Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация как товар






В настоящее время информация рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. С помощью информации потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях.

В настоящее время термин «информация» имеет различные определения.

Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества (Из документов ЮНЕСКО).

Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. трактует термин информация как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством».

Информация – специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы.

Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 51275-99) определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

Информация как вид ресурсов и фактор общественного развития становиться особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара. Информация в качестве экономического ресурса предназначается для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос. Ценность, или полезность, информации заключается в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Классическая теория К.Шеннона рассматривает способность снимать неопределенность ситуации как основное свойство информации. При этом многие виды информации производятся не для обмена, а предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или некоммерческими организациями.

Отнесение информации к категории " товара" юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ.

Товар – это все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Потребительские свойства информации выявляются в процессе отбора, переработки и представлении в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель (предприниматель, инженер, менеджер, руководитель) с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящую перед ним проблему.

Информация как товар характеризуется таким показателем как жизненный цикл. Жизненный цикл товара ( ЖЦТ) представляет собой время его существования на рынке. Фазы ЖЦТ обычно делят на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный, а наиболее технически совершенные товары короткий (2-3 года). Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации.

Информация (информационные ресурсы) характеризуются:

• неисчерпаемостью - по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут;

• сохраняемостью - при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;

• несамостоятельностью - проявляет свою " движущую силу" только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).

На сегодня рынок информации в России многообразен и динамичен. Активно используя самые совершенные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных потребностей.

Информация как предмет труда – это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях.

Информация как средство труда – это совокупность знаний, данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.

Информация как результат труда должна обладать потребительскими свойствами, то есть снижать неопределенность ситуации или риск, в которой оказался субъект. В качестве результата труда информация всегда выступает в закодированном определенным образом виде, то есть в пригодном для потребления виде.

Разделение информации на предмет и средство труда не всегда возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и результат.

Продукция индустрии информации в укрупненном виде может быть подразделена на продукты (вычислительная техника, офисное оборудование, коммуникационное оборудование, программное обеспечение, информационный продукт) и услуги (техническое обслуживание, сопровождение программного обеспечения, обучение и консультации, услуги связи, услуги по обработке данных).

Таким образом, информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.

Предоставление информации связано обычно с предоставлением пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней. Эти услуги называют информационными услугами. Они могут выступать как в овеществлённой (документ, технический носитель), так и в неовеществлённой формах (например, обучение пользователя).

Предоставление информационных продуктов и информационных услуг потребителям называют информационным обслуживанием. Исходная информация подвергается обработке с помощью различных видов информационной технологии. Она собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо в машиночитаемую форму, накапливается, подвергается сортировке, компоновке, математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается на расстояние и предъявляется пользователю в требуемой форме.

Наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, организациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:

• процесс производства информации неотделим от процесса ее потребления;

• имеется возможность многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации;

• информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время не вещественным продуктом;

• при однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с участием выходной информации, а в условиях многократного удовлетворения тех или иных потребностей производства стоимость информации переносится на готовый продукт частями;

• потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.), а значит, ее потребительская стоимость могут изменяться во времени;

• в процессе потребления информация не уничтожается, все ее физические потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования.

В практике обработки информационных данных приняты следующие единицы измерения:

• машинописные страницы, представляющие собой стандартные листы объемом в 1.8 тыс. печатных знаков;

• печатный лист, являющийся типографским термином для измерения объема печатных полиграфических изданий, который соответствует 24-25 машинописным листам или примерно 40000 печатных знаков;

• документострока служит единицей измерения объема подлежащей обработке документации;

• знак — любой, применяемый для отображения информации значок, имеющий отображение на бумаге или на экране, используемый в качестве универсального измерителя объема данных при их подготовке к обработке;

• символ, включающий в себя кроме знаков, имеющих отображение в виде значка, также невидимые специальные символы (конец строки/возврат каретки, начало текста, конец текста);

• байт, являющийся компьютерным эквивалентом знака и символа (комбинация из восьми бит);

• бит представляющий собой один двоичный разряд.

Эти единицы измерения лежат в основе определения объемов информационно-вычислительных услуг, предоставляемых пользователям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.