Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные продукты и услуги




Информация зачастую не воспринимается как ресурс и продукт, поскольку она обладает уникальными свойствами .

По своей сущности информация имеет двойную принадлежность: общественную и частную. В отли­чие от других продуктов информационные не отчуждаются от производителя — их производство и потребление практиче­ски неотделимо. Знания, заложенные в информационном про­дукте личного пользования, не могут быть сохранены в тайне в течение длительного периода. Поэтому продавец не лишает­ся товара-информации, а распространяет его среди пользова­телей, которые и получают к нему доступ после покупки, но интеллектуальная собственность остается у продавца.

Во-вторых, сама по себе информация может быть от­несена к категориям абстрактных понятий типа математиче­ских. Однако ряд ее особенностей не позволяет это сделать. Известно, что информация не может возникнуть из ничего, ее можно передавать, записывать и удалять. С учетом сказанно­го можно утверждать, что информация относится к матери­альным объектам.

В-третьих, в принципе отсутствует свойство "расходо­вание", которое присуще всем материальным продуктам. В процессе передачи информации из одной системы в другую количество в передающей системе не уменьшается. Но в при­нимающей системе количество информации увеличивается, что не свойственно материальным объектам.

В-четвертых, при торговле интеллектуальными про­дуктами, в том числе и информационными, во внимание бе­рется оценка стоимости информации. Но соотношение "стои­мость - цена", используемое при производстве любых продук­тов, в данном случае не всегда имеет однозначное решение из-за динамического изменения жизненного цикла информа­ционных продуктов.

В-пятых, во все времена информация является предме­том купли-продажи. Однако эти отношения имеют свои спе­цифические особенности:

• информация многократно используется. При этом в отличие от других товаров она не теряет свою потребитель­ную стоимость и не нуждается в повторном производстве;

• производитель информации может многократно ее продавать, но оставаться ее владельцем. Поэтому права про­изводителя и потребителя информации обычно защищаются нормативными актами;

• информация не расходуется в процессе ее потребле­ния. В подтверждение сказанного можно привести американ­скую пословицу, которая гласит: "Если у нас есть по яблоку, и мы обменяемся, у нас опять будет по яблоку, но если у нас есть по идее, и мы обменяемся, то у каждого их будет по две";

• информация многократно используется и может, при соответствующих условиях, храниться в течение неограниченного времени.

В-шестых, отличительное свойство информации от любого другого товара проявляется в том, что она не имеет материальной формы. Практически продается право на ее использование. Следует отметить и тот факт, что часть информации является достоянием мирового сообщества (например, фундаментальные открытия, литературные произведения), поэтому законы рыночной экономики нельзя полностью пе­реносить на производство и продажу информационных про­дуктов и услуг.



Основные отличия информационной деятельности от материального производства:

1) значительные, но однократные расходы на создание информационного продукта;

2) относительная дешевизна распространения инфор­мации среди пользователей.

Двойственный характер информации представлен нарис. 5.

Рис. 5 Двойственная сущность информации.

В эпоху индустриального общества, где основная цель - материальное производство, основными видами ресурсов являются:

1. Материальные — совокупность предметов труда, используемых в процессе производства общественного про­дукта (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты).

2. Природные — объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

3. Трудовые — люди, владеющие общеобразователь­ными и профессиональными знаниями.

4. Энергетические — носители энергий (нефть, газ).

5. Финансовые.

6. Технологические -совокупность современных тех­нологий.

Важнейшим составным элементом индустриального развития общества становятся информационные ресурсы или ресурсы знаний, представляющие собой специфический фак­тор современного производства (рис.6).



Информационные ресурсы общества, если их пони­мать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накап­ливали, обобщали, анализировали, создавали. Эти знания ма­териализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

Рис. 6. Современные ресурсы материального производства

Согласно Федеральному закону "Об информации, ин­форматизации и защите информации" информационные ре­сурсы— отдельные документы и отдельные массивы доку­ментов, документы и массивы документов в информацион­ных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) .

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет, что признаком классификации информационных ресурсов является признак собственности:

- государственные;

- муниципальные;

- частные;

- совместного владения.

Однако такая классификация приводит к нивелирова­нию действительной стоимости информационных ресурсов.

Ресурсы обычно подразделяются на несколько классов, например, физические, программные и информаци­онные (данные).

Оценка ценности ресурсов проводится специализиро­ванными организациями во время выполнения работы по ана­лизу рисков безопасности.

Оценка физических ресурсов производится с учетом стоимости их замены или восстановления работоспособности. Программные ресурсы оцениваются тем же способом, что и физические - на основе определения затрат на их приобретение или восстановление.

Если для информационного ресурса существуют особенные требования к конфиденциальности или целостности (напри­мер, если исходный текст имеет высокую коммерческую цен­ность), то оценка этого ресурса производится по той же схе­ме, то есть в стоимостном выражении. Обычно помимо эко­номических возникают и неэкономические аспекты (напри­мер, связанные с разглашением персональной информации или потерей репутации организации). Последние надо приво­дить в стоимостный вид, что обычно делается на этапе анали­за рисков.

