвестиционному процессу.

Сотрудники БЭП разработали и провели мероприятия, направленные на оздоровление рыночной торговли. В ходе операции под названием «Табак» были обнаружены цеха и фабрики по производству фальсифицированных сигарет («Мальборо», «Бонд», «Петр I»). Из оборота изъяли почти 6, 5 млн. пачек «левых» табачных изделий на сумму более 37 млн. рублей.9

Среди направлений деятельности отделов по борьбе с экономическими преступлениями необходимо выделить следующие:

- противодействие проникновению преступных элементов в региональные банковские системы;

- борьба с коррупцией в экономике, кредитно-финансовой сфере;

- выявление фактов легализации незаконно полученных доходов;

- использование преступными элементами разнообразных форм внешнеэкономических связей;

- выявление и пресечение получения и дачи взяток, коммерческого подкупа;

- монополистические действия и ограничения конкуренции;

- принуждение к совершению сделки и отказу от нее, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ;

- поддержание надлежащего порядка на рынках;

- выявление коррумпированных должностных лиц.

Серьёзную озабоченность вызывали посягательства на нефтепродукты и драгоценные металлы.

Сотрудники выявляли преступные группы, которые действовали на рынках и добивались монополизации торговли. Причина одна: не допустить к прилавкам товаропроизводителей, а скупать их товар и устанавливать такие цены, которые дают максимальную прибыль. В ходе проводимых оперативно-профилактических операций были сформулированы рекомендации администрациям различного уровня по проведению целого комплекса организационных, экономических и правовых мер.

Особое внимание уделялось борьбе с фальшивомонетчеством. Настоящий бум фальшивомонетчества в России пришелся на 90-е годы XX века, когда в стране отменили контроль за ввозом множительной и компьютерной техники из-за рубежа. Только в 2000 г. на территории России зарегистрировано 12 тыс. преступлений, связанных с фальшивомонетчеством – на 35% больше, чем в 1999 году. Результатом кропотливой последовательной работы сотрудников является ежегодное привлечение к ответственности около 30% ранее судимых за преступления, связанные с фальшивомонетчеством.10

В деятельности милиции в ходе демократических реформ более значимо определилась социальная направленность. По-новому и очень остро жизнью были поставлены перед обществом и органами внутренних дел вопросы борьбы с наркоманией. В России начинается «эпидемия». Точную цифру больных наркоманией в стране сегодня не назовет никто. Объем же распространения наркотиков уже принял масштаб национального бедствия. Если учесть, что за последнее десятилетие количество взрослых наркоманов выросло в 8 раз, наркоманов-подростков – в 18 раз, а больных наркоманией детей – в 24, 3 раза, то можно констатировать факт стремительного приближения нации к опасной черте вымирания.11 Обостряется проблема, связанная с распространением ВИЧ-инфекции среди лиц, потребляющих наркотики. Отчетливо выстраивались в единую цепь наркобизнес, незаконные операции с оружием, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, и терроризм. Россия превращена в «наркотический коридор» доставки наркотиков из Азии в Европу. Все это несет прямую угрозу национальной безопасности РФ. Социальные последствия распространения наркомании и наркобизнеса затрагивают практически все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства в целом.

В 1991 году в структуре криминальной милиции МВД было создано специальное подразделение для борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В 1992 году было образовано Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Особое внимание сотрудники этих подразделений уделяют перекрытию каналов поступления наркотиков, изобличению перевозчиков, изготовителей, расхитителей и распространителей криминального товара. Возрастает актуальность проблемы подрыва экономической базы наркобизнеса. Важным направлением этой деятельности является проведение комплекса оперативно-розыскных и процессуальных мероприятий, обеспечивающих изъятие у лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, материальных ценностей и денежных средств, наложение ареста на имущество, нажитое преступным путем, с целью обеспечения последующей конфискации.

Борьба с незаконным оборотом наркотиков велась совместными усилиями милиции, государственных органов и общественных организаций. К решению этой важнейшей проблемы активно подключается и профилактическая служба, воссозданная с апреля 1989 года. В ее работе на первый план выдвигается проблема предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи. В ее состав вошли участковые инспектора милиции, инспекции по делам несовершеннолетних, исправительных работ, воспитательно-трудовых колоний. Важным направлением в их работе являются встречи, профилактические беседы и лекции в учебных заведениях, трудовых коллективах, использование возможностей средств массовой информации, налаживание взаимодействия с различными учреждениями с целью своевременного информирования широкой общественности о потенциальной опасности.

6 декабря 1990 года в структуре криминальной милиции МВД РФ было создано Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков, которое 10 февраля 1992 года преобразовано в Управление по незаконному обороту наркотиков МВД России. С 9 марта 1992 года подразделения по борьбе с наркотиками, находившиеся ранее в различных службах стали преобразовываться в самостоятельные.

Борьба с наркотиками была тесно связана с детской преступностью. В ходе комплексной операции «Подросток» в 1999 году, в которой участвовало 160 тыс. сотрудников ОВД, социальной защиты населения, образования, здравоохранения, были выявлены и поставлены на учет более 95 тыс. несовершеннолетних правонарушителей. Около 100 тыс. подростков были привлечены к административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства, 5, 5 тыс. за употребление наркотиков, 28, 4 тыс. - за мелкое хулиганство.12

Милиция становится одним из координаторов, объединяющих усилия органов народного образования, здравоохранения, администраций, общественных организаций в борьбе за снижение негативного фона в молодежной и подростковой среде, в создании надежной системы правовой и социальной защиты подростков и семьи. Большое значение со всеобщей криминализацией уделялось углублению контактов правоохранительных органов и средств массовой информации, формированию программ по их взаимодействию. Приказом МВД России от 28 декабря 1992 г. №479 создаются пресс-службы органов внутренних дел.

В условиях демократических преобразований ответственной задачей, вставшей перед сотрудниками ОВД, явилась борьба с терроризмом.

Ее организация строилась в соответствии с законом «О борьбе с терроризмом и Постановлением Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму», а также на основе планов Межведомственного штаба по противодействию терроризму. Силы в решении этой насущной для национальной безопасности проблемы задействованы значительные. Была проведена оперативно предупредительная операция «Динамит – 2000» с целью пресечь факты незаконного оборота взрывчатых средств, проверить состояние установленного порядка их хранения, использования и транспортировки. В ней приняли участие 223000 сотрудников органов внутренних дел, службы безопасности, таможни и Гостехнадзора. В ходе операции были выявлены серьезные нарушения. Однако, раскрываемость преступлений, связанных с взрывами, не высокая – 46%. В 1997 году пострадало 579 человек и погибло 180, в 2000 году – ранены 1418, убиты – 277 человек. Терроризм наступает.13 Он развивается на фоне усиливающегося незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ. Увеличено количество оперативно-поисковых групп. Подготовлены служебные собаки, специализирующиеся на выявлении взрывчатых веществ. Расширились возможности средств массовой информации в профилактических целях. Угроза терактов, которые имели место в некоторых городах России, вызвала к жизни проведение операции «Вихрь – антитеррор» и заставила сотрудников работать в усиленном режиме. Ответственной задачей сотрудников органов внутренних дел стало участие в контртеррористической операции по уничтожению террористов и бандитских формирований на Кавказе, восстановление с другими силами конституционного порядка на освобожденных от бандитов территориях.

Таким образом, радикальные перемены в общественной жизни определили не только задачи милиции в современных условиях, они обусловили реформирование структуры МВД, трансформацию методов и функций милиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.