Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение Определение






Понятие «личность» определяли по-разному. Олпорт2, например, приводит 50 различных определений. Между тем эти различия касаются не столько самого объекта нашего исследования, сколько его концептуа­лизации и отражают, таким образом, теоретические разногласия авторов. В настоящей главе, где нам предстоит познакомить читателя с современ­ными представлениями о структуре личности, мы вправе ограничиться определением того объекта, структуру которого мы собираемся изучать. Определение природы личности может быть только результатом иссле­дования и не может ему предшествовать. Что же касается объекта на­шего исследования, то им является тот конкретный человек, с которым мы встречаемся на улице, на работе или во время отдыха. Таким обра­зом, под термином «личность» мы понимаем ту совокупность психоло­гических качеств, которая характеризует каждого отдельного челове­ка. Личность является, следовательно, не абстракцией, а тем живым су­ществом, которое мы можем воспринимать вовне или ощущать изнутри и которое весьма индивидуально. Психология личности должна, стало быть, обязательно учитывать индивидуальные различия, и целью ее дол­жно стать как можно более точное их определение и объяснение.

1 Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975.
Вып-V. С. 197-198, 215-221.

2 См.: Allport G.W. Personality, a psychological interpretation. N. Y.: Henry Hill & Co.,
1937, 1949.


Мейли А. Структура личности 333

Три аспекта личности

В этом широком смысле термин «личность» включает в себя та­кие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам.

Относительно любого действия всегда можно задать три вопроса, хотя для исследователя особый интерес может представлять ответ лишь на один из них. Можно интересоваться тем, какие инструменты, или механизмы, участвовали в осуществлении действия; можно спросить, как оно разверты­валось, какова его энергетика, динамика — каковы его скорость, регуляр­ность, интенсивность; наконец, можно попытаться выяснить, в чем смысл, каковы происхождение и цель действия. Ответ на первый вопрос связыва­ют со способностями, на второй — с темпераментом и на третий — с моти­вацией. До того как последнее понятие получило широкое распростране­ние, все в личности, что не удавалось объяснить ни способностями, ни темпе­раментом, называлось характером. В настоящее время принято считать, что к сфере темперамента в указанном выше смысле следует относить все, что связано с врожденными предрасположениями, в то время как способности и в еще большей степени мотивация связаны с воздействием внешних со­бытий или, другими словами, с научением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.