Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление индустрии информации






Информация заняла существенное место в развитии науки, техники и экономики как во всем мире, так и в России. Стал очевиден факт, что информация характеризует экономический потенциал нации в целом и каждого предприятия в отдельности. Исследования доказывают необходимость для каждой страны иметь свою политику в области научной, технической, экономической информации и информационного обмена.

В 50-е годы стало ясно, что во всех областях деятельности годовые объемы обрабатываемой информации сильно возрастают. Становлением этой сферы экономики можно считать период между окончанием второй мировой войны и началом 60-х годов.

На этом этапе вычислительные ресурсы были сосредоточены в отдельных организациях и использовались в основном для решения инженерных и экономических задач. Предприятия и учреждения не имели в своем распоряжении средств вычислительной техники. К концу 60-х годов наибольший эффект вычислительная техника давала в сфере учета, при расчете заработной платы, а также при выполнении некоторых научно-технических расчетов.

В СССР создавались системы деловой и коммерческой информации. К ним относились отраслевые и территориальные автоматизированные системы управления (АСУ), системы обработки информации в органах статистики и государственного снабжения, которые не могли заполнить информационный вакуум в сфере управления отраслями и предприятиями страны.

Конец 60-х и начало 70-х годов характеризовались значительным ростом затрат на проектирование и разработки ЭВМ, их внедрение в сферу материального производства.

В 80-е годы происходит дальнейшее возрастание объемов вычислительных работ, совершенствование средств вычислительной техники, поиск новых организационных форм её использования.

Были созданы крупные вычислительные центры, обеспечивающие дистанционную обработку данных. Сосредоточение специалистов по автоматизированной обработке данных в крупных вычислительных центрах позволило повысить эффективность их труда. Увеличивалось число вычислительных предприятий, представляющих услуги в области автоматизированной обработки данных.

В 80-е годы нашли применение новые формы децентрализованной обработки информации на базе широкого использования персональных компьютеров (ПК) и сетей ЭВМ на их основе. Появление и массовое использование ПЭВМ в 80-е годы в сочетании с развитием локальных вычислительных и глобальных компьютерных сетей привело к качественному изменению всей сферы информационно-вычислительного обслуживания, а именно:

• произошел переход к массовому использованию возможностей ЭВМ на рабочих местах пользователей;

• возникли мощные службы обмена информацией (электронная почта) на базе глобальных сетей связи;

• появились массовые пользователи информационных компьютерных услуг, что подтолкнуло развитие соответствующих коммерческих структур по удовлетворению самых различных информационных потребностей общества;

• развивались формы финансовых операций с использованием сетей ЭВМ («электронные деньги»);

• стали активно развиваться унифицированные методы хранения и передачи различной информации по каналам связи.

В США и странах Европы в начале 70-х годов зарождается индустрия банков данных. В 80-е года темп роста сектора информационных услуг в Западной Европе и Японии составлял 20-30% в год, а в 1983-1985 гг. 25-35% в год. Доля трудовых ресурсов в информационном секторе в последние годы оценивается в мире в целом в 20-30%, в развитых странах в 50%, а в отдельных странах еще выше (в США — до 50-60%).

Следует отметить, что доля занятых работой с информацией колеблется для разных сфер хозяйства от 40-45% в обрабатывающей промышленности и на транспорте, до 60-70% в торговле и государственных учреждениях, более 90% в сфере финансов, кредита, страхования.

Под воздействием информатизации все сферы общества приобретают гибкость, динамичность. В последние десятилетия в развитых странах осуществляются программы информатизации, способствующие продвижению к информационному обществу. В 2002 году в России была принята и осуществляется Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (со сроком исполнения до 2010 года).

Информатизация – объективная закономерность развития общества, представляющая собой организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования использования информационных ресурсов»i

Глобальной целью информатизации является обеспечение требуемого уровня информированности населения.

Таким образом, современное общество можно назвать информационным. Это означает, что во всех сферах дея­тельности на первый план выходит информация, а значит, и процессы, связанные с ее получением, обработкой и исполь­зованием.

В настоящее время развитие мирового сообщества ха­рактеризуется следующими тенденциями:

1) появление нового вида товара - информации, ин­формационного продукта и услуги;

2) превращение процесса информатизации в базисную основу развития общества;

3) возрастание влияния информационных технологий на динамизм развития общества;

4) оценка экономического потенциала страны уровнем информатизации и внедрением современных информацион­ных технологий;

5) превращение информационной сферы деятельности в основу производства любого продукта и услуги;

6) обеспечение информационной безопасности для перспективных стратегических планов развития организации.

Информация становится определяющим ресурсом для успешной деятельности почти любого предприятия.

Любая информация, необходимая для удовлетворения потребностей субъекта информационного обмена, должна от­вечать следующим требованиям:

1 - полнота, т.е. достаточность имеющейся информации для принятия правильных решений;

2 - достоверность, т.е. отсутствие в полученной инфор­мации искажений, внесенных намеренно или случайно;

3 - своевременность, т.е. получение информации именно в тот момент времени, когда она необходима.

Получение неполной или искаженной информации, а также блокирование доступа к ней могут привести к приня­тию неправильных решений в области управления.

Кроме того, в большинстве случаев информация имеет наибольшую ценность только в силу неизвестности конкурен­там или злоумышленникам. Такая информация называется конфиденциальной или информацией, составляющей коммер­ческую тайну организации. Подобная информация должна быть защищена от утечки (неконтролируемого распростране­ния за пределы круга лиц, имеющих право на работу с данной информацией).

По оценкам западных специалистов, утечка 20 % ин­формации, составляющей коммерческую тайну, в 60 случаях из 100 приводит к банкротству фирмы. Ни одна даже са­мая преуспевающая фирма США не сможет просуществовать более трех суток, если ее конфиденциальная информация ста­нет доступной.

В связи с этим особую значимость приобретает защита информации (ЗИ) или информационная безопасность (ИБ).

ЗИ можно рассматривать с разных позиций: как отрасль народного хозяйства, фунда­ментальную науку, так и прикладную дисциплину.

В настоящее время около 50 % всех рабочих мест в мире поддерживается средствами обработки информации. Дальнейший рост производительности труда и уровня благо­состояния возможен лишь на основе использования новых интеллектуальных средств и человеко-машинных интерфей­сов, ориентированных на прием и обработку больших объе­мов мультимедийной информации (текст, графика, видео­изображение, звук, анимация).

Истории развития человечества известно несколько информационных революций, в результате которых произош­ли качественные изменения в сфере обработки информации и, соответственно, внесены изменения в информационную техноло­гию.

Эти революции способствовали преобразованию об­щественных отношений. Происходил качественный скачок в развитии цивилизации (рис. 1).

1. Первая революция вызвана изобретением письменно­сти (Египет, Месопотамия, IV—III тыс. до н. э.). Это позволи­ло человечеству осуществить передачу знаний от поколений к поколениям. Впервые появилась принципиально новая техно­логия накопления и распространения информации.

2. Вторая революция (середина XV в.) связана с изобре­тением книгопечатания (в Китае — XI в., в Европе — середи­на XV в.). Это существенно повлияло на индустриальное раз­витие и культуру общества, тем самым была заложена основа развития бумажной технологии.

3. Изобретение электричества (конец XIX в.) способство­вало появлению телеграфа, телефона, радио, которые позво­лили оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Этот период связан с третьей информацион­ной революцией, когда, как и прежде, еще не решался вопрос обработки информации.

4. Начало четвертой революции (70-е гг. XX в.) ознаме­новано изобретением микропроцессорной технологии и персонального компьютера и разработкой информационных коммуникаций (систем передачи данных, компьютерных се­тей). Для этого периода характерны три основные инновации:

- переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;

- миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

- создание программно-управляемых устройств и процес­сов.

5. Следующий революционный этап в информационной сфере связан с информатизацией общества, что предполагает создание и развитие такой новой отрасли, как информацион­ная индустрия, которая связана с производством технических средств и использованием технологий для производства но­вых знаний.

ИКТ, Экспертные системы к 2020году заменят человека в процессе принятия решений.

На современном этапе развития человечества важней­шими составляющими информационной индустрии являются все виды информационных технологий, особенно телекомму­никации (дистанционная передача данных на базе компью­терных сетей и современных технических средств связи).

Ряд ученых выделяют характерные черты информаци­онного общества (табл. 1):

- решение проблемы информационного кризиса, т. е. разрешение противоречия между информационной лавиной и информационным голодом;

- обеспечение приоритета информации по сравнению с другими ресурсами;

- информационная экономика как главная форма разви­тия общества;

- охват информационной техникой и технологией всех сфер социальной деятельности человека;

- формирование информационного единства всей чело­веческой цивилизации, где с помощью средств информатики будет реализован свободный доступ каждого человека к ин­формационным ресурсам всей цивилизации;

- реализация гуманистических принципов управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Однако прогнозируются и негативные тенденции:

- большее влияние на общество средств массовой ин­формации;

- влияние информационных технологий на частную жизнь людей и деятельность организаций;

- наличие проблемы отбора качественной и достовер­ной информации в информационном потоке;

- трудность адаптации многих людей к среде инфор­мационного общества.

 

Таблица 1 Характеристики информационного общества

 

Позитивные тенденции Негативные тенденции
Разрешение информационного кризиса. Обеспечение приоритета информационных ресурсов. Информационизация экономики. Формирование инфрасферы. Возможность свободного доступа к информационным ресурсам. И т.п. Возрастание влияния средств массовой информации. Вторжение информационных технологий в частную жизнь. Проблема отбора качественной и достоверной информации. И т.п.

 

Ближе всех на пути к информационному обществу на­ходятся страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию и страны Западной Европы. В этих странах на протяжении нескольких десятилетий одним из направлений государственной полити­ки является направление, связанное с инвестициями и под­держкой инноваций в информационную индустрию, в разви­тие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Так, напри­мер, к началу 80-х гг. в сфере информатизации США было занято уже около 60 % всех работающих, причем этот показа­тель за 30 лет вырос почти в 4 раза. (от 15 - к 60)

Одновременно уменьши­лась численность работников в промышленности и сельском хозяйстве. Однако в информационной сфере стран СНГ заня­то примерно 40 % трудоспособного населения.

Появившиеся новые специальности в США вытесняют старые. Все они зависят от информацион­ного продукта как исходного материала и основного резуль­тата их деятельности.

В настоящее время экономический потенциал страны определяется уровнем информатизации, внедрением новей­ших информационных и программных продуктов, технологий во все сферы деятельности. В большинстве западноевропей­ских стран, США и Японии разработаны стратегические про­граммы информатизации на 10—20 лет.

Отличительной особенностью современного общества является то, что движущей силой его развития становится ин­формационное производство, а, в свою очередь, материаль­ный продукт становится информационно емким за счет уве­личения доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимо­сти.

Таким образом, информация становится четко выра­женным товаром и является эффективным средством опреде­ления экономических, организационных и управленческих взаимоотношений в общественном производстве. Очевидно, что функция защиты информации приобретает для организа­ций все большее значение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.