Информационные ресурсы страны, региона, организа­ции должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, иско­паемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

• превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

• сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

• образовать всевозможные базы данных ресурсов регио­нов и государств, к которым возможен сравнительно недоро­гой доступ;

• повысить обоснованность и оперативность принимае­мых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Сформировавшиеся информационные ресурсы знаний яв­ляются специфическим товаром. В процессе их создания они характеризуются разнообразием форм и методов, которые присущи процессу возникновения и формирования интеллек­туальных затрат труда.

Информационные ресурсы знаний являются важнейшим элементом развития рынка. Экономика информационных ре­сурсов и знаний будет определять в будущем все элементы - взаимосвязи и взаимодействия между сферой информационной деятельности и отраслями общественного производства.

Доминирующая роль в информационном обществе от­водится информационному продукту. Информационные ре­сурсы являются основой для создания информационного про­дукта.

Информационный продукт является результатом ин­теллектуальной деятельности человека и отражает информа­ционную модель конкретной предметной области. Классиче­ская модель жизненного цикла в приложении к информаци­онному продукту представлена следующими стадиями:

1) стадия разработки;

2) стадия синтеза;

3) стадия внедрения;

4) стадия инсталляции;

5) стадия обучения.

Господствующей тенденцией в развитии информаци­онных технологий является переход к цифровым методам пе­редачи, обработки и хранения информации, которые, являясь важнейшим технологическим направлением, должны обеспе­чить слияние информации и услуг.

Традиционно пассивные формы восприятия информа­ции уступают место интерактивным формам, которые предос­тавляют потребителям возможности большего физического и интеллектуального развития. В связи с этим возникло новое понятие "информативное развлечение".

В данном случае для потребителей и поставщиков сти­раются различия между развлечениями и информацией, сис­темами доставки информации и информационным продуктом. Это сопровождается появлением гибридных форм информа­ционного продукта на новых носителях, например, интерак­тивные игры на дисках, в процессе которых происходит обу­чение.

Однако, несмотря на бурное развитие технологий для распространения информации, значение стадии разработки информационного продукта будет расти быстрее относительно стадий его синтеза и распространения.

Переход к рыночной экономике способствует разви­тию конкуренции между хозяйствующими субъектами, кото­рые вынуждены обращать внимание на качество производи­мого продукта, снижение его себестоимости и способы рас­пространения с помощью услуг.

Интенсивное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности объективно вызвало расширение сферы услуг и увеличение их объема. Услуги влияют на уско­рение продаж, увеличение стоимости товара, сокращают за­траты времени на их приобретение и тем самым выполняют роль дополнительных источников доходов фирм.

Услуги — результат непроизводственной деятельно­сти организации или лица, направленный на удовлетворение потребности организации-потребителя или человека в ис­пользовании различных продуктов. В настоящее время сфера информационных услуг часто непосредственно связана с экс­плуатацией средств вычислительной техники и необходима для развития пользовательской инфраструктуры. Защита ин­формации рассматривается как обеспечение единоличного права пользования имеющейся (предоставленной) информа­цией и таким образом может быть причислена к категории информационных услуг.

Информационнаяуслуга — получение и предостав­ление в распоряжение пользователя информационного про­дукта. Услуги, оказываемые в сфере информационной дея­тельности, разнообразны. Имеется несколько подходов к их классификации. Так, в соответствии с Международным стан­дартом промышленности классификация сферы услуг подраз­деляется следующим образом:

• оптовая и розничная торговля;

• транспорт и связь;

• финансовые, страховые и банковские услуги;

• прочие услуги: медицинское и страховое обслуживание, образование и научные разработки и т. д.

Информационная услуга возможна при наличии банка данных в компьютерном или некомпьютерном исполнении.

Базы данных (БД) являются источником при предос­тавлении услуги. Использование компьютера позволяет уве­личивать объем хранимых баз данных и тем самым расширять сферу информационных услуг.

Базы данных принято подразделять на библиографиче­ские и небиблиографические. Библиографические базы дан­ных содержат вторичную информацию (обычно это рефераты и аннотации). В зависимости от вида и назначения информа­ции небиблиографические БД представлены как:

• справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например, справочник абонентов теле­фонов и т. д.;

• финансовые, содержащие финансовую информацию, которая предоставлена банками, фирмами;

• содержащие первичную информацию, например, журналы, статьи, газеты и т. д.;

• числовые, содержащие количественные характери­стики и параметры объектов и явлений, например, статисти­ческие и демографические данные и т. д.;

• текстово - числовые, содержащие описание объектов и их характеристики, например, информация о фирмах, банках.

Информационные издания содержат вторичную ин­формацию, подготавливаются информационными службами, изданиями и представляются в виде печатной продукции: ре­феративные сборники, справочные издания, библиографиче­ские указатели.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал